Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Историческое значение экономического романтизма




Экономический романтизм, как одно из самостоятельных на­правлений экономической мысли постмануфактурного периода, являет собой качественно новый этап в истории теоретической эко­номики, и об этом свидетельствуют следующие обстоятельства.

Во-первых, С. Сисмонди и П. Прудон — лидеры экономического романтизма — в своих трудах смогли обосновать многочисленные неопровержимые доказательства о несостоятельности смитианских идей об «экономическом человеке» и «невидимой руке», т.е. о гарантированном в условиях экономического либерализма гармонич­ном и поступательном развитии экономики и автоматической саморегуляции хозяйственного механизма.

Во-вторых, им принадлежат аргументированные суждения про­тив сентенций так называемого «закона Сэя», отвергая которые, они характеризовали возникновение кризисов в постмануфактур­ной экономике развитых стран той эпохи не как случайное явле­ние, а как имманентное свойство хозяйства, организованного на принципах laissez-faire.

Наконец, в-третьих, экономисты-романтики, находясь в «оп­позиции» по отношению к экономическому учению классиков, противопоставили «классической школе» концепции социально-экономических реформ, отдельные положения которых не утрати­ли свою актуальность вплоть до настоящего времени.

Аргументированное неприятие ключевых положений классичес­кой политической экономии, системное отображение собственных взглядов на существо и роль экономической науки послужили С. Сисмонди и П. Прудону основой для попыток обосновать альтер­нативные концепции о ее предмете, методе и предназначении в общественной, в том числе хозяйственной, жизни.

Эти исследователи явились основоположниками нового направ­ления экономической мысли, а их творчество стало одним из луч­ших достижений политической экономии на этапе постмануфак­турного развития экономики.

Известные французские историки экономической мысли Ш. Жид и Ш. Рист еще за несколько десятилетий до появления экономического учения Дж.М. Кейнса, и, соответственно, теоре­тического осмысления положений государственного регулирова­ния экономики отмечали, что, безусловно, «Сисмонди был пер­вым проповедником принципа государственного вмешательства» и что прежде всего благодаря ему в политической экономии «ста­новится уместной социальная политика». При этом, однако, пи­шут они, он всегда хранил «тайную симпатию к старому режиму корпораций и привилегированных цехов», но, осуждая эти уч­реждения, как «не соответствующие интересам производства», по­стоянно задавался вопросом, «нельзя ли почерпнуть в них опыт для обуздания злоупотреблений конкуренции». Они убеждены также в том, что, призывая к государственному вмешательству и откры­вая «реакцию против абсолютного либерализма», родоначальник экономического романтизма дал основание К. Марксу почерпнуть у него идею «о концентрации имуществ у небольшого числа соб­ственников и о растущей пролетаризации рабочих масс» и что даже возникновение понятия «прибавочная стоимость» мог предвосхи­тить именно С. Сисмонди, поскольку К. Маркс, подобно ему, «объясняет прибыль тем, что рабочий продает не труд свой, а силу своего труда».

В одном из лучших сочинений И. Шумпетера «Капитализм, со­циализм и демократия» (1942) имеют место во многом аналогич­ные оценки творческого наследия С. Сисмонди. В этой работе, в частности, подчеркивается, что не следует считать Д. Рикардо един­ственным, «кто повлиял на экономическую теорию Маркса», что произведения С. Сисмонди и ряда других авторов «во многих отно­шениях параллельны его (К. Маркса)собственной». Сказан­ное подтверждается тем, пишет И. Шумпетер, что К. Маркс «без конца подчеркивает растущую нищету трудящихся масс». Кроме того, уточняет он, «близость учения Маркса к учению Сисмонди» оче­видна в его «объяснении кризисов», а также «в теории прибавоч­ной стоимости и в других местах».

Кроме того, вслед за Н. Кондратьевым можно с полной опреде­ленностью признать: «Сисмонди в общетеоретических воззрениях, т.е. в учении о ценности и цене, в учении о распределении и дохо­дах, в общем оставался на почве доктрины классиков. Но, потря­сенный картиной экономических кризисов и обнищания части мас­сового населения, отверг именно те построения классиков, кото­рые выражали их оценочное отношение к достоинствам строя сво­бодной конкуренции».

Очевидно, правомерно также еще одно положение Н. Кондрать­ева, в соответствии с которым борьба С. Сисмонди «против класси­ков» проистекала не столько из теоретических разногласий «в пред­ставлениях об общественном идеале», сколько в пробуждении ин­тереса «к проблеме исторической относительности и изменчивости общественно-хозяйственного строя», и в этом смысле он и Ф. Лист «могут считаться вместе с Контом и Миллем идейными родона­чальниками исторической школы в социальной экономии».

