Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 7. Познание и его возможности.




 

  1. Основные проблемы гносеологии. Познаваемость мира и его законов.
  2. Проблема истины. Поливариантность подходов к определению критерия истины

 

1. Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в сознание человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерности реального, мира. Познание – это обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Познание – это такое взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.

Большинство философов уверены, что мир познаваем. Однако существует течение в философии, представители которого отрицают принципиальную возможность познания реального мира. Это течение называется агностицизм. Наиболее известными агностиками были Юм, Беркли.

В философии диалектического материализма познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический, социально культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Данный процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им этой действительности, т.е. в ходе социально исторической практики.

Проблемами познания занимается особый раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как сущность познания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, истина заблуждения и др. проблем. Этот раздел называется гносеология..

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Поэтому познания как целостный феномен нельзя сводить к какой-нибудь одной форме, даже такой важной как наука. Выделяют следующие формы познания:

1. обыденно-практическое;

2. игровое;

3. мифологическое;

4. художественно-образное;

5. философское;

6. религиозное.

Познание – это всегда поиск и открытие нового. Это активная деятельность субъекта. Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое никогда ранее не бывшее, т.е. материальные и духовные ценности. Наиболее развернутая концепция творчества разработана в XIX – XX веке Анри Бергсоном. Бергсон понимает творчество как сущность жизни человека, как непрерывное рождение нового. Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практической деятельностью как их основой. Практика – это целостная органическая система совокупной и материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Проблемы взаимосвязи теории, знания и практики нашли отражение в трудах Чернышевского, Соловьева, Поппера.

Категория практики, активной, чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменения реальной действительности является центральной категории теории познания диалектического материализма.

Важнейшие формы практики:

1. Материальное производство – труд, т.е. преобразование природы, естественного бытия человека;

2. Социальные действия – преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений (реформы, революции, политические движения);

3. Научный эксперимент – активная деятельность, в прогрессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Проблема взаимоотношения знания и веры, богословия и науки занимает важное место в философии и, прежде всего, неотомизме.

Представители неотомизма стремятся объединить веру и разум. Оригинальные идеи о соотношении знания и веры высказывали Б. Рассел, Тейяр де Шарден.

В русской философии «идею цельного знания» связи, знания и веры поддерживали Хомяков, Соловьев, Франк, Ильин, Бердяев. Понятие вера имеет несколько значений:

1. Это уверенность, убежденность в том, что еще не проверено, не доказано;

2. Это религиозная вера.

Вера - это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего, духовного мира человека, это психический акт и элемент познавательной деятельности.

2. Любое познание представляет собой поиск истины – это извечная задача человеческого разума, понятие знания и истины фактически тождественны. Знать, означает располагать истиной, достоверной информацией. То есть, истина – это знание, соответствующее своему предмету, это правильное, верное отражение действительности. Свойство истины – объективность, то есть обусловленность реальной действительностью, независимое содержание истинных знаний от отдельных людей. Истина – это не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них. Будучи объективным, по своему внешнему материальному содержанию – истина субъективна по своим внутренним содержаниям и форме.

Истина – это процесс. Для характеристики объективной истины, как процесса, применяются понятия: абсолютная и относительная истина. Это два необходимых момента любого истинного знания. Абсолютная истина может пониматься, во-первых, как тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем («Люди смертны»). Абсолютная истина как полное исчерпывающее знание о действительности.

Относительная истина – относительный аспект объективной истины, выражающий изменчивость знания, углубление, уточнение, знания по мере развития познания. Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине: 1) Догматизм – преувеличивает значение постоянной, устойчивой стороны каждой истины; 2) Релятивизм, то есть направление, которое преувеличивает значение изменчивой стороны каждой истины.

Наряду с объективностью, истина конкретна – это значит, что любое истинное значение всегда определяется данными условиями места, времени и других специфических состояний. Знания, не соответствующие своему предмету, называются заблуждением. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникшее как абсолютизация результата познания отдельных ее сторон. Заблуждение – это необходимый момент движения познания.

Вопрос о том, как ограничить истину от заблуждения – это вопрос о критериях истины. В истории философской науки высказываются различные точки зрения о критериях истины, например общезначимость или полезность, или соответствие к соглашению.

Диалектика – материалистическая философия, основными критериями истины считает общественно-историческую практику.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 722 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.