Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Законность и справедливость как принципы адвокатской деятельности




Практика корифеев русской адвокатуры показывает.блес­тящее умение сочетать законность и справедливость, дух и букву закона.

Принцип законности предполагает осуществление право­судия в точном соответствии с законом. Правовые государства в области правосудия служат своей цели посредством испол­нения определенных процедур.

Глава 4. Адвокатура и судебная власть \

Интересной теоретической находкой, нацеленной на по­вышение роли адвокатуры, является выдвигаемое С. С. Алек­сеевым положение о "возвышенном правосудии", которое уче­ный связывает с концепцией правозаконности. Вот что он пи-:

шет по этому поводу: "Важнейший компонент гуманистичес­кой философии права, прямо раскрывающий смысл ее ха­рактеристики в качестве концепции правозаконности, — это независимое и сильное правосудие, обладающее такими пра­вомочиями и высоким статусом (т. е. такой степенью "возвы­шенности"), которые делают его способным противостоять исполнительной и в необходимых случаях — законодатель-, ной власти".

Проблемы современного правосудия нельзя воспринимать' вне концепции правопонимания. Концепция современного пра-| вопонимания основана на глубоко гуманистических принципах! выдвигающих требования соответствия права гуманистически^ идеалам добра и справедливости.

Далее мы попытаемся проиллюстрировать соотношение" понятий "законность", "справедливость", "мораль".

Нельзя сказать, что идея справедливости нова в совре­менных подходах к праву.

Идея справедливости как основная идея права не только не нова — она стара, как мир. Достаточно сказать, что прак­тически все известные законодатели, начиная с первых до-^ шедших до нас, т. е. царя Хаммурапи, провозглашали себя и, свои законы воплощением справедливости'. И, вероятно, мы не найдем примера, где бы провозглашалось иное. Невозмож­но представить себе ни законодателя, ни судьи, который бы утверждал: "Я принимаю несправедливый закон" либо: "По­становляемое мною решение несправедливо".

Современная теория права отдает должное этической и материальной концепции права, идее справедливости как ос­новной идее права. Осознавая известный идеализм подобного подхода, мы все же подходим к этой теории сугубо практич­но. Полагаем, что иррациональная идея права — справедли­вость, призванная обуздывать неправовой закон и издающее его государство, в современных условиях имеет большой ра­циональный смысл, который заключается в том, чтобы поста­вить право на служение человеку.

' См.: История политических учений / Под ред. С. В. Кечекьяна. М., 1960. С. 54.

2. Законность и справедливость

В этой связи отметим, что выдвигаемая С. С. Алексеевым идея правозаконности отличается от идеи законности, широко распространенной в государствах с тоталитарным режимом, которые, как известно, отличаются своим стремлением не толь­ко к законотворчеству и иным видам правотворчества, но и к порядку, т.е. жесткому соблюдению созданных ими правовых предписаний.

Правозаконность, по мнению С. С. Алексеева, является воплощением идеи гуманистического права. В противовес ей законность, при всех исторически происходивших с ней мета­морфозах ("революционная законность", "социалистическая законность"), остается именно законностью, порядком, стро­ем или устройством строжайшего соблюдения действующего позитивного права, выраженного в законах, других юриди­ческих источниках1. В современном гражданском обществе пра­вовой порядок или, иначе говоря, правовое устройство, при­званные выражать законность, основываются на гуманисти­ческом праве и прежде всего на естественных неотъемлемых правах человека, поэтому юридические отношения должны приобретать естественно-правовой характер.

Общие рассуждения о праве в самом высоком (гуманис­тическом) его значении мало чего стоят, если идея права не соединена, не спаяна накрепко с идеей законности — такого правового устройства, которое функционирует столь же твер­до, непоколебимо, явно и неизменно, как закон природы, т. е., как Правозаконность.

В современных условиях общепризнанные неотъемлемые права человека приобретают непосредственно юридическое значение в виде юридической реальности.

Поведение граждан, опирающееся на общепризнанные права человека, не может служить основанием для возложе­ния на них юридической ответственности, даже если оно рас­ходится с буквой закона. Вот почему древние римские юристы определяли право как науку о добром и справедливом.

Отличие современного гуманистического права не толь­ко в том, что неотъемлемые права человека обладают пря­мым юридическим действием и образуют основу всей нацио­нальной юридической системы, но также и в том, что они призваны определять содержание, смысл и направления дея­тельности законодательных органов.

См.: Алексеев С. С. Указ. соч. С. 130—140.

