Лекции.Орг


Поиск:




Календарное ( на каждое занятие).




Музыкальный руководитель может вести перспективное планирование, в нем может отражаться:

- виды музыкальной деятельности;

- задачи воспитания и обучения из Программы;

- музыкальный репертуар;

- даты проведения занятия.

 

Малоопытный музыкальный руководитель должен вести календарный план, с полным отражением содержания своих действий.

В календарном плане записывается:

- последовательность разучивания материала;

- программные требования по каждому виду деятельности;

- некоторые методические приемы.

 

Чтобы правильно написать календарный план, нужно уметь пользоваться Программой.

Вопросы

1.Общая характеристика видов музыкальных занятий.

2.Индивидуальные музыкальные занятия и занятия с подгруппой дошколь­ников.

3.Классификация фронтальных занятий. Типовые занятия, вариативность их структуры.

4.Доминантные занятия.

5.Тематические музыкальные занятия.

6.Комплексные занятия.

7. Обсуждение конспектов занятий, составленных студентами.
Литература

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музы­кальные занятия в детском саду. — М., 1984.

*Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983. — С. 28, 29, 157-168.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Корой Е.Ф. Анализ различных типов занятий музыкой в методической литерату­ре // Формирование системы эстетического воспитания / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1983.

Корой Е. Ф. Музыкальное воспитание детей шестилетнего возраста. — Кишинев, 1986.

Петрова В. Музыкальные занятия //Дошк. воспитание. — 1994. — № 9. — С. 116. Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 154-168.

 

Дополнительная литература

Архипова Е. Конспекты музыкально-тематических занятий // Дошк. воспита­ние. - 1996. -№ 5. - С. 114.

Вайнфельд О. Петр Ильич Чайковский и его музыка (цикл комплексных заня­тий для детей старшего дошкольного возраста) // Дошк. воспитание. — 1998. — № 4. — С. 144.

Варанкина Н. Доминантное занятие по обучению детей восприятию м\ ки //Дошк. воспитание. — 1995. — № 5. — С. 121.

Космачева Т. Развитие творческих способностей (примерный конспект до

нантного занятия в подготовительной группе) // Дошк. воспитание. — 1993. — № 6 С. 90.

Папкова Р. Тематическое занятие, посвященное творчеству П.И.Чайковского // Дошк. воспитание. — 1990. — № 2. — С. 120.

Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные. — М., 1995.

Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

Рогальская Л. Нетрадиционные формы работы — комплексные занятия Дошк. воспитание. — 1995. — № 2. — С. ПО.

Тютюнникова Т., Боровик Т. Весновкин прибаутничек (тематичес! занятие по принципам К.Орфа) //Дошк. воспитание. — 1998. — № 4. — С. 135.

 

Задания

1. Проанализировать и подготовить аннотации на конспекты тематических
доминантных и комплексных музыкальных занятий (см. список дополните;

ной литературы).

2.Составить план-конспект фронтального типового занятия с детьми 5-года жизни. Предложить варианты изменения его структуры.

3.Разработать конспект тематического занятия: собственно-тематического музыкально-тематического (^), сюжетного (по выбору) — для детей старшего дошкольного возраста. Подготовить наглядный материал.

4.М. Разработать конспект доминантного занятия:

фронтального с преобладанием одного из видов музыкальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста; индивидуального (с подгруппой детей) с целью развития одной из музыкальных способностей для старших дошкольников.

Тема: Формы организации музыкально-эстетического воспитания детей. Музыка в повседневной жизни детей.

1. Роль музыки в повседневной жизни детей в ДУ.

2. Помощь музыкального руководителя воспитателю групп в организации музыкальной деятельности на занятиях, играх, прогулке.

1. Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного его развития.

Принято выделять 4 формы организации музыкальной деятельности:

1. Музыкальные занятия;

2. Самостоятельная музыкальная деятельность;

3. Музыка в повседневной жизни детей (включая музыку в семье);

4. Музыка на праздниках.

 

Музыкальные занятия: - являются основной формой учебной деятельности

                                         в детском саду. Процесс осуществляется путем прямого обучения музыкальным руководителем, включая все методы и приемы.

 

Самостоятельная музыкальная это инициатива самого ребенка, его

деятельность -                                   потребность в музицировании, которая                            

                                                   всячески поощряется со стороны педагога. Это показатель высокого уровня музыкального развития детей, характеризующиеся определенными знаниями, умениями и навыками. Т.е. ребенок применяет накопленный опыт по своим интересам и желаниям.

 

Музыка в повседневной      В повседневной жизни форма музыкального

жизни -                                     воспитания предусматривает 2 вида

                                                   руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя: прямая    и    косвенная. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию детей и взрослого.

Но при этом взрослые должны создать благоприятные условия для полноценного развития ребенка. А именно:

1. Грамотно подобрать музыкальный репертуар.

2. Предоставить детям музыкальные игрушки и пособия и научить ими пользоваться.

3. Приучать детей к самостоятельной музыкальной деятельности и побуждать их к самообразованию.

 

 

Музыка на праздниках - Музыка, подобранная к утренней гимнастике,

                                           развлечению, празднику, как правило, подбирается педагогом. При этом он должен учитывать возможности, интересы, пристрастия детей. Следует отметить, что к важным средствам

развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получат во время игр, просмотра телепередач.

