Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 16 страница




Образ поэта отразили поэты «ИЗ будущего», посвятившие будетлянину свои стихотворения: Н. Асеев - «Сон» и глава

«Хлебников» в поэме «Маяковский начинается», Л. Марты­ нов - «Хлебников и черти», С. Марков - «Велимир Хлебни­ ков в казарме», Б. Слуцкий - «Перепохороны Хлебникова». Экспериментальные поиски, обращение в глубь историчес­ кой жизни слова, идей о закономерностях всемирной исто­ рии, подчиняющейся законам больших чисел, вызвали боль­ шой отклик как у современников Хлебникова, так и у его пре­ емников.

Словотворчество и рифмотворчество, разработка интона­ ционного стиха, обновление жанровых структур на путях синтеза лирики, эпоса и драмы, реформирование поэтичес-

 

1 Новый мир. 1998. No 4. С. 43.


 
 

Кубофутуризм

кого языка в целях познания и предвидения будущего, про­ блематика творчества Хлебникова оказали воздействие на В. Маяковского, Н. Асеева, Б. Пастернака, О. Мандельштама, М. Цветаеву, Н. Заболоцкого.

Сочинения

).>- Хлебников В. Стихотворения и драмы. Л., 1 960.

).>- Хлебников В. Творения. Л., 1987.

 

Литература

Боgуэн ge Куртенэ И.А. К теории «слова как такового» и «буквы как таковой» // Избранные труды по общему языкознанию. т. 2. м" 1 963. с. 443-445.

Григорьев В.П.Грамматикаидиостиля.В.Хлебников.М.,1983.

Григорьев В.П. Будетлянин. М., 2000.

Дуганов Р. Велимир Хлебников. Природа творчества. М., 1 990.

Степанов Н. Велимир Хлебников. М., 1 975.

Тырышкина Е.В. Э стетика русского литературного авангарда (191 0-1920-е гг.). Новосибирск, 2000.

 

 

Алексей Крученых

*
Крученых стал одним из самых значительных авангард­ ных поэтов и теоретиков русского футуризма, принадлежал к московским кубофутуристам, группе «Гилея». На портрете М. Ларионова Крученых представлен в обрамлении звезд. Алексей Елисеевич Крученых (1 886, дер. Олевка Херсонской губ. - 1 968, Москва), родился в крестьянской семье, учился в

. Одесском художественном училище, получил диплом учите­ ля графических искусств. Как художник участвовал в выстав­ ке «Импрессионисты», был инициатором издания литографи­ ческих книг «Самописьма». С 1 907 г. жил в Москве, в литера­ туру его ввел Д. Бурлюк, публиковаться начал вместе с Вел. Хлебниковым. М. Матюшин вспоминал, что никто из поэтов

«Гилеи» не имел такого влияния, как Крученых: «Мне и Мая­ ковскому были близки его идеи, запрятанные в словесные


формы» 1• Им была написана программная «Декларация сло­ ва как такового» (1 913), в которой угверждалось: «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (поня­ тия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не име­ ющим определенного значения (не застывшим), заумным»2• Совместно с Вел. Хлебниковым была создана теория кубофу­ туризма, оформленная в статьях «Слово как таковое. О худо­ жественных произведениях», «Буква как таковая». В работе

«Новые пути слова (язык будущего - смерть символизму)» Крученых выдвинул несколько положений:' «слово шире

смысла»; «ДЛЯ изображения нового и будущего нужны совер­ шенно новые слова и новое сочетание их»; «иррациональное (заумное) нам также непосредственно дано, как и умное»3• д./'1я.

Крученых существен приоритет новой формы и новых при­

емов выражения, которые должны выявить новое содержа­ ние.

В 1912 г. вышли сборники «Игра в аду» (в соавторстве с Хлебниковым) и «Старинная любовь». Маяковский в стихот­ ворении «Лиличка! Вместо письма» упоминает Крученых в своеобразном контексте, обыгрывая название сборника по­ эта-кубофутуриста, своего соратника по убеждениям, -

«Игра в аду»:

Дµм табачный воздух выел. Комната -

глава в крученыховском age.

Вспомни -

за этим окном впервые

руки твои, исступленный, гладил.

 
 

1 Цит. по: Русский фуrуризм. С. 450.

2 Крученых А Декларация слова как такового // Русский фуrуризм.

с. 44.

3 Крученых А Новые пути слова (язык будущего - смерть симво­ лизму) // Там же. С. 50, 51, 53.

