Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Неколебимая вера и преданность




1. Разумеется, чтобы победить болезнь и смерть, избежать беспокойства и перевозбуждения, следует принимать предписанные лекарства и соблюдать предписанный режим. Когда вас одолевает печаль или огорчения, воспойте славу Богу, ибо в такие моменты вы больше всего нуждаетесь в Нем. Когда лихорадка в разгаре, таблетки нужно принимать почаще или в большем количестве. Пандавам этот секрет успеха был хорошо известен; они взывали к Господу во всех критических ситуациях. Простые смертные начинают причитать: «О, все мое поклонение (пуджа) оказалось впустую, я совершал его так искренне и чистосердечно, и все напрасно». Другие же цинично смеются над неудачей преданных и увлекают их все дальше в унылую пустыню безверия. Не слушайте недобрых людей. Укоренитесь в вере покрепче, пусть ее корни питаются вашим покаянием и молитвами. Те, кто совершает пуджу напоказ, чтобы произвести впечатление на других, перестают это делать, как только судьба обернется против них. Остальные же воспримут все происходящее с высшим беспристрастием святых; для них добрая судьба и злая судьба — это всего лишь две стороны одной медали, медали Божественного милосердия.

Такая твердость — истинный признак бхакты Саи. Его не собьют с пути ни цинизм, ни соблазны роскоши. Он воплощает духовные наставления на практике и знает, какое неизмеримое благо это приносит.

2. Получив на мировых подмостках роль человека, нужно исполнить ее достойно. Дерево познается по плодам. Тело человека — это храм пребывающего в нем Бога. Постарайтесь осознать эту Истину, постичь ее во всей полноте и обрести, таким образом, блаженство — это и есть бхакти, путь преданности и Божественной любви. Полюбите самое высокое, полюбите то, что действительно достойно любви, не дарите своей любви ничему низкому.

3. Следуя в своей жизни садхане, вы столкнетесь с разнообразными препятствиями, но пусть это вас не беспокоит. Во-первых, ваши близкие и родственники будут пытаться склонить вас к мирским занятиям. Непримиримым врагом Кришны оказался его родной дядя по материнской линии! Мачеха Рамы только и мечтала, как бы изгнать его в джунгли! Не позволяйте циникам или критикам запугать себя, даже если они оказались среди членов вашей семьи. Кроме того, общественное мнение может быть настроено против духовного пути, и, возможно, вас подвергнут насмешкам или преследованиям. Шишупала, Джарасандха и тьма прочих клеветников изо всех сил старались помешать миссии Господа, когда он присутствовал здесь в облике Кришны. Определенные препятствия могут создаваться людьми, поклоняющимися Именам и Образам Бога, отличным от тех, которые вы приняли для себя, как наиболее близкие. Люди могут придерживаться какого-то одного Имени и одной Формы, например, в силу унаследованных предрассудков или просто из фанатизма. Тогда они склонны подвергать преследованиям тех, кто почитает другое Имя и Форму. Но лучше умереть, выслеживая тигра, чем жить, хвастаясь удачной охотой на хромого шакала!

4. Замысел пьесы принадлежит Ему, отведенная вам роль — Его дар; диалоги написаны Им, Он осуществляет постановку, выбирает костюмы и декорации, определяет интонации и жесты, назначает моменты выхода и ухода со сцены. Чтобы снискать Его одобрение после того, как опустится занавес, вы должны сыграть роль хорошо. Заслужите своим усердием и энтузиазмом право играть все более важные и возвышенные роли, в этом — смысл и назначение жизни.

5. На экзамене вы получаете только те оценки, которых заслуживают ваши ответы, не больше и не меньше. Если вы набрали всего лишь 5−6 баллов из 100 возможных, то ими могут пренебречь, и поставить вам ноль. Но если вы набрали балл очень близкий к проходному, то вам могут благосклонно прибавить недостающие 2−3 балла, и вы, скорее всего, будете зачислены. То же справедливо и в отношении садханы. Незначительный прогресс в ней — все равно, что неудача, тогда как ощутимый прогресс будет оценен, и с Божьей Милостью вы прорветесь.