 

ВЫВОД:

1. Характер музыки в повседневной жизни должен быть эмоционально насыщенным, в котором преобладает добро, бодрое настроение, положительно влияет на музыкальное развитие детей.

2. Руководство педагога (особенно в старшем дошкольном возрасте) должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей. При этом педагог использует различные приемы и методы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

2.  Организация музыкальной деятельности детей в повседневной жизни требует педагогического сотрудничества между воспитателем и музыкальным руководителем.

В силу того, что воспитатель не может более профессионально подобрать музыкальный материал для гимнастики, тематического занятия, физкультурного праздника, ему в этом помогает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель на музыкальных занятиях может выучить песню, музыкальную игру или танец для занятия в группе. Например: «Песенка о цифрах» - для занятия по математике, «Физкульт-минутка» - для физкультурного занятия, «Танец птиц» - для занятия по экологии и т.д.

На прогулке музыкальный руководитель может ввести разнообразие в досуг ребенка. Присутствие песни, танца на улице всегда доставит радость и принесет хорошее настроение.

 

ВЫВОД: Работа, сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем должны быть непрерывными. Именно взаимопомощь поможет реализации поставленных педагогических задач для всестороннего развития личности.

 

 

Тема: Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

1. Источники самостоятельной музыкальной деятельности.

2. Виды самостоятельной музыкальной деятельности.

1. Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе детей. Главным источником возникновения самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкальные занятия. На них дети разучивают музыкальный репертуар по пению, ритмике, игре на ДМИ. Знания, которые дети получили на музыкальных занятиях, и будут проявляться в самостоятельной музыкальной деятельности.

   Следующим источником являются праздники и забавы, из которых в самостоятельной музыкальной деятельности берутся те музыкальные произведения, которые очень нравятся детям.

   И последним источником самостоятельной музыкальной деятельности являются телевидение, пение, чтение стихов, слушание музыки.

   Для возникновения самостоятельной музыкальной деятельности в каждой группе должен быть музыкальный уголок с необходимым набором игрушек, ноты, альбомы с рисунками по пению и слушанию музыки, шапочки для персонажей, набор музыкально-дидактических игр, магнитофон или проигрыватель, детские музыкальные инструменты.

 

2. Существуют следующие виды самостоятельной музыкальной деятельности:

 

2. Сюжетно-ролевая игра, в которую входят музыкальные игры, танцы, песни, музыкальные занятия (игра в концерт, музыкальное занятие).

3. Музыкально-дидактические игры носят самообучающий характер, проявляясь в форме самостоятельного музицирования или подражания игре на музыкальных инструментах.

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

5. Слушание музыки – восприятие музыки в самых необычных условиях: перевоплощение в слушателей на воображаемом концерте и т.д.

 


Тема: Музыкально-образовательная деятельность.

1. Значение музыкально-образовательной деятельности в музыкальном воспитании детей.

2. Методы и приемы формирования знаний о музыке.

1. В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности

     Дл я развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания:

 

Развитие ладового чувства  предполагает знание того, что содержанием являются чувства, настроение, их смена, средства музыкальной выразительности (динамика, мелодика, интонация), создают определенный образ, что музыкальную форму определяет смена эмоциональной окраски музыки.

 

Для формирования музыкально-слуховых представлений  важны знания о том, что звуки движутся вверх или вниз, повторяются на одной ноте.

 

Развитие чувства ритма  нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – короткие или длинные, и что их чередование влияет на характер музыки.

Каждый вид музыкальной деятельности также требует определенных знаний.

 

Слушание музыки. Для развития восприятия нужны знания общего плана (о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах). Дети понимают затем по каким признакам можно сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения, какими терминами нужно пользоваться при этом.

 

Исполнительство. Нужны специальные знания о способах и приемах исполнительства, средствах исполнительства. Обучаясь пению, дети приобретают знания для овладения певческими навыками (дыхание, дикция, интонация, певческая установка).

В музыкально-ритмической деятельности дети осваивают движения и их способы исполнения, что также требует специальных знаний: слитности характера музыки и движений и его зависимости от средств музыкальной выразительности (темп, акцент, динамика).

В  игре на ДМИ дети получают определенные знания о тембрах, способах и приемах игры на разных инструментах. Дети также учатся элементарной теории музыки.

 

 

3. Все педагогические методы (наглядный, слуховой, практический) применимы в музыкально-образовательной деятельности.

Наглядно-слуховой – всегда сопровождает рассказ педагога о музыке. Все знания даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее.

 

Наглядно-зрительный метод – опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний: это показ репродукций, цветных карточек – настроений и т.д.

 

Словесный метод – применяется при объяснении материала, пояснения содержания, овладения определенными навыками.

 

Практический метод -  педагог рассказывает детям о способах действий, необходимых в исполнительской и творческой деятельности с последующим практическим закреплением.

 

Практические приемы -  оркестровка, передача характера в движениях позволяет глубже прочувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности.

 

В музыкально-образовательной деятельности ярко проявляется взаимосвязь методов обучения. Важную роль в осуществлении музыкальной образованности играют музыкально-дидактические игры. Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно, начиная с раннего дошкольного возраста. Вначале дети не употребляют их в речи, а учатся их понимать. В дальнейшем, некоторые термины входят в активный словарь детей.