82 Глава 4. Адвокатура и судебная власть

Более того, поскольку неотъемлемые права человека име­ют первостепенное, основополагающее'значение, сообразно их статусу должна строиться сама государственная власть. Во всяком случае, власть должна быть умеренной, не содержать в себе таких потенций, которые позволили бы ей доминиро­вать над правом и тем более попирать его.

Идея, выраженная в обретении правами человека непос­редственного юридического действия, вызвала к жизни еще одну сторону гуманистической концепции, в соответствии с ко­торой закрепленные в Конституции РФ, в кодифицированных актах фундаментальных отраслей демократические правовые принципы, такие, как презумпция невиновности, принцип со­стязательности в процессе, принцип диспозитивности в граж­данском праве и др., могут приобретать "работающее" юриди­ческое значение, позволяющее органам правосудия принимать правовые решения, несмотря на пробелы и недостатки в зако­нодательстве.

До последнего времени правовая наука относила принци­пы права к интеллектуальным явлениям, обобщениям, не име­ющим прямой юридической значимости. И трансформация взглядов по этому вопросу во многом обусловливается необхо­димостью последовательной защиты естественных неотъемле­мых прав человека.

Осуществление высшего предназначения права — обес­печить и упорядочить свободу личности, суверенность челове­ка — предполагает известную регламентацию действий, реа­лизуемых людьми по собственной воле. Такая регламентация при господстве диктаторских, авторитарных режимов может быть направлена не на обеспечение свободы, а на ее подавле­ние и в этой связи достигать весьма высокой степени "зауре-гулированности". Тогда людям предоставляется лишь строго "дозированная" свобода, да притом в виде "права по разреше­нию", государственными чиновниками.

Важнейшая отличительная особенность правозаконности, как считает С. С. Алексеев, состоит в том, что отдельный чело­век выступает по своему естественному, прирожденному ста­тусу как свободная личность, и поэтому существует общая доз­воленность каждому поступать по своей воле, своему усмотре­нию — везде, в любом случае, без какого-либо разрешения, лишь бы данное действие не было прямо запрещено законом.

При этом есть ряд сфер в жизни общества (в области ох­раны здоровья, дорожного движения, использования вредных

§ 2. Законность и справедливость 83

для человека веществ, безопасности людей и др.), где разре­шительные начала сохраняют существенное значение и для отдельного человека. Но это не меняет сути общедозволитель­ного принципа, им!;ищего приоритетное значение для лично­сти, отдельного человека.

Отметим, что общедозволительный принцип в отношении граждан был торжественно и строго провозглашен в докумен­те Французской революции — в Декларации прав человека и гражданина. В ст. 5 Декларации записано: "Закон может вос­прещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено..."

Общедозволительное начало в поведении граждан — прин­цип не менее важный для понимания правозаконности, самой сути гуманистической концепции права, чем непосредствен­ное и приоритетное юридическое действие прав человека, юридическое значение демократических правовых принципов. Общедозволительное начало является основой презумпции правомерности поведения, которая означает, что любой по­ступок, какой угодно акт поведения граждан или их объеди­нений считается правомерным, пока не установлено в надле­жащих процедурах несоответствие данного поведения зако­ну, т. е. пока не установлено применительно к данному лицу событие правонарушения.

В какой-то мере такого рода требование перекрывается широко известной презумпцией невиновности. Презумпция невиновности охватывает область деятельности правоохрани­тельных учреждений, судебно-процессуальные отношения. Требование признания изначальной правомерности поведения всех граждан имеет общегражданское значение, и наряду с институтом прав человека ставит властные органы в зависи­мое от статуса граждан положение, а в ситуациях, когда воз­никает вопрос о юридической ответственности, обязывает их, прежде всего еще до рассмотрения виновности кого-либо, устанавливать само событие правонарушения (преступления).

Безусловно, что в юридическом отношении положение "гражданину дозролено все, кроме прямо запрещенного за­коном" нуждается в строгом правовом понимании. Вопреки хо­дячим поверхностным представлениям о том, будто бы приве­денная формула открывает простор для анархии и вседозво-ленности, — отсюда непрекращающаяся со всех сторон ее критика — данная правовая формула не допускает достиже­ния антиправовых целей, т. е. произвола и беззакония, и пред-

Глава 4. Адвокатура и судебная власть

полагает установление законом необходимых юридических за­претов в отношении всех вредных для общества случаев пове­дения, представляющих собой исключения из общего дозво­ления.

