Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сновидения до и после грехопадения




 

Говорят, в раю не существует сновидений, потому что небеса и земля представляют собой единое целое [29]. Нам нет нужды искать во сне дорогу домой, если мы уже находимся дома. В Эдемском саду Адам спал, когда у него забирали ребро, чтобы сотворить Еву, но мы не знаем, видел ли он при этом сны. Однако многие великие умы иудаизма и христианства пленяла мысль о том, что, возможно, Адам видел сны перед грехопадением. Гностики заявляли, что в их распоряжении находится полный перечень сновидений Адама во время его пребывания в Саду, собранный, по всей вероятности, с помощью эзотерических методов, схожих с практиками тибетских тертон [30].

Пуританское воображение Мильтона заставило его испытывать несказанное воодушевление при мысли о сновидениях в саду Эдема. В «Потерянном рае» его Ева впервые подвергается искушению Сатаны в искусно подстроенном им сновидении после того, как ему удается проскользнуть незамеченным мимо беспечных ангелов, стоящих на страже.

 

Он в жабьем виде, дьявольски стремясь

К сокрытому проникнуть средоточью

Воображенья Евы, чтоб мечты

Обманные предательски разжечь,

Соблазны лживых снов и льстивых грез.

(IV: 800–804)

 

Напротив, сон Адама в Саду является настоящим, пророческим и имеет божественную природу. Он видит сцену искушения и чувствует, что плоды «желание вкусить внушали алчное» (VIII: 308–309), но просыпается, прежде чем поддаться этому искушению. Сон показывает ему обстоятельства грехопадения, но Адам не в силах предотвратить его.

Давайте снова обратимся к первоисточнику. В «Книге Бытия» и ранних книгах Ветхого Завета сны после грехопадения приобретают функцию восстановления утраченной связи с Богом, а также способа осуществления пророчеств. Иногда они содержат поручение или подталкивают человека к действию. Вещие сны приходят не только к израильтянам, но и к их противникам.

Когда Сару приводят в дом царя Авимелеха, Бог разговаривает с ним во сне и предупреждает, что она замужем и что царь не должен к ней прикасаться (Бытие 20:3). Это пример сновидения, отражающего реальную действительность и предлагающего конкретный совет.

Бог является Соломону в Гаваоне вскоре после того, как тот занял трон, и спрашивает, чего бы он желал более всего. Соломон просит даровать ему разумное сердце. Бог доволен этой просьбой, и Соломон становится самым мудрым человеком в мире (III Царств 3:5–12). Если царь может принять божественный дар во сне, не значит ли это, что и нам с вами ничто не мешает сделать правильный выбор?

Обещание Бога Аарону и Мириам эхом отзывается сквозь столетия: «Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Числа 12:6).

Иосиф, чья история описана в Книге Бытия, – самый известный толкователь сновидений в мире. Сидя в тюрьме в Египте, он объяснил значение сновидений двух своих сокамерников: пекарь будет повешен, а царскому виночерпию снова будет дарована милость фараона. Эти предсказания полностью сбылись. Вернувшись к своей прежней работе, виночерпий услышал, как фараон жалуется на то, что его донимают тревожные сны. В одном из этих снов фараон увидел семь тучных коров, которые были съедены семью тощими коровами. Во втором сне он увидел семь полных колосьев пшеницы, а затем семь тонких и иссушенных колосьев, которые пожрали хорошие колосья. Все эти события во сне разворачивались на берегах Нила, от ежегодного разлива которого зависела жизнь во всем Египте.

Виночерпий вспомнил заточенного в тюрьме сновидца, который очень точно истолковал значение его сна. Иосиф был доставлен к фараону, и тот рассказал ему свой сон. Иосиф ответил, что эти два сна говорят об одном и том же: они предвещают, что за семью годами изобилия последуют семь лет голода. «А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие» (Бытие 41:32).

Если мы можем предвидеть будущее, это значит, что мы можем изменить его к лучшему. «Бог посылает людям свои знамения не для того, чтобы причинять им страдания, а потому что, будучи предупреждены, они могут использовать свою мудрость, чтобы смягчить грядущие удары судьбы», – говорит Иосиф фараону в более позднем изложении этой истории [31]. Иосиф не ограничивается толкованием снов фараона. Он предлагает ему конкретный план действий. Фараону следует назначить мудрого наместника и ввести новые налоги на время семи лет изобилия, чтобы доверху заполнить амбары для хранения зерна к тому моменту, когда в страну придет голод. Фараон решает, что сам Иосиф годится на роль такого наместника.

История Иосифа является прекрасным примером одной из закономерностей случайного стечения обстоятельств: в каждой неудаче заключена новая возможность. Если бы завистливые братья не продали его в рабство, а нечестная женщина не отправила бы его в тюрьму, ложно обвинив в попытке нападения, он никогда не стал бы царем Египта.

Слава Даниила как толкователя сновидений ставит его на второе место после Иосифа, а популярные средневековые сонники носили его имя. Способ, с помощью которого он истолковал неизвестный ему сон Навуходоносора, является гораздо более интересным, чем само его содержание. Сюжет нам уже знаком: вавилонского царя тревожит увиденный им сон, и он созывает всех толкователей своей страны, чтобы те объяснили ему, что он означает. Они возражают, что невозможно истолковать сон, о котором царь не хочет рассказывать. Но царь непреклонен: он прикажет казнить их всех, если кто‑нибудь не разгадает увиденный им сон и его значение.

Эта ситуация ставит под угрозу жизнь Даниила и знаменитых халдейских магов, поскольку Даниил славится своей репутацией толкователя сновидений среди пленных иудеев, живущих в Вавилоне. Даниил просит своих друзей помолиться вместе с ним о помощи к всевышнему Богу. «И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении» (Даниил 2:19).