 

 

Примерный словарь музыкальных терминов,

рекомендованный для работы с детьми:

1. «Словарь эмоций» (см. тему «слушание музыки»)

2. Музыкальные жанры, виды музыки:

· песня (колыбельная, плясовая, канон, частушка)

· танец (вальс, полонез, менуэт, хоровод)

· марш (праздничный, спортивный, шуточный)

· опера, балет, симфония, концерт, трио, романс, серенада

· вокальная и инструментальная музыка

· народная музыка

· программная и не программная

3. Средства музыкальной выразительности:

· мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная)

· ритм (равномерный, прерывистый, отчетливый)

· акцент (сильный, слабый)

· гармония (светлая, темная, резвая, напряженная)

· интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, ласковая)

· лад (мажор, минор)

· темп (быстрый, медленный)

· динамика (тихо, громко, усиливая)

· регистр (низкий, высокий, средний)

· тембр (окраска звука – светлая, темная)

4. Музыкальная форма:

· одночастная, двухчастная, трехчастная

· куплетная (куплет, запев, припев, вступление)

· вариации

5. Музыкальные инструменты:

А) Инструменты симфонического оркестра:

· духовые деревянные инструменты (флейта, фагот, кларнет)

· духовые медные (труба, туба, валторна)

· ударные (литавры, барабан, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты)

· струнные (скрипки, виолончель, альт)

Б) Инструменты народные:

· гусли, домбра, балалайка, свирель, гармонь, баян, трещотка, ложки и т.д.)

В) Инструменты клавишные

· клависин, рояль

· орган

6. Музыкальные профессии:

· композитор, дирижер, пианист, солист, музыкант

· оркестр, ансамбль, хор

7. Характер исполнения, приемы:

· стаккато, легато, глиссандо

· отрывисто, плавно, отчетливо, протяжно

8. Общие музыкальные термины:

· Нота, звук (высота, длительность), бас, аккорд, тема, аккомпанемент, мотив, часть, фраза и т.д.)

 

 

Вопросы

1.Содержание музыкально-образовательной деятельности в детском сад>

2.Роль знаний о музыке в музыкальном развитии дошкольников.

3. Знание о музыке как средство формирования познавательных интере

детей.

4.Методы и приемы формирования знаний о музыке.

5.Анализ музыкально-дидактических игр и музыкальных пособий, используемых в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного
возраста.

 

Литература

* Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М, 1983. — С. 123-125.

•Ветлугина НА. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 133—13 Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.

Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. — М., 1

М и х е е в а Л.М. Музыкальный словарь в рассказах. — М., 1988.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998 С. 139-146.

Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1. — С. 3-'Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. —,

1984.

 

Дополнительная литература

Гульянц Е. Музыкальная азбука для детей. — М., 1997.
Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и многое другое. — М., 1976.
Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. — М., Ь.
Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

 

Задания

1. Подготовить реферативное сообщение по статьям из опыта рабо!
О.Котовой «Встречи в музыкальной гостиной» (Дошк. воспитание. — 1996.
№ 11. — С. 102) и «Королевство скрипичного ключа (тематическое заня

по ознакомлению детей с нотной грамотой)» (Дошк. воспитание. — 1995.
№ 10. - С. 35-43).

2. Написать аннотацию на музыкальное пособие Н.А.Ветлугиной «Музы­кальный букварь» (М., 1989).

3. Подобрать музыкально-дидактические игры для детей 4—5 лет, направ­ленные на формирование знаний о музыке. Подготовить наглядный материал.

4. Разработать кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, загадки и т.п. для детей старшего дошкольного возраста.

 

Тема: Виды развлечений.

1. Музыкальные развлечения. Общая характеристика.

2. Требования к музыкальному репертуару. Роль музыки и качество ее исполнения.

3. Методика проведения развлечений и забав.

1. Развлечения – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада.

Их цели:

· Доставить детям радость и удовольствие;

· Обогатить детей музыкальными впечатлениями;

· Пробудить их творческую активность.

Большинство детских развлечений связаны с разнообразными видами искусств: изобразительным, литературным и т.д.

Содержание детских забав отражаться в темах, которые берутся из жизни. Это содержание влияет на форму забавы: это музыкально-литературные композиция музыкальной игры и забавы, театры кукол, игры-драматургии, инсценировки сказок.

В практике ДУ встречаются развлечения, организуемые взрослыми (музыкальные руководители, руководители и др.). Роли в них распределяют по-разному: в одних случаях исполнителями бывают только взрослые, в других – дети дошкольного возраста одой или разных возрастных групп. Возможно и совместное участие взрослых и детей. Особенно ценными для музыкального развития являются развлечения, которые закрепляют и улучшают музыкальные впечатления, полученные на занятии.

2.Музыка на развлечениях используется по-разному:

1. Когда она составляет основное содержание забавы (музыкальная игра, сказка, хоровод).

2. Когда является фоном, это значит используется частично (театр кукол, музыкально-ритмические композиции).

Соответственно этому избираются музыкальные произведения, которые знакомы детям. Не рекомендуется часто использовать новую музыку, т.к. знакомые мелодии вызывают у детей эмоциональный подъем (в обычных ситуациях).

Требования к музыкальному репертуару:

1. Музыка должна соответствовать теме развлечения.

