Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тибет во второй половине XVII в. Правление Далай-ламы V и Сангье Гьяцо




 

Судьба ойратских правителей Тибета сложилась следую­щим образом. До 1660 г. сыновья Гуши-хана, Даши-батур и Даян-хан, правили Тибетом совместно. В том году они решили поделить наследие отца. Даян-хан остался в Центральном Тибете, а Даши-батуру достался Кукунор. В 1662 г. в возрасте 92 лет скончался {122} Панчен-лама IV. При нем Ташилунпо стал самым большим мона­стырем школы Гэлугпа, в нем имелось 3 тыс. разных помещений и проживало 5 тыс. монахов. Кроме этого, при Ташилунпо имелся 51 дочерний монастырь, в которых жили еще 4 тыс. монахов.

Монастыри не только Гэлугпа, но и других школ, кроме Кагьюпа, получали от государства земли — пахотные, усадьбы и пастбища, крепостных крестьян и пастухов и некоторые права самоуправле­ния. Тот же монастырь Ташилунпо имел 16 шика и 10 превосходных пастбищ. Крупными землевладельцами являлись монастыри Дэпун, Ганден и Сэра.

Панчен-лама V Лосан Еше (1663-1737) маленьким мальчиком опознал как свои вещи Панчен-ламы IV и в 1668 г. бьш признан его истинным перерождением, в том же году в возрасте 8 лет он бьш провозглашен Панчен-ламой V. Бьш учеником Далай-ламы V. В том же, 1668 г. скончались деси Тринпел Гьяцо и Даян-хан. Новым деси стал Лосан Тутоб, а со смертью Даян-хана власть ойратов в Тибете еще более ослабла. Вначале вместо Даян-хана правил его чиновник-зайсан, но тибетцы быстро упрятали его в тюрьму, где он через год скончался. Власть перешла к брату Даян-хана, Кончок Далай-хану. Но тот властью, которую имели Гуши-хан и Даян-хан, не обладал. Деси Тутоб правил 6 лет. Он бьш тайно женат на женщине из клана Сакья. Затем они поссорились, и это получило огласку. Далай-лама предложил ему оставить жену. Но Тутоб с женой по­мирился и предпочел, таким образом, высокой должности семей­ную жизнь, отставку и ссылку в Донкар.

В 1672 г. Далай-лама ввел табель о рангах, для всех чиновников в зависимости от ранга была введена униформа. В 1679 г. на долж­ность главы правительства был назначен Сангъе Гьяцо. Он родил­ся в 1653 г., происходил из знатного рода. Есть версия, что Сангье Гьяцо бьш сыном Далай-ламы V, хотя документальных свидетельств тому нет. Еще в 1675 г. Далай-лама хотел назначить его главой пра­вительства, но Сангье Гьяцо отказался, сославшись на молодость. Вступив в должность, он расширил полномочия главы правитель­ства. Правители округов — цзонпёны стали назначаться из центра, было существенно реформировано право, началась раздача земли с крестьянами с правом последующего превращения пожалован­ных поместий в наследственные.

Самыми выдающимися памятниками тибетского права считают­ся «13 законов» и «16 законов», введенные при правлении Далай-ламы V. Оба эти свода законов основывались на «15 законах» Пагмодупа. Далай-лама поручил Сангье Гьяцо создать новый свод {123} законов, используя прежние, времени правления Пагмодупа и за­коны времен династии Юань. Итогом работы Сангье Гьяцо и его команды стал свод, названный «13 законов». Все члены тибетского общества были поделены на сословия. Сословия делились на три разряда — высший, средний и низший, каждый из которых, в свою очередь, еще делился на три группы. Принадлежность к тому или иному разряду и группе определяла меру ответственности за со­вершенное преступление. К высшему разряду была отнесена ти­бетская знать, лица, происходившие по рождению из аристократи­ческих семей, потомки семей, которые в разное время были прави­телями Тибета, живые будды, чиновники-монахи высокого ранга, светские чиновники, занимающие высокие государственные посты. К среднему разряду были отнесены все низшие должностные лица, монахи и торговцы. В низший разряд были включены крестьяне, пастухи и лица презираемых у тибетцев-буддистов профессий — кузнецы и все мастера, работавшие по металлу, как изготовители орудий убийства, мясники, кожевники и др. Система уголовных наказаний предусматривала отрезание языка, выкалывание глаз, отрубание конечностей, вырезание коленных чашечек на ногах, сбрасывание со скалы, утопление, композиции (выплата компенса­ций). Лица, относящиеся к высшему разряду, имели право на откуп от наказания. Мера наказания за одно и то же преступление зави­села от социального положения субъекта и объекта преступного деяния. Если простой человек ранил чиновника, виновному отру­бали руку или ногу. Если хозяин избивал или ранил слугу, он даже не платил компенсации.

Судебное разбирательство предусматривало ордалии — вытас­кивание черного или белого камня из горшка с кипящим маслом или молоком, из горшка с мутной водой. Кто вытаскивал белый ка­мень, признавался невиновным, а кто черный — виновным. Орда­лии не применялись к ламам, женщинам, детям, к тем, кто совер­шил преступление по причине холода и голода. Тибетское право не предусматривало ссылок на прецедент. Суд руководствовался толь­ко законом. Смертной казнью карали за убийство отца, матери, буддийского монаха и любого человека, хищение людей, за разру­шение монастырских построек, хищение имущества буддийской общины или монаха, хищение имущества с воинских складов, угон лошадей, грабеж. Откуп от наказания выплачивался золотом, день­гами, скотом, зерном, при этом один як приравнивался к одной золотой монете. Законом детально был разработан откуп от нака­зания за совершение убийства и причинение ранения. Наказания {124} за кражу сопровождались всегда выплатой компенсаций за укра­денное имущество.

В области гражданского права развод как по инициативе мужа, так и по инициативе жены наказывался выплатой штрафа. Муж был обязан дать разведенной жене одежду и средства на содержа­ние обслуги. Приданое и то, что жена получала во время брака от мужа, оставалось у мужа. При разделе детей мальчики оставались у отца, девочки — у матери. Прелюбодеяние каралось штрафом [Сицзан гудай фадянь сяньбянь, 1994].

Тибетское право вменяло в обязанность должностным лицам служение религии, заботу о восстановлении культовых сооруже­ний, сбор средств на нужды религии. За любые выступления про­тив религии полагались суровые наказания. Специалисты по ти­бетскому языку и праву признают, что за столетия в тибетском языке была разработана четкая юридическая терминология. Тибет­ское право абсолютно самостоятельно, и хотя в Тибете в отдельных случаях использовались нормы китайского права династий Юань и Цин и монгольского права, в целом это совершенно независимый раздел центральноазиатского права.

Политика централизации, осуществлявшаяся Далай-ламой V, общее укрепление его власти вызвали восстание в Каме, которое было подавлено тибетскими войсками и войсками ойратов.

И визит Далай-ламы V в Пекин в 1652-1653 гг., и все последую­щие годы его правления совпали с подчинением власти династии Цин центральных и южных областей Китая. В 1658 г. цинские войска заняли территорию пров. Гуйчжоу, в 1659 г. — пров. Юнь­нань. Последний отпрыск минской династии цинъ-ван Гуй бежал в Бирму. Но генерал У Сань-гуй, один из инициаторов приглаше­ния в Китай для подавления народных движений маньчжуров, до­бился его выдачи, и в 1662 г. Гуй был казнен. Заняв территорию пров. Юньнань, Цины стали соседями Тибета на его юго-восточных границах. Правителем Юньнани и части Гуйчжоу стал У Сань-гуй. Он и два других генерала, правители Южного Китая, проявляли независимость от цинского двора, они располагали большими воин­скими соединениями и стали опасны Пекину. В 1673 г. император Шэн-цзу (Кан-си), только что сменивший на престоле умершего Ши-цзу (Шунь-чжи), отдал приказ о роспуске войск трех южных генера­лов. В ответ на это У Сань-гуй поднял восстание. В 1678 г. в г. Хэн-чжоу он провозгласил себя императором, однако вскоре умер.

