Ярким примером нового религиозного взгляда на мир является протестантизм.
Протестантские направления в христианстве начали возникать в Новое время одно за другим, и традиционная католическая церковь при всем старании ничего не могла сделать. В свою очередь, протестантские церкви постепенно сами становились традиционными и не могли ничего поделать с появлением все новых протестантских течений, и этот процесс продолжается до сих.
Главная причина успеха протестантизма – широкое развитие книгопечатанияи распространение грамотности. Библия стала доступна каждому. Устойчивость социальному положению протестантов придаёт и то, что простота нового учения – принцип Sola Scriptura(только Писание – только Библия является непререкаемым авторитетом) – очень созвучна простоте мировосприятия большей части населения.
Церковь адвентистов седьмого дня (АСД) России можно отнести к новым религиозным движениям.
АСД – протестантская церковь, появившаяся в США в 30-х годах XIX века. В России первые общины адвентистов появились в середине 80-х годов XIX века, главным образом, на юге России и в Поволжье и состояли из живущих там немцев.Таким образом, само появление церкви из далекой заморской страны и появление на территории России прежде всего среди некоренного населения обусловило трудность распространения и признания Церкви среди российского общества. Но уже в 1890 году в Ставрополе была организована первая русская адвентистская церковь. На конец 1899 года было уже 33 общины, в общем составе которых было более 1000 человек.
17 апреля 1905 года был изданУказ «Об укреплении начал веротерпимости» [65] и Церковь АСД была признана официально, но около двадцати лет существования– совсем недостаточный срок, чтобы признать эту деноминацию традиционной для многовековой истории России.
Прошло немногим более, чем десять лет, – тоже очень малый срок – и с приходом советской власти адвентистская Церковь, как и другие религиозные движения, была подвергнута гонениям. Тем не менее,Церковь продолжала расти.Перед началом первой мировой войны адвентистов было 7795, а в 1931 году – 15404.
В 1985 году адвентистов была уже 31 тысяча человек. С началом демократических преобразований во второй половине 1980-х Церковь адвентистов в России начинает возрождаться.Сейчас она вновь признана официальнои активно развивается:окончательно сложиласьее организационная структура, действуют издательство и типография, радиотелецентры, благотворительные фонды и ассоциации,открылся Заокский университет Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня – первое высшее протестантское учебное заведение России. В настоящее время в России более 1,5 тыс. поместных церквей АСД. В 2013 году было примерно порядка 40 тысяч адвентистов.
Но Церковь АСД России стала совсем недавно активно развиваться по сравнению с многовековой историей страны, поэтому АСД с полным правом можно назвать новым религиозным движением.
В Новейшей истории выделяют несколько типов церковно-государственных отношений (речь идет о Церкви в широком понимании, а не только об адвентистской)[7]: кооперационный (конкордатный, координационный) – главный европейский тип, Церковь и государство находятся в отношениях социального партнерства, обе стороны имеют равное значение, обязанности каждой стороны регулируются системой договоров; сепаратистский (сепарационный) – Церковь отделена от государства, но государство защищает свободу вероисповедания; сегрегационный (антицерковный) – государство враждебно относится к Церкви, этот тип характерен для стран с тоталитарным режимом.
В свою очередь, сепарационный тип имеет специфику в разных странах и можно выделить его французский вариант (религия считается сугубо личным делом каждого и ее влияние на общественную жизнь строго ограничено), американский (религия неразрывно связана с политикой – президент клянется на Библии при вступлении в должность, присяга в армии и суде имеет религиозную форму, заседания в палате представителей и сенате начинаются с молитвы и т. п.) и российский (в России с началом перестройки религия переживает ренессанс, хотя она и отделена от государства, религия и политика являются партнерами, доминирующая в стране Русская православная церковь (РПЦ), «по мнению высших ее иерархов» [7], находится в симфонических отношениях с государством, которые, по идеологииправославия, являются идеалом взаимоотношений религии и политики).
Применительно к Церкви АСД России так же можно сказать, что адвентисты находятся в сепарационных отношениях с государством.Но разница с православием состоит в том, что отношения российских адвентистов с государством ближе к французскому варианту сепарационного типа, так как симфонические отношения между РПЦ и государством предполагают в силу самой своей природы (симфония – это православная теория), что другие церкви занимают второстепенное место. Эта второстепенность является негласной, поскольку в стране принята свобода вероисповедания. В силу традиционности для России православия другие церкви могут быть только второстепенными.Так же, в отличие от традиционных для России религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма), адвентистская церковь переживает в современный период, скорее, не ренессанс (возрождение), а только начинало активного развития.