2. Музыка должна быть доступна детям для ее исполнения и понимания.

3. Музыкальные произведения должны быть яркими, с простыми легко запоминающимися мелодиями.

4. Музыку можно использовать в аудиозаписи.

 

3. Во время подготовки воспитатель и музыкальны руководитель помогают детям разучить музыкальный и литературный материал, чтобы дети свободно себя чувствовали на забавах. Разучивать инсценировки можно как на музыкальных занятиях, так и повседневной жизни. Выученный музыкальный материал можно сначала применить на развлечении, а затем - на утреннике, или наоборот.

К организации развлечение предъявляются следующие требования:

v Занимательность содержания, новизна его элементов.

v Доступность литературного и музыкального материала и разнообразие формы ее проведения с учетом возрастных особенностей.

v Направленность на развитие активности, воображения, инициативы в творчестве детей.

v Соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей (от 10-15 до 20-30 мин.)

Проведение развлечений требует предварительной подготовки. Сначала пишется сценарий, в который заложена основная тема, которая в свою очередь раскрывается во множестве эпизодов.

Детские забавы похожи на утренники, но не требуют такой большой подготовки, т.к. основаны на знакомом музыкальном репертуаре.

Детские забавы проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки.

Даже если отличаются между собой по тематике, они имеют определенные общие черты. Например:

КОНЦЕРТЫ - это объединение разных по стилю и жанру произведений, где номера объединены между собой. Особое место в этом играет литературный материал, ТСО, звук и спецэффекты.

ИНСЦЕНИРОВКИ,                    -это наиболее знакомые и любимы формы

ИГРЫ-ФРАГМЕНТИЗАЦИИ, забав. Дети с удовольствием исполняют

ТЕАТРЫ                                       роли персонажей.

ВЫВОД: Развлечения – это особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольников, которая помогает сделать жизнь детей более радостней и интересней.

 

Тема: Музыка и физкультура.

1. Значение и структура утренней гимнастики.

2. Музыка на гимнастике.

1. Физическое воспитание  предусматривает охрану и укрепление здоровья, усовершенствование функций детского организма, его полноценного развития.

Физические упражнения проводятся под музыку в ДУ на утренней гимнастике, физкультминутке, физических занятиях. Если первые две формы относятся к повседневной жизни детского сада, то физические занятия – это основная форма обучения физическим упражнениям – не входят в нее.

На 1- ый план выступают задачи физического воспитания:

· охрана и укрепление здоровья;

· развитие физических качеств личности;

· формирование двигательных навыков;

· становление волевых качеств личности.

Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику и физические занятия, повышают качество выполнения упражнений.

 

2. Каждый вид физического упражнения требует тщательного подбора музыкального репертуара. Необходимо помнить, что ведущая роль относиться движениям, и характер музыки должен им соответствовать. Репертуар может быть самым разнообразным: народная, классическая и современная музыка.

Из всех физических упражнений, выполняемых под музыку, наиболее целесообразны:

1. основные движения (ходьба, бег, поскоки);

2. общеразвивающие упражнения (ОРУ) и  строевые;

3. подвижные игры.

Например:

- Для ходьбы в различных построениях следует играть МАРШ четкого, бодрого характера.

- Для ходьбы на носках или пятках можно играть фрагменты МАРША на октаву выше или ниже.

- Бег, поскоки требуют музыку стремительного, задорного характера (ПОЛЬКА).

- Для прыжков – поскоков рекомендуется подобрать музыку с подчеркнутой долей такта.

ОРУ   разделяют на 2 основных группы: с предметами и без предметов.

А также существует классификация по анатомическому принципу: для верхних и нижних конечностей, для плечевого пояса и т.д.

По характеру ОРУ можно выделить виды музыкального сопровождения:

1 – ая группа: объединяет группу движений по характеру плавных, гибких,

                   с большой амплитудой, круговыми, маховыми. Основное музыкальное сопровождение: ВАЛЬС умеренного и спокойного характера.

2 – ая группа: составляет упражнения четкого, динамического характера,

                     со средней амплитудой: это наклоны, выпады, взмахи руками, упражнения с палкой. Музыкальное сопровождение – произведения на 2/4 в умеренном темпе. Это может быть народная музыка, фрагменты детских песен.

Я группа: включает четкие, энергичные, с малой амплитудой жеста: сгибание и разгибание пальце рук, поворот ладоней, а также прыжки. Музыкальное сопровождение – народные мелодии на 2/4 в умеренно-быстром темпе.

 На утренней гимнастике при разучивании физического упражнения сначала идет показ без музыки. А затем – с музыкой. Подбирая музыкальное сопровождение необходимо учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей. Так, например, МАРШ для детей младшего возраста следует играть подвижнее, чем для детей старшего возраста, т.т. шаг у малышей меньше и быстрее.

Для подбора музыки можно использовать следующие сборники: «Музыка для утренней гимнастики» В. Метлова, и «Утренняя гимнастика» Юффе. Также можно использовать музыкальные произведения при помощи ТСО, особенно летом, на спортивной площадке.

Тема: Праздничные утренники в детском саду. Их значение, содержание, строение.

1. Общая характеристика праздников в ДУ. Виды праздников.

2. Музыка на празднике.

3. Структура построения сценария для праздничного утренника.

