Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мастерство новеллы. П. Мериме.




Национальный характер в «экзотических» новеллах Мериме.

За годы работы в качестве инспектора архитектурных памятников и национальных древностей, Мериме совершил более 30 поездок, и именно эти путешествия дают ему изобилие материалов, исследования которых Мериме положит в основание экзотических новелл. Первая среди них, «Матео Фальконе», передаёт особенности жизни и нравов суровых обитателей Корсики. Из событий маленькой новеллы Мы узнаём, что здесь редкий житель не совершил преступления перед законом, долина маки – рай для беглых преступников и убийств. Сами же жители до сих пор сохраняют патриархальный уклад жизни, традиции кровной мести и суровые понятия о чести и долге. Честь для корсиканца – превыше всего, а авторитет мужчины в семье непререкаем. Десятилетний сын Матео Фальконе, прельстившись обещанными ему карабинёрами часами, выдаёт бежавшего бандита, спрятавшегося от погони в стоге сена. Отец, потрясённый предательским поступком сына, который до последнего времени был единственной гордостью и усладой, без колебаний расстреливает его в овраге со словами: «Он умер христианином».

Особой поэтической силой обладает «Кармен»,», в которой писателю удалось воссоздать один из «мировых образов», подобных Гамлету, Дон – Кихоту, - образ гордой цыганки Кармен, для которой свобода дороже жизни. Кармен уже давно истолковывается как романтический персонаж, а большие этнографические описания, включённые в новеллу, как чисто стилистический приём (для контраста записок учёного повествования с описанием страстей Кармен и Хосе). Между тем, «Кармен», - высшая точка в разработке писателем жанра эллипсной новеллы, и этнографическое обрамление есть не что иное, как второй скрытый центр структуры произведения, определяющий его реалистическую ориентацию: автора интересует Кармен не как исключительная личность, а как носительница типичных черт, присущих национальным особенностям цыганского народа. Кармен призвана подчеркнуть его главные особенности, разгадать его загадку. Трагическое столкновение Кармен и Хосе – следствие не только их индивидуальных качеств: в их лице сталкиваются два взгляда на мир, присущие разным народам.

Под влиянием оперы Бизе в обыденном сознании Кармен и Хосе ассоциируются с испанцами. На самом деле, она – цыганка, а он – баск, и сближает их лишь общая ненависть к испанцам. Но разница жизненных укладов – патриархальных басков крестьян, и цыган, чья мораль основана на понятии свободы, настолько велика, что страстная любовь Хосе и Кармен закономерно должна завершиться катастрофой. В финале Хосе, оплакивая убитую им Кармен, произносит знаменательные слова:» Бедное дитя! Это калес (цыгане) виноваты в том, что воспитали её так!». Отсюда объективная манера повествования, воплотившая идею: измена, убийство лишь кажутся результатом своеволия исключительных страстей, здесь не мелодрама, а трагедия, и нельзя встать на чью-либо сторону, потому что это означало бы не осудить личность, а уклад жизни целого народа. Между тем, ни один народ нельзя ставить над другим, все народы достойны равного уважения.-

6.Роман Стендаля «Красное и Чёрное». Стендалевский вариант судьбы молодого человека.

Тема судьбы молодого человека в романе Стендаля «Красное и черное».

Роман связан с эволюцией характера Жюльена, которая позволяет проследить и то состояние, в котором находятся различные сословия. Сам путь героя дает возможность представления о том или ином срезе общества. Главным недостатком общества является лицемерие. Герой стремится стать великим как Наполеон. Жюльен талантлив, ярок, деятелен. Но у героя есть еще один кумир – Тартюф. Жюльен хочет добиться в обществе успеха с помощью показательного лицемерия. На деле судьба героя оказывается по настоящему трагичной. Первый общественный срез, который дает возможность оценить состояние французского общества – семья Сореля – средний класс, третье сословие. Его отец занимается ремеслом, он плотник, в общем, это мещанский круг. На этом уровне, казалось бы, стоит ожидать простоты, искренности. Отнюдь.

