Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материалистическая парадигма о сущности и природе человека




 

Рассмотрим вначале материалистические представления — I направление. Так как эти взгляды хорошо известны, нет не­обходимости останавливаться на их подробном изложении.

В поисках истины представляется более целесообразным обратить внимание на критический анализ этой позиции, с которым, по известным причинам, большинство советских ученых не было знакомо.

II направление выступает в двух видах — объективного и субъективного идеализма. Духовная субстанция соединяет в единое целое изменяющиеся психические состояния, находит­ся «позади» психической феноменологии.

К I направлению — материализму — примыкает позити­визм, ограничивающий все познание только чувственным опытом. Поскольку материализм часто отождествляют с нау­кой и позитивизмом, то обратим внимание на основные ут­верждения позитивистов и их рефлексивный анализ другими философами. О.Г. Конт, родоначальник позитивизма, считал его результатом общего умственного развития человека. Пред­шествующими стадиями познания, по его мнению, были тео­логическая и абстрактная. «В положительном состоянии чело­веческий ум, признавая невозможность абсолютного знания, перестает искать начала и назначения мира; отказывается по­знавать внутренние причины явлений и занимается исключи­тельно открытием их действительных законов, т.е. их неиз­менных отношений последовательности и подобия, соединяя при этом наблюдение с рассуждением» [91, с. 4]. Т.к. позити­визм предлагает общий и единственный метод для всякого на­учного познания и считает, что естественная наука по самому существу своему может дать всеобщее мировоззрение, то, ес­тественно, это философское направление становится идеоло­гией для научного сознания и тесно с ним соединяется.

С критикой позитивизма выступил B.C. Соловьев в своей работе «Кризис западной философии». Он писал, что образо­вание естественными науками всеобщего мировоззрения воз­можно только в том случае, «если объединение наук будет вместе с тем и общим объединением человеческого сознания. А для этого нужно доказать, что все действительное содержа-

21

 

ние сознания совпадает с содержанием положительной науки, т.е. ограничивается внешними явлениями и их соотношения­ми, все же остальное, находящееся в сознании... вымысел...» [166, с. 125].

Попытка рассматривать религию и философскую метафи­зику на почве внешних явлений, единственно которые и при­знает позитивизм, делает их невидимыми для него. Поэтому в религии и метафизике позитивизм видит только мифологичес­кое или абстрактное объяснение, которые с развитием науки уступают ей место. «Если позитивизм отвергает религию и ме­тафизическую философию, то это единственно вследствие су­щественного своего непонимания их содержания» — делает вывод Вл. Соловьев {166, с. 137].

Принято материализм отождествлять с наукой, поскольку позитивисты чаще всего являются сторонниками материализ­ма. Г.И. Челпанов, критикуя его, доказывает, что это учение не научное, а метафизическое.

«Если метафизика то, что недоступно нашему непосред­ственному восприятию, то материальные атомы тоже никто непосредственно ни видел, ни исследовал. До сих пор это ос­тается только научной абстракцией. Мы предположили их су­ществование, потому что эта абстракция помогает нам понять мир. Материалист делает то же самое, что и спиритуалист:

признает существование атомов позади или вне материальных явлений, невидимую силу притяжения» [204]. Таким обра­зом, материализм также оказывается одной из разновиднос­тей метафизических теорий. Хотя этот вывод и был сделан Г.И. Челпановым в 1974 г., принципиально он остается вер­ным и в 2000 г.

С точки зрения материалистов, психика (а дух отождеств­ляется ими с психикой) является продуктом «высокооргани­зованной» материи, ее «свойством». Психические явления связаны с мозгом по самому своему происхождению; психи­ческие явления возникают и существуют как деятельность мозга.

Гносеологическая проблема решается в материалистической парадигме следующим образом. Психическая деятельность — это деятельность мозга, являющаяся вместе с тем отражением, по­знанием мира; одни и те же психические явления всегда выступа­ют и в том и в другом качестве.

Серьезной критике материалистический взгляд на природу психических явлений как процессов отражения объективной ре­альности подверг Г.И. Челпанов в своей работе «Мозг и душа» [20.4].

Утверждения реализма о том, что свойства предмета суще­ствуют объективно, наши представления — только копии этих свойств; наш ум — зеркало, в котором отражаются вещи, — Чел­панов назвал наивными. Он привел аргументы о несостоятельнос­ти материализма с точки зрения происхождения, закона сохране­ния энергии, причинности.

