Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћузыка второй половины 19 в.




¬тора€ половина XIX века - врем€ могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства.

 амерна€ и симфоническа€ музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала досто€нием более широкого круга слушателей. Ѕольшое значение в этом сыграла организаци€ в 1859 году в ѕетербурге и год спуст€ в ћоскве –усского музыкального общества (–ћќ).

јнтон √ригорьевич –убинштейн много сил и энергии отдал организации –ћќ замечательный русский пианист јнтон √ригорьевич –убинштейн. –усское музыкальное общество ставило своей целью Ђсделать хорошую музыку доступной большим массам публикиї. ¬ концертах, которые устраивало –ћќ, получили возможность выступать русские артисты.

¬ 1862 году в ѕетербурге была открыта перва€ русска€ консерватори€. ≈Є директором стал ј.√. –убинштейн. ј в 1866 году состо€лось открытие ћосковской консерватории, которую возглавил брат јнтона √ригорьевича - Ќиколай √ригорьевич –убинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист, дирижер и хороший педагог. ƒолгие годы он руководил ћосковской консерваторией, был другом „айковского и других передовых музыкантов, артистов и писателей ћосквы.

Ќиколай √ригорьевич –убинштейн ќткрытие консерваторий в ѕетербурге и ћоскве уже через несколько лет принесло свои плоды. ѕервые же выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов, ставших гордостью и славой –оссии. —реди них был и „айковский, окончивший ѕетербургскую консерваторию в 1865 году.

¬ своем музыкальном творчестве композиторы Ђћогучей кучкиї стремились опиратьс€ на мелодический склад русской и отчасти украинской песни. ѕодобно √линке они гор€чо увлекались и музыкой восточных народов, в особенности  авказа и —редней јзии. ∆иво интересовалс€ народной песней и „айковский. Ќо в отличие от композиторов балакиревского кружка, он чаще обращалс€ к современной ему городской народной песне, к характерным интонаци€м бытового романса.

–азвитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в неустанной борьбе с консервативными критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими предпочтение иностранным исполнител€м-гастролЄрам и модным операм зарубежных авторов, что учин€ло непреодолимые преп€тстви€ постановкам русских опер. ѕо словам „айковского, русскому искусству Ђне оставалось дл€ приюта ни места, ни времениї.

 

19.Ђ—еребр€ный векї русской культуры.

—еребр€ный век Ч период в истории русской культуры, относ€щийс€ к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. “акое его название распространилось лишь во второй половине XX века. ¬ европейской культуре рубеж XIXЧXX веков получил общеприн€тое французское наименование fin de siècle (Ђконец векаї).

—еребр€ный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. ќн протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. Ќа данном этапе истории духовное развитие в –оссии происходило на основе взаимоотношени€ индивидуального и коллективного начал. ѕервоначально преобладающим было индивидуальное начало, р€дом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. ѕосле окт€брьской революции положение изменилось. ќсновным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.

Ќачало —еребр€ному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ’IX - начала ’’ в. Уэстетический переворотФ. —имволисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. ¬ основу ее была положена проблема соотношени€ индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. ѕроблема эта не была новой. ќна возникла сразу после отмены крепостного права и проведени€ ¬еликих реформ, когда активно стало формироватьс€ гражданское общество. ќдними из первых решить ее попытались народники. –ассматрива€ коллективное начало в качестве определ€ющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность - обществу. „еловек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Ќаиболее эффективной народники считали общественно-политическую де€тельность. ¬ ней человек должен был раскрыть себ€. ”крепление в обществе народнического подхода к человеку и его де€тельности, произошедшее в 60-х - 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на €вление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической де€тельностью. —вой Уэстетический переворотФ символисты направили против народников и их идеологии.