 

1 5*


К началу Первой мировой войны Крученых издал серию сборников: «Старинная любовь», «Полуживой», «Пустынни­ ки». При участии Вел. Хлебникова Крученых издал брошю­ ры «Черт и речетворцы» (19 1 3), «Тайные пороки академика» (1 915), участвовал в сборниках «Мирсконца» (1 913), «Бух ле­ синый» (1 913), «Тэ-ли-лэ» (1914).

На созданную Крученых теорию авангардного языка по­ эзии-зауми оказали большое влияние творческие новации Вел. Хлебникова. Себя поэт осознавал как создателя «неве­ домых слов». На пути отказа от традиций он пришел к созда­ нию искусственного поэтического языка, состоящего из об­ рывков слов, грамматических окончаний, лишенных смысла звуковых и графических сочетаний. Стихотворение «Дыр бул щыл», помещенное в сбqрнике «Помада» (1913), стало широ­ ко известно как илстрация зауми:

Дыр бул щыл убещур

скум

вы со бу рл эз

Сборник «Помада» был издан Крученых рукописным спо­ собом. В нем рядом с процитированным текстом были поме­ щены и другие произведения, в которых заумь соседствует со строками нормальной синтаксической организации. В за­ умном языке сЛова «спрессовывались» до минимально зна­ чащих элементов. Крученых боролся за свободу от языковых норм как свободу творческую. Автор отменяет Правила син­ таксиса и орфографии, рациональную логику, естественную связь событий, приходит к мысли о гибели мира и всеобщей

«усталости» вещей.

не оплачем вместе с суетливым трусливые и жидкослезные нет священные жуки жуют трости

свистят

кому зверю голяку черному


свистят трости соловей подсвистывает

свистит дум.<а дудит rудит

ЗЕ Э НЕС ШЮ1

Одновременно пишуrся и вполне «нормальные» строки, с характерным для этого автора чувством конца мира и власти темных, чуждых человеку сил:

Мир кончился. Умерли трубы". Птицы железные стали летать Тонущих мокрые чубы

Костц желтеющей плеть.

Мир разокончился". Убраны ложки Тины глотайте бурду".

Тише". и ниже поля дорожки

Черт распустил бороду.

Свои фугуристические произведения этот автор называл

«продукцией», которую печатал лишь журнал «ЛЕФ». Заумь оказалась недостаточной для такой «продукцию>, которая включала помимо индивидуального языка и обычную лекси­ ку. Истоки зауми или «слов на свободе», «самовитого слова»

и слова «как такового» восходят к принципам создания нео­ логизмов. Крученых свободен в сочетании слогов, звукогра­ фических комбинаций, схожих с детской или аффектирован­ ной речью. К. Чуковский писал: «Языковеды многократно указывали, что есть такая - низшая - ступень экстатичес­ кого возбуждения, когда наблюдается страсть к сочинитель­ ству новых неслыханных слов, и что эти слова у дикарских шаманов, идиотов, слабоумных, маньяков, скопцов, бегунов, JJрыгунов почти всегда одинаковы: отмечаются общими при­ знаками, как и всякая заумная речь»2•

Между разумным и безумным Крученых ищет третий пугь­

заумный. Язык призван подтвердить значимость каждого сво-

 
 

1 Цит. по: Русский футуризм. С. 1 22.

2 Чуковский К. Современная русская поэзия. Пг., 1922. С. 40.


его элемента. Конструкции из слогов, звуков, новых слов пре­ тендуют на «новый язык», открывающий новые уровни дей­ ствительности. В изданной в 1923 г. «Декларации заумного слова» Крученых усматривал достоинство зауми в том, что она

«пробуждает и дает свободу творческой фантазии, не осквер­ няя ее ничем конкретным». Подчеркнутость необычного сло­ воупотребления должна была привести к «взрыву» языка из­ нутри, создать не только и не столько самоценную звуковую игру, сколько открыть способы создания принципиально но­ вых семантических возможностей за счет языка и путем язы­ ка. «Новая словесная форма создает новое содержание», - утверждал Крученых. Поэт тяготел вослед Хлебникову к со­ зданию «вселенского языка», в котором значимыми были бы не слова как единицы языка, а звуки. Он утверждал, что «со­ гласные дают быт, национальность, тяжесть, гласные - обрат­ но - вселенский язык» 1 •

