Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 12 страница





 

загадки, иногда перифразы, в основе которой лежит принцип

метонимии (греч. metonimia - переименование). Его идиос­ тиль можно определить как энигматический (от. греч. энигма - загадка), в котором обретают свои значения «беспредметные

предметы», «бестелесная» телесность и «вещественная» ду­ ховность. Из традиционного фонда мировой культуры поэтом выбираются сущностные, значимые реалии, которые симво­ личны или эмблематичны. Вл. Ходасевич определил поэзию Мандельштама как чистый метафоризм1•

В перспективе времени Мандельштам понимается как крупнейший поэт ХХ в., воплотивший бесчеловечную суть эпохи и мужественное противостояние человека «наличной истории», веру в жизнь («И пред самой кончиною мира / Бу­ дут жаворонки звенеть») и преображающую силу культуры.

Сочинения

� Манgельштаft О. Стихотворения. Л., 1973.

� Манgельштаft О. Разговор о Данте. М., 1967.

Манgельштаft О. Слово и культура. М., 1987.

� Манgельштаft О. Камень. Л., 1990.

� Манgельшщаft О.Собраниесочинений: В 4 т.М., 1991.

� Манgельштаft О. Сочинения: В 2 т. М., 1 990.

� Манgельштаft О. Воронежские тетради. Стихи. Воспоминания.

Письма. Воронеж, 1999.

Литература

"

Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1993 год. Материалы об О.Э. Мандельштаме. СПб., 1997. [С обширной библиографией].

Жизнь и творчество О. Мандельштама. Воспоминания. Материа­лы к биографии. Комментарии. Исследования. Воронеж, 1990. Кузьftина С.Ф. Пушкинскаятема в жизни и творчестве О. Мандель­

штама. Мн.: Народная асвета, 1998, No 1-3.

 
 

Кузьftина С. Ф. «Tristia» О. Мандельштама: традиция - текст - поэтика // Научные труды кафедры русской литературы БГУ. Вып. I. Мн., 2002. С. 76-105.

1 Хоgасевич Вл. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 1 1 1.


 
 

Михаил Кузftин

Манgельштаft Н. Вторая книга. М., 1 990.

Струве Н. Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Томск, 1992.

Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 13-199.

Штеftпель Н. Мандельштам в Воронеже. М., 1 992.

 

 

Михаил Кузмин

Для эпохи Серебряного века Михаил Александрович Куз­ мин (1872, Ярославль - 1 936, Ленинград) был знаковой фигу­ рой. Он выступил одновременно как поэт, прозаик, драматург

и композитор. Написал скандально известн уЮ повесть «Кры­

ЛЬЯ >> (1 907), драму «Три пьесы» (1 907). Кузмин создал соб­ ственную неомифологию, был стилизатором различных куль­

тур, воссоздавал мир, «отраженный сквозь призму эстетичес­ ких зеркал, запечатленный в грандиозном пантеоне мифопо­ этических образов и функционирующий в системе сюжет­

но-стилевых клише» 1• Публиковался с 1 905 г., активно сотруд­

ничал с журналами «Весы», «Мир искусства», «Аполлон», где в 1910 г. опубликовал программную статью возникшего но­ вого течения акмеизма «0 прекрасной ясности». Споря с сим­

волистской теорией искусства, Кузмин выдвинул тезис ра­ циональной продуманности произведений - «кларизм», в противовес мистически интуитивному постижению мира че­ рез рядсимволов и соответствий. Поэт активно общался с Вяч.

Ивановым, был, по выражению Г. Адамовича, «плоть от пло­ ти литературно-богемного Петербурга 1 905-1914 годов»2• Среди возвышенной «салонной» поэзии вдруг раздался иро­

ничный голос Кузмина:

 

Где слог найду, чтоб описать прогулку, Шабли во льду, поджаренную булку...

 
 

1 Лавров А., Тиftенчик Р. «Милые старые миры» и грядущий век!! Кузмин М. Избранные произведения. Л., 1 990. С. 7.

2 Аgаftович Г. Об М. Кузмине // Адамович Г. Одиночество и свобо­ да. М., 1 996. С. 277.


 

Он один из первых осознал, что слишком высокий тон, взятый символистами, может привести к тупику, и призывал писать лишь о том, что непосредственно дано в ощущениях, без чего человек не может жить и быть счастливым. Чувство катастрофы, пронизывающее стихи символистов, было ему чуждо, однако эпоха заставила и Кузмина пройти ряд этапов религиозных исканий и серьезных жизненных испытаний. Около пятнадцати лет он посвятил своему образованию, под

руководством Н. Римского-Корсакова учился в 1891-1893 гг.