Принцип "дозволено все, кроме прямо запрещенного за­коном", распространяющийся на граждан, их объединения, лишь тогда выполняет свои гуманистические функции, когда он сочетается и действует "в паре" с принципом, диаметраль­но противоположным по содержанию, — "запрещено все, кроме прямо разрешенного законом", принципом, который должен строго и последовательно распространяться уже не на граждан, а на властные государственные учреждения и должностных лиц. Только тогда, когда государственные орга­ны лишаются возможности поступать произвольно, вторгаться по своему усмотрению во все сферы жизни и действуют толь­ко в пределах, которые для них прямо определены законом, общедозволительное (для граждан, их объединений) начало обретает реальную жизнь.

В обществах с антидемократическим авторитарным стро­ем властные органы действуют в общедозволительном режи­ме (они дозволяют себе "все", порой даже без всякого "кро^ ме"), а на граждан, подданных распространяется разрешитель­ный порядок: они вправе совершать только то, что им разре­шено то ли нормативным государственным документом, то ли индивидуальным разрешением чиновника.

В демократическом же обществе, в котором утверждает­ся правозаконность, указанное соотношение меняется на пря­мо противоположное, ранее уже рассмотренное: государствен­ные органы, должностные лица подпадают под действие строго разрешительного режима, а граждане, их объединения дей­ствуют на общедозволительных началах.

Конечно же, идеи правозаконности, хотя и отвечают требо­ваниям современного гражданского общества, — не более чем идеалы. Это, можно сказать, обобщенный образ, полученный в результате суммирования тенденций и достижений законодатель­ства и юридической практики современных демократических стран с развитой юридической культурой, отечественного как положи­тельного, так и отрицательного опыта, а также представлений авторов, о месте и роли права в жизни людей.

Эти идеи согласуются с нашими человеческими потреб­ностями и устремлениями людей. И, что особо существенно, идеалы правозаконности способны придать оптимистические

§ 2 Законность и справедливость 85

очертания будущему, определить оптимальный вариант пер­спективы развития человеческого сообщества и стать общече­ловеческой и одновременно национальной идеей (которую так упорно и так безуспешно в наши дни "ищут" в российском обществе)1.

В аспекте теории правового государства, в теории права иногда говорят о позитивном и негативном принципах закон­ности2.

Негативный принцип — это ограничительный принцип, ограничивающий возможность государства в определении по­ведения человека преступным и привлечении его к уголовной ответственности.

Негативный принцип законности исходит из правила nulla роепа sine lege (нет наказания без упоминания о нем в законе). В соответствии с принципом законности высшей целью право­вой системы должна быть защита граждан от покушений на их права со стороны государства, которое постоянно навязывает им свою волю. Принцип разделения властей способствует обес­печению безопасности граждан от произвола государства.

В российском уголовном праве, например, эта сторона за­конности сформулирована в ст. 3 УК РФ (Принцип законности):

"1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоя­щим Кодексом.

2. Применение уголовного закона по аналогии не допус­кается".

Смысл этой нормы, основанной на известном правиле nulla cri-men sine lege (нет преступления без указания о том в уго­ловном законе), — защищенность человека от необоснованно­го привлечения к уголовной ответственности, от судебного произвола.

Указанный принцип реализуется не только в связи с при­менением уголовного наказания к лицам, совершившим пре­ступные посягательства, или с угрозой его применения к по­тенциальным преступникам. Но уголовный закон, отграничи­вая преступное поведение от непреступного, должен стоять и на страже прав и интересов лиц, которые не совершали пре­дусмотренного уголовным законом преступного деяния. Реа-

' См. Алексеев С. С. Указ. соч. С. 146.

2 См.: флетчер Дмс., Наумов А. В. Основные концепции современного уго­ловного права. М.,1998. С.490.

86 Глава 4. Адвокатура и судебная власть

лизация этой задачи в первую очередь зависит от совершен­ства формулировки уголовно-правовой нормы, конструирую­щей состав того или иного преступления. Ошибки в примене­нии уголовно-правовых норм, повлекшие необоснованное при­влечение лиц к уголовной ответственности, могут свидетель­ствовать и о том, что уголовный закон еще не всегда доста­точно эффективно охраняет права и интересы граждан в сфе­ре уголовной ответственности.

Правовое государство основывается на обязательном и неуклонном следовании закону. В отношении же уголовного законодательства принцип правового государства требует на­казания всех виновных.