Даже здесь лицемерие существует, искренних отношений к самому герою мы не увидим. Жюльен сильно отличается от отца и братьев, его не интересуют грубые занятия его родных. Непохожесть Жюльена на других членов семьи вызывает у них раздражение, недовольство. Отец героя продает Жюльена на работу гувернера. Следующий уровень показан гораздо более объемно – провинциальное дворянство. Герой поступает на службу к господам Реналям. Этот уровень более важен в романе, чем семья героя. На него выпадает множество перипетий. Ренали – люди, которые принадлежат дворянскому сословию. На их примере видим изменения, происходящие в дворянстве во всей Франции. Г-н де Реналь имеет и свое буржуазное предприятия и остается дворянином. Он достойная уважения фигура. Лицемерие достаточно прочно существует и на уровне Реналей. Стремление пригласить гувернера вызвано не желанием образовать мальчиков, а потому что это модно. Присутствие Жюльена дома несколько смущает Реналя (он не находится на уровне слуг). Знакомясь со всеми членами семьи жюльен делает опр выводы.

Здесь развивается любовная интрига (г-жа де Реналь – гораздо более искренна, чем ее муж). Третий уровень\этап – уровень семинарии. Жюльен собирается делать карьеру священнослужителя. Такой выбор героя не случаен. У Жюльена не очень много возможностей. Ему представляется та стезя где он может себя проявить, обладать властью. Он хотел бы влиять на судьбы других. В семинарии герой собирается максимально проявить свои способности лицемерить. Стремится демонстрировать те способности, кот у него есть. Но он не учитывает, что спорит с двухтысячелетней историей католической церкви. У иезуитов лицемерия разработано гораздо тоньше чем у тартюфа. Жюльен недостаточно изощрен. Простые деревенские парни ведут себя соответственно заведению, чем Жюльен. Здесь его начинают ненавидеть за его талант. Стендаль резко изобличает лицемерие в иезуитской среде – очень смелый шаг. Самый высокий четвертый срез – столичная аристократия. В доме де Ламулей Жюльену предстоит осмыслить самый сильный уровень лицемерия. К Жюльену до поры относится неплохо сам хозяин дома, у кот герой служит секретарем. Но степень хорошего отношения тоже может быть разной. Жюльен сталкивается здесь с любовью-тщеславием, дочерью Ламуля Матильдой. Для Матильды тщеславие стоит выше чем страсть а для Стендаля это плохо. Проходя через различные стадии своей карьеры Жюльен меняется, учится, он не только делает карьеру, но и начинает воспринимать общество, с которым собирался сразиться, как свое.

Герой совершает преступление (стреляет несмертельно в одну из героинь). Скамья подсудимых имеет принципиальное значение. Суд позволяет взглянуть на себя со стороны: осуждая лицемерие он привык к нему, почти стал его частью. Он говорит обществу нет. Он способен сбросить маску и выступить с речью на суде. Его судьба прерывается накануне Июльской революции. Остается только в одной эпохе. У Стендаля есть возможность проследить психологию разных героев. С каждым из героев связаны эпиграфы к каждой из небольших глав – средство психологической характеристики. Другой контраст связан с названием произведения. Он бросается в глаза, но трактуется по-разному. Единой разгадки нет. (см. Ремизов о Стендале). Сначала трактовалась в связи с двумя эпохами: эпохой Наполеона – красное и черное – цвет сутаны, одеяния священника. В работе Ремизова подвергается сомнению, что это единственно возможная трактовка. Другая точка зрения выводит иной цветовой контраст: 2 тома, 2 издания. Третья версия возвращает к первой, она принадлежит Лотману: само противопоставление эпох не нужно понимать буквально, это некие символические обозначения.

7.Основные этапы творческого пути Бальзака. Замысел цикла «Человеческая комедия»

Оноре де Бальзак сыграл огромную роль в развитии литературы XIX столетия, формировании новой реалистической эстетики. Смелость и масштабность замыслов - вот что характеризует его творчество. Величайшим его свершением стала эпопея «Человеческая комедия» - цикл прозаических произведений. В начале 30-х годов у Бальзака возникает идея создать цикл романов, в которых он хотел описать современную ему Францию, исследовать общество, определить движущие силы его развития, основные типы и характеры людей. Окончательно содержание и структуру этого произведения Бальзак определил в начале 40-х годов, тогда же и возникло название «Человеческая комедия».