в Петербургской консерватории, изучал немецкий и италь­ янский языки, погружался в религии Востока и христианство.

Он совершил поездку в Египет и в Италию, где изучал цер­ ковную музыку. Эти занятия отразились на его литературном творчестве, которое «открываетсю> то на страницах культу­ ры Александрии, то Древней Эллады, то Востока. Эту способ­ ность культурных перевоплощений уловил К. Бальмонт, со­

здавший творческий портрет Кузмина:

В Египте преломленная Эллада, Садов нездешних роза и жасмин, Персидский соловей, садов услада

Запали в глубь внимательного взгляда, - Так в русских днях возник поэт Кузмин".1

Создавая словесный портрет поэта, Н. Тэффи писала:

 
 

«Первое, что поражало в Кузмине, это странное несоответ­ ствие между ег6 головой, фигурой и манерами. Большая ас­ сирийская голова, с огромными древними глазами, прожив­ шими многие века в мраморе музейного саркофага, и малень­ кое худенькое, щупленькое тельце, с трудом эту ассирийскую голову носящее, и ко всему этому какая-то «жантильность» в позе и жестах, отставленный мизинчик не особенно выхолен­ ной сухенькой ручки, держащей, как редкостный цветок, чай­ ную чашку»2• Лаконичность и виртуозность, афористичность

1 Цит. по: Кузftин М. Избранные произведения. С.5.

2 Теффи Н. Кузмин // Творчество Н.А. Тэффи и русский литера­ турный процесс первой половины ХХ века. М" 1 999. С. 336.


 

некоторых стихотворений Кузмина делали его популярным среди любителей русской поэзии. Некоторые его стихи час­ то цитировались, как, например, стихотворение:

О, быть покинутым - какое счастье! Какой безмерный в прошлом виден свет - Так после лета - зимнее ненастье:

Все помнишь солнце, хоть его уж нет.

 

 

Ах, есть другой урок для сладострастья, Иной есть путь - пустынен и ширс}l<.

О, быть покинутым - такое счастье! Быть нелюбимым - вот горчайший рок.

Вяч. Иванов назвал его метод «анахронизмом». Свой «ме­ тод» поэт то и дело нарушал, когда стилизации, мастером ко­


ками:


 

Я тихо от тебя иду,

А ты остался на балконе.

«Коль славен наш Господь в Сионе», - Трубят в Таврическом саду.

Я вижу бледную звезду

На теплом, светлом небосклоне. И слов я лучше не найду.

Когда я от тебя иду,

Как «славен наш Господь в Сионе».


 

В первой книге стихов «Сети» Кузмин создает поэтичес­ кие отклики на книжные впечатления («Любви утехи», «Се­ ренада», «Флейта Вафила»), любовные стихи, пейзажные за­ рисовки, психологические этюды. Ведет свой знаменитый дневник, в котором отражены подробности интимного быта и панорама эпохи. Поэты-современники и критики высоко оценили «Александрийские песни», вошедшие в сборник

«Сети». Автор, используя верлибр, выстраивает стилизации так, что стихотворные размеры напоминаниют ритмы дале­ кой Александрии:


Когда мне говорят: «Александрия», я вижу белые стены дома, небольшой сад с грядкой левкоев, бледное солнце осеннего вечера

ислышу звуки далеких фЛ:ейт".

Метрические новации Кузмина стали основой для. поэзии поздней М. Цветаевой и А. Ахматовой. На «Александрийские песни» написал благожелательную рецензию М. Волошин, отметивший глубину проникновения в чужую культуру и со­ вершенство исполнения стилизаций. М. Волошин задается вопросом: «Быть может, поэт знал, что он не умрет вместе с эллинской радостью, и ушел из той жизни не через врата Смерти? Но почему же он возник теперь, здесь, между нами в трагической России, с лучом эллинской радости в своих звонких песнях и ласково смотрит на нас своими жуткими огромными глазами, усталыми от тысячелетий?

Зачем он со своей грустной эллинской иронией говорит нам жесткие слова:

Солнце греет затем,

Чтобы созревал хлеб мя пищи И чтобы люди от заразы мерли. Ветер дует затем,

Чтобы приводить корабли к пристани дальней И чтобы песком засыпать караваны.