.Заумь давала возможность погрузиться в доязыковую бес­ сознательную стихию сознания,, востребовать к действию спящие силь1, разбудить энергию «чистого смысла>>. Эти экс­ перименты уводили от культуры и ее опыта кдовременным и докультурным состояниям, уровню простейших реакций и элементарных форм. Б. Пастернак удивлялся: «Там, где иной просто назовет лягушку, Крученых, навсегда ошеломленный пошатыванием и вздрагиванием сырой природы, пустится

гальванизироватtсуществительное, пока не добьется илзии,

что у слова отрастают лапы». Б. Пастернак посвятил несколько стихотворений Крученых: «Пока мне рифмы были в первоучи­ ну".» (1 928); «Вместе с Алешей...» (1943); «Алексею Крученых. Вместо поздравления» (1946). Он отмечал двойственное влия­ ние его идей на общее развитие русской поэзии ХХ в.

Экспериментальным новшеством было и самописьмо, при­ меры которого приводились в «Нестрочье» (1917). Упразднял-

 
 

1 Крученых А. Декларация слова как такового!! Русский футуризм.

с. 44.


ся синтаксис, буквы могли «летать», создавая особый рису­ нок. Эти экспервменты, впрочем, не носили окончательно радикального характера, к которому в пределе стремились футуристы. По замыслу Хлебникова, можно написать стихот­ ворение и из одних знаков препинания:

? -! -:. "

 

Основным принципом поэтики зауми Крученых считал принцип соединения несовместимого по смыслу:

Шестизарядный кубик шевелится в ноге рекомендация гладит мою глянцевую улыбку а я ничего не вижу

насупленный щедротами ящик!"

Смысловая заумь находилась на пересечении фонетичес­ ких экспериментов и семантических. Крученых возвел слу­ чайную ошибку в степень правила, открывающего новые смыслы, заложенные в самом языке. «Случайность» разламы­ вала синтаксис и грамматику и открывала, по убеждению ав­ тора, выход в иные смысловые пространства. «Разряжение творческого вещества производится в сторону случайную! Наибольшая степень наобумности в заумном. Там и образы, и слова выскакивают неожиданно даже для самогоавтора», - писал Крученых в своей работе «Сдвилогия русского стиха»2• Перспективы развития русской поэзии авангарда оценива­ лись так: «На смену поэзии обновляющей (Бурлюк, Хлебни­ ков, Маяковский) щет поэзия просто и совсем новая. <".> Нелепость - единственный рычаг красоты, кочерга творче­ ства. <".> Только нелепость дает содержание будущему»3• Смысловая заумь соединялась с элементами звуковой зауми,

 
 

1 Цит. по: Лифшиц Б. Полутороглазый стрелец. Л., 1 989. С. 696.

2 Круч еных А. Сдвилогия русского стиха // Кукиш пошлякам.

М.; Таллинн, 1992. С. 20.

3 Терентьев И. Крученых - грандиозарь. Тифлис, 19 19. С. 17.


поэтические образы становились ирреальными, случайными, условный мир был вывернут наизнанку, становился пароди­ ей на реальный мир. В своей книге «Стихи В. Маяковского. Выпыт» (1 914) автор отражал основные моменты футуристи­ ческой эстетики, утверждал, что кубофутуристы, как «ими­ таторы безумия», могут перещеголять и Достоевского, и Ниц­ ше!'

Крученых участвовал в создании коллективного творения кубофутуристов - оперы «Победа над солнцем», написав пьесу под таким же названием (191 3), которая была полеми­

чески направлена против понимания солнца как символа кра­ соты и заодно против А Пушкина. Перифраза Пушкина ста­ ла авангардным лозунгом «наоборотной» логики, бунта про­

тив космического порядка:

Разбитое солнце". Здравствует тьма! И черные боги,

Их любимица - свинья!

Н. Харджиев, анализируя эту пьесу, утверждает, что «В качестве автора «Победы над солнцем» Крученых может быть назван «первым дадаистом», на три года опередившим воз­ никновение этого течения в Западной Европе»2 (дадаизм был провозглашен в 1916 г. в Цюрихе).

В 19 16-1911) гг. поэт жил в Тифлисе и вместе с И. Здане­ вичем организовал группу «41°». По возвращении в Москву в 1 922 г. Крученых пытался сотрудничать с группой «Леф», од­ нако остался в меньшинстве из-за своих радикальных взгля­ довна язык современного искусства как исключительно язык зауми. Он пишет и издает свои теоретические работы «Фак­ тура слова: Декларация. (Книга 1 20-я)» (М., 1 923); «Сдвиголо­ гия русского стиха: трахтат обижальный» (М., 1 922) и «Апо­ калипсис в русской литературе: Книга 122-я» (М., 1 923).