Из «Предисловия» видно, что на Бальзака имели влияние научные поиски ученых-природоведов, которые старались среди разнообразия естественного мира отыскать определенное единство. Бальзак сравнивает жизнь общества с жизнью природы, поэтому ставит себе цель описать его, определить основные виды, типы, на которые делится общество. Умение Бальзака раскрывать органическую взаимосвязь отдельного и общего стало основанием задуманного произведения. Автор выделяет три формы бытия человека: «мужчины», «женщины», «вещи».

«Человеческая комедия» состоит из трех частей: «Этюды об обычаях», «Философские этюды», «Аналитические этюды». Самая большая часть - «Этюды об обычаях». Они делятся на «Сцены частной жизни», «Сцены военной жизни», «Сцены сельской жизни». В этих этюдах автор дает детальное описание всех человеческих типов. По мнению Бальзака, общество и каждый отдельный человек проходят похожие стадии в своем развитии: от рождения до старости. «Сцены частной жизни» символизируют такие моменты в жизни человека, когда ему присущи идеалы и иллюзии. Пору зрелости символизируют другие подразделы. А «Сцены сельской жизни» отвечают тому периоду жизни, когда человек подбивает итоги, осмысливает пережитое. Чтобы предоставить единство всей «Человеческой комедии», Бальзак использует различные приемы, но важнейшие - «переходные персонажи»: одни и те же герои выступают в различных романах и повестях то как главные, то как второстепенные. На переднем плане сама жизнь, ее движение, хаотичное, но закономерное.

В эпопее есть ключевые произведения, которые определяют позицию автора относительно проблем современности. Это повесть «Гобсек», в которой Бальзак раскрывает «власть золота» как разрушительной силы, которая искажает человеческие души. Это роман «Отец Горио», в котором раскрывается сущность буржуазных отношений: все продается, все покупается, даже любовь к детям и родителям. А когда родители не имеют чем платить, они становятся ненужными. В этом романе Бальзак показывает, что «власть золота» разрушает извечные естественные связи. Мне кажется, что нужно прочитать все части «Человеческой комедии», чтобы постичь авторский замысел: изобразить не сюжет, а именно жизнь.

«Гобсек» - повесть об утверждении власти буржуазии. Бальзак, верный жизненной правде, показал, как настоящим хозяином Июльской монархии становится «вульгарный богач-выскочка», что после революции 1830 года проникает во все сферы жизни общества, становится во власти, потеснив аристократию. Их власть не руководствуется ничем и часто игнорирует моральные основы жизни общества.

Почему Гобсек - типичный герой? Гобсек - ростовщик, а значит, человек, который всегда будет иметь выгоду в обществе, где ходят деньги. Не так важно, что за деньги в обращении, но важно к ним отношение. Гобсек типичный не только для своего времени, но и для любого общества, где формируются капиталистические отношения, где капитал завоевывает позиции при власти.

Какие черты Гобсека современные? Гобсек - это олицетворение власти денег. Главная его черта - стремление, во что бы то ни стало, заработать деньги, приумножить капитал. Он понимает ценность денег и твердо оценивает их значение для человека. Его своеобразная формула актуальна и сегодня: деньги дают свободу, а большие деньги власть. Больше всего он ценит деньги, как это кое-кто делает и сейчас. Деньги для него ценнее дружбы, любви, родственных отношений, - к сожалению, эта черта довольно типична и для современности. И в наше время - время имущественного расслоения - теряются определенные ценности и отношения.

Чего не понял Гобсек? Во-первых, не понял, что уже на определенном этапе не он владеет деньгами, а они руководят им. Потеряв моральные ориентиры, Гобсек пропустил момент, когда деньги сделали его пленником золота. Во-вторых, Гобсек обеднил свою жизнь, не сумев поставить деньги на службу хотя бы себе и своей далекой родственнице. Ведь он мог наслаждаться теплом родственной любви, дарить любовь, по-иному видеть этот прекрасный мир. Но он прожил жизнь пауком возле денег.

Отношение к деньгам - одна из современных проблем «Гобсека». Бальзак показал, сколько денег нужно нормальному человеку, конечно, не называя сумму. Как именно нужно относиться к деньгам, узнаем из описания жизни Фанни Мальва и Дервиля. Деньги должны служить для жизни, для дела. Нужно регулировать свои нужды согласно достатку, а если набирать взаймы, то рассчитывать, как будешь возвращать долг. И нужно помнить, что мир не заканчивается деньгами, есть и другие ценности в жизни.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1770 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.