Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проза и драматургия Л.Петрушевской




Петрушевская Людмила Стефановна – прозаик, драматург.
Родилась 26 мая 1938 г. в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 – редактором на Центральной студии телевидения.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983). Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» – редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).
Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 – повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» – «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).
Л. Петрушевская живет и работает в Москве.


 

33. Жанр рассказа в творчестве Л.Улицкой
Ярким представителем современной русской прозы является Людмила Улицкая, автор рассказов, повестей, романов, лауреат премии Русский Букер за роман «Казус Кукоцкого».

Жанр рассказа доминирует в творчестве Л.Улицкой: циклы «Бедные родственники», «Детство сорок девять», «Девочки».

Особенности рассказов:

1.отсутствие героя-рассказчика; написаны в форме безличного повествования; 2.отсутствие внешнего сюжета;

3.использование одних и тех же героев (Анна Марковна, Берта, Матиас)

4.в центре – женские образы;

5.возвращение героев к прошлому; 6.основной интерес – частный человек в частной жизни.

В центре рассказа «Бедные родственники» - жизнь двух женщин: Аси и Анны Марковны. Они родственницы, учились в одном классе, но между ними есть грань. Анна Марковна – зажиточная женщина, а Ася – бедная родственницы, слабоумная. Каждый месяц двадцать первого числа Ася приходила к Анне Марковне, чтобы попросить денег. Женщины болтали о чем-нибудь, Ася слушала рассказы Анны Марковны о том, что происходит в их доме. Беседа между героинями происходит натянуто, чего-то не хватает. Здесь наступает кульминационный момент: Анна Марковна достает свои поношенные вещи и каждую отдельно передает в руки Аси; затем, как обычно, Ася получает конверт со сторублевкой, прощается и уходит. Деньги и вещи она передает полупарализованной старухе и сияет от радости. Ася всегда это делала тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна.


 

34. Современная русская поэзия (Б.Ахмадулина, И.Бродский, А.Кушнер, Б.Кенжив, Ю.Кузнецов) Середина-конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета.Поэзия 1960-х годов отходила от идеологических штампов, обретала спорность, совершала художественные открытия. В это время главным в поэзии было утверждение ценности человека, его неповторимой личности, достоинства Современники выделяли в поэзии того времени две ветви. Одни поэты, продолжая традиции Маяковского, стали выступать на эстраде (Р.Рождественский, Б.Ахмадуллина, Евг. Евтушенко, А. Вознесенский и др.). Вторая ветвь, наследуя традиции философской и пейзажной лирики, исповедовала «тихую» поэзию (Рубцов, Соколов, Смеляков и др).
Представители:.
Белла Ахмадулина советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Поэзия Ахмадулиной —, включ. в себя и любовную лирику, и описания природы, и гражданские мотивы. Уже в ранних стихах Беллы Ахмадулиной (книга «Струна», 1962) обнаружилось ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию: Необъятна земля, но в ней нет ничего,Если вы ничего не заметите… Одной из главных тем явл. тема дружбы (в стихотворениях Ахмадулиной, посвя­щенных выдающимся поэтам-современникам: «Памяти Бориса Пас­тернака» (1962), «Зимняя замкнутость» — Булату Окуджаве (1965), «Пе­сенка для Булата» («Владимиру Высоцкому»

Ио́сиф Алекса́ндрович Бро́дский — русский поэт, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе .Тема Ленинграда занимает значительное место в раннем творчестве поэтаДля раннего поэта характерна динамика: движение, дорога, борьба.. Преобладают т емы конца, тупика, темноты и одиночества, бессмысленности всякой деятельности. Также одной из главных явл. любовь и смерть Любовь часто видится как бы через призму смерти, сама же смерть оказывается весьма конкретна, материальна, близка: Это абсурд, вранье: череп, скелет, коса. Смерть придет, у нее будут твои глаза. В поэзии Бродского возрождаются философские традиции Оксюмороны, соединения противоположностей характерны для зрелого Бродского. поэт создает свой неповторимый язык,включает диалектизмы и канцеляризмы, архаизмы и неологизмы, даже вульгаризмы. Бродский многословен. Его стихотворения для русской поэзии непривычно длинны. В своих философских стихах он обращается к теме родины. Предметом философских размышлений является для Бродского и тема искусства. главной его философской темой, которую он поднимал во всем своем творчестве явл проблема свободы личности

