(имеют более (танцы придумывают (инсценировки,
законченную форму: дети) хороводы)
«Всадники» В.Витлина,
«Упражнение с лентами»)
4. Репертуар по музыкально-ритмической деятельности.
Подбору репертуара по ритмике всегда придавалось большое значение. Именно от того, на каком материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цели и задачи, поставленные перед ритмикой.
Репертуар ритмики может быть самым разнообразным: фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка.
Принципы отбора репертуара:
- художественность, яркость произведения;
- моторный характер произведений, побуждающий к движению(«дансантность»);
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической, современной музыки;
- соответствие движений характеру, образам музыки.
Педагогу следует подбирать репертуар в зависимости от музыкального и физического развития детей, материально-технической базы детского сада, наполняемости группы.
5. Методика обучения ритмике в детском саду.
Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям в детском саду включает в себя 3 этапа:
ПЕРВЫЙ ЭТАП: знакомство с новым упражнением. Танцем, хороводом, создать целостное впечатление о музыке, начать разучивание (в общих чертах).
1. Педагог дает детям прослушать музыкальное произведение, раскрывая главный образ, и показывает музыкально-ритмические движения.
2. Разучиваются отдельно элементы танца (без музыкального сопровождения), а после соединяются с аккомпанементом.
3. Только что разученные танцевальные движения соединяются в той последовательности, как того требует танец. При этом педагог может напоминать последовательность элементов в композиции.
ВТОРОЙ ЭТАП: углубление разучивания музыкально-ритмических движений, уточнение элементов и создание целостного образа и его настроения.
1. Педагог напоминает последовательность движений.
2. Педагог задает вопросы о характере музыки и движений, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или танца, чтобы дети могли осознанно танцевать.
3. Дети должны частично самостоятельно выполнять музыкально-ритмические движения.
ТРЕТИЙ ЭТАП: закрепить представления детей о музыке и движениях, поощрять их. Дети должны самостоятельно выполнять движения и применять их в повседневной жизни.
1. Педагог работает над качеством исполнения, обращая внимание как на техническую сторону исполнения, так и на эмоциональную
2. Педагог может предложить детям творческие задания, с целью внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию.
Обычно на разучивание танца или игры уходит 3-5 занятий. При этом используются традиционные методы: словесный, наглядный, практический.
ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТЯМ:
1. Дети должны знать музыкально-ритмические движения.
2. Дети должны начинать танец с одной ноги (с правой), двигаться в одну сторону, синхронно выполнять танцевальные движения, следить за положением рук, туловищем, головой и т.д.
3. Дети должны чувствовать контрастное звучание музыки и ее части.
Вопросы
1. Характеристика ритмики как вида исполнительской музыкальной деятельности детей. Музыка и движение в ритмике,
2. Значение музыкально-ритмического воспитания в формировании личности ребенка. Цель и задачи ритмики.
3. Возрастные характеристики музыкально-ритмического развития дошкольников.
4. Основные источники движений ритмики. Виды ритмики в детском саду.
Литература
Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 114—118.
♦Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 111-118. ' Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3—5 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. - М., 1981.
< Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. - М., 1983. пляски для детей 6-7 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. - М., 1984.
Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М., 1991. — С. 4-38. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. — М., 1990. «Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 104-118.
» Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972. Ф р а н и о Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: Учеб. пособие для детей дошк. и мл. шк. возраста / Общ. ред. Г.Я.Нугер. — М., 1989.
Дополнительная литература
Бабаджан Т.С. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. - М., 1930.
Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.Н.Алексеевой). — Н. Новгород. — М., 1993.
Петрова В. Музыкальные упражнения //Дошк. воспитание. — 1991. — № 11. — С. 110-117.
Петрова В. Пляска//Дошк. воспитание. — 1992. — № 1. — С. 122.
Задания
1. Подготовить сообщение по статьям из опыта работы: Ц и в к и н а В. Русский фольклор в музыкальных играх //Дошк. воспитание. — 1977. — № 3.
С. 117—119; Л и ф и ц И. Знакомство с русской народной пляской // Дошк.
воспитание. — 1980. — № 12. — С. 50-58.
2. Посетить несколько музыкальных занятий в разных возрастных группах оценить уровень развития музыкально-ритмических и двигательных навыко» детей, качество музыкального репертуара по ритмике.
3. Составить перечень европейских и русских народных танцев, подобрать музыкальные произведения (народные мелодии, произведения классической музыки) к каждому танцу.
4. Определить программное содержание при разучивании танцев (2—3 л выбору) в старшем дошкольном возрасте (см.: аудио-пособие О.П.Радынова к программе «Музыкальные шедевры»).
Вопросы
1. Принципы отбора репертуара по ритмике в дошкольном возрасте.
2. Характеристика методов и приемов обучения ритмике в детском саду.
3. Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей ран него возраста.