6. Если у вас есть серебряная статуэтка Ганапати, а вам хотелось бы вместо него иметь образ Кришны, то было бы глупо для этого покрыть статуэтку тканью и молиться о том, чтобы она обратилась в Кришну! Придется разрезать изваяние на кусочки, расплавить серебро и залить его в новую форму, в форму Кришны. Аналогично, если вы хотите стать Мадхавой (Божественным), вам необходимо расплавить ум в огне божественной мудрости. А сделать это можно, только разрубив его предварительно на куски с помощью какого-либо орудия, обладающего остро отточенным лезвием отречения, такого как служение (сева), пение гимнов (санкиртан), повторение Имени Господа (джапа), медитация (дхьяна).

7. Хочу вам сказать, что первым шагом в садхане является практика молчания. Она позволит вам ясно увидеть, как ваш ум пускается вскачь за мирскими радостями. Обуздайте его непоседливость, обратите внутрь, к тихому озеру блаженства, которое находится в вашем сердце! Победите страх, погрузив свой ум в Единого, ведь страх только и может появиться, когда есть «другой».

8. Если человек, не изменяя самого себя, пытается изменить общество, все его старания будут бесполезны и окажутся обреченными на провал. Сначала мы должны привести в порядок свой собственный дом, затем должны попытаться изменить к лучшему деревню, после этого — район, потом — область, а затем уже всю страну. Мы должны продвигаться шаг за шагом. Но не познав прежде всего самих себя, бессмысленно пытаться изменить общество и всю страну. Если мы хотим испытать опыт Бытия-СознанияБлаженства (Сат-чит-ананды), то это возможно только в обществе. Отправиться в лес и пытаться испытать Сат-чит-ананду там, вместо того, чтобы изменить к лучшему свой дом и общество, в котором мы живем, — было бы безумием. Бог — вездесущ, Он пребывает в сердце всех живых существ. Как может сердце, которое не любит ближних, любить Бога? Люди, с одной стороны, молятся Богу, а с другой — причиняют вред окружающим. Это недопустимо. Мы сможем возлюбить Бога, только если полюбим людей, своих ближних. Если мы не можем любить людей, нам никогда не достичь успеха в этом мире.

9. Имейте веру в Бога, пребывающего в сердце, имейте веру в Его постоянное присутствие и постоянное руководство — благодаря этому вы станете мужественными, добродетельными, просветленными. Шастры говорят: верьте врачу, чтобы излечиться от болезни; верьте в мантру, которой инициировал вас наставник, ибо только благодаря этой вере ваша садхана окажется плодотворной; верьте в святость храма, только тогда ваше паломничество будет благотворным; верьте предсказаниям астролога, иначе как вы сможете серьезно относиться к его абракадабре? Верьте в гуру, ибо только тогда ваши шаги по пути самореализации будут уверенными и твердыми. Вера в гуру должна повлечь за собой веру в Атму, в противном случае гуру окажется только препятствием.

10. Непривязанность, Вера и Любовь — вот столпы, на которых покоится Божественное Умиротворение (Шанти). Самый важный из них — Вера, ибо без нее садхана превращается в пустой ритуал. К успеху в садхане может привести только Непривязанность, а к Богу приводит — только Любовь. Вера пробуждает чувство оторванности от Бога, Любовь — освещает путь к Нему. Бог дарует вам то, в чем вы нуждаетесь и к чему стремитесь, вам не нужно ни о чем просить и ни на что жаловаться. Будьте удовлетворенными. Ничто не может произойти в противоречии с Его Волей.

11. С помощью медитации и воспевания Святого Имени вы можете придать Божественной Милости конкретный Образ и присвоить то Имя, которые дороги вам. Господь принимает тот Образ, который вы избрали, то Имя, которое вам полюбилось. Фактически, вы сами придаете Ему эту Форму. Поэтому, не меняйте ничего, а сохраняйте верность тому Имени и Образу, которые вам наиболее близки, невзирая на все искушения и трудности.

12. Для достижения успеха в медитации и воспевании Имени Бога вы не должны надеяться на других и ждать какого-нибудь мудреца, чтобы получить от него мантру. Молитесь Богу, что внутри вас, и вы обретете необходимое руководство.

13. Умиротворение ума не явится к вам только потому, что в вашей комнате имеется кондиционер и мягкий диван. Оно не зависит от счета в банке или от дипломов, которые вы получили. Оно может прийти только тогда, когда вы отречетесь от злого демона (данавы) в себе, когда предоставите Божественному внутри вас все возможности проявить Себя.

