1 См.: Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 2001. С. 21 6.
ДЕКАДАНС
Термин «декаданс» (франц. decadence -упадок) охваты вает кризисные явления духовной и общественной жизни,
отмеченные настроениями неприятия окружающей реально сти, индивидуализмом, чувством безнадежности, тоской по идеалам, обостренной чувствительностью к преходящим мгновениям бытия, эмоциональной напряженностью пережи ваний необратимости смерти. Д,ЛЯ многих поэтов и художни ков Серебряного века было характерно особое умонастрое ние, связанное с «концом века», исчезновением четких ори ентиров и правил в сфере морали, ощущением «конца» тра диционного искусства и начала всеобщей деградации, упад ка. Такой тип мирочувствования получил название «дека дане>>, или «декаденство». Понятием «декаденство» обозна чаются различные течения в искусстве и литературе конца ХIХ-начала ХХ в., для которых были характерны отрицание общепринятой «мещанской» морали, культ красоты как само довлеющей и самодостаточной ценности, сопровождающийся эстетизацией греха и порока, противоречивыми переживани ями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею.
Декаданс был эстетической программой и этической ус тановкой в творчестве французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо. Во Франции издавался журнал «Дека дент» (1886-1889), основанный Анатоль Байу, в котором по нятие декаданса связывается с упадком вкуса и нравов, бо лезнью пессимизма, вырождением, психологически изощрен ным и искусственным, аномальным1• Понятие «декаданс» ста-
1 См.:КассуЖ. и др.Энциклопедия символизма. М., 1999. С. 385-386.
ло одним из основных в критике культуры Ф. Ницше, связы вавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаб лением изначальных жизненных инстинктов, «воли к влас
ТИ>>. В русской поэзии рубежа XIX-XX вв. к декадентскому
крылу относится поэзия С. Надсона, К. Фофанова, М. Лох вицкой, воплотившая некоторые предсимволистские тенден ции. Д. Мережковский говорил о декадентстве как об эпохе ра зочарования и пересмотра эстетических норм. Тяготение к смер ти, ее воспевание обнаруживаются в поэзии Ф: Сологуба, упо ение собственной личностью - в раннем творчестве И. Се верянина, воспевание «мимолетностей» - у К. Бальмонта.
Ф. Сологуб писал о принципиальном одиночестве челове
ка, его «вечных» страхах: «Мы - пленные звери,/ Голосим, как умеем./ Глухо заперты двери,/ Мы открыть их не сме ем». Ф. Гофман в статье «0 религии искусства»' создал нега тивный портрет русского декадентства, выявляя такие чер
ты, как «пустословие», «бессодержательность», «мистический мир», «зачарованность смертью», «оторванность от всего мира», эстетизация ужаса, страха, одиночества. Н. Бердяев считал. что декадентство - симптом «душевной болезни» времени. «Дека
дентство, - писал философ, - есть отражение бытия<...> в
нем есть тоска по бытию, но нет реальности бытия»2•
Декадент� заменяют мистику мистификацией, трансфор
мируют религиозные переживания в эстетические, исполь зуют неклассические способы познания мира, гипертрофи чески интересуются «дьявольскйм», сатанинским, магичес ким, колдовским, оккультным, воспевают грех во всех его проявлениях как наиболее очевидное проявление «слишком человеческого». Черты декаданса можно обнаружить во мно
гих произведениях символистов. В. Розанов подчеркивает, что
1 Гофftан Ф.О«религииискусства»//ГофманФ.Поэтысимволиз ма. СПб., 1908. С. 30.
2 Берgяев Н. Декадентство и мистический реализм // Русская мысль.
1907. № 6. с. 1 1 5.
