До самой смерти... Кто бы мог подумать? (Санки у подъезда, вечер, снег.)
Знаю. Знаю. Но как было думать,
Что это - до смерти? Совсем? Навек?
Молчите, молчите, не надо надежды. (Вечер, ветер, снег, дома.)
Но кто бы мог подумать, что нет надежды... (Санки. Вечер. Ветер. Тьма.)
Сборник «Стихи» (1 922) вышел в Берлине, итоговая и луч шая стихотворная книга «Сияния» (1 938) опубликована в Па риже. Г. Струве считал, что в эмиграции «поэтический источ ник Гиппиус не только не иссяк, но, скорее, обновился»1• В сборнике «Сияния» отдается предпочтение «сиянию слов», истинных и искренних (стихотворение «Сияния»), мера Ис тины и последние ответы на вечные вопросы - только у Бога (стихотворения «Мера» и «Быть может»), а пуrь человека дол жен быть, по мысли поэта, уподоблен пуrи Христа (стихотво рение «Как Он»).
1 Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж-Москва, 1 996. с. 101.
Преодолеть без уrешенья, Все пережить и все принять.
И в сердце даже не забвенья - Надеждытайной не питать, -
Но быть, как этот купол синий, Как он, высокий и простой, Склоняться любящей пустыней Над нераскаянной землей.
Д,ЛЯ сборника«Сияния»характерен христианский взгляд на историю и мученический пугь России. В стихотворении
«Грех» Гиппиус выразила О№У из моральных заповедей рус ской эмиграции первой волны:
И мы простим, и Бог простит. Мы жаждем мести от незнанья. Но злое дело - воздаянье Само в себе, таясь, таит.
И путь наш чист, и долг наш прост: Ненадо мстить. Не нам отмщенье. Змея сама, свернувши звенья,
|
Он для себя - себя хранит, Своею кровью кровь смывает, Себя вовеки не прощает - Хоть мы простим и Бог простит.
Гиппиус смотрит на человека с точки зрения духовного и эстетического совершенствования, пути познания себя и мира, философско-психологического спора со временем и собой. Лейтмотивными являются темы одиночества, диалог с Богом, несовершенство земного бытия, устремленность к Красоте и Гармонии. О своих главных темах она сказала в стихотворении «Тройною бездонностью мир богат".»:
Тройною бездонностью мир богат. Тройная бездонность дана поэтам.
Но разве поэты не говорят Только об этом?
Только об этом?
Тройная правда - и тройной порог. Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог:
О Человеке.
Любви.
И Смерти.
«Человек без Бога, - подчеркивает близко знавший Гип пиус С. Маковский, - представлялся ей чудовищным авто матом, "чертовой куклой"»1• Гиппиус, как и большинство рус ских писателей-эмигрантов, верила в Воскресение России. Социальной и кровавой революции она противопоставляла революцию духовную. В поздней поэзии Гиппиус использу ет образы пушкинского «Медного всадника», идеи Достоевс кого, петербургский миф, с его позднейшими наслоениями, евангельский сюжет о воскресении Лазаря и создает свой миф о России погребенной («Уже смердит») и воскрешенной Богом. Русская тема неотступно звучит в стихотворении «Ла зарь». Ожидание чуда, неистовый призыв к Богу, молитва о Рос сии запечатлены в стихотворении «Я отдверей не отойду»:
Не отступлю, не отступлю, Стучу, зову Тебя без страха: Отдай мне ту, кого люблю, Восстанови ее из праха!
Верни ее под Отчий кров, Пускай виновна - отпусти ей! Твой очистительный покров Простри над грешною Россией!
В нравственно-философском романе «Чертова кукла» (191 1), пьесах «Маков цвет» (совместно с Д. Мережковским и Д. Философовым) и «Зеленое кольцо» автор ставит героев в пограничные ситуации, символистские идеи переплетаются
1 Маковский С. Портреты современников. С. 339.
с ницшеанством и религиозной философией, основа бытия ищется в нравственно-этических законах, проблеме Добра и Зла, на границе демонологии и богопознания, искушения и преодоления соблазнов.
По аналогии с петербургской жизнью Мережковский и Гиппиус организовали в Париже салон «Зеленая лампа», на звание которого указывало на преемственную связь с пуш кинской традицией. Этот салон стал центром культурной жизни русских эмигрантов, где встречались поэты и писате ли «старшего» и «младшего» поколений: К. Бальмонт, Н. Мин ский, И. Бунин, И. Шмелев, философы Н. Бердяев, С. Франк, А. Карташев, поэты, начинавшие свой творческий путь в эмиг рации, Д. Кнут, Ю. Мандельштам, Б. Поплавский'.