Даниил отправляется во дворец и подробно рассказывает Навуходоносору сны и видения, которые возникали в его сознании, когда он спал в своей постели. Во время рассказа Даниила царь вспоминает свой сон. В нем была огромная статуя с головой из золота, туловищем из серебра, бедрами из меди и ногами из глины. Затем с горы сорвался камень и разбил глиняные ноги. Статуя рухнула, разлетевшись на кусочки размером с «прах на летних гумнах», которые ветер быстро разметал в разные стороны, а камень начал расти и превратился в гору, которая заполнила собой всю землю (Даниил 2:31–36).

Даниил объясняет, каким образом этот сон предсказывает расцвет и упадок великих держав. Ученые полагают, что здесь присутствует некоторая политическая пропаганда благодаря влиянию неизвестного автора II века, который наблюдал за тем, как различные империи сменяют друг друга, и ожидал скорого падения очередного государства. Однако б о льшая часть этой истории является легендой о сложном испытании Навуходоносора, и, хотя современные читатели могут не обратить на нее внимания, она была очень популярна в древнем мире, особенно в Месопотамии. Вы не можете доверить человеку толкование приснившегося вам сна, если он не способен проникнуть в ваше пространство сновидений. По всей видимости, Даниил практиковал активное сновидение, которое мы называем трекинг: вхождение в психическое пространство человека для того, чтобы получить информацию и практический совет.

Даниил действовал не в одиночку. В VII веке епископ Исидор Севильский заметил: «Даниил был достоин с помощью ангела получить доступ к таинствам, скрытым от глаз других людей» [32]. Мы вскоре узнаем, что Даниил мог входить в контакт с Гавриилом, архангелом сновидений в иудейской, христианской и мусульманской традициях.

 

Сновидения с Гавриилом

 

Имя Гавриила впервые появляется в Священном Писании, когда объясняет тревожное видение, которое Даниил не в силах понять сам. Архангел предстает перед ним в виде человека. Но когда он подходит ближе, Даниил чувствует благоговение и ужас и падает ниц на землю (Даниил 8:15–18). Когда Гавриил возвращается, чтобы истолковать пророчество о возрождении Иерусалима, он «сходит» к Даниилу «чтобы научить его разумению» (Даниил 9:22).

Имя Гавриил состоит из двух ивритских слов, означающих «человек» (gever) и «Бог» (El). Раввин Джоэл Ковиц утверждает: «Гавриил выступает связующим звеном между Богом и человеком, обожествляя человека и очеловечивая Бога» [33].

В Талмуде Гавриил выступает в роли ангела правосудия, поразив войско царя Сеннахерима острой косой. Он также является посредником между разными народами, поскольку прекрасно владеет многими языками. В иудейской традиции Гавриила иногда отождествляют с неизвестным голосом, приказавшим Ною соорудить ковчег, невидимой силой, которая не позволила Аврааму принести в жертву Исаака, а также голосом, который говорил с Моисеем из горящего куста.

В иудейском мистическом тексте «Зогар» Гавриила называют повелителем сновидений и наставником еще не рожденных в нашем мире душ. В этом случае вестник снов также является источником, передающим душе информацию о ее предназначении и месте в совокупной картине бытия.

В истории христианства Гавриил известен как ангел Благовещения. Он является Марии, чтобы возвестить о рождении Христа, так же, как прежде являлся Захарии, чтобы рассказать о приходе Иоанна Крестителя. Он приходит во сне к Иосифу и раскрывает ему тайну рождения божественного ребенка. Он вновь появляется во сне, предупреждая семью Иосифа о необходимости бежать от преследования Ирода.

Как мы увидим, вся исламская традиция строится на образе Гавриила, который становится проводником в сновидениях пророка Магомета.

В каббале Гавриил отождествляется с Йесод (Основанием) и сферой Луны. В западных мистических традициях он ассоциируется со стихией Воды и синим цветом.

Мой любимый рассказ о Гаврииле принадлежит перу Руми. Великий персидский поэт‑мистик решил сам отправиться в то время, когда Мария впервые встретилась с архангелом, и обнаружил, что она была сильно напугана. Находясь в одиночестве в своей комнате, Мария увидела «удивительный образ». Он «возник перед ней от лица земли, в сиянии солнца и луны».

Мария задрожала от ужаса. Она была беззащитна и испугалась, что ее тело пострадает от его невероятной силы. Душа ее ушла в пятки, и она стала молиться Богу и просить о защите. Мария умела «перемещаться в невидимый мир». «Зная, что наш мир скоротечен, она соорудила себе крепость из веры в Бога» – и теперь искала убежища в этой крепости.

Ангел заговорил с ней: «Я верный посланник Господа. Не бойся меня». При каждом слове на его губах вспыхивал чистый свет, напоминавший огонек свечи, и поднимался по спирали к звезде Арктур.

«Ты убегаешь от меня из видимого в невидимый мир, где я повелитель и царь. О чем ты думаешь? Мой дом в невидимом мире. То, что ты видишь перед собой, всего лишь образ. Мария, взгляни внимательно, это трудно понять. Я – молодой месяц и томление в сердце».

«Ты ищешь убежища от того, кто сам является твоим убежищем. Ты путаешь Друга души твоей с незнакомцем. Ты бежишь от Друга, которого ищешь. Не выбирай печаль, когда тебя ждет радость».

После этого ангел вдыхает Дух Святой в Марию. Слово Божье на крыльях сострадания проникает в самую глубь ее существа. «Отец молвит свое Слово душе, и когда на свет появится Его Сын, каждая душа станет Марией» [34].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 379 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2224 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.