 

1 См.: Поэзия русского футуризма. С. 126.

2 Харgжиев Н. Статьи об авангарде. Т. 1. С. 302.


 

И. Терентьев оценивал работу Крученых так: «Его творчест­ во - крученый стальной канат, который выдержит любую тяжесть» 1• Действительно, поэт-экспериментатор сумел на языке зауми передать трагичность существования и бессмер­ тиежизни {стихотворение «В полночь я заметил на своей про- стыне черного и......») и атеистический пафос постреволю- ционной эпохи:

Отманикюрю

И рык -
Причешу кудри мозга моего И пойду на спор

 

Добивать бога любовьего.

Крученых работал также над прозой, создал приключен­ ческий роман в стихах «Разбойник Ванька-Каин и Сонька­ Маникюрщица», известен как автор книг «Есенин и Москва кабацкая» { 1926), «Живой Маяковский. Разговоры Маяковс­ кого» { 1930) и воспоминаний, посвященных истории футуриз­ ма «Наш выход». Последний сборник «Ирониада» вышел в 1930 г. Поэт выступал и в роли театрального режиссера.

Произведения Крученых долгое время не переиздавались. Он дальше всех кубофутуристов пошел по пути абсурда, игры со звуками, дробления слова и словесной графики. Хаос воз­ водился им в норму, гармония кардинально заменялась дис­ гармонией. В разработанной собственнойэстетике общеприз­ нанные каноны красоты категорически отрицались. Сохра­ няя установку на эксперимент, Крученых свидетельствовал:

мир гибнет

и нам ли останавливать

мы ли остановим оползень гибнет прекрасный мир

и ни единым словом не оплачем погибели его <".>

 

 
 

1 Цит. по: Поэзия русского футуризма. СПб., 1999. С. 206.


Экспериментальные поиски Крученых были отражением эстетики и философии русского футуризма, стали импульсом к созданию «лучистых» стихотворений И. Зданевича, обозна­ чили творческую перспективу, которая многообразно отра­ зилась в поэзии группы ОБЭРИУ.

 

Сочинения

� КрученыхА. Заумники. Заумный язык // Искусство (Баку). 1921.

№ 3 1.

� КрученыхА.Кукиш пошлякам. М.:Талнн. 1992.

� Крученых А. Наш выход!! Русский футуризм. Теория. Практи­ ка. Критика. Воспоминания. М., 2000. С. 372-382.

� Поэзия русского футуризма. СПб., 1 999. С. 205-237.

 

Литература

Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Хрестоматия.

Л., 1 991.

Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания.

 
 

м., 2000.

 

Владимир Маяковский

Крупным поэтом, сделавшим футуризм общеизвестным, стал Владимир Владимирович Маяковский (1893, село Багда­

ди близ Кутаиси - 1 930, Москва). В юности он считал необ­ ходимым ниспровергнуть существующий строй. После смер­

ти отца покинул Грузию и сталжить в Москве, занимаясь по­ литической деятельностью. Вступил в ряды РСДРП, получил партийную кличку «товарищ Константин». В 191 1 г. Маяков­ ский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с А. Крученых и Д. Бурлюком, который признал в Маяковском гения. Идеи искусства буду­ щего, или футуризма, встреча с Вел. Хлебниковым были ре­ шающими для творческого самоопределения Маяковского, утверждавшего, что городская цивилизация в состоянии за-


Bлaguмup Маяковски й

менить «природу и стихию», и так как пришел «новый город­ ской человек», приоритет отдается урбанистической эстети­ ке, предметом творчества становятся «телефоны, аэропланы, экспрессы, тротуары, фабричные трубы...» 1• Поэт ощущал, что пришел из будущего, как и его искусство. По словам Ю. Ты­ нянова, «для комнатного жителя той эпохи Маяковский был уличным происшествием. Он не доходил в виде книги. Его стихи были явлением иного порядка»2•

Маяковский принадлежал к группе кубофутуристов, от­ рицающей все традиции прежнего искусст�а и его «буржу­ азные» нормы. Начиная с 1912 г. он активно участвовал в ху­ дожественной жизни Москвы и Петербурга, выступал в пре­ ниях в Политехническом музее, где обсуждались выставки

«Бубнового валета», сделал доклад «0 новейшей русской по­ эзии», участвовал в альманахе «Пощечина общественному вкусу» и вместе с Д. Бурлюком, Вел. Хлебниковым и А. Кру­ ченых подписал одноименный манифест кубофутуристов. В футурйзме Маяковский видел авангард культуры, который способен низложить предрассудки и ложь.