1. Дети дошкольного возраста очень ярко реагируют на то, что дается в интересной форме. Поэтому особое место в воспитании детей занимают праздники, цель которых – ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И ЧУВССТВ, являющихся важнейшим условием развития.

Программа «Пралеска» предусматривает проведение следующих детских праздников:

«МАЛЫШИ»: Новый год, Мамин день, музыкальные мероприятия на выбор музыкального руководителя.

«ПОЧЕМУЧКИ»:  Новый год, Мамин день, осенние и весенние праздники.

«ФАНТАЗЕРЫ»: Новый год, мамин день, сезонные, обрядовые, спортивные праздники, Выпуск в школу.

Новый год –сказочный праздник с различными персонажами (Д.Мороз, Снегурочка, Б. Яга, Снежная Королева).

Мамин день – чаще всего проводится как концерт для любимых мам, бабушек, сестричек.

Сезонные (осенние, весенние) праздники – эти праздники отражают пору года со всей ее спецификой и настроением. Весенние праздники более веселые и шумные, чем осенние.

Выпуск в школу – прощание с детским садом. Часто проводится как семейный праздник («Огонек»). Дети показывают уровень своего развития перед будущими занятиями в школе.

Обрядовые праздники – народные, фольклорные праздники. К ним относятся Купалье, Каляды, Дожинки, Кирмаши.

Духовные праздники – праздники, которые связаны с духовными, Библейскими сюжетами (Пасха, Рождество, Троица) К таким праздникам подбирается соответствующий музыкальный репертуар.

 

2.Музыка на празднике.

Музыка на детском празднике объединяется с другими видами искусства (танцами, художественным словом, драматургией, ИЗО). Очень важно сделать правильный выбор музыкальных произведений. Они должны соответствовать тематике праздника. Музыка на празднике может быть народной, классической и современной.

Исполнение песен может быть также различным: взрослыми, детьми, ансамблем, индивидуально. С появлением синтезаторов дети могут исполнить песню под фонограмму. Так в более современной интерпретации могут прозвучать песни В.Серых, В.Шаинского, Е.Крылатого. Эти песни мелодичны, веселые, с понятным и простым текстом.

Музыка, которая сопровождает хороводы, танцы, музыкальные игры, должна соответствовать теме праздника, его настроению, исполнятся выразительно и профессионально. Она вызовет у детей эмоции, настроение на определенный ритм, активизирует творческие особенности детей в момент исполнения. Весь музыкальный репертуар должен быть подобран с учетом возрастных особенностей детей. Красочность, торжественность и разнообразие утреннику придают оформление, декорации, костюмы, атрибуты, спецэффекты, ТСО.

3. Важно всегда помнить, что детские праздники – это праздники для детей, а не концерт для взрослых. Их основа – это игра, которая должна быть подобрана взрослыми так, чтобы дети смогли понять игровую ситуацию. В содержание утренников могут быть включены небольшие инсценировки, драматизации сказок, сценки спектакля кукольного театра (особенно для младшего дошкольного возраста). В утренниках могут участвовать как взрослые, так и дети. Очень важно, чтобы при подготовке утренников дети были активными, творческими, инициативными.

Структура сценариев может быть различной, например: сначала выступают дети, потом проводятся общие пляски и хороводы, игры, аттракционы. Или если разделить праздник на 3 части – между 1 и 3 частями («официальными»», раскрывающие тематику праздника), во 2 части можно показать сказку, инсценировку и т.д.

Праздники можно проводить в утреннее время («Малютки», «Малыши», «Почемучки») или во второй половине дня («Фонтазеры»). Их продолжительность от 20 до 50 мин в зависимости от возраста и содержания утренника.

 

СХЕМА – АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ

СУНАРИЯ ПРАЗДНИЧНОГО УТРЕННИКА

Этапы утренника «Малыши» «Почемучки» «Фантазеры»
1 ЧАСТЬ «ОФИЦИАЛЬНАЯ»      
1.Дети заходят в зал и становятся, повернувшись лицом к зрителям.              СТИХИ (4 – 6) 2.Дети становятся в ХОРОВОД. 3. Дети идут к стульчикам.         СТИХИ (2) – ПЕСНЯ 4.СТИХИ (1) – ТАНЕЦ   1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 3 1 3 3
2ЧАСТЬ «СКАЗОЧНАЯ» 5.Вводится сюрпризный момент, драматизация сказки, инсценировки, кукольный театр. Используются следующие виды музыкальной деятельности: v Индивидуальные и групповые танцы; v Индивидуальные песни; v Игра на ДМИ; v Пантомима; v Художественное слово; v Подвижные игры, загадки.   6 12 20
3 ЧАСТЬ «ОФИЦИАЛЬНАЯ» 6.Через СТИХИ или ПЕСНЮ плавно перейти к «Официальной» части праздника. 7.СТИХИ (1- 2) – ПЕСНЯ или ТАНЕЦ 8.Сюрпризный момент (подарки детям)   2 3 1 2 3 1 3 3 1

Вопросы по теме «Музыка в повседневно жизни детского сада»

Вопросы

1.Условия организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста.

2.Музыка в повседневной жизни детского сада.

3.Обсуждение подготовленных студентами конспектов развлечений и праздничных утренников.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музы­кальные занятия в детском саду. — М., 1984.

*Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983. — С. 157—168.

