Прогрессивное развитие международного права интеллектуальной собственности не отменяет важнейшей характерной черты субъективных прав, возникающих в связи с различными видами РИД — их территориальности. Различия между национальными правовыми нормами и, в первую очередь, сам принцип привязки важнейших для экономического оборота прав к границам конкретного государства, с очевидностью представляют проблему для создания внутреннего рынка в Европейском Союзе. Долгая кропотливая работа по от!^1ене тарифных и нетарифных барьеров на пути движения товаров внутри Сообщества не может достичь своих целей, если будут сохраняться препятствия, создаваемые предприятиями и даже физическими лицами — владельцами исключительных прав. В учредительных договорах проблемам исключительных прав уделено минимальное внимание, причем ситуация не меняется с 1958 г. Более того, два положения ДЕС, действующие с момента создания Сообщества, направлены на то, чтобы оградить права интеллектуальной собственности от вмешательства со стороны Сообщества
1. Тем не менее скоро стало очевидным, что подобная неурегулированность, целого массива правоотношений на уровне ЕС представляет собой очевидную угрозу для достижения важнейших целей, поставленных перед Сообществом.
Европейские сообщества столкнулись с проблемой соответствия ограничений, накладываемых действием исключительных прав, требованиям Общего рынка. Очевидные противоречия между последствиями осуществления прав интеллектуальной собственности и принципами свободы движения товаров и антимонопольной политики ЕС стали предметом обширной практики Суда Европейских сообществ, использовавшим телеологическое толкование положений Договора о ЕС
2.Однако принципы и правила, выработанные Судом, не могли обеспечить надежную основу для завершения создания внутреннего рынка в силу своей фрагментарности и спорною юридической силы, а, в первую очередь, из-за того, что сохраняли нетронутым первоисточник коллизий — различия в национальном регулировании и территориальный характер прав интеллектуальной собственности.
Поэтому следующим этапом развития правового регулирования интеллектуальной собственности в Европейском Союзе становится постепенная гармонизация и унификация норм законодательства государств - членов по отдельным вопросам и объектам промышленной собственности и авторского и смежных прав.
На примере права интеллектуальной собственности особенно четко видны различия между двумя данными правовыми механизмами снятия различий в законодательстве. Гармонизация национальных норм права посредством издания директив лишь нивелирует наиболее существенные разночтения в правовых системах государств-членов. В то же время издание актов унификации — регламентов вносит изменения в ядро правового статуса различных видов РИД, так как на смену отдельному государству как территориальной сфере действия исключительных прав приходит совокупность территорий 27 государств — Европейский Союз в целом.
Можно выделить пять способов правового регулирования интеллектуальной собственности, которые стали использоваться в праве Европейского Союза в течение последних тридцати лет. Первым по времени опытом стало прямое применение норм учредительных договоров и их толкование Судом Европейских сообществ в целях установления соотношения между принципами Общего рынка ЕС и действием исключительных прав.
На основе выработанных Судом принципов стало развиваться вторичное право ЕС, основанное на актах гармонизации и унификации. В области авторского и смежных прав значительную роль в сближении правовых систем сыграли директивы, тогда как в отношении промышленной собственности правовое регулирование в последние годы переносится на наднациональный уровень путем издания регламентов, учреждающих объекты исключительных прав коммунитарного характера.
Интересно, что проект регламента о патенте Сообщества возник на почве неудачного опыта международно-правового способа унификации интеллектуальной собственности посредством принятия конвенции, подлежащей ратификации всеми государствами-членами. Причем данный опыт не уникален — в истории права Европейского Союза имеются аналоги, в частности, в отношении регулирования трансграничного банкротства или коллизионных вопросов договорных обязательств, когда на основе не принятой всеми государствами-членами конвенции разрабатывался регламент, подлежащий обязательному применению.
Законотворческая работа институтов Европейского Союза в отношений РИД проводится с учетом постоянно прогрессирующего международного права интеллектуальной собственности. Важно учитывать тот факт, что развивающееся правовое регулирование интеллектуальной собственности на наднациональном уровне имеет и внешний эффект — ЕС получает полномочия на представление государств-членов в нормотворческом процессе на международном уровне. Кроме постоянного участия в деятельности ВТО и его подсистемы ТРИ ПС, Сообществу специальными декларациями предоставлено право участвовать в новейших договорах ВОИС и переговорах по их дальнейшему прогрессивному развитию.