Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 2. Античная философия




  1. Общая характеристика философии Древней Индии и Китая.
  2. Философия Древней Греции и Рима

 

1. По вопросу, где возникла философия нет единой точки зрения. Принято считать, что философия сложилась в Древней Греции, в Древнем Китае и в Древней Индии, - с этим согласны все. Но некоторые исследователи убеждены, что данные центры формирования философии не исчерпывают географию становле­ния «любомудрия». Они добавляют к этому списку Вавилонию, Иудею, Египет и другие страны. Им возражают, что философия в этих странах начала складываться, но процесс был прерван пер­сидским нашествием. Так или иначе, бесспорно, что, по мень­шей мере, три культурные традиции — древнегреческая, древне­индийская и древнекитайская - породили философию.

Поскольку культуры эти очень сильно отличались друг от друга, то и философия в них сложилась непохожая. В Древней Греции становление философии происходило одновременно и в тесной связи со становлением научных знаний о природе, по­этому начало античной философии было натурфилософией, то есть философией природы. Развитие философии шло параллель­но с развитием логического мышления, выработкой понятий и категорий. Наука и философия в Древней Греции не были рас­членены, составляли единое теоретическое знание того времени. Если проследить корни современной европейской науки, то они приведут нас как раз к натурфилософским воззрениям древне­греческих мудрецов.

В Древней Индии философия складывалась под огромным влиянием текстов Вед. Веды - древнейший литературный па­мятник, некоторые разделы которого относятся еще к третьему тысячелетию до нашей эры. В этих текстах нашли свое отраже­ние религиозные, мифологические, магические воззрения той эпохи, которые стали основным источником для формирования древнеиндийской философии. Влияние Вед был настолько вели­ко, что большинство философских школ (таких, как йога, ведан­та и др.) развивали и продолжали наследие Вед, убеждали своих последователей в их непререкаемой истинности. Но даже те школы, которые не признавали авторитета Вед (например, бхагаватизм, буддизм) были многим им обязаны. В каком-то смыс­ле, древнеиндийскую культуру можно сравнить с деревом, ство­лом которого были Веды. Поэтому древнеиндийская философия, в отличие от древнегреческой, в гораздо меньшей степени была связана с зарождающимся научным знанием, зато мифологиче­ские и религиозные элементы (воспринятые из ведической литера­туры) в ней были представлены сильнее.

В Древнем Китае же философия имела явную практическую направленность. Конфуцианство и другие школы древнекитай­ской философии мало занимались абстрактными вопросами, проблемами бытия и познания, онтологией и гносеологией. Главное внимание они уделяли устройству человеческого обще­ства и воспитанию отдельного человека. Исключением является лишь такая известная далеко за пределами Китая философская школа, о которой вы тоже могли слышать, как даосизм. Назва­ние школы берет свое начало от центрального понятия даосской философии: «дао» (буквальный перевод - путь) — это и перво­начало, первооснова мироздания, и универсальный закон разви­тия, которым следует все в мире. Человек не может изменить дао, поэтому настоящий мудрец не вмешивается в происходя­щее: глупо суетиться, если от тебя все равно ничего не зависит. Надо познать закон дао и «плыть по течению». Даосы пропове­довали принцип «победоносного недеяния». Как же можно по­бедить, если ты ничего не делаешь, не борешься?! Бороться - бессмысленно, все в мире совершается по закону дао. Мудрец свободен от страстей, он познал Дао и живет в соответствии с этим знанием. Поэтому побеждает не тот, кто пытается перекро­ить мир по-своему, а тот, кто за борьбой вещей видит гармонию мирового закона. Недаром для даосов идеальным правителем был «тот, о котором народ знает только одно: он есть». Жизнь народа идет своим чередом, и чем меньше в нее вмешивается правитель, тем лучше...

2. Европейская и в значительной степени современная мировая цивилизация прямо или косвенно является продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой выступает философия. Античная философия – это философия древних греков и других римлян. Она существовала с 6 века до нашей эры до - 6 века нашей эры, т. е. около 1200 лет. Характерной чертой античной философии является космоцентризм, т. е. философские идеи этого периода, демонстрируют направленность на объединение в едином космическом целом природы человека, Богов. Космос в понимании древних греков – строй, порядок, мироздание. Понятие космос в античной философии обладает не только астрономическим, но и эстетическим, этическим, социально – политическим, философским содержанием. Античная философия выдвинула целый ряд фундаментальных идей и проблем, которые не потеряли значения и по сей день. Например, проблема бытия и небытия материи, ее форм; как возник космос, какова его структура; проблема человека, его познания, его отношений с другими людьми; в чем сущность человеческой морали; проблема воли и свободы человека и др.

В истории древнегреческой философии выделяют 3 периода:

1. Досократовская философия.

2. Классическая античная философия..

3. Римско-эллинистическая философия.

Первый этап связан с деятельностью философов милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Первым философом в истории считался Фалес. Философы милетской школы занимались проблемой строения природы и космоса. Первая философия называлась натуральной философией или философией природы. Из неё в дальнейшем выросли естественные науки: математика, физика, химия. Фалес считал, что многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе или первоначалу. Таким первоначалом он считал воду. Анаксимандр в качестве первоначала всего сущего считал алейрон, первовещество, что – то беспредельное. Анаксимен в качестве первоначала избирает воздух. Несмотря на мифологичность философы милетской школы заложили серьёзные предпосылки нового мышления.

Выдающимся представителем древнегреческой философии является Гераклит. Он был первым диалектиком. В историю философской мысли вошли его многочисленные высказывания «нельзя дважды войти в одну реку», «всё течёт», «ничто не прибывает и никогда не остаётся тем же», «бытие и небытие есть одно и то же», «всё есть и не есть».

Выдающее место в философии Древней Греции принадлежит Сократу. Предметом его философских рассуждений является человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом. В своей философии он руководствовался двумя принципами:

1. Познание самого себя;

2. Ни один человек ничего не знает достоверно, и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает.

Основоположником идеалистической европейской философии является Платон. Именно Платон признает сознание, идеи основой бытия. Основным в философии Платона является его учение об идеях.

Аристотель явился учеником Платона, воспитателем А. Македонского. Свое учение Аристотель называет наукой наук. В отличие от отдельных наук, философия изучает сущность бытия. Философское учение Аристотеля систематизировало философское знание, он выделил проблемы познания, политики, морали, физики и др.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 521 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.