Когда У Сань-гуй был правителем Юньнани, он поддерживал кон­такты с Далай-ламой V, посылал в Лхасу чай, делал пожертвования {125} храмам и просил молиться за него. Цинский двор знал об этих кон­тактах и не одобрял их. Когда У Сань-гуй восстал, Далай-лама V отправил Кан-си письмо, в котором писал: «Я испугался, когда уз­нал, что У Сань-гуй восстал... Если У Сань-гуй покорится, прошу пощадить его. Если он станет упорствовать в том, что он делает, то было бы желательно уступить ему территорию и заключить с ним мир» [Yа Hanzhang, 1994, р. 163]. Стало ясно, что симпатии Лхасы были на стороне У Сань-гуя. Более того, тибетские войска заняли в Юньнани два небольших города, при этом Далай-лама ссылался на то, что ранее это были тибетские города, которые управлялись людьми Кармапа, и он просто вернул их назад. Цинские власти предложили Лхасе принять участие в подавлении мятежа У Сань-гуя. Тибетцы ответили, что люди у них голодают, лошади отощали и они не могут ввести войска в соседнюю с Тибетом китайскую провинцию. Далай-лама в письме к Кан-си ссылался и на тяжелый климат в Китае: «Всегда существовали отношения религиозного покровительства между маньчжурскими императорами и далай-ламами. Ваш отец, император Шунь-чжи, был особенно добр и ми­лостив ко мне в то время, когда я посетил Китай, и я всегда молюсь за мир и процветание Вашей страны. Однако я думаю, что тибет­ские солдаты окажутся небоеспособными в Китае, так как они не смогут сражаться в вашем климате. Монголы — хорошие бойцы, но их трудно держать под контролем, и Вы приобретете больше забот, чем пользы. И монголы, и тибетцы непривычны к жаре и легко могут заболеть оспой, которая сейчас распространена в Китае. Поэтому я думаю, что для Вас было бы от них мало помощи, и чувствую, что было бы неразумно посылать их в Китай» [Shakabpa, 1967, р. 120-121]. Это был вежливый отказ. Кан-си мог только просить, но не мог приказать Далай-ламе, независимому правителю самостоятельного государства. Тибет «находился не только за пределами имперского управления, но, пожалуй, даже за пределами маньчжурских интересов» [Мартынов, 1978, с. 155]. Цин­ский двор и не мог прибегнуть к силе — этому мешали монголь­ские дела.

Огромный монгольский (монголоязычный) мир раскинулся от Байкала до Кукунора и от границ Западной Маньчжурии до казах­ских степей. Восточные монголы активно участвовали в создании Маньчжурского государства, а затем государства и династии Цин. Ойраты-хошуты сыграли огромную роль в укреплении власти школы Гэлугпа и далай-ламы. К этому времени монголоязычный мир стал буддийским, восприняв тибетское направление буддизма {126} школы Гэлугпа, и далай-лама, естественно, был его первосвящен­ником.

Цинский двор, хотя и строил свои взаимоотношения с внешним миром, воспринимая тысячелетние традиции китайской монархии, одновременно ощущал себя и наследником династии Юань, пред­полагая тем самым установление своего контроля над всем мон-голоязычным миром. К середине XVII в. Халха в основном управ­лялась тремя ханами — Дзасакту, Тушету и Цеценом. Владения Дзасакту-хана были на западе в районе Хангая, Тушету-хана— в Центральной Монголии по берегам р. Тола, Цецен-хана — в Вос­точной Монголии по р. Керулен.

Первое военное столкновение Цинов с халха-монголами произо­шло в 1646 г. Правитель аймака Тингис, ранее покорившийся мань­чжурам, бежал к Цецен-хану. Летом того же года манъчжурско-цин-ские войска под командованием Додо вторглись в Халху и нанес­ли поражение, монголам, которыми правил Тингис, Цецен-хану и Тушету-хану. Несмотря на одержанную победу, цинские войска были ослаблены и в августе вернулись обратно. Цинский двор по­требовал выдачи Тингиса. В 1648 г. Тингис сам сдался цинским властям, а Цецен-хан и Тушету-хан прислали посольства для пере­говоров о мире. Ко двору Цин прибыли посольства от Дзасакту-хана и правителя Сайн-нойонского аймака Дандзин-ламы (Номун-хана). В посланиях от 1650-1651 гг. цинский двор потребовал от правителей Халхи заключить с ним клятвенный союз, «принести клятву перед Небом и Землей». В 1670 г. Кан-си удалось посадить на трон Дзасакту-хана своего человека.

На крайнем западе монголоязычного мира в первой трети XVII в. возникло ойратское Джунгарское ханство (1635-1758). В 1640 г. ханы ойратов и халха-монголов провели общий съезд. Съезд со­вершил важный акт — утвердил монголо-ойратские законы, но, к сожалению, единства монголоязычному миру не принес. Ойратский просветитель Зая-пандита, получивший образование и воспи­тание в Тибете, в 1648 г. приспособил монгольское письмо к ойрат-скому языку, создав так называемое «ясное письмо» (тодо бичиг).

Галдан, шестой сын основателя Джунгарского ханства Батура-хунтайджи, как было принято, мальчиком был отправлен в Лхасу в январе 1651 г. Ойратский караван привез 110 тыс. лянов серебра на строительство дворца Потала. Сын хана Джунгарии оказался спо­собным учеником и пользовался личным расположением Далай-ламы. Борьба за власть в Джунгарии после смерти Батура-хунтайджи побудила Галдана вернуться на родину. Этому не препятствовал {127} и Далай-лама, который понимал, что после смерти Зая-пандиты (1662) ему во владениях ойратов был нужен свой человек. Вначале Галдан был хутухтой при своем брате, хане Сэнгэ. Но вскоре Сэнгэ был убит. В 1672 г. Галдан разгромил одного из убийц своего брата, Цецен-тайджи, и сам стал ханом Джунгарии.

В это время Дзасакту-хан Ценгун и Тушету-хан Чихундорджи поссорились из-за людей, бежавших от Дзасакту-хана к Тушету-хану. Ценгун пожаловался на Чихундорджи цинскому императору Кан-си и Далай-ламе V. Далай-лама прислал своего представителя Джарбуная, чтобы примирить враждующие стороны. Джарбунай пытался созвать съезд монгольских ханов, но Тушету-хан не захотел встречаться с Дзасакту-ханом. И Джарбунаю примирить враждую­щих ханов не удалось.

В 1673 г. посол Галдана прибыл в Пекин и установил отноше­ния с цинским двором. В 1677 г. он разгромил ойратского Очирту-хана, правителя Алашани. Часть трофеев он послал в Пекин, но Кан-си даров не принял под предлогом, что они были добыты неправедным путем. В этом же году Галдан поменял свой ти­тул хунтайджи на ханский. Часть ойратов Очирту-хана ушла на Кукунор, где приняла цинское подданство. Это затрагивало инте­ресы Тибета. На Кукунор были виды и у Галдана. Дочь одного из сыновей Гуши-хана была женой Галдана, а дочь Галдана была за­мужем за внуком Гуши-хана. Поэтому Галдан известил цинский двор о своих правах на кукунорские земли.

Далай-лама не желал обострять отношения вокруг Кукунора. В 1667г. он уговорил часть ойратов оставить кочевья в районе Хуанчэнэр и Дацаотань, которые пинские власти считали своими и опасались вторжений через этот район на территорию пров. Гань-су. Галдан собирался в поход на Кукунор, даже выступил со своими войсками, но возвратился обратно. Основным аргументом в пользу возвращения стало то, что Галдан понял, что кукунорские ойраты не желают объединения с ним [Ханэда Акира, 1962, с. 223]. Стало очевидным, что его поход на алашаньского Очирту-хана был одоб­рен не всеми ойратами. Ойратский и халха-монгольский мир не был един и между собой, и каждый внутри своих пределов. И с этим приходилось считаться и Тибету, и цинскому двору. И у каждого были тоже свои интересы.

В 1680 г. сразу после прихода к руководству правительством Ти­бета Сангъе Гьяцо возник конфликт с Ладаком. Правитель Бутана, которому угрожал Тибет, обратился за помощью к Ладаку. Ладак откликнулся на этот призыв. В итоге в 1681 г. тибето-монгольские {128} отряды вступили в Ладак и заняли г. Лех. Заодно были оккупи­рованы Гугэ, Пуран и Рутог. Эти территории отошли к Тибету и были признаны за ним по договору от 1684г. между Тибетом и Ладаком.