В интересных и содержательных мемуарах «Живые лица» Гиппиус создает портреты современников - А Блока («Мой лунный друг»), В. Брюсова («Одержимый»), Ф. Сологуба, В. Розанова, А Вырубовой. Книга, посвященная Д. Мереж ковскому, с которым она прожила, не расставаясь, 52 года,
осталась незаконченной. Крушение судьбы и творчества пи сателя, обреченного на жизнь вне России, - тема позднего творчества Гиппиус. Ю. Терапиано подчеркивал, что Гиппи ус «всегда была подлинной патриоткой, глубоко любящей свою родину»2•
Сочинения
);>. Гиппиус 3.Н. Стихи. Воспоминания. Документальная проза.
м., 1 991.
);>. Гиппиус 3. Петербургский дневник. М., 1991.
);>. Гиппиус 3. Чертовакукла.Проза. Стихотворения. Статьи.
м., 1 991.
);>. Гиппиус 3.Н. Живые лица: В 2 т. Тбилиси, 1991.
1 См. подробнее: Терапиано Ю. «Воскресенья» у Мережковских и
«Зеленая лампа» // Терапиано Ю. Встречи: 1926- 1971. М" 2002.
с. 44-47.
2 Цит. по: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. М., 1997.
с. 175.
Литература
Азаgовский К.М.,Лавров А.В. З.Н.Гиппиус:Метафизика. Личность. Творчество // Гиппиус 3.Н. Сочинения. Стихотворения. Про за. Л., 1991. С. 3-44.
Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. М., 1997. С. 443. Савельева С.Н. Жанна д'Арк русской религиозной мысли. М., 1992. Терапиано Ю. Встречи: 1926-1971. М., 2002. С. 39-43.
Святопол.к-Мирский Д. Зинаида Гиппиус (1 928) // Русская литера- тура, 1990. No 4.
Константин Бальмонт
В предчувствии катастроф нового ХХ в. Константин Дмит риевич Бальмонт (1 867, дер. Гумнищи Владимирской губ. - 1942, Нуази-ле-Гран, близ Парижа), поэт, переводчик и кри тик, предпринимает дерзновенную попытку «заклясть» хаос жизни гармонией русской речи. Основой творчества стано вятся собственные душевные переживания, воссозданные в обновленной поэтической форме. Многозначность и таин ственность символа преображаются поэтом-мечтателем в непосредственность лирических переживаний.
Бальмонт - поэт настроений: «Я вольный ветер, я вечно вею."», он далек от философско-религиозных построений Ме режковского, его не увлекает идея «метафизики всеединства».
Я не знаю мудрости, годной длядругих, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры. Полные изменчивой радужной игры.
Первые сборники стихотворений, печатавшиеся с 1 898 г., раскрывают своеобразие Бальмонта-пейзажиста; природа
«прочитывается» в символистском ключе,ее мир соответству ет внутреннему состоянию человека, его душе и настроени ям. Поэт импрессионистически передает игру света, увлека ется возможностями лексических повторов, синтаксических параллелизмов, напевностью рифм. Создавая «солнечную
мифологию», поэт провозглашает: «Будем как солнце», «Толь ко любовь», «Литургия красоты». Сборники под одноимен ными названиями принесли Бальмонту всероссийскую изве стность. Читателей завораживали раскованность интонации, готовность к восприятию мира в его солнечном освещении, сила воли и оптимизм:
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И выси гор...
Однако именно Бальмонт открыл путь раннего символиз ма как путь модерна или декадентства. Романтичный эпиграф к его первому сборнику из немецкого автора Ленау: «Боже ственное в жизни никогда не являлось мне без сопровожде ния печали» - подчеркивал декадентское умонастроение. В поэзии Бальмонта явствен культ «Я», «железному веку» про тивопоставляется первозданность «солнечного» начала, му зыкальная стихия космоса. Но весь мир представлялся поэту чуждым, если он не способствовал ярким и радостным впе чатлениям. Как поэтическая декларация крайнего субъекти визма автора воспринимались строки:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша. Мое единое отечество -
Моя пустынная душа.