Современные российские историки экономической мысли в сво­ем отношении к С. Сисмонди в части его воззрений, в том числе реформаторских, далеко не единодушны. В их числе есть и такие, как, например, А. Сурин и другие, которые по-прежнему убеждены, что С. Сисмонди (равно как и П. Прудон) «принадлежит к идеологам мелкой буржуазии», ибо он «не понял процесса становления капи­тализма и его результатов» и поэтому с присущей ему наивностью «обращался к правительствам стран с просьбой, чтобы они своей властью прекратили капиталистическое развитие» и вернули «обще­ство к мелкому производству», ибо «оно — идеал Сисмонди».

В числе же произведений, содержащих неидеалогизированные оценки творчества С. Сисмонди, в российской историко-экономической литературе последних лет обращают на себя внимание тру­ды Е. Майбурда, Р. Левиты и др.

К примеру, в монографии Е. Майбурда «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров» (1996) С. Сис-монди характеризуется прежде всего как критик идеологии эконо­мического либерализма, указывающий на то, что «прогрессирую­щее накопление капитала может сочетаться с неизбывной беднос­тью трудящихся». Одновременно с этим в заслугу этого ученого ставятся его высказывания «за государственное регулирование ры­ночной стихии». И хотя «сколь-нибудь конкретных мероприятий» родоначальник экономического либерализма не предложил, тем не менее, подчеркивает автор монографии, «допустимо назвать его (С. Сисмонди)имя в качестве предтечи Кейнса».

Сугубо позитивная оценка дана творчеству С. Сисмонди и в книге Р. Левиты «История экономических учений» (1998). По убеждению этого автора, именно «Сисмонди был первым экономистом, по­ставившим проблему кризисов перепроизводства в центр исследо­вания». Вопросам реализации, подчеркивает он, классики, кроме Т. Мальтуса, не придавали существенного значения, хотя в услови­ях капиталистической (либеральной) системы вполне возможна ситуация, когда «производство растет, а потребление (личное)падает».

Кроме того, Р. Левита обращает внимание читателя на то, что, считая неестественной хозяйственную систему, при которой без­граничный рост производства сопровождается «в то же время по­нижением жизненного уровня», С. Сисмонди «противопоставляет ей не социализм», а программу, предполагающую «раздробление промышленного и сельскохозяйственного производства на возможно большее число самостоятельных предприятий, раздробление соб­ственности на капитал, соучастие рабочих в хозяйственном деле».

Наконец, важно отметить позицию авторов одного из популяр­ных в России учебников по экономической теории, изданного в 1995 г. под общей редакцией В.И. Видяпина и Г.П. Журавлевой. В этом учебнике С. Сисмонди рассматривается прежде всего как критик «экономического механизма» своей эпохи, как ученый, который «считал, что политическая экономия призвана быть нау­кой о совершенствовании социального механизма ради счастья че­ловека».

Выдвигая собственную экономическую программу, П. Прудон рассчитывает на то, что социальную справедливость возможно до­стичь лишь посредством осуществления экономической справедли­вости. В том, что ныне «требуется реформа», полагает он, имеет место «наша общая вина», ибо, «некоторые из нас получают боль­ше или меньше, чем следует по правилу».

Согласно оценке Ш. Жида и Ш. Риста, «лучше, чем кто-либо из его предшественников, он (П. Прудон)понял, что экономическая свобода есть окончательное завоевание современных об­ществ, что всякая глубокая реформа должна опираться на эту сво­боду. Но этот либерализм, — продолжают они, — покоится на глу­боком чувстве экономической реальности, и ныне социальная про­блема ставится в тех же рамках, в каких поставил ее П. Прудон: реализовать справедливость в свободе».

Таким образом, в экономических учениях С. Сисмонди и П. Прудона красной нитью прослеживается мысль о их приверженности принципам социальной справедливости. Экономика и общество являются в их творчестве предметом реформаторских забот. А в пред­лагаемых ими социально ориентированных реформаторских проек­тах, говоря словами Ш. Жида и Ш. Риста, доминирует идея о целе­сообразности поиска «среднего (не капиталистического и не соци­алистического)пути, на котором они, исправляя злоупот­ребления свободы, не пожертвовали бы своими принципами», о неприятии «всех форм авторитарного социализма» ради безуслов­ной необходимости «индивидуальной свободы как двигателя эко­номической деятельности». С учетом этого правомерно отметить, что в мировой истории экономической мысли концепции реформ экономистов-роматиков знаменуют собой начало совершенно иного, чем у экономистов-либералов, видения хозяйственной системы, социальные ориентиры для которой, как очевидно, должны обес­печиваться соответствующими мерами и «сверху», как у С. Сис­монди, и «снизу», как у П. Прудона.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2243 - | 2054 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.