В 1682 г. в возрасте 68 лет скончался Далай-лама V. Глава прави­тельства Тибета, деси Сангье Гьяцо, которому в тот момент было около 30 лет, скрывает смерть Далай-ламы и объявляет, что тот удалился от мирской жизни для глубокого созерцания на неопре­деленный срок. О смерти Далай-ламы знало только самое близкое окружение Сангъе Гьяцо. Даже Панчен-лама узнал правду только через 15 лет, как и многие другие, что, впрочем, понятно, потому что в то время Панчен-лама был еще мальчиком, только в следую­щем, 1683 г. он был рукоположен в монахи.

Трудно достоверно определить, почему Сангье Гьяцо решил скрыть смерть Далай-ламы V. По одной из версий, он сделал это по предварительному распоряжению самого Далай-ламы. В письме Панчен-ламе он позже писал, что поступил так по приказу Далай-ламы. Эта версия заслуживает внимания. Далай-лама, предчувствуя свою кончину, опасался, что дело, которому он отдавал всю свою жизнь, может оказаться под угрозой по многим причинам — из-за относительной молодости Сангье Гьяцо, разногласий в поисках но­вого перерожденца, из-за тех людей, в руки которых этот пере­рожденец попадет, малолетства Панчен-ламы, сложной обстановки в монголоязычном мире и, наконец, из-за очевидного неудовольст­вия Кан-си, вызванного отказом помочь Китаю в подавлении мяте­жа У Сань-гуя.

По другой версии, Сангье Гьяцо просто хотел сохранить за со­бой власть. Для этого могли быть и чисто личные мотивы, и госу­дарственные соображения. За короткий срок на посту деси, всего за три года, Сангье Гьяцо стал сподвижником и единомышленником Далай-ламы V. Он стремился продолжить его дело. И действуя то ли по предсмертной воле Далай-ламы, то ли по своему личному ре­шению, то ли даже, возможно, по чьему-то совету, он решился на такой ответственный шаг. Для своих, тибетцев, если таковые были уж очень настойчивы и хотели личной беседы с Далай-ламой, был найден двойник, человек, похожий на покойного Далай-ламу. Из предосторожности во время аудиенций он появлялся в шапке, ко­торая закрывала бóльшую часть его лица. Людям же, прибывшим из-за пределов Тибета, просто объяснялось, что Далай-лама V пре­бывает в глубокой медитации, а свое дело они могут решать с деси и его чиновниками. {129}

Секретные службы имелись и в то не столь уж отдаленное время. Когда Сангье Гьяцо в 1697 г. сообщил Кан-си о смерти Далай-ламы, император сказал, что узнал об этом несколько лет на­зад. Сколько это — несколько лет? Два-три года? Десять лет? Кан-си знал и тоже молчал. Он отправлял послания Далай-ламе (на­пример, в 1684 г.). Сокрытие этой смерти было выгодно и китай­скому императору. Как и Сангье Гьяцо, Кан-си, при случае, в делах с монголами мог сослаться на Далай-ламу V и его авторитет. Это был политический акт, который устраивал и правительство Тибета, и цинский двор, сохранялась видимость личных отношений импе­ратора Китая и Далай-ламы.

Смуты в Халхе начались из-за конфликта между Дзасакту-ханом и Тушету-ханом по поводу перебежчиков. В 1684 г. Кан-си пи­шет письмо на имя Далай-ламы V с предложением, чтобы цинский двор и Тибет послали своих людей для примирения враждующих. В ответном письме Далай-лама (т.е. Сангье Гьяцо от имени покой­ного) извещал цинский двор, что уже выслал к монголам своего представителя Джарбуная. Но тот успеха не добился, враждующие стороны не идут на примирение, и теперь он посылает Шамба Цему-хутухту, который продолжит попытки примирить ханов. Однако случилось так, что хутухта до Халхи не доехал, он скончал­ся по дороге в г. Хух-Хото.

Третьим посланцем Лхасы стал Галдан-ширету. В свою очередь, Кан-си выслал Арни, высокопоставленного чиновника своего дво­ра, главу Императорского секретариата. Предполагалось провести съезд монгольских князей, на который Кан-си настоятельно просил прибыть и главу буддистов Халхи Джебдзун Дамба-хутухту. Съезд собрался осенью 1686 г. Спор на нем начался с того, как должны сидеть относительно друг друга посланец Далай-ламы и глава буд­дистов Халхи. Кто выше? Кто ниже? Лам посадили рядом, на одном уровне. После молебствий, которые совершили оба ламы, Дзасакту-хана и Тушету-хана заставили дать клятву, что они возвращают захваченных ранее людей и обещают жить в мире.

Однако мир так и не наступил. Войну начали Тушету-хан Чихундорджи и Джебдзун Дамба-хутухта. Дзасакту-хан был убит. В бою погиб и брат ойратского Галдан-хана Дорджеджаб. Галдан начал войну с Тушету-ханом. Вину Тушету-хана за начало войны признавал и Кан-си. Галдан, со своей стороны объясняя причи­ны войны с Тушету-ханом и Джебдзун Дамба-хутухтой, обвинил их в неуважении к Далай-ламе, проявленное на съезде монгольских князей, к посланцу Далай-ламы Галдан-ширету. Поскольку Галдан {130} явно одерживал верх над Тушету-ханом, в 1687г. Тушету-хан и хутухта обратились за помощью к цинскому двору. Кан-си получил долгожданный повод разобраться с монголами. Государственный совет при китайском императоре решил, что вначале надо выну­дить Тушету-хана подчиниться Китаю, а уже потом выслать ему на помощь цинские войска.

Сангье Гьяцо оказался в затруднительном положении. Тибетцы в конфликте Галдана и Тушету-хана не желали открыто принимать чью-либо сторону и, естественно, не хотели подчинения Халхи Китаю.

1 октября 1688 г. Тушету-хан и хутухта официально обратились к цинским властям с просьбой принять их в китайское подданство.

Сангье Гьяцо отправил в Пекин своего посланца и просил Кан-си для прекращения конфликта выдать Галдану Тушету-хана и хутухту. Это был, вероятно, недостаточно продуманный шаг. Кан-си ответил, что его долг оберегать отныне Тушету-хана и хутухту, и со своей стороны просил Сангье Гьяцо повлиять на Галдана и уговорить его тоже принять цинское подданство. В янва­ре 1690 г. тибетский посланец Джирун-хутухта имел встречу с Гал-даном. Тибетцы знали, что положение Галдана резко осложнилось из-за того, что его племянник Цэван Рабдан захватил Джунгарию и Галдан лишился тыла. Сангье Гьяцо пытался спасти Галдана. Тибетские посланцы делали все возможное, чтобы примирить Галдана с халхасцами. Но Кан-си, получив Халху из рук Тушету-хана, хотя и частично занятую войсками Галдана, и зная, что Галдан потерял Джунгарию, хотел отныне только его гибели. И поэтому он открыто обвинил Тибет в сговоре с Галданом. Цэван Рабдан отправил послов в Тибет и уведомил Далай-ламу, что под­нял войска для того, чтобы покарать Галдана. В своих письмах Кан-си Цэван Рабдан и его жена стали утверждать, что отверну­лись от Галдана по указанию Далай-ламы. Вряд ли Сангье Гьяцо от имени покойного Далай-ламы как-либо осуждал Галдана, ведь в ставке того находился тибетский представитель Илагугсан-хутухта.

В мае 1691 г. в Долонноре собрался съезд халхаских ханов, ко­торый должен был одобрить включение Халхи в состав империи Цин. Халха была административно включена в Цинскую империю на тех же условиях, что и чахары, ранее покоренные Абахаем. Джебдзун Дамба-хутухта получил титул Великого ламы и был офи­циально признан главой буддистов Монголии. Кан-си известил Да­лай-ламу (т.е. Сангье Гьяцо) о долоннорском съезде большим письмом, {131} в котором высказывал предположение, что Галдан может уйти в Тибет, и предлагал Далай-ламе решить вопрос о его обустройство там. Это письмо было намеком тибетскому правительству принять к себе Галдана, освободив тем самым Халху от его присутствия. Расчет был прост и верен — если бы Галдан сумел со своими вой­сками пройти в Тибет, Халха полностью оказалась бы в составе Цин, а если бы его по дороге перехватили цинские войска и плени­ли, а то и убили (на что расчет тоже имелся), то это было бы еще лучше. Кан-си не доверял тибетским лидерам и в переписке с Гал-даном просил последнего информировать его о том, что ему писа­ли из Тибета.

