Люди – единственные существа, которые могут представлять себе будущее. Это одновременно и благословение, и проклятие. Наша способность конструировать в своем сознании ход предстоящих событий помогает нам планировать свою жизнь и жизнь близких, рассуждать и фантазировать.
Воображение – колыбель творчества и решения проблем, с его помощью разуму проще находить творческие решения. Все когда-либо созданное человеческим разумом начиналось с воображения. Эта чудесная способность человека породила гениальные изобретения научного прогресса, облегчившие нам жизнь, – колесо, самолет, интернет… Она же стояла у истоков решения сложнейших проблем, создания бессмертных произведений искусства. Хотя мы, люди, физически слабее многих животных, теперь мы редко становимся их добычей, ведь благодаря воображению мы избавились от изначальной уязвимости и научились извлекать уроки из своих ошибок, экспериментировать, избегая будущих проблем. Воображение помогает нам предотвращать опасности и избегать во многих случаях риска для здоровья. Оно защищает и наших детей.
В то же время воображение, которое помогло человеческому роду усовершенствовать свою жизнь, мучает нас, это явление присуще лишь людям. Подумайте о том, как воображение принуждает страдать в любви. Вы влюбляетесь, но понимаете, насколько становитесь уязвимы, отдавая сердце другому человеку. Вот здесь-то на передний план и выходит малое «я».
Когда я брала интервью у Аниты, она рассказывала о страхах, всякий раз расцветающих пышным цветом при влюбленности. Больше года она жила с человеком, которого по-настоящему любила, но заметила, что ее малое «я» начало вмешиваться в их отношения:
Я люблю его, но понимаю, что это очень рискованно. Что, если мое лицо покроется морщинами, а он перестанет меня любить и бросит? Что, если его уведет у меня какая-нибудь более привлекательная особа? Что, если он обнаружит, какая я на самом деле, и увидит, что я неполноценная? Лучше бы мне быть бдительной. Лучше не все ему говорить, чтобы он меня не оставил. Что, если он заболеет? Что, если умрет? ЭТО СЛИШКОМ РИСКОВАННО! Я НЕ СПРАВЛЮСЬ С СОБОЙ, ЕСЛИ ПОТЕРЯЮ ЕГО. Мне следует меньше его любить. Мне нужно быть готовой к тому, что он уйдет от меня, потому что я уверена, что он так и сделает. Мне не надо терять голову, лучше все время держаться настороже. В таком случае я буду готова к тому, что придется пережить боль.
Брене Браун называет это явление трагедией генеральной репетиции. Мы надеемся, что, воображая себе самый мрачный сценарий, отчасти готовим себя к самому плохому. Иногда этот подход действительно срабатывает и снижает уровень страха, поскольку бывает, что смутный, неопределенный ложный страх перед неясным будущим пугает больше, чем конкретный расклад наихудшего развития событий. Например, раздумывая, оставаться ли на должности врача, я боялась, что не найду достаточно средств для оплаты семейных счетов. В конце концов я поняла, что худший из возможных сценариев – потерять работу и сидеть без денег, после чего нашей семье придется переехать к моей матери. Эта мысль не доставила мне радости, но фактически придала мне смелость. Я поняла, что и худший сценарий, по сути, не был таким уж плохим.
Мне не пришлось жить с матерью. Я влезла в долги (200 тысяч долларов), но в итоге все обернулось хорошо в финансовом плане. Знание того, что в худшем случае придется съехаться с матерью, уменьшило мой страх, позволило совершить крутой поворот и уволиться. В подобных случаях трагедия генеральной репетиции способна снизить интенсивность ложного страха.
Но трагедия генеральной репетиции имеет и темную сторону. В книге «Великие дерзания» Брене Браун приводит историю, написанную человеком в возрасте за 60:
«Когда-то я думал, что лучше всего идти по жизни, ожидая худшего: если оно действительно произойдет, то ты уже будешь подготовлен, а если нет – приятно удивлен. Но затем я попал в дорожную аварию, в которой погибла моя жена. Нет нужды говорить, что ожидание худшего ничуть не смягчило удар. Более того, я до сих пор грущу, вспоминая, что в нашей жизни было столько чудесных моментов, а я не наслаждался ими как следует. Сейчас ради нее я радуюсь всему сущему. И так хочется, чтобы она была рядом теперь, когда я умею это делать».
Чей это страх?
Откуда раздается напуганный голос вашего малого «я»? Почему этот голос всегда несет с собой уйму ложных страхов? Он навязывает вам серию правил, усвоенных вами в детстве, якобы ради безопасности. Но ложные страхи вашего малого «я» могут порождаться не вами. Иногда они гораздо старше вас.