4. Своеобразие методики обучения музыкально-ритмическим движения» детей младшего и старшего дошкольного возраста.
5. Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям. Особенности раз> чивания игр, танцев, упражнений.
6. Предпосылки и педагогические условия развития танцевально-игровоп творчества у детей дошкольного возраста.
Литература
Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 116-118, 147-157.
Во л к о в а Л. Формирование самостоятельности детей на музыкальных занятиях
Воробьева Г.Якушенко Т. Развиваем творческие способности // Дошк. воспитание. — 1990. — № 1. — С. 120-122.
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. НЛ.Ветлугиной. -М., 1989.-С. 133-165.
М е т л о в Н.А. Музыка — детям. — М., 1985. — С. 67-75.
Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост С.И.Бекина и др. — М., 1981.
Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт.-сост С.И.Бекина и др. — М., 1983.
Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / Авт.-сост С.И.Бекина и др. - М., 1984.
Дополнительная литература
Бырченко Т. Ритмика // С песенкой по лесенке. — М., 1984. — С. 4-45. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. — М., 1972.
Мисоилова И. Чувство ритма? Это очень просто //Дошк. воспитание. — 1995. — №3.-С. 112-115.
Музыкальные игры и пляски в детском саду / Сост. Е.Е.Каява, Л.Н.Кондрашова, С.Д.Руднева. — Л., 1963.
Петрова В. Игра//Дошк. воспитание. — 1993. — № 3. — С. 76-88.
Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. — М., 1995.
Хорошилова Т. Развиваем у детей чувство ритма // Дошк. воспитание. — 1991. — № 1. — С. 100-104.
Задания
1. Подготовить аннотацию на пособие по ритмике для детей (по выбору).
2. Подобрать 1—2 музыкально-ритмических упражнения для младших и старших дошкольников. Разработать методические рекомендации по их разучиванию с детьми. Предложить варианты игровых, соревновательных (коллективных и индивидуальных) заданий при разучивании упражнений. Подготовить атрибуты, наглядный материал, провести деловую игру.
3. Разработать конспекты фрагментов музыкальных занятий по разучиванию игр и танцев (хороводов) в младшей и старшей группах дошкольного возраста (возрастная группа и вид движений — по выбору).
Тема: Детское музыкальное исполнительство. Игра на детских музыкальных инструментах.
1. Общая характеристика игры на ДМИ как вид деятельности. Значение и классификация музыкальных инструментах.
2. Формы работы по игре на музыкальных инструментах.
3. Методы и приемы обучения игре на ДМИ.
1. Основной формой музыкальной деятельности в детскомсаду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения и игру на музыкальных инструментах. Сейчас, когда возрастают задачи эстетического воспитания, музыкальным инструментам и игрушкам отводится определенная роль, потому что именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, содействует развитию их музыкальных способностей. В процессе игры очень ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: воля, заинтересованность, развивается творчество. Дети открывают для себя новые краски музыкальных звуков, распознают ее красоту и гармонию. Играя на музыкальных инструментах, дети начинают лучше петь, чувствовать ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах – это стремление передать собственное внутреннее чувство, свой внутренний духовный мир. Систематическое использование игры на музыкальных инструментах вызывает у детей заинтересованность и расширяет их музыкальные впечатления.
Все музыкальные инструменты можно разделить на:
1. незвучащие: (балалайки с нарисованными струнами, музыкальные лесенки, проигрыватель с пластинками);
Они используются с целью создания игры. Эти игрушки являются дидактическими и используются в младших группах.
2. звучащие:
- ударные (деревянные ложки, бубен, погремушки, ксилофон, металлофон, треугольник);
- ударно-клавишные (пианино, рояль);
- духовые (дудка, свирель, флейта, саксофон);
- клавишно-язычковые (баян, аккордеон);
- струнные (цимбалы, гусли, арфа).
2. Формы работы.
Существуют следующие формы работы по обучению игре на музыкальных инструментах.
1. Индивидуальное музицирование.
2. Игра в ансамбле (до 10 человек).
Детский оркестр – один из видов детского музицирования. Существуют следующие разновидности детского оркестра.
ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР
(количество не более 20 человек)
ШУМОВОЙ АСАМБЛЬ СМЕШАННЫЙ
Инструменты Одинаковые или Включают в себя
не имеют однотипные разные группы
звукоряда инструменты инструментов
«МАЛЫШИ» «ПОЧЕМУЧКИ» «ФАНТАЗЕРЫ»
3. Приемы и методы.
Каждая группа инструментов требует определенных навыков и умений игры на музыкальных инструментах.
К основным приемам относятся:
1. Выразительное исполнения музыкального произведения взрослым..
2. Знакомство с внешним видом.
3. Показ технических приемов игры.
4. Разучивание попевок на протяжении нескольких занятий индивидуально.
5. После хорошего изучения мелодии исполнители объединяются в ансамбль или оркестр.