14. Даже те, кто обладает этими тремя в полной мере, все равно не свободны от страданий, они еще не восстановили свое пребывание в Ананде. Ведь Ананда — это внутреннее сокровище, которое можно заслужить отречением и дисциплиной. Поэтому, мы должны разработать план в отношении Ананды, план в отношении мира (шанти) и радости (сантоши).

15. Господь испытывает человека не ради шутки. Он не обрушивает на него несчастья одно за другим только потому, что это Ему нравится. Испытания даются для оценки достижения и присуждения награды. Вы должны просить об испытании, чтобы ваш прогресс мог быть отмечен.

16. Посейте семена Имени Бога на подготовленное поле своего сердца, удобрите его верой, защитите от скота изгородью дисциплины. Без изгороди, охраняющей посевы, возделывание земли все равно, что стрельба без пуль: много шума и никакого толку!

17. Дисциплиной для воспитания непривязанности к плодам действий (нишкамы) является посвящение их Богу, а оно, в свою очередь, возможно только при наличии твердой веры в Бога. Вера крепнет благодаря садхане. Но пока что ваша духовная садхана подобна легкой закуске, употребляемой перед прочими явствами, приготовленными миром. А ведь духовное должно быть основным блюдом в трапезе.

18. Первый признак духовной жизни — это отречение, вайрагья. Если вы не обладаете вайрагьей, то вы духовно безграмотны. Вайрагья — это алфавит садханы. Вайрагья должна стать достаточно сильной, чтобы вы могли освободиться от чувственных оков. Достаточно поразмыслить всего лишь несколько минут, чтобы каждый мог убедиться в ничтожности земных богатств, славы и счастья. Пока вы преуспеваете в жизни, все вас восхваляют. Пока пруд заполнен водой, вокруг него квакают сотни лягушек, а когда он пересыхает, не остается ни одной. Пословица гласит, что если покойник украшен драгоценностями, то многие назовут себя его родственниками, если же на нем ничего ценного нет, то его никто не станет оплакивать! Зачисляя на свой банковский счет новые суммы, удостоверьтесь, не копите ли вы при этом для себя и для своих детей проблемы, не станет ли вашим детям, в результате, труднее вести чистую, спокойную и достойную жизнь. Если вы стараетесь заслужить ничтожную славу сомнительными средствами, то подумайте — кого из миллионов ваших сограждан прославляют сегодня и за что? Разве вы не видите, что всюду прославляют только тех невозмутимых и отрешенных людей, которые стремятся идти по трудной дороге познания Бога, вместо того, чтобы продвигаться по легкому пути завоевания мирских благ?

Приветствуйте все удары судьбы, все несчастья и страдания, как золото приветствует тигель, молот и наковальню, ибо стремится обрести форму драгоценности, или как тростник приветствует то, что его срубают, крошат, варят, промывают, сушат, ибо так сохраняется его сладость, которая теперь может послужить всем. Хотя на Пандавов обрушивались многие несчастья, они никогда не роптали. Они радовались, что несчастья помогают им помнить о Кришне и взывать к Нему. Перед смертью Бхишма возлежал на ложе из стрел, проливая слезы, и когда Арджуна спросил, почему тот плачет, Бхишма ответил: «Я плачу, вспоминая все страдания, которым подверглись Пандавы». А затем он сказал: «Так был преподан урок Калиюги: никогда не стремиться к власти, к высокому положению или богатству, но в полном смирении подчиниться воле Бога, чтобы всегда оставаться счастливым и безмятежным».

Господь идет навстречу бхакте гораздо быстрее, чем бхакта идет к Нему. Он совершает сразу сотни шагов вам навстречу! Он станет для вас больше, чем мать и отец. Он поддержит вас изнутри, как уже спасал и поддержал множество святых, которые поверили в Него.

19. Человек болен, но принимает совсем не те лекарства, которые могут излечить. Поставьте себе диагноз, выясните причину болезни и выберите соответствующее лекарство — так поступают мудрые. Не бегайте по знахарям и не возлагайте надежд на псевдо-панацеи. Сейте семена любви (Премы), подготовив предварительно почву своего сердца, и выпалывайте сорняки. Пусть семена, орошаемые верой, прорастут, пусть распустятся цветы силы духа (саханы), а впоследствии вы соберете плоды умиротворения (шанти). Такова задача, в этом должен заключаться ваш обет.

