Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Историческое значение утопического социализма




Всемирная история экономической мысли свидетельствует о том, что на всем протяжении XIX и XX столетий идеология либе­рально-рыночных экономических отношений, базирующаяся на принципах полного laissez-faire, неизменно сталкивается с двумя противодействующими ей альтернативными позициями — рево­люционной и реформаторской. Одна из них в современной эконо­мической литературе ассоциируется с марксистско-ленинским учением о революционных социально-экономических преобразо­ваниях; другая — с концепциями реформ ряда школ и направле­ний теоретической экономики, в которых непременным услови­ем формирования общества социальной справедливости считает­ся применение многообразных мер ненасильственного характера.

Историко-экономический анализ особенностей реформаторских концепций лидеров утопического социализма постмануфактурного периода позволяет выявить социально значимые свершившиеся предвидения, которые могут быть экстраполированы на современ­ную действительность и учтены в научных изысканиях, связанных с обоснованием социальных приоритетов в разрабатываемых кон­цепциях государственного регулирования экономики.

Именно участие социалистов-утопистов и других противников абсолютизации либеральных идей в многолетних научных дискусси­ях и спорах существенно повлияло на принятие в постмануфактур­ных странах первых законодательных актов, обеспечивающих неко­торое ограничение принципов экономического либерализма, имея в виду предельно допустимую продолжительность рабочего времени, минимальный возраст при трудоустройстве подростков и т.п.

Важно, к примеру, отметить, что в «рациональной конститу­ции» Р. Оуэна содержатся и такие положения, актуальность кото­рых не утрачена и в наши дни, как-то:

• оговоренное законом право каждого человека не только на труд, но и на образование;

• полное равенство и исключающая любые привилегии лич­ная свобода людей обоих полов;

• недопустимость воздействия с чьей-либо стороны на мне­ния и веру кого-либо;

• объединение всех людей «в один братский союз для общего блага всех».

Актуальна сегодня и одна из важных целей сен-симоновских реформ — ликвидация в обществе всяких привилегий, преодоле­ние анархии и хаоса, порождаемых либеральным механизмом хо­зяйствования. Успех реформ им увязывается также с обязательным участием в них третьей (после королевской власти и промышлен­ников) главной силы — ученых.

При этом, как очевидно, самым важным результатом реформиро­вания современной ему социальной системы ученый считал преодо­ление анархии. Последняя же, по его убеждению, «это величайшее зло для честных людей, каковы бы ни были их политические убежде­ния; это состояние, к которому всегда стремились и всегда будут стре­миться люди безнравственные, какова бы ни была их религия».

В свою очередь Ш. Фурье предвидел:

• неминуемое расширение масштабов постоянного или вре­менного совместного проживания людей, в том числе в ком­плексах многоквартирных домов, гостиницах, пансионатах и т.п.;

• совершенствование организации удовлетворения семейно-бытовых нужд посредством создания специализированных служб и учреждений по коллективному выполнению услуг, связанных с освещением, отоплением, общественным пи­танием, предоставлением бытовых услуг, воспитанием де­тей и т.д.

Очевидно также, что в значительной мере свершилось и его предвидение о том, что в грядущем общественном устройстве «жен­щины очень скоро вернут себе роль, которую им предназначила природа, роль соперниц, а не подданных мужского пола».

Непреходящее значение для судеб экономической науки рефор­маторских пректов социалистов-утопистов постмануфактурного периода Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье состоит в том, что они базируются на во многом обоснованной критике присущих либеральной рыночной экономике явлений (анархия и хаос в хо­зяйственной жизни, противоположность частнособственнических и общественных интересов), содержат обоснование целесообраз­ности таких экспериментов, которые бы обеспечивали насущные в этой связи преобразования. Причем, ратуя за социально-экономи­ческие преобразования, они в своих реформах выдвигают на пер­вый план задачи научно-промышленного совершенствования об­щества, повышение культурного, образовательного и нравствен­ного уровня людей.

Достижение своих реформаторских идей социалисты-утописты «новой волны» считают возможным исключительно мирными сред­ствами, имея в виду активное содействие в этом либо правительства (как К. Сен-Симон и его последователи), либо частную инициативу самих трудящихся (как Р. Оуэн, Ш. Фурье и их единомышленники). И каждая из этих позиций, как свидетельствуют их программы ре­форм, была на протяжении XIX и XX столетий в большей или мень­шей степени реализована, в том числе в последние десятилетия в рамках различных доктрин социального контроля общества над эко­номикой, социального рыночного хозяйства и других.

Итак, учение социалистов-утопистов (которое традиционно при­нято называть с акцентом на «утопическое» либо «социалистичес­кое», т.е. в смысле его несбыточности), в самом деле, имеет все же весьма ценные и значимые элементы с точки зрения сбывшихся предвидений социального и экономического характера. Это пред­ставляется особенно важным признать с учетом нынешних реалий в российском обществе, требующих выработки социально ориен­тированной концепции развития экономики страны.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 447 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2285 - | 1991 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.