В мире постоянно появляется новое, это касается и религии. Поэтому в религиоведении есть специальное понятие –новые религиозные движения(НРД).Этот термин не имеет единого всеми принятого понимания, так как каждое новое религиозное движение имеет свои особенности.
Так, И. Я. Кантеров в книге «Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ)»использует этот термин для обозначения «религиозных объединений, получивших широкое распространение в 60-е – 70-е годы ХХ столетия в странах Запада, а затем в СССР и посткоммунистической России»[18, 16], признавая при этом, что при таком понимании термин «не лишен ряда недостатков» [18, 16]. Действительно, такое понимание является верным для современной эпохи, то есть для начала ХХI века, но НРД появлялись и ранее.
Е. Э. Эгильский в учебном пособии «Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения»приводит черты, обычно присущие НРД [71, 10 – 11]:недолгое время существования, особую влиятельность лидеров и др. Но снова имеются в виду «религиозные движения, возникшие во второй половине ХХ века преимущественно в западных странах» [71, 10].
Широкое распространение получилоопределение профессораАйлинаБаркера– английского социолога, преподавателя Лондонской школы экономики: «Новым религиозным движением (НРД) называется религиозная, этническая или духовная группа, не получившая (или еще не получившая) общественного признания в качестве деноминации или церкви, – в особенности, если она имеет нетрадиционное вероучение и не является сектой» [цит. по 49]. В этом определении излишними кажутся уточнение «в качестве деноминации или церкви», так как деноминация и церковь – сугубо христианские понятия, и последняя часть определения – «если она имеет нетрадиционное вероучение и не является сектой», поскольку «новое» и значит «нетрадиционное», а термин «секта» в современном религиоведении является некорректным. Кроме того, этническая или духовная группа сама по себе может и не быть религиозной. Упоминание отсутствия общественного признания при определении тоже представляется излишним, так как само собой разумеется, что раз движение новое, большей частью общества оно не может быть еще признано, а даже если и получило в краткий срок признание, все равно движение остается новым.
Тогдадля определения того, что такое НРД, достаточно сказать, что это религиозное движение, о котором в соответствии с данными конкретно-историческими условиями можно сказать, что оно существует с недавнего времени. Религиозное движение может быть НРД для одной территории, где оно только появилось, но при этом уже давно не быть НРД для территории другой, где эта религия уже является традиционной. Имеет также значение и сравнение с другими религиями: на фоне религии, существующей тысячелетия, появление нового движения даже несколько сот лет назад может восприниматься как недавнее. Например, для островов Питкэрн (заморская территория Великобритании в Тихом океане) Церковь адвентистов седьмого дня является традиционной [29], но для России та же Церковь является НРД, хотя на обеих территориях конфессия появилась в одно время – в 80-х годах XIXвека [32, 218].
Хотя НРД появлялись всегда, особенно много их стало появляться в эпоху Нового и Новейшего времени: великие географические открытия, достижения науки и техники, переход от ручного труда к машинному, революции, мировые войны, развитие средств коммуникации, появление массовой культуры, развитие общества потребления – все это привело к появлению современного общества, главная религиозная характеристика которого в том, что сакральная и светская сферы всё более четко разделяются. Вера человека в собственные силы обоснованно возросла, поэтому причин для веры в сверхъестественное, с одной стороны, стало меньше. На протяжении всей истории человечество объясняло всёпроисходящее в мире исходя из религиозных представлений,но теперь начался процесс секуляризации – освобождения от религиозных представлений. В то же время человек начал особенно ярко понимать, что никакого сколь угодно сильного развития собственных человеческих сил недостаточно, чтобы обеспечить безопасность, что человек все равно в значительной степени бессилен – поэтому возросла и необходимость в надежде на сверхъестественное. Кроме того, попробовав взглянуть на жизнь не через призму религии, человек понял, что много теряет, ведь религия – это целый духовный мир. Ценность религии возросла, и человечество стало проявлять активное творчество в религиозной сфере, стало появляться огромное количество новых религиозных движений.