В российской теории уголовного права принцип законнос­ти традиционно именуется принципом неотвратимости нака­зания. Он означает, что всякое лицо, совершившее преступ­ление, должно подлежать наказанию или иным мерам уголов-но-правового воздействия, предусмотренным уголовным зако­ном1. Смысл этого принципа заключается в том, что неотвра­тимость ответственности есть лучший способ проявления пре­дупредительного воздействия уголовного закона.

Мысль эта давно известна. Истоки ее в самом деле можно отыскать еще у древнегреческих философов Платона и Арис­тотеля. В законченной же форме она была сформулирована в книге выдающегося итальянского просветителя и гуманиста XVIII в. Ч. Беккариа: "Одно из самых действительных средств, сдерживающих преступление, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности... Уверенность в неизбежнос­ти хотя бы и умеренного наказания произведет всегда боль­шее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность"2.

Признание неотвратимости ответственности принципом уголовного права представляет собой тот случай, когда обы­денное правосознание рядового гражданина вполне соответ­ствует ему. Известно, что о силе власти (государственной) граждане судят не по степени "чрезвычайности" ее полномо­чий, а больше по тому, насколько этой власти удается реали­зовать указанный принцип. К сожалению, современные реа­лии российского общества с этой точки зрения оставляют же-

1 См.: Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования / Под ред. В. Н. Кудрявцева и С. Г. Келиной. М., 1997. С. 25. 2 Беккариа Ч. Указ соч. С. 308—309.

§ 2. Законность м справедливость

дать лучшего: раскрываемость преступлений явно идет враз­рез с динамикой их роста.

Не раскрывается примерно каждое второе преступление, а по кражам (в том числе и квартирным), вымогательствам, угонам автомобилей и многим другим преступлениям процент раскрываемое™ еще ниже. Так, в 1991 г. в Российской Феде­рации было зарегистрировано около 2,2 млн. преступлений, около 1 млн., из них остались нераскрытыми. В 1992 г. число зарегистрированных преступлений составило около 2,8 млн., а выявлено около 1,15 млн. В 1993 г. зарегистрировано около 2,8 млн. преступлений, выявлено свыше 1,2 млн.1 В 1994 г. со­вершено около 2,8 млн. преступлений, раскрыто (данные за 10 месяцев) — около 1,3 млн.2 Некоторое уменьшение количе­ства зарегистрированных преступлений наблюдалось в 1996 г. — около 2,63 млн. (однако снижение слишком незначительно и не компенсирует роста преступности более чем в два раза в предыдущие три года), количество официально нераскрытых тяжких преступлений составило 43 процента3.

Вместе с тем важно уяснить, что неотвратимость уголов­ной ответственности — это идеал, в реальной жизни недости­жимый. Определяющей тенденцией мировой преступности яв­ляется ее абсолютный и относительный рост. За последнюю четверть века преступность в мире возросла в среднем в 2—3 раза. За это же время преступность в развитых странах уве­личилась в 4—5 раз4.' И резкий рост преступности в новой Рос­сии, вставшей на путь демократии и рыночной экономики, также, свидетельствует об этом.

Социальный контроль над преступностью в условиях де­мократического общества осуществляется с большими труд­ностями, чем в обществе тоталитарном и авторитарном. Ста­тистика свидетельствует о том, что в демократическом обще­стве уровень преступности гораздо выше, чем при тоталитар­ных режимах. Авторитарные режимы и в самом деле были способны активно воздействовать на преступность. Получает­ся, что преступность — своеобразная плата за демократию. Однако одновременно имело место невиданное по масштабам

См.: Преступность и правонарушения. М., 1993. С. 16. 2 См.: Состояние преступности в России. М., 1994. С. 3; Российская газета. 1997. 1 окт.

' См.: Состояние преступности в России за 1996 г. М., 1997. С. 3. 4 См.: Лунеев В. В. Тенденции преступности: мировые, региональные, рос­сийские // Государство и право. 1993. № 5. С. 7.

4 Адвокатура «РФ

88 Глава 4. Адвокатура и судебная власть^

ограничение прав человека, не связанное с совершением пре­ступных деяний в понимании действовавших тогда уголовных кодексов. Это — ограничение свободы слова, собраний, ми­тингов и демонстраций, свободы объединения в партии и дру­гие общественные движения и организации, свободы передви­жения и выбора места жительства, многих других естествен­ных прав и свобод человека. Концентрационные лагеря суще­ствовали при тоталитарных режимах для содержания не столько действительных преступников, сколько мнимых. Вме­сте с тем обходимо подчеркнуть, что идея демократизации не должна служить оправданием бездеятельности или недоста­точной активности правоохранительных органов в их повсе­дневной деятельности по борьбе с преступностью.