Морозова Н., Суетина Н. Ищем новые формы, методы и приемы в музы­кальном воспитании дошкольников//Дошк. воспитание. — 1995. — № 8. — С. 122.

Праздники и развлечения в детском саду / Сост. С.И.Бекина. — М., 1982.

Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. — М., 1995.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 146-153.

Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997. Соловьева О. Музыка в повседневной жизни детского сада // Дошк. воспита­ние. — 1982. — № 5. — С. 86.

 

Дополнительная литература

Александрова 3. Развлечения в жизни малышей //Дошк. воспитание. — 1989. — № 1.-С. 108-112.

Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического про­цесса //Дошк. воспитание. — 1994. — № 3. — С. 33.

Э й р и х А. О вечерах-концертах, посвященных композиторам // Дошк. воспита­ние. - 1980. - № 3. - С. 93.

 

Задания

1.Подготовить сообщение по статье из опыта работы О.Вайнфельд «После такой музыки возможна только тишина» (Дошк. воспитание. — 1995. — № 1. — С. 112). Провести дискуссию по проблеме, выдвинутой автором статьи.

2.Посетить несколько музыкальных занятий и на основе их анализа сделать выводы о развивающем характере обучения. Оценить стиль общения педагога с детьми, характер взаимодействия детей, способы организации коллективной и индивидуальной деятельности дошкольников. Предложить свои варианты решения воспитательных, образовательных и развивающих задач на материале просмотренных занятий.

3.Составить план-схему (на один месяц) использования музыки В быту дет­ского сада с указанием конкретного музыкального материала.

Кузьмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий): Не забыть о родителях //Дошк. воспитание. — 1980. — № 5. — С. 91, 92.

Мадорский Л.П. Музыка начинается в семье. — М., 1982.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 199* С. 177-182.

Чичерина Н. Музыка в жизни младенца //Дошк. вопитание. — 1990. — № 11 С. 57-59.

 

Задания

1.Составить сценарий семейного музыкального праздника или досуга.

2.Разработать методические рекомендации по музыкальному воспитан ребенка в семье.

3.Подготовиться к участию в деловой игре по одной из предложенных вьи тем.        

Вопросы

1.Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

2.Музыка и физкультура.

3.Музыка и развлечения.

4.Музыка и праздник в детском саду.

 

Литература

♦Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 169-196, 200-206.

Волкова Л. Формирование самостоятельности детей на музыкальных занятиях // Дошк. воспитание. — 1978. — № 8. — С. 122-124.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М., 1989. - С. 205-233.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 199 I С. 168-182.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А Ветлугиной. — М., 1980.

Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада, ред. НА.Ветлугиной. - М., 1985. - С. 121-130.

 

Дополнительная литература

Машенцева Т. Новогодний утренник // Дошк. воспитание. — 1995, — № '. 1 С. 113.

Пархоменко Е. Сценарий вечера развлечений (игры да потехи) // Дошк ^ питание. — 1987. — № 1. — С. 90.

Петрова В. Праздничные утренники //Дошк. воспитание. — 1994. — № 1. — С

Праздники в детском саду / Сост. С.И.Бекина. — М., 1982.

Рады нова О.П. ДД.Шостакович — детям // Дошк. воспитание. — 199*1 № 1-3.

Развлечения в детском саду / Сост. Л.Фурмина, Л.Пантелеева, А.Шибицкая. -1980.

Редникина Р. Организация физкультурных досугов и праздников // Дошк воспитание. - 1980. - № 6. — С. 80.

Тюрькина Т. Концерт «Угадай-ка» // Дошк. воспитание. — 1995. — № 1 С. 122.

Утренняя гимнастика под музыку / Сост. Е.П.Иова и др. — М., 1984.

Задания

1. Подготовить рефераты и составить список литературы по одной из тем: «Театр в детском саду», «Театрально-игровая деятельность дошкольников», «Телевизионные передачи в музыкальной жизни группы».

2. Составить комплекс утренней гимнастики (физкультминутки) для детей старшего дошкольного возраста, подобрать музыкальный репертуар (составить фонограмму), подготовиться к проведению.

3. Разработать тематический план развлечений (на учебный год) в одной из возрастных групп дошкольного учреждения.

4. Составить сценарий праздника — Новый год, Выпуск в школу, Мамин день (по выбору, на основе использования классических музыкальных и художественных произведений), разработать план подготовки к празднику, представить эскизы оформления музыкального зала, костюмов, атрибутов праздника.

Тема: Роль администрации в осуществлении музыкально-эстетического воспитания детей.

 

1. Роль заведующего и заместителя заведующего по воспитательной работе ДУ в музыкально-эстетическом воспитании детей.

Роль воспитателя ДУ в музыкально-эстетическом воспитании детей.

2. Роль музыкального руководителя ДУ в музыкально-эстетическом воспитании детей.

1. Для успешной работы по выполнению задач раздела «Музыкальное воспитание» Программы «Пралеска» нужно объединить усилия всего педагогического коллектива ДУ в организации этой важной работы, а это требует координации вопросов музыкально-эстетического воспитания со стороны руководителей ДУ: заведующего и его заместителя.

Среди основных организационно-методических функций управления можно назвать:

· планирование;

· организацию;

· Контроль и организацию воспитательного процесса.

Руководство музыкальным воспитанием детей – одно из важнейших направлений деятельности руководителей ДУ.