 
 

В 1913 г. был напечатан первый литографический поэти­ ческий сборник Маяковского «Я». Скандально известным стало стихотворение «Нате!», прочитанное на открытии ка­ баре «Розовый фонарь», аналогичной была реакция и на сти­ хотворение «Вам!» (19 1 5). Осознавая себя «бесценных слов мотом и транжирой» («Нате!»), Маяковский не церемонился в жестах. Однако его «плевок» в сторону толпы, которую поэт сравнивал со «стоглавой вошью», мотивирован четкой грани­ цей между обывателями («Вот вы, мужчины - у вас в усах капуста / где-то недокушанных, недоеденных щей; / вот вы, женщины: - на вас белила густо, / вы смотрите устрицами из раковин вещей») и поэтом, которого толпа хотела бы пре-

1 Катанян В. Маяковский. Хроникажизни и деятельности. М., 1 985.

с. 84.

2 ТыняновЮ. Н.Поэтика.История литературы. Кино. М., 1977.

с. 1 96.


вратить в паяца («кривляться перед вами не хочется»). Мая­ ковского-кубофутуриста отличала противоречивая позиция громогласного презрения к аудитории и одновременноrо желания, чтобы эта же аудитория признала его талант.

С 1913 г. Маяковский участвовал в гастрольных выступ­ лениях вместе с Д. Бурлюком, Вел. Хлебниковым, В. Каменс­ ким и И. Северянином. В автобиографическом очерке «Я сам» (1 922) поэт указывал на широкую географию турне по Рос­ сии. Поэмы «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник» (обе в 1915 г.) показали широкий лироэпический диапазон талан­ та Маяковского. В поэме «Облако в штанах» (1915) звучит протест против закостеневших форм человеческого обще­ жития - от сфер интимной жизни до государственного строя. Большинство произведений раннего периода насыще­ ны футуристическими новациями: звуку, букве отдано пра­ во быть целостным образом, полные рифмы заменяются со­ ставными и ассонансными. Например, в стихотворении

«Разговариваю с солнцем у Сухаревой башни» обыгрывает­ ся звук «у». Используется прямая омонимия: «у лица - ули­ ца»; «жгут (существительное) - жгут (глагол)» и обрат­ ная - «через - резче»; переносы слов становятся средством зрительного воплощения уличной динамики и городского пей­ зажа:

у"

 
 

лица.

у

годов рез - че.

 
 

Че ­

Железных коней с окон бегущих домов Прыгнули первые кубы.

Лебедишей колокольных, гнитесь в силках проводов!


 

 

Влаgимир Маяковский

 

Материальному и застывшему миру вещей противопос­ тавлено чувство душевной боли и непонимания: «Я одинок, какпоследний глаз / у идущего к слепым человека!». Исполь­ зуя прием акцентного и строчного выделения каждого слова, поэт часто заканчивает стихотворение сюрреалистическим образом, совмещающим зрительные эффекты и смелое оли­ цетворение:

Лиф Души

Расстегнули.

<".>

Ветер колючий трубе вырывает

Дымчатый шерсти клок.

Лысый фонарь сладострастно снимает

с улицы синий чулок.

Стихотворные эксперименты касались всех тропов и фи­ гур, которые использовались в новых функциях, как в сти­ хотворении «Отплытие», в котором нет прописных букв и знаков препинания, привычное соединяется по принципу метафорических переносов значений с необычным, сравни­ ваются предметы не по сходству, а контрасту, олицетворяет­ ся весь мир, предстающий некой шарадой и тем самым обре­ тающий новизну:

простыню вод под брюхом крылий порвал на волны белый зуб

был вой трубы как запах лилий любовь кричавших медью труб и взвизг сирен забыл у входов недоуменье фонарей

 

горели серьги якорей

Стали знаменитыми строки Маяковского: «На чешуе же­ стяной рыбы / Прочел я зовы ваших губ / А вы, ноктюрн сыг­ рать могли бы / На флейте водосточных труб? Я стер грани­ цы в карте будня / Плеснувши краску из стакана / И показал на блюде студня / Косые скулы океана» (1913). «Гилея» и