Поэт стал кумиром публики, благосклонно принимавшей яркую образность его стихотворений, любившей их опти мизм, поэтическую свободу и мелодичность. Свое значение Бальмонт видел в том, что привнес в поэзию особую певучесть и стройную музыкальность, и самоуftоенно утверждал: «Я - изысканность русской медлительной речи». Поэт ценит мгно вения, его стихи стремятся ктому, чтобы «символически стать самой природою»1, поэзия для него - «волшебство», творец-
1 Маковский С. Портреты современников. С. 100.
демиург-волшебник, который, подобно космическому Богу Творцу, создает мир искусства - «весь мир есть изваянный Стих» 1•
Сборник «Под северным небом» (1 894) несет на себе сле ды влияния М. Лермонтова и А. Фета. Сборник «Тишина» (1 898) пронизан модными в то время теософскими идеями. Бальмонт стал первым поэтом новой русской школы, удосто ившийся «Собрания стихов» (книгоиздательство «Скорпион», 1905). В 1 908-191 З гг. стихи Бальмонта вышли в десяти томах.
1905-1913 гг. Бальмонт провел за граниµей, совершая кругосветное путешествие, что нашло отражение в значитель
но расширившейся тематике его поэзии. Мастерство Баль монта было бесспорным, но его стихам иногда не хватало философской глубины. Предназначение поэзии видится им в создании безупречной формы, способной сохранить душу поэта:
Чтоб твои мечты вовек не отблистали, Чтоб твоя душа всегда была жива, Разбросай в напевах золото по стали, Влей огонь застывший в звонкие слова.
В отличие от большинства символистов, Бальмонт был рав нодушен к французской современной поэзии и искал источ ники вдохновения в поэзии англоязычного романтизма и ис панского барокко. Обладая широчайшей эрудицией в облас ти истории мировой поэзии и зная десятки иностранных язы ков, он стал выдающимся переводчиком. Им переведены П. Шелли, Кальдерон, Э. По, О. Уайльд, У. Уитмен, сделан пол ный перевод Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и по этический перевод «Слова о полку Игореве». Как указывает Жан Кассу, Бальмонт более всего ассоцируется с П. Верле ном, «Романсы без слов» которого он с большим успехом пе ревел2. Рене де Гиль видел в русском поэте своег� ученика
1 Бальмонт К. Поэзия как волшебство. М., 1915. С. 6.
2 Кассу Ж. и др. Энциклопедия символизма. М., 1 999. С. 209.
4• 51
благодаря почти совершенной технике словесной инструмен товки.
«Сонеты солнца, меда и луны» { 1917) свидетельствовали о виртуозности поэтической техники: Бальмонт написал 225 сонетов, во многих из них использовалась звукопись. Поэтом была создана особая система звуковых повторов, которые могли передавать шорох, свист, звук волн. Аллитерации но сили как звукоподражательный, так и формалистический ха рактер {например, «Чуждый чарам черный челн".»; «Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши»; «Вечер. Взморье. Вздо хи ветра. / Величавый возглас волн."»). Он прибегает к авто комментированию, саморефлексии, вызванной чувством ги пертрофии собственного «Я». ЛИрика Бальмонта музыкаль на, виртуозна, ее диапазон очень разнообразен в историчес ком и географическом охвате жизни. Поэт пишет о Западе и Востоке, его интересуют индийские и китайские философс кие системы, бытразных племен и народов, космогония, древ ние предания и легенды.
Поэт ставил перед собой грандиозную задачу - воссоз дать на русском языке формы и ритмы различных образцов поэтической речи всех наций Земли. Его необыкновенные способности к изучению иностранных языков и музыкальная память способствовали разрешению этого небывалого твор ческого задания. О горизонтах и диапазоне Бальмонта свиде тельствует название сборника - «Завы древности. Гимны, песни и замыслы древних. Египет. Мексика. Майя. Перу. Хал дея. Ассирия. Индия. Иран. Китай. Океания. Скандинавия. Эллада. Бретань» (1 908). Позже В. Брюсов попытается создать, по образцу Бальмонта, «Сны человечества».
Стремление к беспредельному, гордость за миссию поэта, культ индивидуальности, родственный романтизму, - типич ные ноты лирики Бальмонта. Но за всем этим слышны и ти пично декадентские ноты: провокационные утверждения все дозволенности, желание не высших, а «низших» восторгов, ницшеанство: «Хочу быть дерзким / Хочу быть смелым».
Он сохранил дух символизма и в поздней лирике, создав особую символистскую «технику» поэтического письма, рас ширившую горизонты изобразительности. Он был противни ком узко рационалистического и прагматичного восприятия жизни, сугубо реалистического отражения ее в искусстве.