Для планирования воспитательно-образовательного процесса в разделе «Музыкальное воспитание» руководители ДУ должны глубоко понимать основополагающие задачи музыкального развития детей:

ü Внимательно изучить раздел «Музыкальное воспитание» Программы «Пралеска»;

ü Уметь отразить в перспективном годовом плане ДУ основные направления музыкально-эстетического воспитания детей;

ü Хорошо ориентироваться в различных формах организации музыкальной детей;

ü Знать методику проведения всех типов музыкальных занятий;

ü Уметь давать оценку воспитательной ценности музыкального репертуара при работе с детьми.

При этом, в планировании находят отражение современные подходы к методам работы детьми, учитываются новые рекомендации и программы. Руководитель ДУ должен помочь музыкальному  руководителю планировать работу с воспитателями: индивидуальные и групповые консультации, семинары, практикумы. В годовом плане необходимо отразить работу ДУ с родителями по вопросам музыкального развития детей (тематические собрания, консультации).

Администрация детского сада для качественной организации музыкального воспитания необходимо оснастить ДУ определенной материально-технической базой.

Особое внимание следует обратить на оформление музыкального зала для занятий:

1. Пианино

2. Аккордеон

3. Баян

4. ТСО (магнитофон, синтезатор)

5. Комплект ДМИ

6. Музыкально-дидактические игры

7. Кукольный театр

8. Декорации, атрибуты

9. Костюмерная

При организации контроля руководители посещают музыкальные занятия. При анализе занятий оценивается работа музыкального руководителя, воспитателя и детей.

Требования для педагогов:

ü Использование методик и технологий;

ü Использование разных видов занятий;

ü Качество музыкального репертуара;

ü Знание методики проведения музыкального занятия;

ü Владение инструментом, голосом;

ü Коммуникативные способности педагогов.

При оценке работы детей учитываются:

ü Степень их активности на музыкальном занятии;

ü Самостоятельность детей;

ü Элемент детского творчества;

ü Качество знаний, умений и навыков.

 

2.Роль воспитателя в процессе воспитания в ДУ.

Для того, чтобы музыка действительно вошла во внутренний мир ребенка, она должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игровой деятельности, массовых мероприятиях, экскурсиях. Эту работу осуществляет воспитатель.

Некоторые воспитатели ДУ ошибочно считают, что музыкальное воспитание – это дело музыкального руководителя. Но воспитатель группы, даже не имея музыкального образования, должен иметь элементарную музыкальную подготовку:

- уметь провести беседу о музыке;

- владеть методикой обучения игре на ДМИ;

- уметь организовать разные виды музыкальной деятельности.

Воспитатель постоянно находится с детьми и поэтому знает их привычки, склонности и настроение. Очень важно, чтобы музыка органически входила в повседневную жизнь ребенка.

- воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке.

Огромна роль воспитателя в осуществлении музыкально-образовательного процесса, а именно на музыкальных занятиях, утренних развлечениях.

Воспитатель должен:

1. Петь с детьми, проводить игры, водить хороводы, танцевать на музыкальных занятиях.

2. Осуществлять репетиционную работу в группе в помощь музыкальному руководителю к утренникам (чтение стихов, разучивание инсценировок и т.д.).

3. Хореографическо-музыкальные данные педагога можно использовать на детских праздниках и спортивных мероприятиях.

 

 

3.Роль музыкального руководителя в работе ДУ. Его обязанности.

Реализация и осуществление задач музыкально-эстетического воспитания предполагает повышенные требования к работе музыкального руководителя детского сада, отказ от устаревших традиционных методик в работе с детьми. Сделать все это может лишь высококвалифицированный педагог. Вот почему музыкальный руководитель должен знать свои обязанности:

1. Проводить занятия в каждой возрастной 2 раза в неделю. Это требует предварительной работы: подбора музыкального репертуара, разработки и планирования всех этапов обучения в разных видах деятельности, подготовки наглядного материала, прослушивания аудиозаписей, выбора формы обучения (индивидуальная, групповая).

2. Музыкальный руководитель отвечает за составление сценариев праздников, забав, их подготовку и проведение.

3. Музыкальный руководитель должен осуществлять методическую работу с воспитателями и родителями в области музыкального развития детей.

На таких консультациях музыкальный руководитель знакомит с планом работы, разучиванием музыкального репертуара, акцентируя внимание на то, какими знаниями и навыками должен овладеть ребенок. Важно, чтобы проведение таких консультаций повышало музыкальный уровень развития воспитателей и родителей с целью осуществления музыкально-эстетического воспитания детей в повседневной жизни: на музыкальных занятиях, в группе, в семье.

4. Музыкальный руководитель должен регулярно проводить совещания в подготовке утренников, забав и других развлечений, на которых определяются и решаются методические вопросы.

 

Вопросы

1.Функции заведующего детским садом и старшего воспитателя.

2.Функции музыкального руководителя и воспитателя.

 

Литература

Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. — М., 1984.

Васильева А.И. и др. Старший воспитатель детского сада. — М., 1990.

♦Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 227—232.

Дубровская Е.А. Практические занятия по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей». — М., 1986. — С. 42—47.

Дубровская Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях: Учебно-метод. пособие по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей». — М., 1988. — С. 5—24.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М., 1989. - С. 243-246.