Ли; ди родятся затем,

Чтобы расстаться с милою жизнью

И чтобы от них родились другие мя смерти»1•

Кузмина интересуют параллели культурно-исторических эпох: Александрия, Рим, XYIII век во Франции и Италии. Последующие поэтические сборники «Осенние озера» (19 12),

«Глиняные голубки» (19 14), «Нездешние вечера» (оба - в 1921) раскрыли особую стилистику письма. Главной целью автора стало воссоздание мира в его многосложных проявле-

 
 

1 Волошин М.А. «Александрийские песни» Кузмина /! Кузмин М.

Подземные ручьи. СПб., 1 994. С. 724.


 

ниях, воплощение неумирающей и неожиданно открываю­ щейся красоты. Образцом кузминской стилизации стало сти­ хотворение «Фудзий в блюдечке» (191 7) из сборника «Не­ здешние вечера»:

Сквозь чайный пар я вижу гору Фудзий, На желтом небе золотой вулкан.

Как блюдечко природу странно узит! Но новый трепет мелкой рябью дан. Как облаков продольных паутинки Пронзает солнце с муравьиный глаз,

А птицы - рыбы, с черные чаинюf,

Чертят лазури зыблемый топаз!

 

Вяч. Вс. Иванов указывает, что «Кузмин (как до него и од­ новременно с ним Анненский) первым пришел к вещному преодолению символизма в своем «кларизме», как бы пред­ восхитив последующий опыт поэтов, группировавшихся вок­ руг акмеистической программы. Даже метафизические (на­ пример, гностические) тексты у Кузмина раскрываются в се­ рии предметных образов, передача которых выдерживается в ясном письме. <".> Зримая вещность японского и китайс­ кого искусства (живописи и поэзии) оказывается эталоном для европейского искусства, двигающегося в сходном направ­ лении» 1.

В сборник «Нездешние вечера» включены стихотворения

«П уiп кин», «Лермонтов», а также стихотворения-портреты

современников: художника Б. Сапунова, танцовщицы Т. Кар­ савиной. Именно в этом сборнике автор достигает акмеисти­ ческого мастерства в передаче атмосферы конца эпохи Се­ ребряного века:

 
 

Картины, лица - бегло-кратки, Влюбленный nздох, не страстный крик, Лишь запах замшевой перчатки,

1 Иванов Вяч.Вс. Постсимволизм и Кузмин // Иванов Вяч.Вс. Из­ бранные труды по семиотике и истории культуры: В 2 т. Т. 2. М., 2000. с. 202.


Акмеизft

Да на футбольной на ftлощадке Полудитя, ftолустарик.

Книга стихов «Осенние озера» раскрывала религиозные поиски поэта («Троицын день», «Пасха», «Духовные стихи»), в ней были акростих В. Брюсову, посвящения Н. Гумилеву, Вяч. Иванову, С. Соловьеву. Вторая часть сборника состояла из газэл под названием «Венок весен». Сборник «Вожатый» отразил интерес Кузмина к русской истории («Царевич ДИ­ митрий») и новаторству авангарда.

д/1.я эпохи Серебряного:века оказалась характерной жизнен­

ная судьба Кузмина, который во второй половине 1890-х rr. ис­

пытывает стремительную эволюцию религиозных взглядов:

«От традиционного православия он решительно и надолго отрекается, сперва находясь на грани обращения в католи­ цизм, потом ему на выбор предлагаются «пашковцы» или про­ поведи о. Алексея Колоколова, от которых он отказывается, чтобы затем заинтересоваться старообрядчеством, не пере­ ходя в него, но обдумывая такую возможность»1• Увлечение гностицизмом сказалось в стихотворении «София».

В прозе Кузминым написаны повести «Приключения Эме Лебефа» (1 907, с иллюстрациями К. Сомова), «Повесть об Элевсиппе, рассказанная им самим» (1910), «Покойница в доме» (1 91 4), «Чудесная жизнь Иосифа Бальзама, графа Ка­

лиостро» (1 919, с книжными украшениями работы М. Добу­ жинского), а таКже романы «Тихий страж» (191 5), «Плаваю­ щие-путешествующие» (1921), рассказы, пьесы, в том числе

комедия «Вторник Мэри (Представление в 3-х частях для. ку­

кол живых или деревянных)» и «Венецианские Безумцы» (1 91 5).

А. Блок в своей статье-рецензии «0 драме» писал: «Твор­ чество Кузмина имеет корни, может быть самые глубокие, самые развилистые, кривые, прорывшиеся в глухую черноту

 

1 Богоftолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм.