В то же время он уверял Галдана, что, по оценке Далай-ламы, действия Цинов в Халхе равнозначны милосердию и состраданию Будды, с Галдана же Кан-си должен потребовать ответа за то, что он совершил в Халхе, и казнить его. Весной 1695 г. Сангье Гьяцо в своем письме Кан-си просит цинского императора не лишать Галдана ханского титула и одновременно требует отвести китай­ские войска от границы Тибета с Кукунором. В ответ Кан-си, при­знавшийся уже в том, что он знает о смерти Далай-ламы V, объяв­ляет, что Сангье Гьяцо — вассал Китая и не может просить об отво­де с границы войск Цинов. Одновременно Кан-си направляет в Ти­бет депутацию с письмами Далай-ламе, Панчен-ламе, Сангье Гьяцо. В письме Панчен-ламе он прямо обвинил Сангье Гьяцо в том, что тот помогает Галдану [Yа Hanzhang, 1994, р. 73], а также в том, что тот отговорил Панчен-ламу посетить Пекин по его приглашению.

В середине июня 1696 г. Галдан был разгромлен цинскими войсками в районе Торэдджи. Кукунорские монголы получили из Пекина приказ поймать Галдана, если тот попытается уйти через Кукунор в Тибет. Публичной огласке был предан факт смерти Далай-ламы V. Кан-си потребовал сообщить ему обстоятельства смерти и допустить к управлению Тибетом Панчен-ламу.

Сангье Гьяцо оказался в сложном положении. Обнаружение давней смерти Далай-ламы V вызвало неоднозначную реакцию в правящих кругах Тибета. Сангье Гьяцо сожалел о поражении Галдана, его судьбе. Сангье и Галдан были знакомы лично, в ран­ней молодости вместе учились, угрозы Кан-си разобраться с ним не могли восприниматься как пустые слова, это доказывали события в Халхе. Как крупный государственный деятель — а Сангье Гьяцо безусловно являлся таковым, — он не мог не думать о судьбе шко­лы Гэлугпа и о судьбе Тибета. Страна и ее правитель не могли выступить ни против Халхи, ни против Цэван Рабдана и Джунгарии: {132} ведь это был основной источник пожертвований извне. Сангье Гьяцо посылает в Пекин хутухту с извещением, что Далай-лама V умер 16 лет тому назад, а его перерожденцу уже 15 лет. По некоторым данным, Сангье Гьяцо думал созвать в конце апреля 1697 г. съезд правителей Кукунора, хотя это, возможно, было не так, — в той ситуации он не мог столь откровенно выступать про­тив Кан-си.

В начале мая 1697 г. ушел из жизни Галдан (по разным сведени­ям, он то ли умер от болезни, то ли покончил с собой, приняв яд). Халха стала территорией Цинской империи. Очередь была за Джунгарией и Тибетом.

 

Далай-лама VI

 

Будущий Далай-лама VI родился 23 марта 1683 г. в Монъюл. Его родители были приверженцами школы Кармапа. Он был признан перерожденцем Далай-ламы V в 1685 г. Мы уже ранее упоминали, что ходили слухи о том, что Сангье Гьяцо был сыном Далай-ламы V. Точно так же о Далай-ламе VI поговаривали, что он сын Сангье Гьяцо. Мальчик жил в Намкарце, где к нему был приставлен специальный наставник, подобранный для него Сангье Гьяцо. Когда мальчик подрос, в Намкарце был приглашен Панчен-лама для посвящения его в монашество. Панчен-лама дал ему имя Лосан Ринчен Цаньян Гьяцо. В 1696 г. в Лхасу прибыла миссия из Пекина. Посланцы Пекина не могли, что естественно, встретить­ся с Далай-ламой V, но им не показали и Далай-ламу VI. О Далай-ламе VI было объявлено в декабре 1697 г. В Пекин послано письмо, в котором предлагали прислать в Лхасу какого-нибудь ламу, кото­рый знал Далай-ламу V, и просить его лично убедиться в сходстве между пятым и шестым Далай-ламами [Аhmad, 1970, р. 319]. Новый Далай-лама прослушал курс наук у Панчен-ламы V, после чего стал его учеником. Во время посвящения в монахи имел место та­кой эпизод — светские чиновники и чиновники-монахи хотели, чтобы Панчен-лама сел на более возвышенное место, чем то, на ко­тором сидел Далай-лама, а Далай-лама в знак благодарности за учение поклонился Панчен-ламе. Панчен-лама не согласился на это, он сам сошел со своего более почетного места и усадил на него Далай-ламу, после чего поклонился ему. В том же, 1697 г. Далай-лама VI был поселен во дворце Потала.

Сангье Гьяцо много внимания уделял образованию нового Далай-ламы. Он хотел сделать из него будущего образованного, {133} умного и сильного правителя независимого Тибета. Далай-ламу VI помимо религиозных дисциплин учили основам управления госу­дарством, верховой езде, умению стрелять из лука и владеть ору­жием, светской литературе. Плоды такого образования не замедли­ли сказаться. В 1698 г. Панчен-лама просил Далай-ламу участвовать в религиозном диспуте. Диспут являлся своеобразной и действен­ной формой религиозного образования. В ответ на приглашение пришло письмо от Сангье Гьяцо. Тот обескураженно сообщал Панчен-ламе, что Далай-лама участвовать в диспуте отказывается. Панчен-лама пишет Далай-ламе лично. Ответ был шокирующим. Молодой человек писал Панчену, что он участвовать в диспуте не желает, не желает он и быть монахом и поэтому возражает против посвящения его в гелоны (полное монашество).

Кан-си в пику Сангье Гьяцо и Далай-ламе VI упорно пригла­шает Панчен-ламу V в Пекин. Приглашения были посланы в 1697 и 1698 гг. В них указывалось, что Панчен-лама играет выдающуюся роль в укреплении дружбы между китайцами и тибетцами и в раз­витии буддизма. Власти Тибета предупреждались о том, что они могут быть наказаны цинским двором, и Сангъе Гьяцо предлага­лось подумать об этом [Yа Hanzhang, 1994, р. 75]. Угроза подейство­вала. Панчен-лама согласился посетить Китай, но предлагал встре­титься не в Пекине, а в монастыре Кумбум, на северо-восточной окраине Тибета. Китайцев это не устраивало, и переговоры были прекращены, визит был отложен из-за эпидемии оспы.

В 1702 г. Панчен-лама V выехал в Лхасу, а Далай-лама VI — в Ташилунпо. Целью поездок являлось принятие Далай-ламой обета гелона. Они встретились в Таглуне и оттуда вместе поехали в Ташилунпо. Здесь, в резиденции Панчен-ламы Далай-лама VI снова отказался принять обет гелона. Через Шигацэ он возвратился в Лхасу.

Начались осложнения с теми монголами-хошутами, которые жили в Лхасе. В 1701-1703 гг. главой хошутов в Тибете был Тэндзин Вангьял, внук Гуши-хана и старший брат Лхавсан-хана. Лхавсан-хан отравил своего старшего брата [Цаньян Гьяцо, 1983, с. 12]. Власть над хошутами перешла к Лхавсан-хану, который не при­знавал Цаньян Гьяцо перерожденцем Далай-ламы V. Об этом еще в 1701 г. он, Цэван Рабдан и Кан-си уведомили Далай-ламу VI [там же, с. 18-19].

После того как Лхавсан-хан стал главой хошутов, его отноше­ния с Сангье Гьяцо стали откровенно враждебными. Чтобы снять напряжение, Сангье Гьяцо решил, хотя бы для виду, отойти от власти {134} и передал пост деси своему сыну Нгаван Ринчену, но реальный контроль за деятельностью правительства остался в его руках.

Сам Далай-лама VI как будто жил вне этих событий. Он упраж­нялся в стрельбе из лука, ночами посещал злачные места Лхасы и ее пригородов и сочинял песни. В его летней резиденции, в богатом шатре, часто видели приглашенных туда девушек. Само по себе это не было столь уж предосудительно — многие монахи были или тайно женаты, или имели любовниц. Не безгрешен был и Сангье Гьяцо, который любил и женщин, и вино. Но делал это втайне, а не принародно. Вызывающее же поведение Далай-ламы наносило пря­мой вред властям. Было организовано покушение на приятеля и участника светской жизни Далай-ламы, Таргьянэ. Только случай — он до нападения поменялся одеждой со своим слугой — спас его от смерти. Но Цаньян Гьяцо не менял своего образа жизни, не за­нимался делами государства. Один из лам, добившийся в те дни аудиенции у Далай-ламы, оставил в своем дневнике описание визи­та. Он долго ждал. Наконец вышел Далай-лама. Он был в светском платье из голубого шелка, у него не было монашеской прически, ее заменяли длинные распущенные волосы. Пальцы его рук были унизаны кольцами, в руках, даже давая аудиенцию, он держал лук, орудие убийства, противное натуре истинного последователя буд­дизма. Цаньян Гьяцо явно был недоволен, что его оторвали от заня­тий — он упражнялся в стрельбе из лука. Поэтому он рассеянно выслушал просителя, быстро перепоручил его дело другому и сам чуть не бегом удалился.

