Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 9. Социальная философия.




  1. Философский подход в понимании общества.
  2. Структура общества. Человек в системе социальных связей.
  3. Гражданское общество и государство.

1. В истории философии существовало множество школ и направлений, отличающихся своим пониманием сущности общества. Для древних греков общество это полис и человек рассматривается как часть полиса. Платон рассматривал общество как воплощение идеи справедливости. Так же поступал и Аристотель, и он исходил из необходимости построения справедливого общества. Идея построения справедливого общества весьма актуальна и в наши дни.

В Средние века философское понимание общества основывается на философии абсолютной личности, Бога. На этой основе Августин различает «град небесный» и «град земной». Все в «граде земном» противоречит «граду небесному». Смысл истории Августин видел в движении града земного к граду небесному.

В Новое время философия приводит к концепциям равноправия членов общества и общественного договора. В христианстве пастулировался договор народа с Богом (завет означает договор). Теперь договор понимается как необходимость, осмысленная в связи с задачей самосохранения человека, иначе люди перебьют друг друга (Т.Гоббс). В общественном договоре заключен суверенитет народа и его нельзя отчуждать в пользу кого бы то ни было, считал Ж.-Ж. Руссо. Общественный договор – это признак гражданского общества. Общественный договор, гражданское общество – это творения человека разумного, а значит, и философии о нем. Разумный человек признает право на жизнь, свободу, собственность (Дж.Локк).

Марксизм характеризует общество как сверхсложную саморазвивающуюся систему всех стран находящихся на одинаковой стадии жизненного развития. Тип общества, формирующийся на общеэкономической основе и обладающий особым характером, определяется Марксом как общественно-экономическая формация. Смена общественно-экономических формаций рассматривается Марксом как закономерный естественно исторический процесс, обусловленный диалектикой производительных сил и производственных отношений.

Э. Дюркгейм связывал понимание общества с теорией ценностей, именно ценности являются фундаментом, на котором строится общество. Общество Дюркгейм рассматривал с позиции структурного функционализма – общество есть автономная сфера бытия, и развивается по собственным законам.

У истоков новейших философских интерпретаций общества лежат взгляды М.Вебера. М. Вебер критиковал «наивные» представления Маркса о возникновении идей в качестве надстройки экономических отношений. Он полагал, что специфика общества определяется отношением субъекта к ценности. Например: «дух капитализма» был предпосылкой возникновения капиталистических отношений. Главная мысль М.Вебера – всегда и везде, во все эпохи природу общества понимали как истолкование смысла социальных действий людей.

2.. «Социальное» – это исходное понятие социальной философии. Существуют два основных подхода в его трактовке: биологизаторский и социологизаторский.

С позиции биологизаторского подхода социальное трактуется как окультуренная форма животных инстинктов. Более распространенным является социологизаторский подход, согласно которому социальное трактуется как эффект, возникающий в результате скоординированного взаимодействия индивидов. Вебер выделил в качестве основы социальной жизни – «ожидание» (ориентацию на ответную реакцию), а точнее «ожидание ожидания ожидания». Без взаимных социальных ожиданий – обязательств» невозможна социальная жизнь: экономика, политика, семья. Сопряженность конкретных ожиданий – обязательств создает для жизнедеятельности конкретной личности предсказуемость, необходимые, надежные условия существования в социуме – в этом суть социального.

Социальная связь между людьми основывается на социальных действиях и взаимодействиях. Социальное действие, Вебер определяет как действие индивида, направленное на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированное на ответное поведение людей.

Человек, понимаемый как личность, представляет собой интеграцию социально значимых черт и отношений данного общества. В процессе социального взаимодействия человек занимает определенные социальные статусы - позиции, предполагающие соответствующие права и обязанности. Современный человек включен в систему многообразных социальных связей (семейных, экономических, политических, религиозных, дружеских и т.п.). Характерной чертой социальной жизни являются устойчивые образцы поведения. Эти устойчивые образцы наиболее полно реализуются, когда люди образуют группы. Современное общество демонстрирует многообразие социальных групп – семьи, дружеские компании, деловые организации и т.д. Социальное взаимодействие как тип социальной связи выступает в различных формах: временных, случайных, постоянных. Удовлетворение наиболее важных социальных потребностей требует упорядочения деятельности людей, сведение ее к предсказуемым образцам социальных ролей. Эту функцию в обществе выполняют социальные институты: политические, экономические, религиозные.

3. Основным политическим институтом общества является государство. Государство – совокупность институтов законодательной, исполнительной и судебной властей (парламент, армия, суд. прокуратура и т.п.) Существуют различные типы государств: монархии, республики, тоталитарные, правовые и т.д.

Появлению правовой государственности было обусловлено развитием самого общества, вызреванием гражданского общества. Правовое государство, ограниченно в своих действиях правом, защищающим свободу и другие. права личности и подчиняющимся власти суверенного народа.

Оборотной стороной правового государства выступает гражданское общество. Они не существуют друг от друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество – продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, стихийно, как результат раскрепощения индивидов, их превращение их подданных государства в свободных граждан – собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.