Декаgанс
«декадентство - это ultra без того, к чему бы оно ни относи лось; это утрировка без угрируемого; вычурность в форме при исчезнувшем содержании: без рифм, без размера, однако же и без смысла поэзии - вот decadence» 1• В. Брюсов писал: «"Де кадентов" единит не стиль, но сходство и сродство мировоз зрений»2. Различные названия декадентского мироощущения индивидуализм, эстетство, обреченность, душевная усталость, пессимизм - подчеркивают особый эмоционально-психоло гический склад представителей декаданса, кризисность со знания, ощущение общего неблагополучия, отсутствие чет ких ориентиров и связей с реальностью. Наиболее ощутимы ми декадентскими настроениями были пронизаны 1910-е гг. Свидетельница собраний на «Башне» Вяч. Иванова - центра
«нового искусства» символистов и образования «Цеха по этов», куда воШли акмеисты, Е. Кузьмина-Караваева вспоми нала: «В этот период смешалось все. Апатия, уныние, упадоч ничество - и чаяние новых катастроф и сдвигов. Мы жили среди огромной страны словно на необитаемом острове. Рос сия не знала грамоту, - в нашей среде сосредоточилась вся мировая культура - цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую лите ратуру своею, знали философию и богословие, поэзию и ис торию всего мира, в этом смысле были гражданами вселен ной, хранителями великого культурного музея человечества. Это был Рим времен упадка. Мы не жили, мы созерцали все самое утонченное, что было в жизни, мы не боялись никаких слов, мы были в области духа циничны и нецеломудренны.
<".>Глубина и смелость сочетались с неизбывным тленьем, с духом умирания, призрачности, эфемерностю>3•
1 Розанов В.О символистах и декадентах // Розанов В.В.Религия и культура. СПб., 1899. С. 134-135.
2 Брюсов В.Я. Среди стихов. 1894-1924. М., 1990. С. 244.
3 Кузьмина-КараваеваЕ.Ю. Равнинарусская: Стихотворения и по эмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма. СПб., 2001. С. 622.
в общепризнанных правилах, в том числе и религиозных дог
матах, декаденты безбоязненно экспериментировали во всех областях человеческого духа. В некотором смысле своей ра дикальностью и смелостью культурная революция Серебря ного века подготовила духовную почву революции социаль
И. Бунин - противник декаданса и модернизма с возму щением писал: «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой, чему только не подражали, каких только стилей и эпох не брали, каким богам нИ поклонялись?
<".> Мы пережили и декаданс, и символизм, и натурализм, и порнографию, и богоборчество, и мифотворчество, и какой то мистический анархизм, и Диониса, и Аполлона, и «проле ты в вечность», и садизм, и приятие мира, и неприятие мира, и адамизм, и акмеизм". Это ли:не Вальпургиева ночь»1•
И в то же время декадентское искусство, принципиально отрицаявозможность оптимистического взгляда на жизнь в целом, искало оригинальные творческие решения, яркую и парадоксальную образность, способную воплотить утончен ные идеи, упадническое умонастроение при интересе к нео рдинарным явлениям, архаике и современной мировой куль туре. «Декадентское бытие формировало личности, обладав шие яркими, неординарными характерами и захватывающи ми судьбами», - отмечает современный исследователь Ю. Зобнин2• Неправомерно отождествлять декаданс и симво лизм как литературное направление.
1 Бунин И. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 9. М., 1967. С. 529.
2 Зобнин Ю.В. Странник духа // Николай Гумиле в. Pro et contra.
СПб., 1 995. С. 21.
2· 19
ПРЕДСИМВОЛИЗМ
Владимир Соловьев
Сильнейшее влияние на философию русского символиз ма и его поэтику, русский культурный ренессанс, а также на формирование«новогорелигиозногосознания»оказал Влади мир Сергеевич Соловьев (1853, Москва - 1900, с. Узкое под Москвой), русский философ-идеалист, поэт, критик и публи цист. Философская система Вл. Соловьева - «великий синтез»
христианства, платонизма, немецкого классического идеализ ма и научного эмпиризма - стремилась к «нравственному оправданию добра» (так называлась его отдельная работа), разрешению вечной проблемы «быть или не быть правде на земле». Правда - христианский идеал и нетленная Красота - София, Божественная Премудрость, предвечная гармонияИс тины и Любви стали доминантами его философско-поэтического мышления. Соловьев верил в возможность «теургическогоде лания», а историю видел как постепенное возрастание духов ного состояния человечества и достижение им богочеловечества. Эга идея легла в основу его знаменитыхлекций «Чтения о Бого
человечестве» (187 1-188 1), которые взбудоражили обществен
ное мнение открывавшейся грандиозной смысловой перспек тивой духовного и культурного совершенствования и созда ния цивилизации принципиально нового качества.