Обычно дома в Лхасе белили известкой, теперь некоторые из них оказались выкрашенными в желтый цвет. Народная молва счи­тала, что это как раз были те дома, в которых жили возлюбленные Далай-ламы VI. Одно из дел, которые нравились Далай-ламе, была забота об украшении дворца Потала. Светский образ жизни Цань­ян Гьяцо не опровергают и современные тибетские авторы, хотя де­лают оговорку, что такой стиль мог быть правомерным, поскольку Цаньян Гьяцо не стал еще полным монахом [Norbu, Тurnbule, 1969, р. 284]. По некоторым данным, в 1702 г. Цаньян Гьяцо даже объявил об отречении от сана [Реtech, 1966, р. 268].

Лхавсан-хан вел себя все более вызывающе. Сангье Гьяцо, не имея возможности совладать с ним силой, по некоторым данным, пытался отравить его, но безуспешно. Он послал гонцов в Джунга­рию и на Кукунор с просьбой выслать войска и изгнать Лхавсан-хана из Тибета. Одновременно Сангье Гьяцо сумел посадить Лхав­сан-хана под арест [Сицзан цзяныпи, 1993, с. 202]. Но тут посредником {135} выступил Панчен-лама и потребовал организовать переговоры. Помимо Сангье Гьяцо и Лхавсан-хана в переговорах участвовали Далай-лама VI, лама-оракул (чойджун), деси, представители Панчен-ламы и трех главных монастырей — Дэпуна, Сэра и Гандена. При­жатый тибетцами, Лхавсан-хан пообещал оставить Тибет и уйти на Кукунор. Он действительно с частью ойратского войска покинул Лхасу, но дошел только до Нагчука. Здесь он собрал все монголь­ские отряды, находившиеся в Тибете, и повернул обратно. Тибет­ские войска под командованием Сангье Гьяцо преградили ему путь. Летом 1705 г. тибетцы были разбиты объединенными силами Лхавсан-хана. Сангье Гьяцо попал в плен и погиб в сентябре 1706 г. По одной версии, он был казнен, по другой — сражен убийцей, по­досланным женой Лхавсан-хана [там же]. Сын Сангье Гьяцо, деси Нгаван Ринчен, бежал. Монголы оккупировали Лхасу и объявили об упразднении поста деси.

Действия монголов оказались успешными еще и потому, что часть тибетской духовной и светской знати и чиновников поддер­жали Лхавсан-хана. Во главе этой группировки стоял молодой спо­собный светский чиновник Полханэ. Далай-ламе VI не оставалось ничего другого, как признать власть Лхавсан-хана. Из Лхасы в Пе­кин поскакал гонец с известием о случившемся и предложением низложить Далай-ламу VI, ссылаясь на то, что он не истинный перерожденец, и искать новое перерождение Далай-ламы V. Из Пекина поступило указание: «Схватить фальшивого Далай-ламу и отправить его в Пекин» [Аhmad, 1970, р. 332].

Католические миссионеры, которые посетили Тибет несколь­ко позже этих событий, в своих сообщениях писали, что высшие религиозные авторитеты Тибета не считали Далай-ламу VI «фаль­шивым», они признавали его подлинным перерожденцем Далай-ламы V, но подтверждали уменьшение в нем степени «духовного просветления» (бодхи) и поэтому в принципе не препятствовали его отправке в Пекин. К лету 1706 г. Лхавсан-хан потребовал от ламы-оракула дать ответ — является ли все-таки Далай-лама VI истинным перерожденцем или он таковым не является. Неизвест­но, что ответил оракул, но Лхавсан-хан истолковал его ответ в свою пользу и заключил, что Далай-лама VI истинным перерожденцем не является [Реtech, 1966, р. 265-266]. 11 июня 1706 г. Лхавсан-хан в своей ставке публично обвинил Цаньян Гьяцо в том, что тот не подлинный Далай-лама VI. 27 июня Далай-лама VI Цаньян Гьяцо был низложен. Но Лхавсан-хан недооценил антиойратские наст­роения тибетцев. Низложение Далай-ламы вызвало народные волнения. {136} Монахи монастыря Дэпун напали на хошутов, освободили Далай-ламу и увезли в свой монастырь. Конфликт разгорался. На помощь снова были призваны высшие силы в лице ламы-оракула. На этот раз на вопрос, является ли Далай-лама VI истинным пере­рожденцем, оракул ответил утвердительно, но добавил, что Далай-лама «попал в сети злых сил» [Реtech, 1950, р. 11-12]. Разъяренные хошуты подступили к монастырю с пушками и угрожали разру­шить монастырь до основания. Через три дня осады Цаньян Гьяцо, не желая кровопролития и разрушения святой обители, добро­вольно сдался хошутам. Это не помешало Лхавсан-хану взять мона­стырь штурмом и причинить ему серьезные разрушения.

Далай-ламу VI повезли в ссылку, конечным пунктом которой, возможно, мог быть Пекин. Однако 14 ноября 1706 г. Цаньян Гьяцо скончался на берегу небольшого оз. Кунганор в Цайдаме, непода­леку от оз. Кукунор. Католические миссионеры чуть позже отмеча­ли, что он умер не своей смертью [ibid, р. 13]. Китайские источни­ки утверждают, что он умер от болезни [Аhmad, 1970, р. 34]. Цаньян Гьяцо ушел из жизни в возрасте 24 лет.

Обстановка в Центральной Азии круто менялась, и в смерти Далай-ламы VI ощутимо чувствовалась рука Пекина. Когда Кан-си повелел доставить «фальшивого» Далай-ламу в Пекин, его сыновья выразили сомнение в необходимости этого шага. «Что мы с ним будем делать?» — спрашивали они отца. Кан-си объяснил, что ти­бетский Далай-лама, даже фальшивый, пользуется почетом у ойратов и монголов, которые могут сплотиться, и тогда маньчжурам не удастся их покорить. Кан-си приказал лишить Цаньян Гьяцо достойных похорон. Был послан лама, чтобы «выбросить его тело» [Yа Hanzhang, 1994, р. 80].

Отсутствие достоверных сведений о погребении Далай-ламы VI с соблюдением положенных по этому случаю церемоний породи­ло слухи о его чудесном спасении. По передаваемым из уст в уста рассказам, избежав смерти, он вел жизнь монаха-скитальца, был в Монголии, Тибете, Непале и Индии. Умер он в 1746 г. и был по­гребен в монастыре Барунхай в горах Хэланыпань [Цаньян Гьяцо, 1983, с. 29-32].

Вместе с Цаньян Гьяцо в Китай увезли жену и детей Сангье Гьяцо. Они были отправлены в ссылку в Чахар [Реtech, 1966, р. 275]. Некоторые специалисты по истории Тибета полагают, что спа­сение Далай-ламы VI действительно было реальным [Кlafkowski, 1979]. {137}

 

Правление Лхавсан-хана

 

Отправив Далай-ламу VI в Пекин, Лхавсан-хан поехал в Ташилунпо, чтобы урегулировать отношения с Панчен-ламой. Панчен-ламе были подарены обширные пастбища и пахотные зем­ли. Лхавсан-хан доложил ему, что найдено новое перерождение Далай-ламы V, и пригласил его в Лхасу для посвящения в сан ново­го перерожденца. Панчен-лама приехал в Лхасу, ему была органи­зована торжественная встреча, церемониал которой возглавляли Лхавсан-хан и деси Нгаван Ринчен. В храме Джокан новый пере­рожденец Далай-ламы V был посвящен в гецулы, получил от Пан­чен-ламы имя Еше Гьяцо Пэлдэн и был объявлен новым Далай-ламой VI, истинным перерожденцем в отличие от Цаньян Гьяцо. Еше Гьяцо не получил поддержки ни от тибетцев, ни от монголов и ойратов. Несмотря на все высказывавшиеся сомнения, Лхавсан-хан отвечал, что подлинность Еше Гьяцо признана самим Панчен-ламой. В Пекине же новый Далай-лама VI был признан истинным перерожденцем. Но одновременно цинский двор решил, что Лхав­сан-хан не должен один управлять Тибетом и в Лхасу следует по­слать чиновников, которые будут помогать ему в делах управления [Yа Напzhang, 1994, р. 82].

