Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения.




 

1. Общая характеристика средневековой философии. Представление о Боге - ядро средневекового мировоззрения.

2. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.

3. Основные проблемы философии Возрождения». Утверждение антропоцентризма и гуманизма.

1. Средневековая европейская философия - чрезвычайно важный содержательный и положительный этап в истории философии, связанный прежде всего с христианством. Главное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение философской мысли было пронизано проблемами религии.

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения — почти целое тысячелетие. Ран­нее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство. Длитель­ное время в истории философии господствовало представление, согласно которому между античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя философской мысли и вообше какого-то мрака. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что не только философская мысль средневековья, но и эпохи Возрождения долго оставалась вне серьезного и объективного внимания исследователей. А между тем это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков и находок в области философии.

Средневековая философия базировалась на представлении о Боге как о высшем существе, стоявшим вне времени и пространства. В силу своей трансцендентности Бог не мг выступить в непосредственный контакт с миром, для этого ему нужен посредник. На мифологическом уровне эта проблема была разрешена в христианстве через образ агнца - Иисуса Христа. Однако для зарождающейся христианской философии требовалось дат решение этой проблемы на теоретическом уровне.

Считалось, что если Бог - абсолютное начало, то Он не может не быть личностью, ибо если Он не личность, то Ему что-то предшествовало, а, следовательно, Он не абсолютное начало. Таким образом. Бог - это личность, и требует личностного отношения и понимания.

Характеристика Бога как личности была сушественным шагом вперед в направлении христианского мировоззрения, но она не давала полного преодоления пропасти между Богом и миром.

Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Реальностью определяющий все сущее в мире для христианства, является сверхъестественным началом — Бог. Бог трактуется как абсолютное начало. Ему приписываются все те атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли бытие - он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником сущего. В основе христианской концепции истории лежит представление о постоянной и необходимой связи человека с богом. Человек трактуется как бытие, сотворенное Богом, спасенное Христом и предназначенное к сверхъестественной судьбе.Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии

2. Средневековая философия развивалась и достигла новых успехов. Так, на развитии философской мысли положительно отразилась взаимная борьба схоластов по проблемам "Универсалий" - общих (универсальных) представлений и понятий, которые скрывают в себе от непосредственного наблюдения сущность явлений и вещей.

Обсуждение некоторых религиозных догматов вело к постановке философских вопросов. Важнейшим из них был вопрос об отношении общего к единичному, или спор об универсалиях, возникший при обсуждении догмата о Троице. Библия кроме Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа называет еще и Бога. Возникает вопрос: кто он?

Реалисты, - Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Александр Галльский и их последователи, - идя за Платоном, утверждали, что универсалии имеют реальное (отсюда их называли реалистами) суш,ествование; что универсалии предшествуют существованию вещей и явлений, будут существовать и после исчезновения вещей и явлений.

Номиналисты - Росцелин (1050-1122), Дуне Скотт, Уильям Оккам и их последователи, - возражая реалистам, доказывали, что реально существуют только конкретные вещи и явления, а универсалии - это только слова, только названия ("поштае" - названия; отсюда их название: номиналисты).

Промежуточное между реалистами и номиналистами положение занимали концептуалисты, представителями которых были Пьер Абеляр, Иоанн Сольсберийский, Альберт Великий, и другие. Они говорили, что универсалии реально не существуют ни в вещах, ни без вещей, потому что они - только концепции, которые образуются нашим разумом о вещах и явлениях окружающей действительности.

Интересно будет знать, что Фома Аквинский, пытаясь примирить проблему универсалий с церковным учением о Боге, предлагал принять, что универсалии существуют в памяти Бога до возникновения вещей, после создания мира - в самих вещах, и, наконец, начинают существовать в разуме человека и его словах.

Споры и публичные дискуссии между реалистами и номиналистами сплошь и рядом выводили оппонентов за рамки теологии и выводило их на общефилософские проблемы, что вызвало неудовольствие церковной верхушки. Особенно много доставалось одному из наиболее одаренных представителей схоластики Пьеру Абеляру (1079-1142). Он еще юношей вмешался в споры реалистов и номиналистов и затмил всех

своими знаниями, своей логикой доказательств. Абеляр пытался стать над реализмом и номинализмом, широко использовал произведения Платона, отцов церкви. Философско-богословский рационализм вызывал зависть и ненависть со стороны побитых им оппонентов. Вдохновитель крестовых походов святой Бернард Клервосский доносил папе Иннокентию: "Когда Абеляр, много потея, обдумывает, как превратить Платона в христианина, он этим только доказывает, что сам он является язычником". Этот же доносчик в письме к вельможе Гвидо де Кастелло писал: "Когда Абеляр говорит о святой Троице, - от него пахнет еретиком Арием; когда о благодати - еретиком Пелагием; когда о личности Иисуса Христа -еретиком Несторием".

Начитанный Абеляр написал сочинение "Да и нет" (Sic et поп), в котором собрал противоречивые высказывания Священного писания. Отцов и Учителей церкви, постановлений церковных соборов. Он показал, что на один и тот же вопрос ссылками на церковные авторитеты можно дать несколько ответов "Да" и несколько ответов "Нет". Сочинения Абеляра и его мысли были осуждены на специально созванном для этого в 1121 году соборе в Сауссоне, а сам философ всю свою жизнь провел в изгнании и скитаниях по монастырям.

3. «Возрождение» или Ренессанс важный этап в истории философии. Занимает период с 14 по 16 вв. и характерен, прежде всего, для Италии. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре. Идеалом знания становятся не религиозное, а светское знание. Главная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм, т. е. в центре внимания философов не Бог, а человек, его свобода, судьба волнуют таких мыслителей, как: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелли, Томас Мор, Э.Роттердамский, Ф.Петрарка. Н.Кузанский и др. Возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия. Человек рассматривается, как природное существо, отсюда - другая особенность философии эпохи Возрождения – секуляризация (отделение) религии от науки, политики, морали, философии. Проблемы государства, морали, науки понимается как самостоятельные, имеющие свои законы. Характерной особенностью философии эпохи Возрождения является гуманизм – признание человека личностью, его право на творчество, свободу, счастье. Проблемы морали, науки рассматривались сквозь призму эстетического понимания действительности

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 590 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.