ЛИрика Бальмонта вызвала отклики многих современни ков, испытавших в той или иной степени влияние этого по эта. О его аморализме, связанном с особой панэстетической позицией, писал В. Брюсов1• Он создал поэтический портрет Бальмонта, в котором негативные качества представали как достоинства:
".С тобой роднится веток строй бессвязный. Ты в нашей жизни призрак безобразный.
<".>
И ты в борьбе - как змей многообразный, Но я тебя люблю - что весь ты ложь,
Что сам не знаешь ты, ку№ пойдешь, Что высоту считаешь сам обманом2•
Бальмонт предвосхитил некоторые типичные темы сим волизма, такие, как «священное безумие», которое трактова лось как необходимый момент творчества: «Прекрасно быть безумным, ужасно сумасшедшим, / Одно - в Раю быть свет лом, другое - в Ад нисшедшим»3; равноценностьдобра и зла, света и тьмы: «Безумие И разум равноценны, / Как равноцен ны в мире свет и тьма. / В них - два пути, пока мы в мире пленны, / Пока замкнуты наши терема. / И потому мне ка жется желанной / Различность и причудливость умов»4• Ано мальное в поэтике Бальмонта становится эстетически «инте ресным», притягательным. Выход за границы обыденности, экстаз - одна из основных предпосылок для. его творчества.
1 Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 6. М., 1 973- 1 975.
с. 251 -253.
2 Брюсов В.Я. Указ. соч. Т 1. С. 1 97.
3 Бальмонт К. Стихотворения. Л., 1969. С. 1 32.
4 Там же. С. 298.
Темы любви и страсти разрешаются поэтом в этом же ключе.
«Гимн огню» передает охваченность огнем восторга и любви, который влечет к «вечному огню смерти». Солнечный свет, который поэт не устает воспевать, становится частью смерт ного огня: «Я хочу, чтобы белым немеркнущим светом / Зас ветилась мне - Смерть».
Для. мировосприятия этого поэта характерен крайний им
прессионизм, философия мгновения, и благодаря этому жес ткие нормы морали исчезают, растворяются в текучести же ланий и быстрой смене оценок. Поэт тяготеет к идеалу кра соты, понимаемой им то как чувственная любовь, то как раз литая в природе нега и ее нерукотворные пейзажные обра зы. Бальмонт прежде всего поэт, главным средством которо го является рифма как знак всеобщей музыкальности мира и созвучной этой стихии души. Эллис писал: «ЛИшь немногие читатели и критики умеют разобраться во всей груде создан ного им, различать два исключающих друг друга его лика, лик бессмертного, великого и вдохновенно-дерзкого искателя новых образов и созвучий, Бальмонта - творца новой поэзии в России, заслуги которого не могут быть достаточно взвеше ны и оценены по достоинству, и лик сгоревшего, надломлен ного и утратившего себя, бессильного и претенциозного ис кателя всех стилей, жалкого пародиста всех своих лучших и заветных напевов, Бальмонта - создателя «декадентского» трафаретного, модного пошиба» 1•
Бальмонт представлял тип романтического символизма. Преображение мира он мыслит через мечту, грезу, противо поставляет реальность (res) и реальнейшее (realiora), вводит в поэтическую ткань возможности творческого илзиониз ма, воплощения мечты. С помощью формально-художествен ных средств открывал возможности звукописьма, образного воплощения красочности мира. Критики символизма - ак меисты негативно оценивали его творческие опьггы. О. Маи-
1 Элли с. Русские символисты. С. 1 Об.
дельштам писал: «Грандиозные космические гимны Бальмон та оказались детски слабыми и беспомощными по фактуре стиха» 1• И он же назвал Бальмонта «отцом русского симво лизма», признавая, что «от Бальмонта уцелело поразительно немного - какой-нибудь десяток стихотворений. Но то, что уцелело, воистину превосходно, и по фонетической яркости, и по глубокому чувству корня и звука выдерживает сравне ние с лучшими образцами заумной поэзии. Не вина Бальмон та, если нетребовательные читатели повернули развитие его поэзии в худшую сторону. В лучших своих стихотворениях -
«0 ночь, побудь со мной», «Старый дом» - бн извлекает из
русского стиха новые и после не повторявшиеся звуки инос транной, какой-то серафической фонетики. Для нас это объясняется особым фонетическим свойством Бальмонта,
экзотическим восприятием согласных звуков. Именно здесь, а не в вульгарной музыкальности, источник его поэтической СИЛЫ»2.