Взяв за аксиому постулат Декарта о протяженности мате­рии как ее сущностном свойстве и о способности к мышлению только духовной субстанции, Г.И. Челпанов говорил, что «протя­женное» — мозг — не может стать источником непротяженно­го — мысли.

Допустить утверждение, по его мнению, что «материя мыс­лит», можно только в том случае, если признать, что атом изна­чально имеет сознание. Мысль есть сама по себе реальность, а «свойство» есть лишь форма нашего восприятия, «свойство» от­крывается мыслью, поэтому сама мысль не может быть свой­ством (материи). Иначе получается, что свойство открывается «свойством».

Допустить, что материя сама по себе мыслит, это значит связать материальное с нематериальным, непротяженное с про­тяженным.

Г.И. Челпанов указывает на то, что утверждение материали­стов о том, что «психическое есть движение вещества», якобы, имеющее научные доказательства, является ошибочным [204]. Ошибка эта, по его мнению, обусловлена неправильным употребле­нием слов. Никто не скажет, что акты воли, желания, веры изме­ряются пространственно. Мысль или идея могут относиться к протяженным величинам, но нельзя говорить о протяжении их са­мих. Физиологи, как правило, отождествляют нервный процесс, происходящий в мозгу, с психическим процессом и переносят при этом характеристику движения физического, нервного процесса на психическое явление, сопровождающее этот процесс. Употребление выражений «ощущение продвигается, проникает в корковую зону» вместо точного и правильного «раздражение распространяется по нервному волокну и достигает зоны в коре» — приводит к подмене понятий, и в результате — к переносу свойств мозгового физичес­кого процесса на принципиально иной, психический процесс.

Материалисты, говоря о психических процессах, фактически всегда думают о физиологических, и это грубое отождествление одной реальности с другой, невидение, а отсюда и непонимание их разницы, сопровождается часто агрессивной защитой своей ошибочной позиции. Даже в конце XX в. находятся ученые, которые утверждают, что, измерив электрический потенциал некоего нейронного ансамбля, они могут «прочитать» мысль испытуемого. Т.к. мысль не имеет ничего общего с пространством, то нельзя и сказать, что она есть движение вещества или определенное физи­ческое состояние вещества.

С точки зрения материалистов, психическая деятельность есть деятельность мозга, взаимодействующего с внешним Миром. Мозг — орган психической деятельности, источником ее является мир, воздействующий на мозг. Подробно анализируя воздействия на человека источников внешней среды и возникновение порождае­мых ими ощущений, Г.И.Челпанов показал несостоятельность те­ории наивного реализма, рассматривая звук и свет, простран­ство, время под разными углами зрений: физическим, физиологи­ческим и психологическим.

Так, с точки зрения физической, и звук и свет представляют собой колебания внешней среды, с точки зрения физиологической — это физико-химические процессы в рецепторах и зонах мозга; с точки зрения психологической — это высота, тембр слухового ощущения или форма, цвет зрительного ощущения.

Ощущение и восприятие цвета как психический феномен не тождественны электромагнитному колебанию определенной час­тоты как физическому феномену — это разные реальности, не сводимые и не подменяющие одна другую.

Об этом же в 1974 г. говорил и Л.М. Веккер: «...загадочная эмпирическая особенность всех психических процессов... феноме­нологически характеризуется тем, что психические процессы не­доступны прямому чувственному наблюдению. Своему носителю — субъекту психический процесс открывает свойства объекта, ос­тавляя совершенно скрытыми изменения в субстрате, составляю­щие механизм этого процесса....Изменения в субстрате...откры­ты для стороннего наблюдателя, но не раскрывают перед ним ха­рактеристик психического процесса другого (наблюдаемого — Л.Ш.) человека» [38, с. 15].

Звук и свет не существуют объективно: «Объективно» суще­ствуют только колебания внешней среды.

Нужно ухо, чтобы существовал звук.

Нужен глаз, чтобы солнце могло светить.

И нужен кто-то, кто бы осознал (воспринял) физико-хими­ческий процесс в анализаторе как цвет или звук.

Осознание того, что процесс, происходящий в субстрате, скрыт для носителя этого процесса, а результат этого процесса выступает для субъекта как внешний по отношению к нему объект — побуждает ученых отнести «чудо психического» к 1-й из 7 мировых загадок (Дюбуа-Раймон).