Космическая тема решалась у Соловьева нетрадиционно. Беря за основу платоновский миф об эротическом восхожде нии, философ-поэт в трактате «Смысл любви» (1884) доказы вал, что совершенная любовь восстанавливает целостность человека и мира и способна даровать бессмертие.
«Философия всеединства», сугь которой состоит в идее, что истина есть сущее всеединое, носит не только философс кий, но и мифопоэтический характер. Ее главная мысль зак лючалась в необходимости достижения «истинного всеедин ства», в котором «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех». Отрицая вослед за славянофила ми западную философию как отвлеченную рассудочность, Соловьев противопоставляет ей интуитивное, образно-сим волическое постижение мира, укорененное в религиозных, нравственных и эстетических чувствах личности. Филосо фом-поэтом была предопределена цель русского символизма (достигаемая в любой форме - поэтической, публицистичес кой, философско-религиозной, поведенческой, политичес кой) - не познание, а преобразование мира, не жизнесозер цание или жизнеописание, а «жизнестроение», не приспособ ление личности к существующему миру, несовершенному и обыденному, но «преосуществление» и созидание реальнос ти - в соответствии с предельными идеалами Божественной Истины, Добра и Красоты. «Метафизика всеединства» Соло вьева, а также его поэтическоетворчествопослужили импуль сомразвития русского символизма. Но сам Соловьев крити чески относился к первым символистским опытам предста вителей новой поэзии, писал пародии на декадентов и брю совские сборники «Русские символисты».
В философской лирике Соловьева важную роль играют темы двоемирия, поэтиканамекови недосказанностей, отсыл ки к вечным образам и темам:
Хоть мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы сами Тот круг, что боги очертили нам1•
1 Соловьев В. С. Стихотворения и шуrочные пьесы. Репринт. изда ние. М., 1 922. Мюнхен, 1 968. С. 61.
Преgсиftволизft
Поэтика Соловьева - поэтика символов, той таинствен ной недосказанности, за которой скрывается тайна и глуби на совершенной и одухотворенной жизни, божественное со присутствие: «Новое что-то вдалиначинается/ Вместопо гибшей весны»; «".Перед невеgомым склоняются колени»;
«...Что-то совершается, но - не зgесь, не там»; «Ангел иль
gемон мнев сердце стучится,/Формупринять мое чувство боится» 1, - позволяла открыть многоплановость бытия, ми стическую глубину жизни и личности. Соловьеву важно пе редать чувство соприсутствия в мире Бога и Софии. Он создает ряд образов - космических символов, которые призваны под черкнуть полярность материального и духо:вного. Поэт наделя ется властью выявлять «невидимое», «непостижное уму».
Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
Or незримого очами?
В стихотворении «Зачемслова? В безбрежности лазурной".» земное трактуется как «СОН», который необходимо «отряхнуrь», чтобы увидеть нетленную Красоту и вечную Истину:
И в этот миг незримого свиданья Нездешний свет вновь озарит тебя, И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Поэма «Три свидания» (1899) и так называемый «Софий ный цикл» открывают в русской поэзии тему Вечной Жен ственности, Подруги Вечной, мистическая любовь к которой дарует запредельное знание о мире и его законах. Соловьев,
развивая идею Софии, определил многие искания Д. Мереж ковского, А. Блока и А. Белого, в творчестве которых присут ствует идеал Вечной Женственности. Соловьев предвосхитил
«дух» символизма, его надежды на обновление мира:
1 Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы. Репринт. изда
ние. М., 1922. Мюнхен, 1968. С. 107, 1 40, 186, 233.
Знай же: Вечная Женственность ныне В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнувшем новой богини Небо слилося с пучиною вод.