М., 2000. С. 12.


русского прошлого. д/\я меня имя Кузмина связано всегда с пробуждением русского раскола, с темными религиозными

предчувствиями России XV века, с воспоминаниями о «завол­ жских старцах», которые пришли от глухих болотных топей

в приземистые курные избы. <".> Совершенно фальшиво воздвигать гонения на Кузмина, хуgожника до мозга костей,

тончайшего лирика, остроумнейшего диалектика в искусст­ ве. Варварство, которого не могу отрицать у Кузмина, совер­ шенно тонет в прозрачной и хрустальной влаге искусства» 1• Представляет интерес сборник статей Кузмина «Условно­

сти» (1 923), в котором автор прибегает к имnрессионистско­

му и сравнительному анализу произведений ·искусства. Пос­ ле революции Кузмин остался в Петрограде, но держался вне политики. Стихотворения 1 920-х гг. были объединены в сбор­ нике «Параболы», в нем никак не отразились исторические потрясения, революция 191 7-го, Гражданская война. Это про­ изведения о творчестве, Италии, Риме, Венеции. Сборник пронизывают неомифологические темы («Пламень Федры»). И все же в некоторых стихотворениях поэт передает траги­ ческую напряженность, неустроенность, катастрофизм жиз­ ни («Весенней сыростью страстной седмицы".», «Конец вто­ рого тома»). Знаки кардинальных изменений истории пере­ даются скупыми и емкими строками:

Весенней сыростью страстной седмицы Пропитан Петербургский бурый пар.

Псковское озеро спросонок снится, Где тупо тлеет торфяной пожар.

Колоколов переплавлены слитки

В предпраздничной и гулкой пустоте. Петух у покривившейся калитки Перекликался, как при Калите.

В 1929 г. выходит его последняя и лучшая книга стихов

«Форель разбивает лед». Этот один из самых популярных сти-

 
 

1 Блок А.А. Указ. соч. С. 183.


Акftеизft

хотворных циклов Кузмина своей интонацией и замыслом, композиционной виртуозностью повлиял на «Поэму без ге­ роя»А.Ахматовой.Вконцецикла Кузминобъясняет, чтохо­ тел изобразить ходдвенадцатимесяцев,проносящихся в вос­ поминаниях с каждым ударом часов в новогоднюю ночь (не потому ли каждое из стихотворений цикла имеет название

«Первыйудар», «Второй удар» и т.д.), и верит, что «Лед раз­ бить возможнодляфорели, /Когдаонаупорна".».Поэтом воссоздаетсяисчезновение гранимеждуживымимертвым, прошлыминастоящим, реальнымивозможным.Серебряный вексегоинтонациями, масками,игройи настоящейсмертью предстает в причудливой смене декораций, цитат,смешанных диалоговсуществовавших ивыдуманных героев.

Вяч. Вс. Иванов указывает, что «Кузмин движется в сто­

рону создания очень свободного стиля, позволяющего нару­ шать вселитературныеи социальныетабу. В этоми других отношениях поздний Кузмин сопоставим с мировым литера­ турным движением, лишь в очень слабой степениотозвав­

шимся в сочинениях других современников Кузмина. Спле­ тениереалистических и даже натуралистических подробно­ стей и романтического колорита некоторых стихотворений сборника «Форель разбивает лед» не препятствуетналичию в них и элемента,который в свете типологических аналогийс

западноевропейской литературой этого времени можно было бы охарактеризовать как сюрреалистический» '.

Поздняялирика Кузмина- сплав различных стилей,она отмечена предметным,физическим ощущением мира,нетра­ диционными для русской литературы пристрастиями и ори­ ентациями.Поэт достигает классическойясности, окоторой как идеале он заявлял в начале своего пути.

Декабрь морозит в небе розовом, Нетопленный темнеет дом,

 

1 Иванов Вяч.Вс. Постсимволизм и Кузмин // Иванов Вяч.Вс. Из­

бранные труды. С. 203.


 

И мы, как Меньшиков в Березове, Читаем Библию и ждем.

 

<".>

Но если в небе ангел склонится И скажет - это навсегда,

Пускай померкнет беззаконница - Меня водившая звезда1•

 

Умер Кузмин в глубокой нищете. Его творчество ценилось лишь знатоками, однако в настоящее время интерес к об­

ширному наследию поэта возрос. Б. Эйхенбаум в 1 920-х гг.