20. С самого начала примите все необходимые меры предосторожности, убедитесь, что вами посеяны добрые и безупречные семена. Не начинайте никакой работы, руководствуясь ложным мотивом эгоистического самоутверждения, состязательности или соперничества. Не приписывайте Богу неудач, произошедших из-за ваших собственных недостатков и ошибок. Молитесь, прежде чем приступить к труду, во время него и по окончании, дабы язва эгоизма не свела на нет все ваши усилия. У быка есть рога, а у слона бивни, но какая между ними разница! Бивни ценятся намного выше. Человек, наделенный верой, и человек, лишенный ее, оба — люди, но каково различие! Обладающий верой намного более результативен, мужественен и мудр.

21. В наше время вы можете проложить себе путь к успеху в любой сфере. Но Бога невозможно покорить ни хитростью, ни натиском. Его обретают, только преодолев тяжкий путь борьбы, отречения и строгой дисциплины. Устремляйтесь к Нему до самозабвения, пусть все ваши помыслы будут захвачены Его образом, Его величием. Его славой и Его милосердием. Человек в сущности своей божественен, и Бог входит в его сознание естественным образом. Но завеса Майи препятствует этому волнующему соединению, этому просветляющему откровению. Однако, Майя тоже порождена Богом, она служит Господу проводником, или носителем (упадхи).

22. Любой, кто с почтением и искренностью говорит о Ведах и Веданте, заслуживает того, чтобы его внимательно выслушали. Я замечаю у вас один большой недостаток. Когда беседу провожу Я, вы вслушиваетесь в каждое слово с похвальным вниманием и энтузиазмом. А когда с вами на важные для вас темы беседуют пандиты и те люди, что обладают опытом в учении и в садхане, вы, конечно, сидите тихо и примерно, но Я уже не нахожу в вас того же энтузиазма и внимания. Это — неправильно. Дождевая вода — есть дождевая вода, течет ли она по водосточной трубе, по стоку крыши, по каналу или через шлюзы. То, что они говорят, также достоверно и благотворно. Вы должны ценить целебные свойства лекарства, а не ярлык, что наклеен на флаконе, где указано имя и положение производителя или торговца.

Воспользуйтесь той пользой, что приносит лекарство; излечитесь, станьте просветленными, осознайте свою Реальность.

24. В этот святой день настройтесь, чтобы каждый час посвятить созерцанию славы Бога; приступите к этому, по крайней мере, как к обязанности, а потом восхищение, которое вызовет у вас созерцание, незаметно само воодушевит вас продолжать его, да еще с большим энтузиазмом. Мифы утверждают, что солнце — это вестник Бога. Оно — почтальон, который доставит ваши письма Богу, если только они правильно адресованы и несут на себе отпечаток искренности, оно же принесет вам от Него ответ в форме Его милости. Вкладывайте свою устремленность в конверт решимости, и каждый день вручайте его солнцу. Не просите о доме, о сыне или о золоте. Просите о ясном разуме, который позволил бы осознать величие Бога. Просите о стойкости в служении и в поклонении Ему.

25. Вы сможете одержать победу только благодаря строгой садхане. Духовная садхана труднее физической. Представьте себе, какие огромные усилия прилагает женщина, танцующая на проволоке под куполом цирка. И все это ради нескольких рупий. Аналогичная решимость и непрерывные усилия, но направленные к высокой цели, сделают ваш ум устойчивым, и вы сможете сохранять равновесие в самых неблагоприятных и головокружительных ситуациях. Органы познания для этого типа садханы важнее, чем органы действия (карм-индрии), разум важнее, чем все остальные внутренние инструменты, предоставленные в распоряжение человека. Если вашим умом управляет разум, вы не потерпите неудачи. Неудача возможна, только если власть над умом захватят чувства.