Принцип правового государства означает, что на государ­ство возложена обязанность осуществлять уголовно-правовоб преследование и даже издавать законы в защиту жертв пре­ступлений.

Позитивная сущность правового государства не может смириться с мыслью о том, что очевидно виновный человек будет ходить по улицам, а государство будет не в состоянии ничего с этим поделать.

В российском уголовно-процессуальном праве есть проце­дура возобновления дел по вновь открывшимся обстоятель­ствам (в УПК РСФСР ей посвящена целая глава). В соответ­ствии со ст. 384 УПК вступивший в законную силу приговор суда (в равной степени обвинительный или оправдательный), определение и постановление суда могут быть отменены по вновь открывшимся обстоятельствам. В указанной статье пе­речисляются основания для возобновления дел по вновь от­крывшимся обстоятельствам, в числе которых указываются и обстоятельства, неизвестные суду при вынесении приговора, которые доказывают виновность оправданного лица. Разуме­ется, что пересмотр оправдательного приговора, как и обви­нительного, по мотивам мягкости наказания (или необходи­мость применения к осужденному закона о более тяжком пре­ступлении) допускается лишь в пределах сроков давности при­влечения к уголовной ответственности и (что особенно важно) не позднее одного года со дня открытия новых обстоятельств.

Следует иметь в виду, что в различных правовых системах современного мира сложились разные понимания правового государства. В немецком понимании правовое государство — это карающий меч, для американского гражданина правопо­

8 2 Законность и справедливость 89

рядок — прежде всего щит против произвола государственной власти. Вероятно менталитет российских граждан ближе к немецкому пониманию законности.

Эти представления о понятиях законности и правового государства, как щита и меча, легко вступают в противоре­чие. Приверженность к позитивному принципу заключается в ограничении воздействия законодательной нормы при опреде­лении ответственности. Если кража как преступление состоит в том, чтобы что-то забрать у кого-то, то тогда большое зна­чение приобретает то обстоятельство, имеет ли это что-то "вещный" характер, ограничено ли оно только материальны­ми предметами и могут ли к ним по аналогии быть отнесены такие действия, как, например, использование электроэнер­гии Если убийство, как преступление, охватывает своим со­ставом только лишение жизни, то чрезвычайно важно опре­делить момент начала жизни человека в отличие от жизни развивающегося плода.

Что касается определения момента начала человеческой жизни (позволяющего, к примеру, отличить убийство от не­законного аборта) и ее конца (помогающего установить окон­ченное убийство, отграничив его от покушения на это пре­ступление), то уголовное право в этом отношении зависит от медицинской науки. Известно, что со временем медицинское (научное) представление о таких временных границах меня­лось, что влекло за собой изменение и уголовно-правового представления. Например, если раньше начало жизни ребен­ка связывалось с его первым дыханием (вне утробы матери), то теперь — с началом физиологических родов. Точно так же, если наступление смерти человека связывалось с остановкой сердца, то теперь таким моментом медицина считает наступ­ление необратимых процессов в головном мозге.

Безусловно, для решения указанных вопросов не суще­ствует легких путей; уважение буквы закона не исключает необходимости его толкования при отправлении правосудия. Это чрезвычайно важно для адвокатуры.

Когда речь заходит о толковании закона, особенно уго­ловного, важность приобретают базовые правила, направлен­ные на минимизацию или максимизацию усилий законодателя Для определения преступного поведения и наказания за него, формализованных в правовой норме.

Когда мы рассматриваем вопрос о взаимосвязи между закон­ностью и справедливостью, то должны учитывать следующее.

90 Глава 4. Адвокатура и судебная власть

Мораль связана с правосудием по меньшей мере в двух аспектах. Мы даем моральную оценку интересам, нуждающимся в защите. Кроме того, мы используем моральные критерии для ответа на вопрос, как возможно вменить лицу соверше­ние им противоправного деяния. Эти аспекты переплетаются, но разница между ними, очевидно, существует. Именно в этой плоскости лежит вопрос, должны ли привлекаться к ответ­ственности лица, реально нарушающие закон, но при усло­виях, в силу которых они могут быть признаны невиновными, а также вопрос, касающийся признания лица невиновным по основаниям вынужденности действий, состояния личной край­ней необходимости, ошибки в противоправности и даже в со-- стоянии принуждения как физического, так и психического. Ответ на эти вопросы основан не просто на общепринятой мо­рали. По этой причине представляется уместным остановить­ся на проблеме моральной ответственности.

