[1] Рассказав историю сна Думузи, я умолчал о главном фрагменте этого цикла, который отсутствует в самих стихах. В качестве расплаты за свое возвращение на землю из Подземного мира Инанна должна была принести в жертву душу другого человека. Она ходит из города в город в сопровождении демонов galla, пытаясь определить, кто из ее многочисленных супругов‑царей заслуживает такой судьбы. Она выбирает Думузи, потому что он проводит время в кутежах и, кроме того, оказывает ей неподобающий прием.
Перевод сна Думузи см. в: Diane Wolkstein and Samuel Noah Kramer, Inanna, Queen of Heaven: Her Stories and Hymns from Sumer (New York: Harper & Row, 1983), pp. 74–84.
Информацию в поддержку моей теории об имени супруга Гештианны см. в: Curtis Hoffman, “Dumuzi’s Dream Analysis in Ancient Mesopotamia”, Dreaming 14, no. 4 (December 2004): 249.
Думузи (впоследствии получивший имя Таммуз) является мистическим богом, который умирает и возрождается, а цикл его повторяющихся смертей и возрождений совпадает с сельскохозяйственным циклом на территории современного южного Ирака. Он умирает весной, когда иракские фермеры в своей жаркой стране собирают урожай пшеницы и ячменя; он возрождается, когда они заканчивают сев. По христианскому календарю это время приходится на праздник Пасхи. Ритуал шиитов в память о замученном Имаме Хуссейне на месте битвы при Карбала, который Саддам пытался отменить, происходит в это же самое время. Жизнь следует определенным ритмам, которым также подчиняются жизненные циклы богов. См. E. W. Fernea, Guests of the Sheikh (Garden City, NY: Doubleday, 1969).
[2] Bert O. States, Dreaming of the Sheikh (Garden City, NY: Doubleday, 1969).
[3] Bert O. States, “Authorship in Dreams and Fictions”, Dreaming 4, no. 4 (December 1994):239.
[4] Ibid., p. 240.
[5] Samuel Beckett, Proust (New York: Grove, 1931), p. 56.
[6] Stefania Pandolfo, Impasse of the Angels: Scenes from a Moroccan Space of Memory (Chicago: University of Chicago Press, 1997), p. 259.
[7] Ibid., p. 265.
[8] Charles Dickens, письмо к доктору Стоуну от 2 февраля 1851 года; см. Warrington Winters, “Dickens and the Psychology of Dreams”, PLMA 63, no. 3 (September 1948): 984–1006
[9] C. S. Lewis, “It All Began with a Picture”, Junior Radio Times 68 (July 15, 1960), reprinted in Of Other Worlds (San Diego: Harcourt Brace, 1975), p. 42.
[10] W. B. Yeats, “Per Amica Silentia Lunae”, in Mythologies (New York: Macmillan, 1959), p. 346.
[11] Helen Darbishire, ed., The Early Lives of Milton (London: Constable, 1932), p. 33.
[12] G. E. Von Grünebaum and Roger Caillois, eds., Le rêve et les sociétés humaines (Paris: Editions Gallimard, 1967).
[13] Ibid.
[14] Graham Greene, A Sort of Life (New York: Simon and Schuster, 1971), p. 32. В своих мемуарах Грин пишет, что в то время ему было пять лет.
[15] Ibid., p. 98.
[16] Ibid., pp. 32–33.
[17] Письмо Грина к своей невесте Вивьен Дэйрел‑Браунинг от 11 декабря 1925 года, см. Norman Sherry, The Life of Graham Greene: Volume 1, 1904–1939 (New York: Viking, 1989), p. 106.
[18] Graham Greene, Ways of Escape (London: Penguin Books, 1982), p. 210.
[19] Greene, Sort of Life, p. 101.
[20] Norman Sherry, The Life of Graham Greene: Volume 3, 195–1991 (New York: Viking, 2004), p. 477.
[21] Greene, Ways of Escape, p. 210; этот роман вошел в сборник «Чувство реальности».
[22] Ibid., p. 211.
[23] Ibid.
[24] Sherry, Life of Graham Greene: Volume 3, p. 103.
[25] Graham Greene, A World of My Own: A Dream Diary (London: Reinhardt Books/Penguin, 1992), pp. 59–60.
[26] Yvonne Cloetta, In Search of a Beginning: My Life with Graham Greene, as told to Marie‑Francoise Allain., trans. Euan Cameron (London: Bloomsbury, 2004), p. 45.
[27] Речь Грина «Добродетель вероломства» по случаю получения премии им. Шекспира в Гамбурге в 1969 году; см. Cloetta, In Search of a Beginning, p. 101.
[28] Greene Sort of Life, p. 27
[29] Greene, World of My Own, pp. 115–116.
[30] Cloetta, In Search of a Beginning, p. 185.
[31] Ibid., p. 186.
[32] Ibid., p. 204.
[33] Graham Greene, The Confidential Agent (London: Heineman, 1954).
[34] Stanley Krippner and Laura Faith, “Exotic Dreams: A Cross‑Cultural Study”, Dreaming 11, no. 2 (June 2001): 73–82.
[35] Faddey Venediktovich Bulgarin, Memoirs of the Unforgettable Alexander Sergeyevich Griboyedov (1830; reprint, Moscow: Sovremennik, 1990).
[36] Черновик письма на французском языке находится по веб‑адресу: http://feb‑web.ru/feb/griboed/TEXTS/FOM88/PS88_29.htm
[37] Michael R. Katz, Dreams and the Unconscious in Nineteenth‑Century Russian Fiction (Hanover, HN: University Press of New England, 1984), pp. 28–35, 157–158.
[38] Peter Hopkirk, The Great Game: The Struggle for Empire in Central Asia (New York: Kodansha Globe, 1997), pp. 113, 122. См. также Laurence Kelly, Diplomacy and Murder in Tehran: Alexander Griboyedov and the Tsar’s Mission to the Shah of Persia (London: I.B. Tauris, 2002).
[39] Katz, Dreams and the Unconcious, p. 38.
[40] Ibid., p. 67.
[41] Николай Гоголь, «Страшная месть».
[42] Николай Гоголь, «Портрет».
[43] Katz, Dreams and the Unconscious, p. 84.
[44] La Révolution Surréaliste 8 (1925): 15.
[45] Natalia Kodrianskaya, Aleksey Remizov (Paris, n.p., 1959), p. 41.
[46] Ibid.
[47] W. B. Yeats, A Vision (London: Macmillan, 1937), p. 221.
[48] Алексей Ремизов, «Мартын Задека».
[49] Там же.
[50] Juliet Barker, The Brontёs (New York: St. Martin’s Press, 1995).
[51] Samuel Taylor Coleridge, The Major Works (Oxford: Oxford University Press, 1985), p. 102.
[52] Norman Fruman, Coleridge, the Damaged Archangel (New York: George Braziller, 1971).