Обоснование преимуществ первобытного коммунизма Мабли:
- отвергал и материализм, и деизм;
- считал, что атеисты, материалисты, деисты слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, практически не уделяют никакого внимания морали;
- считал, что сама природа заставляет человека жить сообща с другими людьми – в обществе;
- золотой век человечества видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а деятельность людей направлена на обеспечение себя и соплеменников, а не на обогащение;
- в частной собственности и разделении людей на классы видел причину гибели первобытного коммунизма и всех несчастий, противоречий в обществе;
- считал, что идеалы первобытнообщинного коммунизма неосуществимы на практике, ибо частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремления к наживе не сумеет удержаться в рамках коммунизма.
Франсуа Бабеф (1760-1797)
- считается первым коммунистом – теоретиком и практиком.
Бабеф (псевдоним – Гракх Бабеф) был убежден, что коммунистическое общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. Им была проделана работа по подготовке вооруженного восстания, найдены сторонники, составлены манифесты и программа действий будущего революционного правительства. Данная организация получила название «Заговор во имя равенства». В 1797 году заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники – казнены.
Клод Сен-Симон (1760-1825)
- в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику – «экономический детерминизм (обусловленность)» - экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение;
- лучшее общество – то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей, - это «промышленное общество»;
- руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального класса, то есть буржуазия, но не в качестве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма;
- пролетариат и буржуазия сольются в один класс – индустриальный;
- считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем в силу неуклонно развивающейся экономики.
- выдвинул идею о замене существующей религии «новой религией», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку – брат».
Франсуа Фурье (1772-1837)
считал, что:
- буржуазная мораль лжива;
- атеизм опасен, ибо лишает человека надежды на будущее;
- человек, история, общество развиваются по законам природы;
- идеальное общество – «общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.
Западная философия XIX века
Значение западной философии XIX века:
- повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
- особое внимание уделяла проблеме развития;
- значительно обогатила логико – теоретический аппарат философии;
- взглянула на историю как целостный процесс.
Основные направления западной философии XIX века:
- Немецкая классическая философия (1-я половина XIX века)
- Материализм (середина и 2-я половина XIX века)
- Иррационализм (2-я половина и конец XIX века), «философия жизни».
Немецкая классическая философия (1-я половина XIX века)
- делится на:
Объективный идеализм;
Субъективный идеализм.