Продолжая традиции Ф. Тютчева, А. Фета и А. К. Толсто го, Соловьев ввел в русскую поэзию не свойственную ей ра нее мистика-философскую и исповедально-интимную ноту, открыл возможности специфически символистской образно сти, которая позволяла охватить земное и небесное, личное и надличное, мгновение и вечность. Строфа из стихотворения Соловьева «Бедный друг! Истомил тебя путь::.» воспринима лась современниками-поэтами как программная:
Смерть и время царят на земле - Ты владыками их не зови.
Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.
В поэме «Три свидания» поэт описывает свои мистичес кие встречи с Вечной Подругой. Они, по признанию автора, произошли в Москве в 1862 г. за воскресной обедней, когда ему было всего девять лет; в Британском музее осенью 1875 г., когда Соловьев был уже магистром философии и доцентом Московского университета; в пустыне возле Каира в начале 1876 г. Чтобы скрыть всю серьезность этих мистических и в то же время реальных судьбоносных встреч, поэт прибегает к шутливому тону и использует прием самоиронии, которые исчезают, когда говорится о внутреннем просветлении, воз
можности духовного «прорыва» и «прозрения»:
Еще невольник суетному миру, Под грубою корою вещества,
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье божества.
В поэме «Три свидания» внешний мир подчиняется внут ренней идее, поиску сокровенной сущности - Души мира, светоносной и софийной. Путь поэта-пророка и поэта-мыс лителя осмысливается как верность интуиции и духовным
Преgсиftволuзм
порывам, как восхождение к «заветному храму» (стихотво рение «В тумане утреннем неверными шагами".»). Основным в творчестве Соловьева является желание правды и бессмер тия, победы над грехом и смертью, противодействие миро вой бессмыслице, пересоздание мира по законам Истины. Это возможно, считает поэт, если признавать всю действитель ность в целом, в ее единстве материального и духовного, че ловеческого и божественного, помнить, что «И над живой водой в таинственной долине/ Святая лилия нетленна и чис та». Как автор богословских работ («История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь») и христианский
мыслитель, который публично в 188 1 г. призвал помиловать убийц Александра 11, Соловьев был уверен в необходимости христианского всепрощения. В этом контексте им рассмат
ривается проблема исторического и вселенского призвания России:
О Русь! В предвиденьи высоком Ты мыслью гордой занята,
Каким ты хочешь быть Востоком, Востоком Ксеркса иль Христа?
Русские символисты восприняли как откровение поэзию и философию Соловьева. Масштаб поставленных задач, сис тема взглядов Соловьева определили теургию Вяч. Иванова, поэтику А. Белого, поэзию А. Блока. В статье «Рыцарь-монах»
(19 10) А Блок говорит о решающем влиянии Соловьева на
символизм. Он увидел в земном облике Соловьева «невиди мый образ» рыцаря, отрекшегося от земных благ ради пости жения и утверждения вечных божественных истин. Блок под черкивал, что Соловьев как монах боролся с хаосом, а как философ - «с безумием и изменчивостью жизни»1• В духе соловьевского учения «метафизики всеединства», Софии как Вечной Женственности Блок определял общую цель симво листского искусства: «Все мы, насколько хватит сил, должны
1 Блок А.А. Указ. соч. С. 451.
Мировой и своей души. Наши души - причастны Мировой.