Даже К. Маркс признавал психическое тайной и загадкой, когда говорил, что непонятно почему световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздра­жение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне нас. И Ленин предостерегал от смешения идеа­лизма с материализмом, хорошо понимая «специфику» психичес­кой феноменологии: «Что мысль и материя «действительны», т.е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — зна­чит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализ­мом» [100, с. 2577.

Советские философы отстаивали тезис об идеальности пси­хического. Но «психическое» выступало у них как «свойство неко­торого класса физиологических процессов мозга», как «субъектив­ное выражение соответствующих нейродинамических комплексов» [61], как «соотношение высшего и низшего, простого и сложного» [129], как «мозговой функциональный орган» [101]. Такие пред­ставления не решали «загадку», также как и определение психики как «системного» свойства.

Другой аргумент Г.И. Челпапова против сведения психического к материальным явлениям дает рассмотрение действия закона со--хранения энергии. Закон сохранения энергии, установленный в ес­тествознании, утверждает, что физическая энергия может пре­вращаться только в физическую же (потенциальную, кинетичес­кую) и ни во что другое.

Т.к. сознание не есть ни кинетическая, ни потенциальная энергия, то движение материальных частиц мозга не может пре­вратиться в сознание или психический процесс. Следовательно, утверждение, что движение в мозгу частиц есть причина мыс­ли — ложно.

В противном случае надо признать ложность закона сохране­ния энергии.

Об этом же писал и В. Вундт в «Основаниях физиологической психологии» в 1886 г. — «закон сохранения энергии нарушался бы всякий раз, когда телесная причина производила бы духовное дей­ствие». Р. Майер, открывший закон сохранения энергии, не позво­лял применять его к духовным явлениям.

По мнению психологов-материалистов, психические явления возникают именно тогда, когда в ходе рефлекторной деятельнос­ти мозга появляются ощущения, и отраженный в них раздражи­тель выступает в качестве объекта. Именно с этим связан «ска­чок», переход к психическим явлениям.Физиологическое таким об­разом выступает как «причина» психического.

Утверждение рефлекторности психической деятельности оз­начает характеристику способа ее детерминации — извне. Вне­шняя детерминация признается материалистами единственным источником психического. Г.И. Челпанов по этому поводу пишет: «Причинная связь между физическим и психическим была бы дока­зана, если бы можно было зафиксировать промежуток времени между окончанием физического процесса и началом психического. Но такие экспериментальные факты отсутствуют» [204]. Надо добавить, что они отсутствуют и в настоящее время — в 2000 г.

Утверждая рефлекторный характер психических явлений, ма­териалисты часто отождествляют психическое со «средним» зве­ном рефлекса: физиологический процесс, начавшись в рецепторе и достигнув центральной зоны, «превращается» там в психический образ, а затем психический процесс «превращаясь» опять в физио­логический, распространяется по нервному волокну эфферектора и выражается во внешнем (физическом) действии. По этому по­воду физиолог Терпига пишет: «Физический процесс не может, достигши известной части мозга, внезапно превратиться в нечто невещественное, чтобы по прошествии некоторого времени, или в другой части мозга снова возникнуть в форме вещественного про­цесса» [цит. по 204].

В мозге нет прерывности, анатомически неизвестно, чтобы где-нибудь нервная система прерывалась. Те, кто допускает пре­вращение нервного движения в сознание, видят это таким обра­зом, что, якобы, в известном пункте нервная деятельность пре­кращается и вслед за этим прекращением наступает психическая деятельность. Утверждение, что физическое — причина психи­ческого,-ему предшествующая, не имеет экспериментальных дока­зательств.

По мнению Дюбуа-Раймона — психические процессы стоят вне закона физической причинности. Рефлекторное (физиологи­ческое) описание элементарного действия (например, оглядывание на окрик по имени) и психологическое описание не совпадают. Следовательно, корректно говорить только об одновременности протекания физических и психических процессов.

«Сказать, что в мире существует только материя, нельзя, следует признать, что есть еще нечто, что дает начало психи­ческим явлениям...Реальна не только материя, но реально и пси­хическое....Если нет причинной связи между физическим и психи­ческим, то значит, для психического есть другие источники», — пишет Г.И. Челпанов [204, с. 132]. По его мнению, корректно только сказать: физические изменения в мозгу вызывают психи­ческие процессы, но нельзя сказать — порождают, «превращают­ся».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 232 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2265 - | 2088 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.