"

указывал: «Грациозное, наивное созерцание жизни как при- чудливого узора, наивное в своей тенденциозности - вот пафос Кузмина»2• Современные исследователи более углуб­ ленно трактуют его обширное художественное наследие. Творческая и духовная эволюция этого поэта еще нуждается в исследовании и комментариях. При обилии поэтов-звезд

«первой величины» поэзия Кузмина долгое время находилась

в тени, но объективное воссоздание истории русской лите­ ратуры ХХ в. требует полноты знаний о поэте, исповедую­ щем кларизм и сыгравшем свою роль в становлении и раз­

витии акмеизма. Опубликованные дневники Кузl\'JИНа про­ ливают неожиданный свет на многие явления Серебряного века.

Сочинения

� Кузft ин М. Собрание стихов: В 3 т. Miinchen, 1 977.

� Кузftин М. Избранные произведения. Л., 1990.

� Кузftин М. Крылья // Эрос. Россия. Серебряный век. М., 1992.

� Кузftин М. Подземные ручьи. Избранная проза. СПб., 1994.

 

 

 
 

 

1 Цит по: Творчество Н. Тэффи и русский литературный процесс.

с. 342.

2 Эйхенбауft Б. О прозе М. Кузмина // Кузмин М. Подземные ру­ чьи. с. 8.


 

Литература

Богомолов Н.А. Тетушка искусств. Оккультные коды в поэзии М. Кузмина // Богомолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. М., 2000.

Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории кульrу­

ры: В 2 т. Т. 2. М., 2000.

Кушнер А. Музыка во льду // Новый мир, 1989, № 10.

М. Кузмин и русская культура ХХ века. Л., 1990.

 
 

 

 
 


 

 

ВНЕГРУППОВЫЕ ПОЭТЫ

 

Максимилиан Волошин

Максимилиан Александрович Волошин (настоящая фами­ лия Кириенко- Волошин; 1 877, Киев - 1932, К'октебель в Кры­ му), поэт, критик, художник, получил известность с 1 900 г. Много путешествовал по Западной Европе, долго жил в Па­ риже, серьезно занимаясь живописью. Писал литературно­ критические статьи о европейском и русском искусстве, со­ трудничая с журналами «Весы» и «Золотое руно». Влияние французских символистов чувствуется в его первом сборни­ ке «Стихотворения. 1 900-19 10».

В раннем творчестве поэт ищет синтез между нацио­ нальным и всемирным, мистическое сочетает с неоклассичес­ кими тенденциями. М. Цветаева о нем сказала: «Француз культурой, русский душой и словом, германец - духом и кро­ вью» (поэт действительно происходил из немцев, поселив­

шихся в России в XVII в.). Стихотворения раннего периода

воскрешают легенды и мифы («Годы странствий», «Алтари в пустыне», «Звезда полынь»). На первую русскую революцию поэт откликнулся стихотворением «Ангел мщенья» (1 906):

Народу русскому: Я скорбный ангел мщенья! Я в раны черные - в распаханную новь Кидаю семена. Прошли века терпенья.

И голос мой - набат. Хоругвь моя - как кровь.

 

О, камни мостовых, которых лишь однажды Коснулась кровь! Я ведаю ваш счет.

Я камни закляну заклятьем вечной жажды,

И кровь за кровь без меры потечет.


 

Второй сборник Волошина «Anno mundi ardentis» (1916} явился откликом на на Первую мировую войну. Эстетика ак­ меизма привлекала Волошина и оказала определенное воздей­ ствие на его поэтику и образный строй. Поэт публикует ста­ тьи о проблемах искусства в акмеистическом журнале «Апол­ лон», но не примыкает ни к одной из известных групп, ни к одному из направлений. С начала 1917 г. постоянно жил в Коктебеле, его дом был местом встреч поэтов и художников.

Там бывали М. Цветаева, А. Белый, О. Мандельштам и мно­

гие другие поэты и художники Серебряного века.

Главной темой поэзии Волошина стала история России, ее духовных взлетов и падений (стихотворения «Китеж», «Свя­ тая Русь», поэма «Протопоп Аввакум»). Поэт проникал своим взглядом в глубь времен и стремился найти ответ на вопрос о миссии России, о своем и ее предназначении, о вселенском смысле бытия:

Суздаль да Москва не для тебя ли По уделам землю собирали,

Да тугую золотом суму?

В рундуках приданое копили, И тебя невестою растили

В расписном да тесном терему?

 

Не тебе ли на речных истоках Плотник-Царь построил дом широко Окнами на пять земных морей?