Сегодня многие из нас пребывают в усталости и самоубий ственном отчаянии; новый мир уже стоит при дверях; завтра мы вспомним золотой свет, сверкнувший на границе двух, столь несхожих веков. <".>Это знамение явил нам, русским, еще неразгаданный и двоящийся перед нами - Владимир Соловьев»1•
Культурфилософские образы Соловьева - Душа мира, Вечная Женственность, Вечная Подруга, София - стали для символистов, особенно младших, ключевыми образами-сим волами, за которыми скрывались тайна Богородицы, Боже ственная Премудрость, разлитая в природе немеркнущаякра сота, истинная суть таинственной русской души и Родины. Символисты учились у Соловьева образности, совмещающей реальный и надреальный планы, воссоздающей и состояние души, и «сущность мира», которая «от века вневременна и внепространственна»2•
Но идеи Соловьева, широко и разнопланово интерпрети рованные символистами, показали свою внутреннюю проти воречивость: единое не снимает противоречия между част ной личностью и миром; Красота, понимаемая в узком, а иног да и в инфернальном планах, противоречит Добру и Истине. Все русские символисты - последователи Соловьева, разви вавшие и воплощавшие его идеи, пришли к результатам, ко торые отрицали грандиозный утрпический проект философа поэта: человечеству было далеко до состояния богочеловече ства; соединение христианства, исторически разделенного на западную и восточную формы, оставалось невозможным; культура не преодолела границ между искусством и жизнью; теургическое творчество не стало достоянием народа, а было глубоко элитарным; соборность оборачивалась «муравейни-
1 Блок А.А. Указ. соч. С. 454.
2 Там же. С. 453.
ком» или «легионом». Напряженно вглядываясь в будущее России, в свете своего духовного, мистического и теургичес кого опыта, символисты (и старшего и младшего поколений) пророчествовали о страшных испытаниях и катастрофах, на шествии «грядущих гуннов», близкой революции, «крушении гуманизма», трагической миссии России «явить урок» вели
кого страдания и последующего духовного очищения.
Сочинения
� Соловьев Вл. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974.
� Соловьев Вл. Красота в природе. Философия искусства и лите ратурная критика. М., 1991.
Литература
Блок А. Рыцарь-монах. Владимир Соловьев и наши дни // Блок А.А
Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. М.; Л., 1962. С. 446-454.
Лосев А. Ф. Соловьев. М., 1 983.
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
Символизм
На рубеже 80-90-х гг. XIX в. в русском искусстве офор милось новое философско-эстетическое и идейно-художе ственное направление, получившее название <:,:имволизм, так как основным художественным средством стал символ, об ладавший универсальными возможностями интерпретиро ватьмир в его духовно-материальной многоплановости. Сим вол не являлся открытием исключительно художников, на звавших себя символистами. Символизм был существенной чертой мышления эпохи средневековья, как русского, так и западноевропейского, библейские образы толковались и ин терпретировались исключительно или в символическом, или аллегорическом ключе. Традиционно символ означал отлич
ное от аллегории «многозначное иносказание». В символиз
ме как идейно-художественном направлении начала ХХ в. функции символазначительнорасширялись: символ наделял ся способностью не только художественногоотражения мира, но и его познания. Поэтические образы-символы были при званы воплотить мгновенное и вечное, назвать неназываемое, словесно оформить интуитивные предчувствия, выявить в реальном мире присутствие духовных высших начал.
Символизм возникает почти одновременно в различных западноевропейских странах: во Франции (С. Малларме,
А Рембо, П. Верлен, П. Клодель, П. Валери), Бельгии (Э. Вер
харн, М. Метерлинк), Германии (С. Георге, Г. Гауптман), Ав
стрии (Р.М. Рильке, К.Гофмансталь), Англии (О. Уайльд), Нор вегии (поздний Г. Ибсен, К. Гамсун). Независимо от нацио нально-культурных традиций, искусство символизма имело общие черты. Строгий академизм заменялся новыми модер-
нистскими формами; особое значение приобретает музыка как высший вид искусства, музыкальность поэзии была при звана запечатлевать тонкие движения души и «сигнализиро ваты> об особом символистском мировосприятии; рациональ ность и рассудок как незаменимые средства познания стави- 1\.ИСЬ под сомнение; интересными оказывались неподконт рольные логике состояния, выражаемые лишь через ряд на меков и отсылок, сопоставлений и аналогий; на первый план выдвигались интуитивные озарения и открытия, ведущие к постижению «иных миров». Расширился круг явлений, вов лекаемый в сферу художественного восприятия. Обострил ся интерес к самоощущению человека в большом городе, про цессам социализации, возможностям быстрых изменений социально значимых статусов на фоне различных «соблаз нов» и неведомых ранее возможностей. Значительно расши рялись культурные горизонты, так как в круг творчества ак тивно вовлекались новые традиции и философские идеи, эк зотика, архаичные культы и мифы. У символистов не было
четко сформулированного, манифестированного учения о
символе и символизме. По своей внутренней природе символ
не может иметь четких, ухватываемых рациональным сознани ем границ1• Альбер Мокель в лекции о символизме в 1927 г. так
сказал о символе: «В искусстве письма символ возникает тог да, когда образ или последовательность образов, связь слов, звучание музыки дает нам возможность угадать идею, от крыть ее так, как если бы она родилась внутри нас»2•
Русский символизм впитал открытия западноевропейско го искусства, но в отличие от него стремился к универсально сти и общенациональному значению творчества. Он стал ве дущим идейно-художественным и религиозно-философским направлением и самым ярким эстетическим явлением первой
1 Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.
