Концепция правового государства, как уже было отмечено выше, является на Западе не просто теоретической конструкцией, но и реальным итогом развития западного общества, воплощенным в политических и правовых институтах, процессах и процедурах, характеризующих
2 Франк С. Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию// Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С.426-427.
Глава X. Политико-правовая идеология правового государства
определенный тип правовой культуры. В этом смысле правовое государство как данность определяет и присущие ему отличительные признаки. Но в теории права представлены различные взгляды на идею правового государства, отражающие в той или иной степени особенности правовой идеологии и правовой психологии каждого общества.
Например, российское посттравматическое правосознание последнего десятилетия XX в. характеризуется завышенными требованиями к правовому государству, имеет место мифологизация его образа. В силу специфики российского правового менталитета сама концепция новой модели государственности может получить социальное признание лишь при условии придания такому государству универсальных социальных качеств и сакрального значения. Выполняя компенсаторную (замещающую) функцию, правовое государство воспринимается при этом как социальный идеал, неведомый и таинственный «Китеж-град», отыскание которого разом решит все социальные проблемы и придаст смысл жизни общественному целому. Соответственно и в правоведении с построением правового государства ученые связывают жизнь и смерть российского народа. В западном обществе, наоборот, тенденция к идеализации правового государства сходит на нет, поэтому и в теории оно все чаще понимается прагматически, т. е. в инструментальном и формально-юридическом смысле.
Так, немецкие государствоведы, авторы многотомного исследования государственного права Германии, полагают, что «с научной точки зрения решающее значение для понимания правового государства имеют формы, которые придают ему общая концепция конституции и ее отдельные нормы, разумеется, с учетом конституционных традиций». По их мнению, «правовым в формальном смысле является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичными учреждениями... Решающим для данного понятия является то, что оно подчеркивает подчиненность государственной и общественной жизни типичным элементам, характерным для права (законодательные основы принятия
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
решении, распределение компетенции между органами власти, процессуальные нормы). Правовое государство остается чисто формальным, если его существо исчерпывается поддержанием этих юридическо-технических элементов, а содержание законодательного процесса не ориентируется на более высокие идеалы нормотворчества (выделено нами. — Авт.)»}
Приводимые ниже принципы правового государства отражают не столько специфику какой-либо авторской концепции такого государства, сколько реальную практику его идеологического (ценностного) понимания и воплощения в жизни западного общества в соответствии с идеями классического либерализма, сформулированными еще в XVII-XVIII вв.
1. Верховенство естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Принято считать, что истоки теории прав и свобод человека были представлены уже в правовой мысли в античной Греции (софисты, стоики, эпикурейцы). Теория прав и свобод индивида, являющаяся основой современной концепции правового государства, сложилась в XVII-XVIII вв. в рамках либеральной традиции правопонимания, представителями которой в Англии были Д. Локк, Д. Мильтон, Д. Лильберн, на европейском континенте— Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, И. Кант.
Международно-правовое признание права и свободы человека получили уже в XX в. прежде всего в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др. Принцип верховенства прав и свобод человека нашел свое отражение и в ныне действующей российской Конституции, статья 2 которой гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава 2 Конституции РФ конкретизирует права и свободы российских граждан, иностранцев, а также лиц без гражданства.
Современный набор прав и свобод человека и гражданина, имеющих международное признание, позволяет различать личные
3 Ахтенберг Н., Бадура П. и др. Государственное право Германии. Т. 1.)Ц., 1994. С. 58-59.
Глава X. Политико-правовая идеология правового государства