Общая характеристика отношений адвентистов седьмого дня России
И государства
Документ, отражающий все стороны социальной позиции российских адвентистов – «Основы социальной концепции Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России» [32].Первое издание [31]вышло в 2003 году, второе[33]– в 2009, третье [32], используемое в настоящей работе, – в 2016. Ранее, в 2002 году увидело свет «Заявление Церкви Адвентистов Седьмого Дня о церковно-государственных отношениях» [14].
В своих отношениях с гражданской властью Церковь полностью полагается на пример Иисуса Христа: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.» [3, Мф. 22:21], то есть исповедует принцип отделения Церкви от государства.
Церковь признаёт государство как временное Богом одобренное образование, предназначенное для внешней регуляции жизни общества,не отдает предпочтения никакой форме государственного устройства. Во внутреннюю, духовную жизнь человека государство вмешиваться права не имеет. Если государство проводит антихристианскую политику, Церковь оставляет за собой право не выполнять требований государства, но это сопротивление государству всегда может носить только мирный характер.Необходимымсчитается соблюдение принципа свободы совести как фундаментального права человека.
Главные особенности отношения адвентистов к государству – отношение к субботе (суббота является днем, когда адвентисты не могут работать) и службе в армии (Церковь занимает пацифистскую позицию, поэтому рекомендует своим членам выбирать альтернативную службу).
Церковь приветствует демократические преобразования в России, поскольку уважение достоинства личности и солидарность общества созвучны христианским ценностям.
Есть сферы, за которыми Церковь признает безусловную прерогативу государства: формирование структуры власти, пенитенциарные институты (но смертную казнь Церковь считает категорически неприемлемой), забота о социальном благополучии населения, внешняя политика, правоохранительные органы, армия (но адвентисты считают, что возможны военные действия исключительно оборонительного характера).
В современный период истории Церковь видит наиболее плодотворным сотрудничество с государством в таких областях, как поддержка семьи, сохранение в обществе главных нравственных норм, культурное, нравственное и духовное воспитание и образование, здравоохранение, благотворительность, миротворчество, разработка значимых для церкви законов, работа церковных и светских средств массовой информации по укреплению нравственности, содействие толерантности и сотрудничеству между членами общества, охрана окружающей среды, экономика в соответствиис христианскими принципами, борьба с экстремизмом.
Конкретно сотрудничество с государством в этих областях может выражаться, например, в том, что в каждой поместной церквидолжны создаваться отделы по работе с лицами, принадлежащими к так называемым «группам риска»: людьми без определенного места жительства, наркоманами, беспризорными детьми иподростками. Также это может осуществляться через духовно-нравственные беседы с сотрудниками правоохранительных органов, администрацией исправительных учреждений и осужденными.Церковьюучреждены периодические духовно-просветительские и социально-правовые издания, теле- и радиопрограммы.
Церковь признаёт все методы лечения, допущенные Министерством здравоохранения и социального развития. Каждый пациент должен иметь право и возможность не принимать методы лечения, противоречащие его убеждениям, в том числе религиозным.
Церковь может принимать финансовую поддержку от государства, направленную на осуществление ее благотворительных и общеобразовательных программ, но такаяпомощь может быть принята, только если она не сопровождается ограничением государством принятых в Церкви норм и принципов ее внутренней жизни.
Церковь поддерживает разделение светского и духовного образования и появление государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Теология», выступает за то, чтобы теология преподавалась только в религиозных учебных заведениях.
Церковь считает, что необходимо выработать четкий механизм факультативного преподавания в школах религиоведческих дисциплин в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»[67]. Учащиеся должны иметь возможность свободно выбирать, какую религию изучать, и это может осуществляться исключительно на добровольной основе.
Церковь призывает государство всячески поддерживать открытие церковных школ. Преподавание в таких школах дисциплин государственного образовательного стандарта должно финансироваться государством, а религиозных – учредителями или родителями.
Церковь выступает за международные отношения, основанные на принципах равноправия и мира, что особенно важно, так как Церковь адвентистов состоит из граждан более чем 200 государств, считает, что все народы, в сущности, являются одним народом, объединенным единством искупления в Иисусе Христе, поэтому признаёт все принятые ООН правовые документы, так как они свидетельствуют о единстве человечества.
Церковь предостерегает человечество от таких опасностей, какнарастание материализма, глобальная власть контролирующего мировую экономику капитала, манипулирование населением при помощи СМИ, унификация культуры, реконструкция религиозно-государственных союзов.
В целом отношение адвентистов к политике хорошо выраженословами Эллен (Елены) Уайт, которая признаётся адвентистами пророком: «Господь желает, чтобы Его народ был мертв к политическим вопросам. Относительно таких тем – молчание является красноречием.»[37.] Отдельные члены Церкви могут участвоватьв политикепри условии, что это не будет занимать всё их внимание, но Церковь в целом не должна участвовать в политике никаким образом. Штатный сотрудник Церкви должен целиком воздерживаться от политической деятельности.Но Церковь выдвигает своих представителей в государственные, в том числе и международные, органы, влияющие на защиту религиозной свободы, что необходимо для отстаивания свободы совести и является частью проповеди.