В 1710 г. цинский «управляющий делами Тибета» Хэ Шоу при­был в Лхасу, но долго там не удержался и на следующий год поки­нул Тибет [Реtech, 1950, р. 15]. В 1713 г. Панчен-лама V получил от цинского двора титул панчен-эрдени вместе с золотой печатью и сви­детельством на титул, писанным золотом на трех языках — мань­чжурском, китайском и тибетском. Стремление Пекина, опираясь на Лхавсан-хана и Панчен-ламу, утвердиться в Лхасе вызвало сопротивление в стране. Оппозиционно настроенное монашество нашло в Литане новое перерождение Далай-ламы VI, мальчика 1708 года рождения. Семью нового перерожденца вначале тайно перевезли в Деро, а затем на Кукунор под защиту монголов. Новый Далай-лама VII был назван Кэлсан Гьяцо. Панчен-лама объявил нового Далай-ламу «поддельным». Однако Кэлсан Гьяцо в качестве Далай-ламы VII в 1715 г. бьш признан маньчжурами — Пекин не полагался на Лхавсан-хана, который в 1714 г. начал войну с Бута­ном и проиграл ее. В 1716 г. Кэлсана Гьяцо поселили в монастыре Кумбум.

Итак, был Лхавсан-хан, который реально управлял Тибетом, хо­тя его власть не имела всеобщей поддержки. Имелся Далай-лама VI Еше Гьяцо, ставленник Лхавсан-хана, бьш Панчен-лама V (панчен-{138} эрдени), который поощрялся цинским двором и признавал нового Далай-ламу VI Еше Гьяцо, заклеймив как «поддельного» Далай-ламу VII Кэлсана Гьяцо. За Кэлсаном Гьяцо с 1715 г. стояла поддер­живаемая цинским двором тибето-монгольская оппозиция Лхавсан-хану.

Лхавсан-хан, чувствуя двуличие цинского двора, стал искать помощи у своих ойратов. Еще в 1714 г. сын Лхавсан-хана — Гадэн Тензин вступил в брак с дочерью джунгарского Цэван Рабдана. Возможно, брак был заключен даже раньше, или Гадэн Тензин по древнему монгольскому обычаю жил у Цэван Рабдана в зятьях — к 1717 г. у него от дочери Цэван Рабдана было уже трое детей. Оппозиция тоже обратилась за помощью к джунгарам. В итоге под предлогом сопровождения в Тибет семьи Гадэн Тензина туда на­правился шести-семитысячный джунгарский корпус под коман­дованием брата Цэван Рабдана, Церин Дондуба. Он имел тайный приказ лишить Лхавсан-хана власти, Цэван Рабдан полагал, что Лхавсан-хан бьш и оставался ставленником Пекина. Двигаясь в Ти­бет с северо-запада, ойраты вступили в Нгари, а затем беспрепят­ственно достигли Намцо неподалеку от Лхасы. Враждебность их к Лхавсан-хану, очевидно, была явной, поскольку Панчен-лама предложил свое посредничество в примирении родственников. Его усилия оказались напрасными. Джунгары объявили, что они при­были от имени Далай-лам V и VI, чтобы отомстить за смерть Сангье Гьяцо, вернуть власть в стране тибетцам и изгнать ложного Далай-ламу VI.

Началась война. Церин Дондуб разгромил войска Лхавсан-хана, а сам бежал в Лхасу. Здесь вместе с Панчен-ламой, Далай-ламой VI Еше Гьяцо он принял меры к обороне столицы. Однако вскоре джунгары взяли Лхасу, и в этом им помогли местные тибет­ские правители, один из которых открыл джунгарам северные во­рота дворца Потала. Панчен-лама просил сохранить жизнь Лхавсан-хану, хотя тот еще не бьш пленен и скрывался в городе. Церин Дондуб обещал сделать это, если Лхавсан-хан добровольно сдастся. Но тот сдаваться не хотел. По одним сведениям, 3 декабря он пред­принял вылазку из дворца Потала, где укрывался, и пал в бою. По другим — он пытался бежать, но бьш схвачен и убит. Панчен-ламу джунгары выслали в Ташилунпо.

Так в 1717 г. завершился продолжительный период истории Ти­бета, время Далай-ламы V и Гуши-хана, установления в Тибете ре­лигиозной и политической власти далай-лам, время Сангье Гьяцо, который пытался сделать Тибет полностью тибетским, пойдя ради {139} этого на беспрецедентный шаг сокрытия смерти Далай-ламы V. В это время Лхаса вновь стала столицей Тибета, здесь был возве­ден дворец Потала — шедевр тибетской архитектуры. Но социально-экономическая структура Тибета, состояние тибетского буддизма, связь религиозных и политических властей и их авторитета с жизнью тибетских крестьян-земледельцев, скотоводов, ремесленников, мо­нахов разных школ, особенности природы страны таили в себе не­кий вирус центробежности, который тибетцы самостоятельно пре­одолеть не могли. Для сохранения ориентировавшейся на единство страны школе Гэлугпа требовалась помощь ойратов. И эта помощь, оказавшаяся на первых порах плодотворной, постепенно стала обо­рачиваться новой бедой.

Распространение буддизма школы Гэлугпа среди монголов и ойратов укрепило экономическое положение монастырей как хо­зяйственных точек опоры страны, центров культуры, в конечном счете укрепило экономическое положение Тибета. Но и в данном случае к выгодам присоединились неурядицы, они были связаны прежде всего с тем, что соседний Китай управлялся некитайской маньчжурской династией, которая к молодости и силе маньчжур­ской государственности получила дополнительный жизненный стимул: опираясь на мощь китайской экономики, культуры и по­литической доктрины, она сделала новый рывок, расширив конт­ролируемые ею территории. Маньчжурия уже стала естественной частью империи (хотя пока и не для китайцев), а взоры династии, которая начинала с того, что языком ее делопроизводства был мон­гольский и которая широко пользовалась услугами монголов, были обращены на монголоязычный мир. Тибет же отныне оказался не­разрывно связан с этим миром и стал рассматриваться цинской династией как возможное эффективное орудие воздействия на монголов. Личностный статус далай-лам, которые могли считать цинских императоров покровителями веры, не мешал последним стремиться установить жесткий контроль над теми, кому они ока­зывали свое покровительство.

 

Амбани в Лхасе

 

Тибетцы вскоре поняли, что свойственники Лхавсан-хана отнюдь не лучше его самого. Церин Дондуб сменил прави­тельство и назначил деси своего ставленника Лхагьял Рабтэна. Вто­рой Далай-лама VI Еше Гьяцо был низложен и посажен под арест. Какое-то время его содержали в медицинском дацане Чагпори, {140} построенном Сангье Гьяцо, затем, кажется, увезли в Китай, где он и умер в 1725 г. Полханэ, который поддерживал Лхавсан-хана, пы­тали, но не казнили, поскольку он был личным другом нового деси. В плену у джунгаров находился один из сыновей Лхавсан-хана — Сунца. Жена Сунца бежала на Кукунор. Отсюда она направи­ла Кан-си просьбу освободить Тибет от джунгаров. Кажется, что Кан-си только и ожидал такой просьбы. В 1718 г. в Тибет двинулась армия под командованием генерал-губернатора г. Сиань Эрентая и генерала Селена. Миновав Цайдам, цинская армия вступила в Тибет и дошла до Нагчука. Но здесь ее поджидали джунгарские и тибетские войска. Армия Цинов была разгромлена, оба генерала убиты.

Однако положение джунгаров тоже было непрочным. Они каз­нили нескольких известных лам школы Ньингмапа и стали разо­рять монастыри этой школы. Это вызвало недовольство тибетского населения. Джунгары контролировали Центральный Тибет, Уй, но Цзан и Нгари не были под их властью. Далай-лама VII Кэлсан Гьяцо находился в монастыре Кумбум под покровительством мань­чжуров. От джунгаров отмежевался Панчен-лама, и им не удалось закрепиться в Шигацэ, На западе, в Гартоке, правитель этого горо­да Канченнэ готовил против джунгаров восстание.

