Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава X. Политико-правовая идеология правового государства




калькой, снятой с другой ментальности. Как заметил однажды русский мыслитель Н. В. Устрялов (1890-1937), правовое государство в прин­ципе не способно удовлетворить «тоску (русского человека. — Авт.) по миросозерцанию... вместо хлеба веры оно предлагает камень безбрежного выбора. Оно не холодно и не горячо, — оно тепло».5

Казалось бы, вариант организации общественной жизни, сло­жившийся на основе марксистско-ленинского учения и нацеленный на установление всеобщей материальной справедливости, более соот­ветствует традиционной русской ментальности; но это впечатление обманчиво. Русская культура дуалистична, и материальное в ней всегда должно быть поддержано идеальным. Справедливость в этом контексте не может быть движима исключительно духом материа­лизма, а материальное равенство не должно основываться на ликви­дации духовной свободы. Рационально же организованное огосудар­ствление всей общественной и личной жизни неминуемо ведет к духовному порабощению человека (по крайней мере — социальному), к нарушению всех коммуникативных связей.

Одним из вариантов государства, стремящегося избавиться от крайностей либерализма и социализма и предлагающего еще один вариант разрешения извечной проблемы соотношения свободы и равенства, является концепция социального государства. Концепт социального государства исходит из примата идеи достойного че­ловеческого существования, обеспечить которое каждому как раз и обязано государство за счет контроля и перераспределения дохо­дов внутри общества. Формирование бюджета в таком государстве происходит не только за счет налогов (напрямую связанных с дохо­дами), но и от хозяйственной деятельности государства-собствен­ника, использования основных природных ресурсов и естественных монополий.

С концепцией социального государства связана и идея соци­альной защищенности населения. Как правило, это целый комплекс мер, направленных на социальную поддержку нуждающихся. Например, либеральный принцип свободы трудовых договоров в социальном государстве ограничивается законодательным установлением

5 Устрялов Н. В. «Хлеб и вера» // Политическая история русской эмиграции М., 1999. С. 210.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

минимума заработной платы, ниже которого работодатель не может назначить вознаграждение работнику за его труд.

Современная политическая наука и практика государственного строительства идут по пути объединения принципов правового и социального государства, хотя при этом возникает необходимость примирить две разные тенденции политико-правового устройства, своего рода «антиномии конституционно-правовой государственно­сти». Немецкие ученые-государствоведы поясняют это следующим образом: «Правовым государством эпохи расцвета либерализма счи­талось государство, завоеванное буржуазией в XIX в. Для характе­ристики его часто употреблялся плеоназм "либеральное и правовое". Принципами такого государства были индивидуализм, гарантии сво­боды и собственности, защита граждан, уважение границ и невме­шательство в дела других стран. Ему противопоставляется социаль­ное правовое государство, к которому склонялась еще Веймарская Конституция и которое недвусмысленно провозгласил Основной за­кон ФРГ. Оно вводит в действие право на социальное обеспечение и нормы, формирующие и преобразующие социальные отношения;

такое государство упорядочивает и направляет экономические про­цессы, не предоставляя их самим себе». При этом отмечается, что «рассматриваемые явления не должны восприниматься как антитезы;

речь идет лишь о различных акцентах, подобно тому, как это имеет место при употреблении на первый взгляд противоречивых понятий правового государства в формальном и материальном смысле».6

Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие «социальное государство» также может трактоваться по-разному. Так, в немецкой политико-правовой литературе подчеркивается, что четкому пони­манию термина «социальное государство» долгое время препятство­вали, во-первых, неоднозначность самого слова «социальное»; во-вторых, неопределенность задач государства, которое, согласно современным теориям, должно быть не просто олицетворением власти, но институтом, существующим для людей.

Постепенно на вопрос о сущности социального государства выкристаллизовались три ответа. Первая трактовка социального государства связана с пониманием социального в самом общем плане:

6 Ахтенберг Н., Бадура П. и др. Государственное право Германии. Т. 1. М., 1994. С. 58-59.


