Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Технология коррекционной работы с аутичными детьми.




Технология коррекционной работы с аутичными детьми включает работу по следующим направлениям:

· коррекция эмоциональной сферы;

· коррекция психического развития;

· осуществление здоровьесберегающего обучения.

В процессе коррекции эмоциональной сферы учитывается, что эмоциональные процессы в норме являются той сферой психического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Главное развитие эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения, что является основной характеристикой перехода от преддошкольного к дошкольному возрасту.

У детей с аутизмом наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы, в основе которого лежит выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояния тревоги, боязни окружающего [В.В. Лебединский, (1990); О.С. Никольская (1997)]. Детям присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, избегание взгляда глаза в глаза, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Основной проблемой для взрослых становится трудность организации положительной коммуникации с таким ребенком, поскольку он проявляет повышенную “эмоциональную холодность”. Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка, поэтому в работе нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст, который может быть значительно меньше реального, биологического. Ребенок с аутизмом не может произвольно управлять своими эмоциями. У него отсутствует адекватное реагирование в различных (стрессовых) ситуациях в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих по их «выразительным движениям» [С.Л.Рубинштейн]: мимике – выразительным движениям лица; пантомимике – выразительным движениям всего тела и «вокальной мимике» – выражениям эмоций в интонации и тембре голоса. У ребенка с трудом возникают (либо не возникают вовсе) высшие чувства – сочувствие, сопереживание, сострадание, в то время, как «через отношение к другим людям формируются и специфические человеческие чувства к самому себе, как личности» [С.Л. Рубинштейн]. На преодоление этих проблем и направлена коррекционная работа по развитию эмоционально - аффективной сферы.

Ребенок обследуется и по результатам обследования составляется индивидуальная программа коррекции эмоциональной сферы ребенка, в которой педагогом решаются следующие задачи:

установление положительного эмоционального контакта;

преодоление негативных реакций;

выработка положительной эмоциональной реакции на занятие;

коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникации посредством игры;

обучение ребенка “языку чувств” включает несколько этапов:

1-й этап — обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других — людей и животных;

2-й этап — обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;

3-й этап — обучение поведенческой этике на эмоциональной основе;

4-й этап — обучение умению анализировать собственные эмоции.

На основе развития воображения осуществляется обучение ребенка правильному эмоциональному восприятию литературных произведений: сказок, стихов, рассказов и т.д.

В процессе коррекции эмоциональной сферы ребенок учится определять и понимать природу происхождения эмоций, чем они вызваны, под влиянием чего меняются. Научившись замечать перемены в эмоциональном состоянии других людей и правильно расшифровывать их выразительные проявления, ребенок научается и адекватно на них реагировать. Работая над развитием эмоциональной сферы можно воздействовать и изменять в лучшую сторону жизненно важные для ребенка отношения с окружающими, углублять и расширять контакты с внешним миром.

Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционального развития ребенка лежит через искусство: художественную литературу, музыку, изобразительное искусство. С этой целью в работе над эмоциями можно использовать стихотворения, сказки, рассказы. Можно применять и различные иллюстрации к ситуациям из жизни людей, животных, явлений природы, что позволяет расширять представления ребенка о разнообразии окружающего мира. Предлагаются также разнообразные упражнения, игры, этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи.

Предлагаем к рассмотрению некоторые задания, направленные на развитие эмоциональной сферы. Эти задания можно использовать на занятии в качестве минутки отдыха, или в свободное время. В течение дня рекомендуется применять по одному заданию из каждой группы, чтобы дети не перегружались и сохраняли интерес к предлагаемым упражнениям. Задания служат ориентиром, примерным образцом для дальнейшей работы. Их можно дополнять, расширять и видоизменять, в зависимости от индивидуальных потребностей учащихся

Радость

 «Театр»

Пособие: материал для изготовления масок: белая бумага, краски, кисточки или набор цветной бумаги, ножницы, клей, веревочки для завязок.

Играющие: минимум двое участников.