В 1719 г. новые маньчжурские армии из Урумчи и Синина через Кам двинулись в Тибет. Одной из армий командовал 14-й сын Кан-си Юн Ти. Ему и генералу Ян Синю было приказано доставить Кэл­сан Гьяцо из Кумбума в Лхасу. Пока цинские войска двигались к столице Тибета, Канченнэ и Полханэ подняли антиджунгарское восстание. С востока к Лхасе подходила вторая цинская армия под командованием Гарби. До этого она подавила восстание местно­го населения, которое возглавляли правители Литана и Батанга. Предчувствуя скорое поражение, джунгары разграбили Лхасу и ушли на северо-запад. Но еще до подхода цинских армий отряды Полханэ и Канченнэ заняли Лхасу. Произошло это осенью 1720 г. Генерал Ян Синь привез Далай-ламу VII, который был водворен в Лхасе. Панчен-лама посвятил его в гецулы. Кан-си пожаловал Далай-ламе VII золотую печать. На ней по-маньчжурски, по-ти­бетски и по-монгольски было написано: «Печать Далай-ламы VI». Двух прежних Далай-лам VI — Цаньян Гьяцо и Еше Гьяцо для Кан-си отныне не существовало.

Проджунгарское правительство было арестовано. Генерал Ян Синь реформировал высший орган управления Тибетом. Был окон­чательно упразднен пост деси. Верховными правителями Тибета {141} стали калоны (министры). Главным стал Канченнэ, получивший титул дайцин батур. Вторым по старшинству — правитель Конпо Нгабо, остальными назначены Лумпанэ, Джаранэ, а вскоре и Полханэ. Все калоны являлись светскими лицами, тем самым реаль­ная власть Далай-лам была ограничена. Напротив дворца Потала была возведена стена с надписью «Восстановление мира в Тибе­те». А чтобы мир был прочнее, стены Лхасы разрушили, в горо­де разместили цинский гарнизон, который возглавил монгол Цеван Норбу. Китайские авторы так расценивают действия цинских ге­нералов в 1720 г.: «Кан-си [из] цинской династии умиротворил Тибет... изгнал из Тибета армию джунгаров, укрепил юго-запад­ную границу, обеспечил единство родины» [Сицзан цзянъши, 1993, с. 209].

В 1723 г. Кан-си умер.

В Лхаое размещался 3-тысячный цинский гарнизон, китайские войска находились также в городах Литан и Чамдо. Была восста­новлена система почтовых станций, и на станциях от Лхасы до Литана тоже были размещены цинские отряды. Все тибетские тер­ритории к востоку от Батанга и Литана были отторгнуты от Тибета и включены в состав цинской провинции Сычуань. Однако в том же, 1723 г. новый цинский император Юн-чжэн счел нужным вывес­ти цинские войска из Лхасы, оставив только гарнизон в тысячу че­ловек в Чамдо. В Лхасу прибыл чиновник лифанъюанъ (управление подчиненными иноземцами) Орай, чтобы поддержать Канченнэ, недовольного уходом цинских войск из Лхасы. Орай и Канченнэ совершили совместную поездку в Нгари.

В 1723 г. против Цинов подняли восстание хошуты Кукунора, которых возглавил Лхавсан Дацзинь, внук Гуши-хана. Его отец имел китайский титул цинъ-ван, а после гибели Лхавсан-хана при­своил себе и китайский титул покойного — сицзан ханъван. Цинские войска разгромили хошутов, и регион Кукунора также был присо­единен к Цин. Юн-чжэн своим указом определил допустимые раз­меры монастырских построек и число монахов в каждом из мона­стырей. Лхавсан Дацзинь бежал в Джунгарию. Он был в родстве с одним из тибетских калонов, и цинский двор опасался, что часть тибетской знати поддержит Лхавсан Дацзиня. Поэтому 2-тысячный отряд цинских войск, развивая успех на Кукуноре, вступил в Тибет. Та часть тибетцев, которая шла за Полханэ, сотрудничала с цин-скими войсками. Полханэ помог цинским войскам подавить вос­стание хошутов Кукунора и находился там до тех пор, пока Лхав­сан Дацзинь не был изгнан в Джунгарию. {142}

Управлявшие Тибетом колоны не только не были едины, но поч­ти открыто враждовали друг с другом. На одной стороне были Канченнэ и Полханэ, которые ориентировались на Цин, с дру­гой — Нгабопа, родственник Лхавсан Дацзиня, и Джаранэ, которые опирались на Уй. К ним примыкал и Лумпанэ, дочь которого при­ходилась женой отцу Далай-ламы. В докладе одного чиновника цинскому двору от 1727 г. сообщалось: «Ведущие чиновники Тибе­та не в ладах друг с другом. Далай-лама умен, но еще слишком мо­лод... Калоны ненавидят его отца... Далай-лама и Канченнэ, вы­ступая друг против друга, неизбежно вызовут беспорядки» [Yа Hanzhang, 1994, р. 97].

В 1724 г. по совету цинского двора Канченнэ начал преследо­вание сторонников школы Ньингмапа. Полханэ не поддержал его. А когда стало ясно, что Канченнэ не прекратит преследований Ньингмапа, Полханэ, опасаясь дурных последствий, под предлогом болезни жены покинул Лхасу и уехал в Цзан. Отсутствием Полханэ воспользовались другие калоны. 7 августа 1727 г. совет калонов со­брался на заседание в храме Джокан. Во время заседания Канченнэ был схвачен и убит на месте, а его охрана перебита, дом был раз­граблен, две его жены убиты. Из Лхасы были посланы люди убить и Полханэ. Но Полханэ был предупрежден об опасности и уехал в Нгари. Там он собрал 9-тысячную армию для похода на Лхасу. В очередной раз Тибет оказался ввергнут в гражданскую войну.

На первых порах Полханэ терпел поражения. Но через короткое время ему удалось овладеть г. Шигацэ. Калоны из Лхасы двинули свои войска в Цзан. Ожесточенные бои развернулись за г. Гьянцэ, но они не принесли победу ни одной из сторон. И Панчен-лама и Далай-лама VII пытались примирить враждующих. Поначалу они имели успех. Обе противные стороны отвели свои войска от Гьянцэ и произвели обмен пленными. Однако Полханэ в действительности не желал примирения, он использовал это время для сосредоточе­ния своих сил и нанесения внезапного удара. Ему помогли хошуты, кочевавшие в долине р. Дам, и монахи трех главных монастырей. Враг был разбит, и 3 июля 1728 г. войска Полханэ вошли в Лхасу. Калонов, врагов Полханэ, бросили в тюрьму, а затем в ноябре пуб­лично подвергли жестокой казни линъчи — медленному и долгому отрезанию от казнимого частей его плоти. Семьи казненных калонов отправили в ссылку. Далай-ламу VII и его отца также выслали из Лхасы в Гартар близ Литана.

Все эти события привели к тому, что цинский двор направил в Тибет новый контингент войск — армию численностью в 11 тыс. {143} человек. Полханэ оказался под защитой китайских солдат, а Тибет заплатил за это немалую цену — Литан, Батанг и Дацзянлу были включены в территорию пров. Сычуанъ, Гьялтан — пров. Юньнань, а на севере 40 групп тибетцев-кочевников подчинили Синину. Области Цзан и Нгари были «подарены» цинским двором Панчен-ламе. В ведении лхасского правительства были оставлены только области уй и Чамдо. По верному замечанию Я Ханъ-чжана, «таким образом власть тибетских правящих группировок естественно была ослаблена и оказалась в большем подчинении у цинского двора» [ibid, р. 98-99]. Именно в это время «в Тибете образовались два ре­жима — местное тибетское правительство, возглавляемое Далай-ламой, и другое — панчен-пхаран, возглавляемое Панчен-ламой. Оба находились под надзором комиссара-резидента — императорского правителя, амбаня, как он именовался по-тибетски, назначаемого цинским правительством» [ibid, р. 102].

Чуть позже Далай-ламу VII перевезли из Питана в г. Тайнин — и так возили с места на место под предлогом защиты от джунгаров, боясь, что джунгары захватят его и увезут к себе. В 1728 г. в Лхасе был размещен цинский гарнизон из 1500 солдат. С этого года нача­лось постоянное пребывание цинских гарнизонов в Лхасе и прав­ление в Тибете Полханэ.