Из невест красой да силой бранной Не была ль ты самою желанной Для заморских княжих сыновей?

<".>

Помалась лихому подговору, Отдалась разбойнику и вору, Подожгла посады и хлеба, Разорила древнее жилище,

И пошла поруганной и нищей, И рабой последнего раба.

Я ль в тебя посмею бросить камень? Осужу ль страстной и буйный пламень?


 
 

Максиftилиан Волош ин

В грязь лицом тебе ль не поклонюсь, След босой ноги благословляя, -

Ты - бездомная, гулящая, хмельная, Во Христе юродивая Русь!

Волошину не были чужды духовные поиски русской ин­ теллигенции начала ХХ в., в том числе и увлечение оккуль­ тизмом и учением Р. Штейнера. С. Маковский отмечал: «".рус­ ское гетеанство и духовный германизм усложнились в двад­ цатом веке возродившимся языческим всебожием и даже пандемонизмом. Оrсюда Рудольф Штейнер и"штейнеровцы: Андрей Белый и Макс Волошин. Оrсюда их мифотворческий христианствующий гностицизм, соскальзывающий в игру с Люцифером» 1• Поэт любил искусные мистификации. Он со­ здал очаровательный образ несуществующей в реальности поэтессы Черубины де Габриак, напечатал в журнале ее сти­ хи («Аполлон», 1 909, No 2) и даже гороскоп2• Мистификация закончилась дуэлью из-за Черубины де Габриак (прототипом которой была Е. Димитриева, гостившая у Волопшна летом 1 909 г.) с Н. Гумилевым3•

Революция воспринята была Волошиным как катастрофа для России и дьявольское искушение. Уже 2 ноября 1917 г. он напишет:

С Россией кончено". На последях Ее мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на разных площадях.

<".>

 
 

О Господи, разверзни, расточи, Пошли на нас огнь, язвы и бичи: Германцей с запада, монгол с востока. Отдай нас в рабство вновь и навсегда,

1 Маковский С. Портреты современников. С. 20 1.

2 См.: Гороскоп Черубины де Габриак // Волошин М. Лики творче­

ства. М., 1988. С. 51 5-5 19.

3 См.: Волошин М. Лики творчества. С. 758.

1 2* 1 79


 

Чтоб искупить смиренно и глубоко Иудин грех до Страшного Суда.

Крымская эпопея 1920-х гг., описанная И. Шмелевым в романе «Солнце мертвых», уничтожение мирных сограждан, солдат и офицеров Добровольческой армии, привели Воло­ шина к неприятию насилия ни со стороны «белых», ни со сто­ роны «красных». Он занял позицию «над схваткой». Волошин­ ский принцип, православный в своей духовной основе, осу­ ществленный самой его жизнью: «А я стою один меж них / В ревущем пламени и дыме / И всеми силами моими / Молюсь за тех и задругих» - уникальный случай в русской культуре. Он знал, что

Всем нам стоять на последней черте, Всем нам валяться на вшивой подстилке,

Всем быть распластанным - с пулей в затылке И со штыком в животе.

Поэт многим спас жизнь. Н. Тэффи вспоминала о Воло­ шине этого периода: «Всюду можно было видеть его живо­ писную фигуру: густая квадратная борода, крутые кудри, на них круглый берет, плащ-разлетайка, короткие штаны и гет­ ры. Он ходил по разным правительственным учреждениям к нужвым людям и читал стихи. Читал он их не без толку. Сти­ хами своими он, как ключом, отворял нужные ему ходы и хло­ потал в помо:Iближнему <".> Прочел две поэмы и сказал,

что немедленно надо выручать поэтессу Кузьмину-Каравае­

ву, которую арестовали (кажется, в Феодосии) по чьему-то оговору и могут расстрелять» 1• Волошинский дом в Коктебе­ ле (нынче Планерское) был единственным местом в годы Гражданской войны, где могли найти надежное убежище люди разных политических пристрастий.

 
 

Сборники стихотворений «Иверни» (1918), «Демоны глу­ хонемые» (19 19) отразили трагические крымские впечатле­ ния поэта, стали свидетельством жестокого террора. Апока-

1 Тэффи Н. Воспоминания. Париж, 1931. С. 53.


Максимилиан Волошин

 

липсические картины воссозданы в «Стихах о терроре» (из­ даны в Берлине в 1 923 г.). Творчество этих лет раскрывает поэта большой изобразительной силы и своеобразной фило­ софии жизни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 275 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.