 

 

«Союз молодежи» объединили свои силы в подготовке спек­ такля «Владимир Маяковский» (19 13). Над оформлением тра­ гедии работали П. Филонов и О. Розанова, которая сделала литографическую афишу «Первые в мире постановки футу­ ристов театра». Главную роль в спектакле исполнял автор - Владимир Маяковский. «И как просто было это все, - писал Б. Пастернак. - Искусство называлось трагедией. Так и сле­ дует ему называться. Трагедия называлась " Владимир Мая­ ковский". Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но - предмет лирики, от первого лица об­ ращающийся к миру. Заглавие было не именем сочинителя, а фамилией содержания» 1•

Традиционный для высокой поэзии образ поэта обыгры­

вался на социально ангажированном уровне, при сохранении абсолютной личной и творческой свободы. «Разрешив» себе быть «разным», что нашло отражение в статье «0 разных Маяковских», он эпатировал зрителей-слушателей своей же­ стокостью («Я люблю смотреть, как умирают дети»), удивлял их своим внешним видом, творческим новаторством и нео­ быкновенно звучным голосом:

Я сошью себе черные urганы из бархата голоса моего И желтую кофту из трех аршинов заката

И по Невскому мира по лощеным полосам его

Профланирую шагом дон-жуана и фата Пусть"'земля кричит в покое обабившись Ты зеленые весны идешь насиловать

Я брошу солнцу нагло осклабившись

На глади асфальта мне

«ХААШО ГРАССИРОВАТЬ»

 

Вызов бросался всему - принципам письма и произно­ шения, правилам поведения, людям и миру, солнцу и Богу, Пушкину и культурным традициям. Маяковский хотел и умел быть новым, необычным, неподчиняющимся никаким прави-

 
 

1 Пастернак Б. Охранная грамота. М., 1989. С. 70-71.


лам и ритуалам, условностям и обычаям. Поразительно, что именно это желание привело его к служению делу револю­ ции, которая, по его мнению, тоже была вызовом вселенной и обыкновенному ходу вещей. В поэме «Облако в штанах» антирелигиозный выпад «крикогубого Заратустра» сосед­ ствует со сбывшимся пророчеством о годе революции. Ко­ щунственное отождествление себя со Спасителем - «Я рас­ пял себя на кресте», проповеднический тон при вере лишь в

«ЖИЛЫ и мускулы» стали возможными при отри цании пре­ жней веры и утвержgении новой, центром которой становит-

"

ся «Я» автора - мессии, пророка революции, не знающего

жалости во имя будущего:

я

Обсмеянный у сегодняшнего племени Как длинный скабрезный анекдот Вижу идущего через горы времени Которого не видит никто.

Где глаз людей обрывается куцый, Главой голодных орд,

в терновом венце революций

Грядет который-то год.

Вам плакать больше незачем и нечем,

Я - где боль, везде.

На каждой капле. Его предтеча

Я распял себя на кресте. Уже ничего простить нельзя

Я выжег души где нежность растили

Это труднее чем взять Тысячу тысяч Бастилий

И когда, приход мятежом оглашая, Выйдете к спасителю -

Вам я

Душу вытащу Растопчу Чтоб большая

И окровавленную дам как знамя1•

 
 

1 Цит. по: Русский футуризм. С. 1 1 8.


 
 

Кубофутуризft

К. Чуковский считал, что ранний Маяковский - «иллю­ зионист, визионер» 1; подчеркивал, что «его косноязычие толь­ ко придает ему мощь. Никогда не шепчет, не поет, всегда кри­ чит из последнего голоса, до хрипоты, до судорог - и когда привыкнешь к его надсадному крику, почувствуешь здесь подлинное»2•

Октябрьскую революцию поэт принял восторженно: «Че­

тырежды славься, благословенная!», называл себя ее «бара­ банщиком». В «Манифесте летучей федерации футуристов» (1918),подписаннойМаяковским, В.Каменскими Д. Бурлю­

ком, помимо требования отделить искусство от государства, звучал призыв к «бескровной, но жестокой революции, ре­

волюции духа»3. В 1918 г. поэт участвовал в росписи футурис­

тическими рисунками Страстного монастыря, праздничном майском оформлении футуристами Москвы и Петрограда. В аллегорическом театральном произведении о революцион­





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 353 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2228 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.