 

Правление Полханэ

 

Подлинным именем Полханэ было Сонам Дордже. Полханэ — это прозвище, полученное им по названию его имения Полха. Он проявил себя способным и энергичным правителем. Полханэ сделал ставку на укрепление хозяйства страны, прежде всего монастырей. Он жаловал монастырям земли и, что сущест­венно, в целом равно относился ко всем школам тибетского буд­дизма, полагая их опорой центральной власти. Это поддержали и цинские власти. Из Пекина ежегодно жаловали 5 тыс. лянов се­ребра на монастыри и поощряли институт монашества. С позиций Пекина это был хорошо продуманный шаг. Несмотря на воинст­венность отдельных монашеских общин и вмешательство их в те­кущие дела страны, чем больше мужчин шло в монахи, тем меньше там было потенциальных солдат, что облегчало контроль цинского Китая над Тибетом.

Как и некоторые его предшественники, Полханэ принял меры для налаживания и совершенствования работы почтовых станций как важнейшего средства связи в стране и с внешним миром. Он {144} старался урегулировать налогообложение, боролся со злоупотреб­лениями при взимании налогов, стремился оградить земледельцев и скотоводов от разорения.

Полханэ укреплял армию, и она вскоре успешно прошла пер­вое испытание. В 1730-1731 гг. Тибет вел войну с Бутаном и одер­жал победу. По договору Бутан обязался посылать своего пред­ставителя к тибетскому правительству с дарами. Такая практика сохранялась до 1950 г. В 1732 г. власть Лхасы признал Ладак. При правлении Полханэ существенно были улучшены отношения с Непалом.

Полханэ добился сокращения цинского гарнизона в Лхасе до 500 человек. В 1735 г. Далай-лама VII Кэлсан Гьяцо был возвращен в Лхасу. Через некоторое время Кэлсан Гьяцо нанес визит уже на­ходившемуся в почтенных годах Панчен-ламе. В 1737 г. он скончал­ся в возрасте 74 лет. Панчен-ламой VII стал Пэлдэн Еше (1738-1780). В 1741 г. Полханэ получил из Пекина от молодого императора Цянь-луна (1736-1795) титул цзюнъ-вана. В историю тибетского буд­дизма и тибетской культуры Полханэ вошел прежде всего как ини­циатор огромного по масштабам мероприятия — издания спосо­бом ксилографии канона Канджура и Танджура. В 1732 г. были вы­резаны доски для печатания основного текста канона — Канджура. Доски поместили в Нартане. Издание благословил Панчен-лама. В 1742 г. завершили вырезывание текста на досках для коммента­риев на Канджур — Танджура. Доски тоже были положены на хра­нение в Нартан. Издание Танджура благословил Далай-лама VII. Наличие досок позволяло возобновить печатание в любое время и выпускать в свет книги требуемыми тиражами. Нартанские изда­ния текстов канона до сих пор ценятся очень высоко.

В 40-х годах XVIII в. Полханэ реально осуществлял власть почти над всей территорией Тибета. Однако активная внутренняя и внеш­няя политика Полханэ, которая безусловно способствовала укреп­лению страны, была прервана его внезапной смертью. Нагноение на шее осложнилось заражением крови, от которого он скончался в 1747г. Отдавая должное Полханэ как государственному деятелю, некоторые историки полагают, что он подавлял Далай-ламу, цити­руя высказывание самого Далай-ламы VII: «Если бы я удалился в... какой-либо отшельнический приют, то... Полханэ был бы только счастлив» [Shakabpa, 1967, р. 147]. Китайские авторы видят заслугу Полханэ в том, что он «пресек агрессию монгольского правящего клас­са в Тибете» и «признавал Тибет как часть Цинской империи», что, ко­нечно, преувеличение [Сицзан цзяныпи, 1993, с. 219; Yа Hanzhang, {145} 1994, р. 115]. Полханэ сотрудничал с пинским двором, но отнюдь не думал превращать Тибет в часть Китая. Признавая Полханэ вы­дающимся государственным деятелем, В.Д. Шакабпа упрекает его за слишком тесное сотрудничество с Цинами: «Хотя Полханэ и был единственным правителем Тибета, своим сотрудничеством с мань­чжурами он подготовил почву для маньчжурских, а позднее и ки­тайских притязаний на господство над Тибетом» [Shakabpa, 1967, р. 147].

Однако, может быть, политика Полханэ в отношении цинского двора не была уж столь неразумной. С приходом к власти импе­ратора Цянь-луна, который, кстати, ценил тибетский буддизм, цинская династия в середине и второй половине XVIII в. достигла своего внешнеполитического могущества. Сдерживать внимание Пекина к Лхасе оказалось совсем непростой задачей, что вскоре и стало очевидным [ibid].

 

Иностранцы в Тибете

 

Есть мнение, что первым из европейцев Тибет посетил францисканский монах Одорик из Парденоне. В 20-х годах XIV в. он прибыл из Индии в Кантон, оттуда добрался до Пекина, а об­ратно в Индию возвратился через Тибет. Предполагают, что в Ти­бете он мог быть примерно в 1328-1330 гг. В своем отчете страну он именует Ри-бот, а Лхасу — Гота. По его заключению, Тибет — это «страна, где никто не смеет проливать крови ни людей, ни живот­ных» [Соrdier, 1891].

Португальский миссионер Антонио д' Андрад побывал в Тибете в 1624-1625 гг. Из города Агра в Индии он направился к истокам р. Ганг, а затем добрался до озера Манасаровар [Соколовский, 1926].

Следующими оказались армянские торговцы из г. Исфагана, где действовала торговая компания по связям с Востоком. Агент этой компании Ховханнес трудился в филиале фирмы в Лхасе с 1686 г. около шести лет. В Лхасе он обнаружил других армянских торговцев, активность которых простиралась до г. Синина. Ховхан­нес изучал тибетский язык, уезжая из Лхасы, он увез с собой боль­шой груз мускуса.

В 1661-1662 гг. иезуиты Иоханнес Грюбер и де Орвиль проездом из Пекина в Индию через Сиань и Цайдам посетили Лхасу, в кото­рой пробыли около двух месяцев. С их слов поступила информа­ция об обычае тибетцев расчленять тела умерших и носить амуле­ты с сушеными экскрементами далай-лам. {146}

В 1708 г. в Лхасу из Катманду (Непал) прибыли четыре монаха-капуцина. В начале 1711 г. один из них — Орацио делла Пенна стал главой католической миссии в Лхасе. Миссионеры встретили бла­госклонный прием, что Н.В. Кюнер объяснял, и, очевидно, спра­ведливо, тем, что тибетские власти «были слишком поглощены обострением внутреннего раздора, чтобы обратить особое внима­ние на кучку иностранцев» [Кюнер, 1907, с. 35]. Другой миссионер из этой четверки — Джузеппе де Фано ездил с докладом в Рим. В 1715 г. он возвратился в Лхасу и вручил правителям Тибета по­слание папы Климента XI. В 1716 г. в Лхасу из Индии прибыл иезуит Ипполит Дезидери. Он прожил в Лхасе пять лет, учил ти­бетский язык и оставил описание Тибета, подлинная рукопись ко­торого пока не найдена.

По поручению императора Кан-си иезуиты Режи и Жерту в 1709-1718 гг. составляли карту Китая. В состав империи на этой карте был включен и Тибет. В Тибете производились съемки мест­ности, и делали это специально обученные тибетские ламы [там же, с. 39].

В 1724 г. католическая миссия получает участок земли в Лхасе. Была построена часовня, которую посетил Далай-лама VII, состоял­ся религиозный диспут между Далай-ламой и делла Пенной. Миссионеры не теряли надежды обратить в христианство какое-то число тибетцев. В Италии был отлит тибетский шрифт, началась работа по переводу на тибетский язык Священного Писания. К 1733 г. казна миссии оскудела. Делла Пенна едет в Рим просить денег и возвращается с деньгами и шестью новыми миссионерами. Папа Климент XII посьшает послание Далай-ламе, ответное посла­ние Далай-ламы хранится и ныне в Риме. Миссионеры трудились до 1745 г., того момента, когда в Лхасе начались гонения на хри­стиан со стороны религиозных властей Тибета. Член миссии Беллигати оставил цветные рисунки жизни Лхасы, ее храмов и тибет­ских церемоний.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 464 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2397 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.