Глава X. Политико-правовая идеология правового государства

социальное здесь равнозначно общественному, или связанному с обществом. Термин «социальное государство» в этом смысле озна­чает, что государство несет ответственность за существование общества. Автономия государства не абсолютна: «маятник не должен качнуться от тоталитарного господства государства над обществом к либеральному государству, исполняющему лишь роль "ночного сторожа"».

Вторая интерпретация трактует слово «социальное» как ука­зание на общественный статус человека, его связь с обществом. Соот­ветственно термин «социальное государство» нодчсркниаст сущест­вование обязанностей индивида по отношению к другим людям и обществу в целом. В данной трактовке присутствует «тревога за то, как бы маятник не качнулся от тоталитарного подчинения к не­связанности индивида никакими общественными узами».

Однако мнение большинства, как пишут немецкие правоведы, склонилось к третьей трактовке, согласно которой социальное госу­дарство — это организация, помогающая слабому, стремящаяся повлиять на распределение экономических благ в духе принци­пов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное чело­веческое существование. Сторонники такого подхода обратились к обыденному пониманию слова «социальное» и связали государствен­ность с конкретно-историческим политическим движением, пресле­дующим социальные цели. К такому решению проблемы, пишут немецкие ученые, подталкивали как требования времени, так и не­обходимость сформулировать хоть какие-то рекомендации относи­тельно направления, в котором должно развиваться общество. «В ре­зультате были даны ответы на вопросы о том, как обеспечить ответственность государства за развитие общества (в духе первой, самой общей трактовки социального государства) и в какой мере, с какой целью должен быть связан с обществом индивид (в соответ­ствии со второй трактовкой, подчеркивающей социальные обязан­ности). Таким образом, третья трактовка социального государства восприняла идеи и первой, и второй».7

Представляется, что для России, учитывая ее специфическую культуру, концепция социального правового государства на сегод­няшний день наиболее приемлема, особенно если сами принципы

7 Там же. С.64-65.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

социального государства получат духовное (религиозно-нравствен­ное),8 а не только материалистически-утилитарное обоснование. Как известно, в Конституции РФ закреплены принципы как правового, так и социального государства, но практика их интерпретации и реа­лизации пока оставляет желать лучшего. Желательна дальнейшая эволюция Российского государства в сторону «коммуникативного государства», в котором правовая (формальная) и духовная (нефор­мальная) коммуникации составляли бы единое целое.

Дополнительная литература

Аршинов В. И., Савпчева Н. Г. Гражданское общество как проблема ком­муникативного действия // Синергетика: человек, общество. М., 2000.

Бахин С. В. О классификации прав человека, провозглашенных в между­народных соглашениях // Правоведение. 1991. № 2.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального про­гнозирования. М., 1999.

Боер В. М. Правовое государство: Проблемы организации и функциониро­вания государственного механизма РФ. СПб., 1997.

Боицова В. В. Служба защиты прав человека и гражданина: Мировой опыт. М.,1996.

Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.

Глобализация: человеческое измерение. М., 2002.

Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реаль­ность. М.,1996.

Иваненко В. А., Иваненко В. С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.,2000.

Маму т Л. С. Народ в правовом государстве. М., 1999.

Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд:

Учебное пособие для вузов. М., 1997.

* Одним из первых, кто поставил вопрос о праве на достойное человеческое существование, был русский философ В. С. Соловьев. Вот что он, в частности, писал в связи с этим: «Если с нравственной точки зрения всякий человек— будь он земледельцем, писателем или банкиром — должен трудиться с сознанием и желанием общеполезности своего труда, если он должен смотреть на него, как на обязанность — исполнения воли Божией и служения всеобщему благосостоянию ближних, — то эта обязанность, именно как всеобщая, предполагает, что все та­ким же образом должны относиться к этому человеку, т. е. ставить его не как ору­дие только, но и как предмет или цель общей деятельности, — что общество имеет обязанность признавать и обеспечивать право каждого на самостоятельное пользо­вание — для себя и для своих — достойным человеческим существованием» (Со­ловьев В. С. Оправдание добра //Соловьев В. С. Собр. соч. Т. VII. СПб., б. г. С. 353).


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2398 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.