Нередко мы наследуем страх как вирус, передающийся из поколения в поколение. Бессознательно перенимаем страхи от наших родителей – обычно к шестилетнему возрасту, когда родительская «программа» загружается в подсознание без нашего согласия. Подобные схемы могут стать руководством к действию на всю жизнь. Очень часто из поколения в поколение передаются следующие убеждения:
● неприятности случаются, когда вы расслабляетесь;
● вас осудят, если вы продемонстрируете свои слабости, поэтому нужно быть всегда настороже;
● следует обитать в отведенной зоне и не быть возмутителем спокойствия, иначе можно стать козлом отпущения;
● нужно выбирать то, что надежно, безопасно и правильно, даже если это делает вас несчастным;
● приходится надрываться, чтобы выжить;
● жизнь – не место для удовольствий;
● не стоит следовать за своими мечтами, такой подход нереалистичен и безответствен;
● все ищут, как вас обмануть, поэтому нужно защищаться всеми доступными средствами;
● самопожертвование – это хорошо, а забота о себе – эгоизм;
● не следует наслаждаться сексом, это прямая дорога в ад;
● необходимо стремиться к совершенству, чтобы не быть отвергнутым.
Эти правила, основанные на страхе, вам могли передать ваши родители, которые, в свою очередь, унаследовали их от своих предков. Если вы не спохватитесь, то их усвоят и ваши дети.
Межпоколенные страхи иногда являются результатом культурной травмы, например пережитой Катастрофы. Многие из тех, кто видел геноцид, впитали в себя страх перед преследованием, который действовал и на потомков – долгое время после того, как реальная угроза миновала. Нехватка денег – еще один страх, передающийся от поколения к поколению. Например, люди, пережившие Великую депрессию, испытывали подлинную боязнь голода и нищеты, а их страх передался поколениям, жившим во времена изобилия. Этот страх может проявляться как неутолимая жажда новых накоплений, хотя стол ломится от еды, а на банковских счетах полно денег.
Научные исследования подтверждают наличие страха, передающегося из поколения в поколение. Брайан Диас и Керри Ресслер из университета Эмори экспериментировали с мышами и опубликовали результаты опытов в журнале Nature Neuroscience. Так, подопытных мышей подвергали воздействию электрического тока всякий раз, когда они чувствовали запах цветков вишни и миндаля. Потомки напуганных мышей во втором и третьем поколении в свою очередь испытывали страх перед этим запахом, хотя их уже никто не наказывал электрическим разрядом. Интересно, что мыши, чьих предков пугали, располагали б о льшим числом нейронов для обнаружения указанных запахов, нежели мыши, родители которых не подвергались электрическому шоку. Подобные страхи вписываются даже в структуру ДНК. Исследователи обнаружили, что ДНК в клетках спермы отмечена ассоциацией между страхом и запахом цветков вишни. Ген молекулы, пригодной для обнаружения этого запаха, нес на себе маркер, который мог изменить поведение гена.
Способность наследовать страх от родителей выработалась в процессе эволюции как часть инстинкта выживания, благодаря ей люди узнавали об угрозах для жизни, не будучи лично знакомы с источниками угроз. Однако в современном обществе подобная биологическая адаптация имеет теневую сторону. Она способствует развитию, казалось бы, иррациональных фобий, тревоги и посттравматического стрессового расстройства, не говоря о повседневных страхах (боязнь не обладать достаточной суммой денег, опасение быть отвергнутым любимым человеком).
Несмотря на все вышеуказанное, вы не являетесь жертвой своих генов, что подчеркивает Брюс Липтон в книге «Биология веры» («The Biology of Belief»). Программирование генов в далеком прошлом не означает, что вы обязаны слепо следовать заданным правилам. Даже если в ваших генах отражено влияние давних страхов, реальное поведение зависит от множества эпигенетических (выходящих за рамки генетики) сил, в том числе происходящих от ваших мыслей, убеждений, чувств, обстановки, людей, которыми вы себя окружаете. Как только вы поймете, что эти страхи даже не принадлежат вам, то начнете освобождаться от прошлого и сосредоточитесь на текущих событиях. Позволив страху ясно показать то, что нуждается в исцелении (не только у вас, но и у членов вашей семьи), вы сможете исцелить не только себя. Вы разорвете цепь межпоколенного страха и поможете тем самым всему вашему роду.
Осознание того, что вы унаследовали некоторые страхи от предыдущих поколений, не означает необходимость возложения вины на предков или принятия позы жертвы. Предки нуждаются в вашем понимании, а не в осуждении, и вы можете быть признательны за унаследованные от них страхи, ведь последние помогают вам исцелиться. Подобно вам, родители унаследовали эти страхи от своих пращуров. Осознание этого факта очищает вас и помогает перепрограммировать ваше подсознание: отныне вы вольны поступать по-новому, следуя указаниям внутреннего путеводного света.
Важно быть снисходительным по отношению к малому «я», когда оно пытается навязать вам унаследованные правила и ложные страхи. Эта часть души также требует понимания и сочувствия, отвергая ее, вы лишь усиливаете действие малого «я». Полюбите его, а не отстраняйтесь от него. В результате вы сможете принимать взвешенные решения со всеми предосторожностями, не позволяя ложному страху подмять вас под себя. В части третьей этой книги предложены приемы для изменения подсознательного руководства вашей жизнью, которые помогут исцелиться от межпоколенного страха и научат доверять внутреннему путеводному свету. Вы узнаете о практических упражнениях, с помощью которых можно умиротворить малое «я». В итоге вы сможете действовать правильно, доверяя себе, а не ложному страху.