СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...............3
Глава 1.ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАН АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ………………..7
1.1 Новые религиозные движенияв условиях культурных и религиозных трансформаций в эпоху Новогои Новейшего времени…………………………..7
1.2Адвентисты седьмого дня России как новое религиозное движение………..9
Глава 2.ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАН АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ РОССИИИ ГОСУДАРСТВО …………………………………………………………………...13
2.1Общаяхарактеристикаотношений адвентистов седьмого дня России и государства………………………………………………………………………….13
2.2Отношение к субботе и армии как главные особенности отношенияадвентистов седьмого дня России к государству…………………………………16
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………23
ВВЕДЕНИЕ
Главной характеристикой общества является единство, что выражено даже общностью происхождения слов «общество» и «общее». Чем менее разнообразие входящих в общество элементов, темскорее обществосохраняет единство, но вместе с тем общество и примитивнее. Но чем разнообразие элементов более, тем скорее обществоразвивается.
Единство общества обеспечивается прежде всего институтом государства. Поддерживая единство общества, не единого в религиозном отношении, государство вступает в особые отношения с каждой религией, называемые государственно-конфессиональными отношениями. В эти же отношения вступают и конфессии с государством.
Специалисты дают различные определения того, что такое государственно-конфессиональные отношения.
По мнению А. А. Дорской, государственно-конфессиональные отношения – это «процесс взаимодействия государственных органов, конфессиональных организаций и верующей или неверующей личности, осуществляемый на основе международно-правовых стандартов, внутригосударственного законодательства и канонических норм»[9].
По определению М. О. Шахова, отношения государства и религиозных объединений – это«совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства, включая органы власти и управления, государственные учреждения и организации, с одной стороны, и религиозных объединений (религиозных организаций, религиозных групп, руководящих или координирующих органов, духовных образовательных учреждений), а также учреждений и предприятий религиозных организаций – с другой стороны»[цит. по 21].
О. Н. Петюкова определяет государственно-конфессиональные отношения так:это «совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм правовых взаимоотношений между государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями, предприятиями, с одной стороны, и религиозными объединениями, отдельными верующими – с другой» [цит. по 21].
Как бы ни различались определения, суть заключается в том, что государственно-конфессиональные отношения – это отношения между институтами государства и религии.
Особым явлением в обществе являются новые религиозные движения (НРД). Это движения новые, неизвестные, поэтому всегда возникает актуальный вопрос, каковы должны быть отношения между НРД и государством, чтобы единство общества сохранялось. Для ответа на этот вопрос необходимо знать социальные позиции новых движений.
Социальныепозициирассматриваются религиями, не только относящимися к НРД, в специальных документах, называемых, в целом, социальными концепциями([34], [36],[57]) (илисоциальными учениями [32], социальными доктринами [55], социальными позициями [58]).Понятие «социальная концепция» имеет два значения: это самоучение данной религии об отношении к обществу и документ, в котором это отношение излагается.
Социальная концепция каждого религиозного движения заслуживает отдельного исследования.Данная работа посвящена социальному учению Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России (далее – АСД, или Церковь АСД, или просто Церковь, адвентистская Церковь, Церковь адвентистов, адвентисты; везде речь будет идти именно об адвентистах седьмого дня, о других направлениях адвентизма, например, об АСД реформационного движения или о Церкви адвентистов субботнего покоя, речь не будет идти; исходя из контекста, могут иметься ввиду как российские адвентисты, так и адвентисты седьмого дня в целом).Адвентисты седьмого дня – одно из наиболее динамично развивающихся новых религиозных движений: Церковь АСД появилась в XIXвеке в США и еечисленность уже составляет более 30 млн человек, Церковьсостоит из граждан более, чем 200 государств, проповедует на 735 языках[32, 217]; как сообщает адвентистский сайт «Иисус любит тебя»[16], в среднем ежедневно к Церкви во всем мире присоединяются более 2 тысяч человек.
Главная цель настоящей работы– выяснить, каковыгосударственно-конфессиональные отношениямежду Церковью АСД России и Российской Федерацией.
Объект исследования –социальное учениеЦеркви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России.
Предмет – особенности социального взаимодействияроссийских адвентистов и Российского государства.
Задачи исследования:
1) определить общую социальную позицию российских адвентистов;
2) выделить главные особенности отношения адвентистов к государству;
3) выяснить, насколько соответствует социальная концепция адвентистов законодательству России.
Сведения о социальной концепции российских адвентистов взяты из главного документа Церкви АСД по данному вопросу – «Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России» [32],а так же из другихцерковных документов ([14], [50]). Для определения социальной позиции адвентистов использованы и книги адвентистских авторов,например, Э. Уайт [62], [63], [64] и А. А. Опарина [29]),адвентистские сайты (сайт общины адвентистов седьмого дня города Архангельска [28],adventist.ru [72] и др.).
Для выяснения соответствия адвентистского социального учения российскому законодательству использованы прежде всего Конституция РФ [19] и Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [67],а также Трудовой кодекс РФ [61] и Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113-ФЗ [66].
Исследование опираетсянатакие научные работы,как:«Гражданский потенциал религиозных организаций адвентистов седьмого дня»А. И.Белова и Т. П. Беловой [2], «Основные положения социального учения Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня в России» О.Ю.Гончарова [6],«Основные типы и модели государственно-церковных отношений в современном мире (ХХ – ХХI века)» А. Ю. Григоренко [7], «Понятие «государственно-конфессиональные отношения» в контексте мирового культурного развития: правовое измерение»А. А. Дорской[9], «История Церкви АСД»Е. В.Зайцева [11], «Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ)»И.Кантерова[18], «Социальные доктрины христианских церквей как теоретическая основа социального служения» Т. А.Костылевой [20], «Государственно-конфессиональные отношения: проблемы определения понятия и содержания»М. А. Куцой[21],«История государственно-конфессиональных отношений в России (X – начало XXI века)» под общей редакцией Ю.П. Зуева, В.В. Шмидта[22],«Новые религиозные движения на Урале в конце XX – начале XXI вв. (на примере Церкви мормонов и Церкви адвентистов седьмого дня)»А. Ю.Патрушева [39], «Право не стрелять. Альтернативная гражданская служба»А. В.Пчелинцева [48],«Определения и признаки культа» Д.Розета[49]. «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива»Д. Хайнца[68],«Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: учебное пособие»Е. Э.Эгильского[71].
Основной метод, используемый в работе – сравнительный: сравнение документов Церкви АСД России и законов РФ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена общей характеристике новых религиозных движений (первый параграф) и адвентистов седьмого дня России как нового для России религиозного движенияв частности (второй параграф), вторая глава – отношениям АСД России и Российского государства (первый параграф – общему отношению российских адвентистов к государству, второй – главным особенностям этих отношений).
ГЛАВА 1. ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАН АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