м., 1976.
2 Цит. по: Кассу Ж. и др. Энциклопедия символизма. С. 388.
четверти ХХв.,определив собойкрупнейшиехудожествен но-философские достижения этой эпохи. В творчестве рус ских символистов своеобразно преломились идеи А. Шопен гауэра, Э. Гартмана, Ф.Ницше,Р.Вагнера, интуитивизм А.Бергсона, доктрины Р.Штейнера и антропософии в целом,
|
кусстве.
Русские символисты категорически отвергё}ЛИ революци онно-демократические идеи, атеизм и натурализм.В их твор честве соединялись идеи соборности с культом творческой индивидуальности; идея всемирной отзывчивости сочеталась с мессианством.В круг собственных творческих поисков и экспериментов включались самые различные культурные
явленияот античности до современности. Свою задачу рус скийсимволизм видел в культурной всеохватности, синтезе искусств, выражении актуальной действительности, лично годуховного опыта и абсолютных начал бытия. В творчестве
символистов происходит «перекодировка» сюжетов и обра зов,идей и концепций мировой культуры в новые универсаль ные мифологемы, что сталохудожественно-философской
почвой для реинтерпретации исторически удаленных куль тур.
Античная культура для Д. Мережковского и Вяч.Иванова, В.Брюсова,а затем и дляИ.Анненскогосталаособым мета историческимпространством, в котором велся диалог между эпохами.Характерным стало обращение к жанру трагедии и ритуальным формам искусства, переработка мифологических
сюжетов.Вяч. Иванова привлекала трагедия титанического начала;В. Брюсова, И.Анненского и М.Цветаеву интересо
вали возможности психологизации и аффектации, скрытые
вархетипах античноймифопоэтики.ВтеатреВ.Брюсова,Вяч.
Сиftволизft
Иванова, поэзии и прозе Ф. Сологуба воссоздаются «жречес кие просодию>, используются роль хора и «заклинательные ритмы» для преодоления границ реальности и освобождения духа. В «новом театре мистической драмы» Вяч. Иванов ста вил целью достижение эстетического катарсиса - соборно го «очищения страстей».
Широкий культурный контекст углублял смысл творчества символистов, стремящихся к синхронизации времени и ис тории на основе метаисторического мышления. Символисты были уверены в возможности творческой интуиции прони кать сквозь «покровы бытия» в мировое единство материи и духа и выражали это единство на языке символов, используя музыкальность стиха. Выявлялись «соответствия» между выс шими уровнями бытия и земными реалиями, проводились аналогии между видимым миром и миром духовным, боже ственным. Поэтическая речь наделялась иррационально-ма гической силой, становясь активным средством нового ми фотворчества. Высота трагического переживания коллизий века сочеталась с художественными открытиями. Русские символисты работали над жанровым обновлением, вводили новые принципы циклизации стихотворений, реформирова ли стиховые размеры и традиционную поэтику, использова ли смысловую полифонию, активно прибегали к такому тро пу, как антиэмфаза, т.е. расширению значения слова, размы ванию его четких границ. Не только в собственно поэзии, но и в теоретических разработках, статьях создавались новые, неклассические «модели мира» с «возвращающимся» време нем, что давало возможность воссоздавать особенности от даленных эпох и чужих типов мышления.