Несмотря на то что Бальмонт какое-то время симпатизи ровал М. Горькому и революционным настроениям 1 905-х гг., к Октябрьскому перевороту поэт отнесся отрицательно. В 1 920 г. он выехал за границу с официальным разрешением. Эмигрантские годы провел во Франции, живя в Париже и Кабретоне на берегу Атлантического океана. В изгнании ощу щал себя одиноким, «чужим среди чужих». Первый эмигран тский сборник «Марево» (Париж, 1 922) создавался в период тяжелой душевной депрессии. «Эта книга высокого трагиз ма, и вся она о Россию>3. Свойственная поэтике Бальмонта солнечная палитра сменяется «марой», тьмой, мотив родной земли развивается в трагически-безысходном контексте. Символы «мировое дерево», «цветок» развенчаны:
1 Манgельштам О. Буря и натиск // Мандельштам О. Слово и куль тура. М., 1 987. С. 205.
2 Там же. С. 206-207.
3 Крейg В. Поэт серебряного века!! Бальмонт К.Д. Светлый час. Стихотворения. М., 1992. С. 23.
Это древо в веках называлось Россия,
И на ствол его - острый наточен топор. На несчетности душ выдыхает он чары, Захмелевший, тяжелый, разъятый цветок,
Чуть дохнет, меднокрасные брызнут пожары, И пролитая кровь - многодымный поток.
Стратим, птица, олицетворяющая народную правду, жес токо убита, и поэтому «Петь, как раньше пел, сейчас нельзя, нет сил». Символ и магия стиховой музыки не в состоянии предотвратить беду: «Земля сошла с ума. / Она упилась кро вью». В русском зарубежье вышло более десяти сборников Бальмонта: «Светлый час: избранные стихи»; «Гамаюн», «Све тослужение». Изданы также книги «Дар земле» (Париж, 1921),
«Мое - Ей. Поэма о Россию> (Прага, 1 924), «Раздвинутые дали» (Белград, 1 930), «Северное сияние» (1 931, Париж). Ос новные темы - воспоминания о России, раздумья о трагизме истории. Позднее творчество отмечено поиском строгой фор мы, способной вместить символисткую технику поэтическо го письма и подлинные чувства страдания и отчуждения от непринятого мира. Ю. Терапиано точно отметил: «В чужом и скудном для него мире, после всеобщего крушения и распада той атмосферы, к которой он привык в России, после насту пившей переоценки ценностей, то, чем жил Бальмонт - зву ки, формы, метафоры, " красота" r буйственная оргиастичес кая страсть, "взлеты" и "прозрения" - стали представляться слишком внешними, неискренними, - "литературой"»1•
Умер поэт в нищете, в русском общежитии в Нуази-ле Гран 23 декабря 1 942 г., его смерть никем не была замечена.
Сочинения
> Бальмонт К. Стихотворения. Л., 1 969.
> Бальмонт К. Избранное. М., 1 990.
> Бальмонт К. Золотм россыпь. Избранные переводы. М., 1990.
> Бальмонт К. Где мой дом. Стихотворения, художественная про- за, очерки, письма. М., 1 992.
1 Терапиано Ю. Встречи". С. 28.
Феgор Сологуб
Литература
Азаgовский К.М., Дьяконова Е.М. Бальмонт и Япония. М., 1 991.
Айхенвальg Ю. Силуэты русских писателей: В 2 т. Т. 2. М., 1 998.
с. 69-73.
Бальмонт Е.А. Мои воспоминания о К. Д. Бальмонте // Литератур ная Россия. 1987. No 12.
Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 5. М.; Л., 1 962.
Эллис. Русские символисты. Томск, 1 998. С. 47-1 06.
Федор Сологуб
Федор Кузьмич Сологуб (настоящая фамилия Тетерuиков; 1 863, Санкт-Петербург - 1 927, Ленинград), поэт, писатель. Сти хи символистского направления начал публиковать с 1 882 г., романы - с 1886 г. Художественная практика Сологуба пре творила собственно символистскую поэтику.
Сологуб - один из значительных русских символистов. Его сборники: «Стихи» (1 896), «Тяжелые сны» (1 896), «Пла менный круг» (1 908), «Соборный благовест» (1 921), «Чародей ная чаша» (1 922), «Костер дорожный» (1 922) открывают внут ренний мир личности, которая отъединена от мира, не верит в целесообразность истории, видит нелепость и абсурдность всех человеческих целеполаганий и в то же время тонко чув ствует многогранность жизни, верит в бессмертие души (иногда отрицает и это), ценит добрые, милосердные духов
ные движения человека к человеку, так как законы жизни грубы и жестоки.