26. Идите вперед к свету, и тень будет оставаться позади; а если двигаться прочь от света, то вы будете вынуждены следовать за своей тенью. Каждое мгновение продвигайтесь по направлению к Богу хоть еще на один шаг, и тогда тень Майи будет оставаться позади и ей не удастся перехитрить вас. Будьте решительны и непреклонны. Не допускайте ошибок или ложных шагов, чтобы потом не раскаиваться. Предусмотрительность, рассудительность и самодисциплина, проявленные в начале, лучше, чем сожаления о допущенной ошибке, переживаемые в конце. Арджуне была присуща предусмотрительность, он учел все обстоятельства еще до начала битвы и захотел, чтобы Кришна посоветовал ему, как поступить. А Дхармараджа, его старший брат, предался скорби и сожалению о безвозвратно потерянном, но уже после завершения войны.

27. Неколебимая любовь к Богу подобна сетке от москитов, она защищает от распространителей болезни привязанности и гордости, вожделения и гнева, жадности и злобы. Крепите веру, и вы сможете любить, а не сомневаться. Болезнь, которая поколебала веру многих, излечивается во время праздника Гуру Пурнима. Их пошатнувшаяся вера восстанавливается. Но лучше сохранять веру неколебимой во всех ситуациях. Если, едва кашлянув, вы уже впадаете в уныние, что же будет, когда вы чихнете?

28. Будьте стойкими в садхане и, если однажды решились следовать ей, больше не допускайте никаких колебаний. Когда едет автобус, за ним тянется облако пыли, стоит только ему резко затормозить, как эта пыль оседает на лица пассажиров. Поэтому продолжайте движение, будьте устойчивы в садхане, и тогда облако пыли объективного мира не коснется ваших лиц.

29. Эта дисциплина особенно важна сейчас, когда столь многое искушает уклониться от нее. В наш железный век, когда тьма окутала ум человека, крайне необходима любая, даже самая маленькая лампа, способная осветить дорогу. Поэтому я советую вам практиковать благие действия, придерживаться благого поведения, верного отношения и взглядов, с тем чтобы вы могли постоянно находиться в присутствии Господа. Вы должны также стремиться слушать возвышенные речи, размышлять о требованиях Духа и затем, осознав глубину этих слов, медитировать на них с великим почтением. Вся прочая деятельность — второстепенна, только эта в высшей степени поучительна и благотворна.

30. Итак, вместо того, чтобы заниматься пустой болтовней, прославляйте Бога, ходите Его путями и молитесь Ему. Посвятите отведенные вам годы созерцанию и почитанию Всемогущего, а не льстивому восхвалению слабых и мелких личностей. Жизнь — это возможность, предоставленная каждому, но не для того только, чтобы есть и пить, а чтобы достичь чего-то более благородного и великолепного, чтобы научиться управлять собой и раствориться в Реальности.

31. Цель всех духовных усилий — привлечь к себе милость Бога. Вот почему, приходя в храм, вы встаете перед главной святыней и звоните в колокольчик: этот звук привлекает внимание Господа к новому просителю. Колокольчику должна вторить искренняя молитва из глубины сердца.

32. Вера в Бога — лучшая подмога для достижения духовной победы. Если вы поглощены созерцанием великолепия Господа, вас не может увлечь ничто материальное, привлекать будет только соприкосновение с божественным и кротким, все прочее покажется недостойным.

33. Не искушайте веру других, пытаясь убеждать их в том, что Саи — высший. Ведь поклонение Господу в любом образе и под любым именем есть поклонение Саи!

34. Люди сами окружают себя коконом и страдают из-за того, что не могут выйти из него на свет. Они подобны обезьянке, которую поймал нищий бродяга, посадил на веревку и заставил танцевать, чтобы выпросить пайсу у сидящих вокруг зрителей. Шанкара заявил, что он добровольно отдал бы эту обезьяну (ум) Шиве, чтобы тот обучил ее трюкам, которые понравились бы Ему и пользовался бы ею, собирая дары для Него. Таким образом, Шанкара рекомендует заполнить ум мыслями о Боге, чтобы приручить обезьяну и заставить ее служить Богу. Вы тоже должны сделать свой ум слугой Бога, а не рабом чувств.

35. Умом можно овладеть, как бы трудна ни оказалась эта задача. Ум можно подчинить с помощью регулярной практики

(абхьясы), неустанного исследования (вичары) и отречения (вайрагьи). Нет такой задачи, которую нельзя было бы решить благодаря непреклонным усилиям. Имейте веру в Господа, неустанно применяйте энергию и Милость, которые вам даны — и решение любой задачи покажется легким.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 206 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.