На бумаге рисуют или приклеивают разноцветные маски (взрослый работает вместе с ребенком). Каждый участник примеряет себе любую маску и изображает эмоцию, зафиксированную на маске. Используются следующие маски: грустные – Пьеро, ослик Иа и т.д.; радостные – веселая девочка, зайка и т.д. (знакомые ребенку герои). Затем маски снимаются, все берутся за руки, улыбаются, весело двигаются, танцуют.

Печаль

Quot;Остров плакс".

Играющие: один ведущий и минимум двое участников.

 Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают плакать. При этом головы играющих детей должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – (3 – 5 минут). Благодаря этому упражнению происходит также насыщение крови кислородом.

Злость

1.«Сражение»

Пособие: маленькие подушечки, наполненные ватином, синтепоном, которые могут изготовить родители или сами дети.

Играющие (минимум): один взрослый и один ребенок.

Взрослый начинает, тем самым как бы давая разрешение на подобные действия, снимает запрет на агрессию.

Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи «Ура!», «Победа!», стараясь попасть по нижним частям тела.

2. «Бокс»

Пособие: подушки (сшитые так же).

Каждому ребенку дают мягкую подушку. Он должен, усердно боксировать по ней руками и хорошенько ее побить. Ребенка хвалят: «Молодец!»

3. «Прогоняем злость»

Играющие дети стоят по кругу с достаточным расстоянием, чтобы не задеть друг друга. Они начинают боксировать в воздухе с невидимым противником, не попадая по соседу. Дети громко кричат: «Злость, уходи!». Упражнение продолжается 3 минуты. Затем, по команде взрослого, дети закрывают глаза, расслабляют руки, отдыхают. Взрослый заканчивает игру словами: «Вся злость ушла!».

Страх

1. «Ванька - Встанька»

Играющие (минимум): один взрослый и один ребенок

Ребенок приседает, наклоняет голову к коленям. Ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Взрослый становится позади, кладет руки на плечи сидящему ребенку, начинает медленно и плавно раскачивать его (назад и вперед), как Ваньку - Встаньку. Продолжительность упражнения индивидуальна

2. «Храбрец»

Пособие: бумага, ножницы, карандаши.

Взрослый предлагает ребенку сообща нарисовать то, что его пугает. Если ребенок самостоятельно не рисует, то рисует взрослый, а ребенок помогает и дорисовывает какие – либо детали (что он умеет). Затем взрослый предлагает ребенку ножницами разрезать свой «страх» на мелкие кусочки и помогает сделать это.

Когда страх «рассыплется», взрослый показывает ребенку, что теперь его собрать уже невозможно. Потом кусочки рисунка они, вместе с ребенком, заворачивают в лист бумаги и выбрасывают в мусорное ведро. Теперь бояться нечего!

3. «Дерево»

Взрослый предлагает ребенку игру: «Сильно надави пятками на пол, сожми кулачки. Ты — большое и крепкое дерево, ты – сильный и смелый!»

4. «Сдержанность»

В состоянии, когда ребенок взволнован, хочет ударить, что-то бросить, взрослый предлагает успокоиться: «Обними себя сильно руками и постой немного. Молодец, ты успокоился!»Для выражения эмоциональных состояний можно использовать различные этюды, при этом взрослый не читает содержание этюда детям, а эмоционально пересказывает предложенную ситуацию и предлагает им поочередно изобразить ее, подсказывая характерные выразительные движения.

Интерес

1. «Жучка принюхивается»

Ситуация: Собака Жучка увидела косточку и застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились. Жучка с интересом смотрит на косточку и принюхивается.

2. «Машенька прислушивается»

Ситуация: Машенька (из сказки «Три медведя») уснула на кроватке маленького медвежонка. В это время домой вернулись медведи. Машенька проснулась и прислушивается, о чем они говорят.

3. «Бабочка»

Ситуация: Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большую красивую бабочку. Только протянула руки, чтобы прикрыть ее ладошками, а она крылышками замахала и улетела.

Печаль

1. «До встречи!»

Ситуация: От вокзала отходит поезд, на котором бабушка уезжает в деревню. Девочка с мамой и папой провожают ее. Они машут ей поднятыми руками «До свидания! До встречи!».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 324 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2452 - | 2334 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.