—имволисты: как старшие (¬.я.Ѕрюсов, ‘. .—ологуб, «.Ќ.√иппиус и др.), так и младшие (ј.Ѕелый, ј.ј.Ѕлок, ¬.¬.√иппиус и др.) утверждали индивидуальное начало в качестве главного. ќни пересмотрели отношени€ индивида и коллектива. —имволисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самосто€тельную величину, равную по значению обществу и Ѕогу. ÷енность индивидуума они определ€ли богатством и красотой его внутреннего мира. ћысли и чувства человека были превращены в объекты исследовани€. ќни стали основой творчества. ¬нутренний мир человека рассматривалс€ как результат его духовного развити€.

¬след за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты.

‘илософы-идеалисты (Ќ.ј. Ѕерд€ев, Ћ.». Ўестов, —.Ћ. ‘ранк, и др.) выступили против утилитарного воспри€ти€ обществом личности. ќни возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. „ерез изменение личности они хотели преобразовать все общество.

—торонники акмеизма (ћ.  узмин, Ќ. √умилев, √. »ванов и др.), литературного направлени€, возникшего в 10-х годах ’’ в., относились к личности как к данности, котора€ требует не формировани€ и утверждени€, а раскрыти€. –елигиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. ќни ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведени€х.

¬ 10-х годах ’’ в. вместе с акмеизмом зародилось еще одно литературное направление - футуризм. — его развитием св€зано повторное утверждение в искусстве и общественной жизни коллективного начала. ‘утуристы (¬.¬. ћа€ковский, ƒ. Ѕурлюк, ј.  рученых и др.) отказались от человека как объекта изучени€ и самосто€тельной величины. ¬ нем видели лишь совершенно безликую частицу общества. ¬ объекты были превращены машины, станки, аэропланы. ќбъ€вив себ€ создател€ми истинных произведений искусства, футуристы провели свою переоценку ценностей. ќни полностью отвергли достижени€ старой культуры и предлагали сбросить их с Упарохода современностиФ. –елиги€ отвергалась как базовый элемент старой культуры. Ќовую культуру футуристы намеревались строить Убез моралина и черт€ковщиныФ.

 

20.Ћитература и драматический театр конца 19 Ц начала 20в.

’арактеризу€ особенности русской литературы XIX столети€, ћ. √орький писал: Ђ¬ –оссии каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объедин€ло одно упорное стремление Ч пон€ть, почувствовать, догадатьс€ о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на землеї. ѕо словам √орького, Ђхрам русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновл€л насї.

ѕередова€ русска€ литература всегда выступала в защиту народа, всегда стремилась правдиво осветить услови€ его жизни, показать его духовное богатство Ч и роль ее в развитии самосознани€ русского человека была исключительна.

Ќачина€ с 80-х гг. русска€ литература стала широко проникать за рубеж, изумл€€ зарубежных читателей своей любовью к человеку и верой в него, своим страстным обличением социального зла, своим неистребимым стремлением сделать жизнь более справедливой. „итателей привлекало т€готение русских авторов к созданию широких картин русской жизни, в которых изображение судеб героев сплеталось с постановкой множества коренных социальных, философских и моральных проблем.

≈ще более повысилось значение русской литературы в канун первой русской революции Ч как дл€ русского (значительно выросшего в своем числе), гак и зарубежного читател€. ¬есьма знаменательны слова ¬. ». Ћенина в работе Ђ„то делать?ї (1902) о необходимости подумать Ђо том всемирном значении, которое приобретает теперь русска€ литератураї

» литература XIX в., и новейша€ литература помогали пон€ть, что именно содействовало назреванию взрыва народного гнева и каково общее состо€ние современной русской действительности.

ƒл€ литературы начала XX в. стало характерным одновременное развитие реализма критического, переживающего на рубеже веков пору своего обновлени€, но не тер€ющего при этом своего критического пафоса, и реализма социалистического.

  числу особенностей литературного процесса начала XX в. следует отнести необычайное разнообразие драматургических поисков, взлет драматургической мысли. Ќа рубеже веков возникает театр „ехова. » не успел еще зритель освоить поразившее его новаторство психологической чеховской драмы, как уже по€вл€етс€, нова€, социальна€ драма √орького, а затем неожиданна€ экспрессионистска€ драма јндреева. “ри особые драматургии, три различные сценические системы.