Различие между моралью и правом не всегда легко про­яснить. Например, идут споры о природе, обязанности пре­дотвращения вреда, причиняемого бездействием (нарушение этой обязанности ставит лицо в такое же положение, как если бы он причинил вред). Такая обязанность иногда налагается на основании родства, например в отношениях "родители — дети". Признание обязанности действовать превращает такую обя­занность в правовую.

Названные аспекты права и законности вступают в про­тиворечие с принципом справедливости, но заметим при этом, что справедливость должна пониматься в двух смыслах. В опи­сательном смысле практика отправления правосудия связана с коллективными усилиями правоохранительных органов (осу­ществляющих аресты, расследование, выполняющих судебные функции).

Противоречия между законностью и справедливостью тре­буют от нас понимания справедливости как эталона для изме­рения функционирования конкретной правовой системы.

Кстати, слово justice в английском языке означает и пра­восудие, и справедливость.

Можно представить идеальное понимание судьями мате­риальной стороны преступления, но абсолютно совершенный процесс представить себе невозможно. Безупречно проведен­ный процесс подразумевает полное исключение ошибки, а это, к сожалению, утопия. Суды всегда будут допускать ошибки,

§ 2 Законность и справедливость 91

даже если процессуальные правила будут прописаны настолько хорошо, чтобы обеспечивалась истина и защищались достоин­ство и права обвиняемых. Процессуальный аспект отправле­ния правосудия всегда несовершенен, и в нем всегда есть мо­менты для совершенствования. И в этом контексте значитель­на роль адвоката.

Природу законности не так легко понять. Правильно вос­принятая идея правового государства должна включать в себя и действующее законодательство, и мораль, и справедливость.

Проблема состоит в определении правильного соотноше­ния между приоритетом буквы закона и философскими про­блемами, которые дают жизнь системе права. Противоречие между буквой закона и его духом типично не только для пра­ва, но, например, и для религии.

Религиозная жизнь немыслима без Библии, но мыслящие теологи не ограничиваются в своих проповедях о Боге и зна­чении Вселенной простым чтением и пересказом ее текста. Юристы также выходят за рамки текста нормы.

Однако все это оправданно при одном условии: если речь идет об углубленном понимании духа закона, воплощенного в его букве. Известный российский юрист, почетный доктор Эдинбургского университета Б. С. Никифоров, говорил: "Дух закона выражается в его букве и ни в чем другом выражаться не может!'4.

Право, как и религия, требует веры в него. Юристы дол­жны верить, что справедливые решения возможны и что они вносят свой вклад в поиск истины2.

Принципиально важно подчеркнуть, что современное понимание принципа законности допускает при определенных условиях возможность неприменения судами федеральных законов. Пределы такого неприменения сформулированы в по­становлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых воп­росах применения судами Конституции Российской Федера­ции при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г.3

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ "Конституция Рос­сийской Федерации имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Российской Федерации".

' См.: Флетчер Дж., Наумов А. В. Указ. соч. С. 507.

2 Там же.

' СП ПВС РФ. 1995. № 5. С. 11—19.

92 Глава' 4. Адвокатура и судебная власть

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что в соответ­ствии с этим конституционным положением судам при рас­смотрении дел следует оценивать содержание закона или ино­го нормативного акта, регулирующего рассматриваемые су­дом правоотношения, и во всех необходимых случаях приме­нять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Консти­туцию РФ, в частности:

• когда закрепленные нормами Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламента­ции и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина, и дру­гие положения;

• когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступ­ления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

• когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

• когда закон либо иной нормативный правовой акт, приня­тый субъектами Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регу­лировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Нормативные указы Президента РФ как главы государ­ства подлежат применению судами при разрешении конкрет­ных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

Другими словами, в соответствии с данными разъяснени­ями суды не всегда обязаны безоговорочно следовать предпи­саниям нормативных правовых актов. Прежде чем'применять акты даже столь высокого уровня, они должны проверять, насколько эти акты соответствуют Конституции РФ.

Понятие законности в современных условиях приобрело своеобразие еще и в связи с тем, что Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) признала особую роль в российской правовой системе международных договоров Российской Федерации. При опре­деленных условиях законы, противоречащие международным договорам, могут не применяться судами. И осуществление данного конституционного положения — реальность.

§ 3. Значение принципа- состязательности 93





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 618 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2302 - | 2033 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.