Но, предчувствуя райские радости, Пред которыми жизнь - только сон, Отрекаюсь от призрачной сладости, Отвергаю томленье времен.
Увяданье, страданье и тление, - Мне суровыйвенец вы сплели. Не свершится завет Воскресения Никогда и нигде для земли.
ЛИрике Сологуба свойственны скеrrгицизм по оnюшению к земному устроению жизни, меланхолия, сочетание мистики со стремлением к нерукотворной Красоте, понимание непреодо лимости разрывамежду вымыслом и реальностью, множествен ность «масок» героя, который то стремится к «сладкой» смерти, примиряющей противоречия жизни, то страшится ее. Стихи Сологуба завораживающе музыкальны при органичном много образии ритмов. Одной из «масок» может бьrгь и душа собаки:
Высока луна Господня.
Тяжко мне. Истомилась я сегодня
В тишине.
<".>
Землю нюхая в тревоге,
Слабо пахнет на дороге
Чей-то след.
Никого нигде не будит
Быстрый шаг.
Жданный путник, кто ж он будет, -
Сологуб создает собственный миф, выдуманную землю очарования сказки Ойле и звезду Маир:
Звезда Маир сияет надо мною, Звезда Маир,
И озарен прекрасною звездою Далекий мир.
Земля Ойле плывет в волнах эфира, Земля Ойле,
И ясен свет блистающий Маира На той земле.
Река лигой в стране любви и мира, Река Лигой
Колеблет тихо ясный лик Маира Своей волной.
Феgор Со�огуб
Главным поэтическим сборником стал восьмой по сч�ту сборник «Пламенный круг», в котором проявилось своеобра зие Сологуба-поэта, строгого, уравновешенного, с какой-1.'Q скрытой иронией и тайной печалью:
Умереть или жить, Расцвести ль, зазвенеть ли,
Завязать ли жемчужную нить, Разорвать ли лазурные петли, Всёравно - умереть или жить?
Сологуб настойчиво пишет о смерти, псих9логически мо тивируя и разрабатывая эту линию «танато-поэзии» (термин Ханзен-Лёве). «0 смерть! Я твой. Повсюду вижу / Одну тебя, - и ненавцжу / Очарования земли...» 1;«Ядушой умирающей / Жизни рад и не рад»2; «".И вновь я выйду на свободу, / Под небом ясным умереть/ И, умирая, на природу/ Глазами яс ными смотреть»3; «".И тает жизнь его, как дым. / В тоске без действенно-унылой / Живет он, бледный нелюдим, / И толь ко ждет он смерти милой»4• В смерти и ее призыве. поэт видит высший смысл: «".Подруга-смерть, не замедляй, / Разрушь порочную природу / И мне опять мою свободу / Для созида ния отдай»5• Сологуб производит странное впечатление свои ми образами-снами. Они и связаны с жизнью и удалены от нее:
Ты не бойся, что темно. Слушай, я тебе открою, - Все невинно, все смешно, Все божественной игрою Рождено и суждено.
<".>
Вспомни, как тебя блаженно Забавляли в жизни сны.
1 Сологуб Ф. Стихотворения. Л., 1975. С. 1 20.
2 Там же. С. 147.
3 Там же. С. 163.
4 Солоrуб Ф. Стихотворения. С. 255.
5 Там же. С. 28 1.
Все иное - неизменно, Нет спасенья, нет вины, Все легко и все забвенно".
Смерть в поэзии Сологуба - путь спасения от обмана жизни, она - единственная реальность, которая не предаст человека, а ее близнецами являются сон и мечта. А Белый
назвал Сологуба «певцом смерти» 1• Однако стихотворение из сборника «Пламенный круг» подназванием «Нюренбергский плач» современники отнесли к разряду классических. Худож ник для Сологуба является единственным существом, «пере краивающим реальный мир по своей воле». Мир для Сологу ба распадается на две несопрягаемые сферы: объективную и субъективную; человек находится под тотальной властью Ананки-судьбы, тогдакак история, напротив, является резуль татом «случайности». Художник оказывается на границе этих сил и не может быть по-настоящему свободен, поэтому он стремится выйти из объективного мира случайности и пре допределенности и создать свой субъективный мир, который подчиняется только его собственной воле. Эта позиция рож дает проблему соотношения автора и произведения. «Я сам творец и сам свое творенье», - утверждает поэт.