Методист детского сада / Под науч. ред. Р.С.Буре. — М., 1994. — С. 4-25.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 19% С. 182-207.

Рады нова О.П. Музыкальное воспитание детей: деятельность педагогичен коллектива //Дошк. воспитание. — 1994. — № 11. — С. 50.

 

Дополнительная литература

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитатателя  дет. сада. — М., 1985.

Козлова Г. И проверять, и помогать // Дошк. воспитание.— 1982. — №: С. 83.

Костина Э.П. Примерное перспективное планирование работы по музыкал: му воспитанию //Дошк. воспитание. — 1989. — № 8. — С. 112.

Нагорная А. Роль заведующего в осуществлении контроля за воспитателя образовательной работой в детском саду //Дошк. воспитание. — 1982. — № 3. — С

Папкова Р. О роли и обязанностях музыкального руководителя в органи-
музыкальной деятельности детей // Дошк. воспитание. — 1994. — № 4. — С. 95.

Поздняк Л.В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждение Дошк. воспитание. — 1993. — № 1. — С. 55.

Поздняк Л.В. Какой я вижу деятельность старшего воспитателя // Дошк. воспитание. - 1990. - № 6. -С. 5.

Русяйкина Т. О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя-Дошк. воспитание. — 1980. — № 1. — С. 89.

 

Задания

1. Составить профессиограммы организационно-педагогических уменн личностных качеств заведующего, старшего воспитателя, необходимых. руководства процессом музыкального воспитания в дошкольном учрежден Профессиограммы представить в виде схемы (см. ниже).

2.Письменно проанализировать годовой план работы дошкольного учреж­дения (раздел «Музыкальное воспитание детей»), обосновать актуальность воп­росов, вынесенных на педагогический совет.

3.Разработать план-конспект консультаций музыкального руководителя для родителей или воспитателей (по выбору) по одной из проблем музыкального развития детей.

4.Провести диспут (деловую игру) «Каким я представляю себе идеального музыкального руководителя».

 

Заведующий дошкольным учреждением Старший воспитатель

            1
Профессиональ­ные функции   Профессиональ­ные знания <-> Профессиональ­ные умения   Качества личности
        1   X
  о   <-»   <->  

 

 

Тема: Планирование музыкально-эстетического воспитания в ДУ.

1. Планирование музыкально-эстетического воспитания в детском саду.

2. Документация музыкального руководителя.

3. Современные формы планирования музыкально-образовательной работы.

1. Управленческая функция ДУ начинается с определения и постановки задач, которые находят свое отражение в планировании. Цель планирования в ДУ – выработка единых действий администрации и педагогического коллектива, связанных с совершенствованием воспитания и обучения дошкольников.

В соответствии и предстоящей реформой всю систему ДУ образования РБ предлагается строить на культурологическом подходе. Не случайно в национальной Программе воспитания и обучения «Пралеска» значительно повышается роль эстетического воспитания детей.

Для успешной реализации воспитательно-образовательных задач музыкальному руководителю важно тщательно и продуманно планировать свою работу с учетом рекомендаций Программы «Пралеска» по степеням сложности музыкального репертуара. В практике работы музыкального руководителя сложились разные формы планирования:

- календарная (оперативная) - на одну-две недели;

- перспективная – на месяц, квартал, год.

В календарном плане учитывают:

1. Все организационные виды музыкальной деятельности;

2. Указывается тип занятия (фронтальное, тематическое, доминативное, комплексное);

3. Определяется программное содержание;

4. Намечается музыкальный репертуар;

5. Указываются методы и приемы;

6. Фиксируются игры.

 

Тип занятия Виды деятельности Музыкальный репертуар Программное содержание Методы и приемы Работа с воспи- тателем Работа с детьми Время
             

Начинающий музыкальный руководитель испытывает особые трудности в планировании целей и программного содержания музыкального занятия. Вот несколько примеров, чтобы сформулировать программное содержание:

1. Рассказать детям о творчестве композитора.

2. Знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш).

3. Учить детей эмоционально воспринимать музыку и передавать свои впечатления об услышанном.

4. Учить детей петь светлым звуком, точно интонировать мелодию.

5. Совершенствовать музыкально-ритмические движения.

С приобретением опыта работы музыкальный руководитель может перейти к перспективной форме планирования, где предусматриваются цели на ближайший месяц, квартал.

Перспективный план может быть дан по такой схеме:

  Виды музыкальной деятельности     Программное содержание

 

Музыкальный

репертуар

 

 

  сентябрь   октябрь     ноябрь
     

 

В старших группах планируются все виду музыкальной деятельности, а в младших только те виды, которые доступны детям.

3. Сущетвуют современные формы планирования: план-схема, план-планшет.

Дата Виды деятельности Музыкальный репертуар  (или составляющие элементы)
01.09 05.09 07.09 Вводная часть   Слушание: Пение:   Муз.-ритм.деят-ть: Игра на ДМИ Марш, ходьба на носочках, ковырялочка, пружинка. Разучивание веревочки. П. Чайковский «Осень» Я. Жабко «Кружева осенние» Е. Ремизовская «Восень» Б.н.т. «Лявонiха» Е. Ремизовская «Музыканты»  

 

  2.Документация музыкального руководителя.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 589 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

784 - | 735 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.