ƒл€ театра 19 века были характерны громкие, полные страсти монологи, эффектные положени€, подготавливающие театральные уходы, то есть эффектно завершив свою сцену актер подчеркнуто театрально удал€лс€ вызыва€ рукоплескание зала. «а театральными чувствами исчезали сложные жизненные переживани€ и раздумь€. ¬место сложных реалистических характеров накапливались трафаретные сценические роли. „иновники, управл€ющие Ђимператорскимиї театрами, упорно стремились превратить их в места легкого развлечени€.

ƒва великих событи€ в театральной жизни знаменуют собой конец 19 века Ц рождение драматургии јнтона ѕавловича „ехова и создание ’удожественного театра. ¬ первой же пьесе „ехова Ђ»вановї обнаружились новые черты: отсутствие делени€ персонажей на героев и злодеев, неспешный ритм действи€ при огромной внутренней напр€женности. ¬ 1895 году „еховым была написана больша€ пьеса Ђ„айкаї. ќднако спектакль, поставленный по этой пьесе јлександрийским театром провалилс€. ƒраматурги€ требовала новых сценических принципов: „ехов не мог прозвучать на сцене без режиссуры. Ќоваторское произведение было оценено драматургом, театральным педагогом Ќемировичем-ƒанченко.  оторый вместе с актером режиссером —таниславским создали новый ’удожественный театр.

 

–усска€ литература конца XX в.

ƒев€ностые годы ’’ века вошли в историю русской литературы как особый период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм, как глубоко перепаханное пространство всей культуры. ѕоследнее дес€тилетие как рубеж веков в традиции русской истории было Ђобреченої стать средоточием многих динамических тенденций: итоги, противосто€ние культур, нарастание новых качеств, перемещающих наработанные ресурсы в следующее тыс€челетие. “ак было с рубежом конца ’I’ Ч начала ’’ веков, когда получившие мировое признание шедевры русского реализма с его вершинными фигурами Ђзолотого векаї освобождали позиции под натиском волн авангарда, модернистских исканий, целого спектра школ и направлений —еребр€ного века.

 артина развити€ искусства и литературы 1990-х годов прошлого столети€ не менее впечатл€юща. » дело не только в обилии и разнообразии художественных тенденций, методов творчества, в эстетическом разбросе. ѕроизошла полна€ смена литературного кода и, как справедливо пишет Ќ.»ванова, Ч Ђсосто€лось тотальное изменение самой литературы, роли писател€, типа читател€ї.

“аким образом, литературный процесс последних двух дес€тилетий характеризуетс€ сосуществованием в едином культурном пространстве предельно разных, опирающихс€ на противоположные эстетические принципы направлений. Ѕолее того, нар€ду с произведени€ми, созданными за последние п€тнадцатьЧдвадцать лет, увидели свет и те, что были написаны в конце 1960-х Ч начале 1970-х годов, но до конца 1980-х годов оставались неопубликованными (Ђћосква Ч ѕетушкиї ¬енедикта ≈рофеева, Ђѕушкинский домї ј. Ѕитова, ЂЎкола дл€ дураковї —аши —околова). ѕодспудно они оказали огромное вли€ние на формирование важнейших тенденций, определивших развитие именно современной литературы. ¬месте с тем в конце 1980-х Ч начале 1990-х годов составной частью современного литературного процесса стала и литература русского зарубежь€ (от Ќабокова до Ѕродского). “ем самым в литературу одновременно Ч на равных Ч оказались включены произведени€ модернистской, постмодернистской, реалистической, неосентименталистской, неонатуралистической ориентации. ќднако нар€ду с выраженной Ђпол€ризациейї литературы значима и тенденци€ прит€жени€ противоположностей. ¬се более прозрачной и подвижной становитс€ граница между высокой и массовой литературой Ч налицо очевидное т€готение к совмещению в пределах одного текста сложных приемов письма, пришедших из элитарной литературы, и беллетристически занимательных ходов, позвол€ющих поддерживать сюжетный интерес (характерный пример Ч литературный проект Ѕ. јкунина).

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-02-28; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 11440 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

673 - | 520 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.