Алекса́ндр Семёнович Ку́шнер (14 сентября 1936, Ленинград) — русский поэт. В поэзии следует принципам, заложенным акмеистами и близкими по поэтике авторами: описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру. Особое место в творчестве Кушнера занимает образ его родного Петербурга-Ленинграда: судьба лирического героя поэта неотделима от этого.Бродский дал общую оценку творчества: «Александр Кушнер — один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский» [.

Бахы́т Шукурулла́евич Кенже́ев (2 августа 1950, Чимкент, Казахская ССР) — казахский поэт, пишущий на русском языке. поэзия Бахыта Кенжеева сложна и многогранна. Яркие и точные поэтические образы подчеркнуты музыкальной мелодичностью и пронзительной искренностью. Сборники: Избранная лирика,Стихотворения последних лет, Возвращение.и тд

Ю́рий Полика́рпович Кузнецо́в ( 1941—2003) — русский поэт и переводчик.

принадлежит к числу поэтов, тесно связанных с русской традицией. Он видит свою задачу в постановке извечных вопросов бытия, а не быта. Наряду с историческими стихотворениями у него встречаются стихи о второй мировой войне, о событиях современности и о трагической судьбе России. Тема жестокости бытия переплетается с мотивом любви как спасительного начала. Итак, мы видим, что ведущим жанром в поэзии середины-конца 20 века была лирика – гражданская, философская, любовная, пейзажная и т.д. Актуальность, многообразие поэтов, высокий уровень стихотворного мастерства – все это отличительные черты русской поэзии того времени.


Современная русская проза

Современная русская литература представляет собой произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1990х годов ХХвека и до начала второго десятилетия ХХIвека. Девяностые годы ХХвека вошли в историю русской литературы как период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм, «состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя».(Н.Иванов) Современные русские писатели реализуют себя в самых различных творческих направлениях и жанрах. Широко представлена в литературе современная проза.

Особенности развития современной прозы:

1.Абсолютная свобода писателя (бесцензурнон пространство)

2.Переходность, перекличка с литературой «Серебряного века;

3.Жанротворчество (мемуары, документальные хроники, исторические романы, автобиографии);

4.Диалог культур;

5.Многоголосие – отсутствие единого метода, стиля, лидера;

6.Современная литература – это представители разных поколений:

-писатели шестидесятники (В.Аксенов, В.Войневич, А.Солженицын);

- авторы 70х (С.Довлатов, А.Битов,В.Маканин, А.Петрушевская и др.);

-поколение «перестройки» (В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, В.Сорокин, А.Слаповский);

-молодые современные писатели (А.Уткин,А.Гостева,И.Стогофф,Е.Радов,И.Денежкина и др.);

7.Ключевая проблема современной прозы – поиск нового героя.

8.Язык – ключевой символ современного социума – порождает дискурсивность, диалогичность, недосказанность, семантическую многослойность.

Основные направления современной прозы:

1.Неоклассическое (реалистическое) направление – обращение к социальным и этическим проблемам жизни; продолжает традиции русской классической литературы)

2.Условно-метафорическое направление – построение художественного мира на основе различных типов условностей (сказочный, фантастический,мифологический); сильное игровое начало.3.Постмодернизм – направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных науках – обесценивание реальности, разрушение иерархичности, смешение стилей, интертекстуальность, игровой момент. Яркие представители: В.Ерофеев, Саша Соколов, В.Пелевин, Л.Петрушевская, А.Битов и др.

Тематика современной поэзии:

1.Обращение к мифу и его трансформации (В.Орлов, А.Ким,В.Сорокин,Л.Улицкая,Т.Толстая)

2.Деревенская проза (Е.Носов, В.Белов,В.Распутин)

3.Военная тема (В.Астафьев, О.Ермаков, А.Проханов)

4.Историческая тематика (Б.Акулин, Ю.Давыдов,А.Иванов)

5.Тема фэнтази (М.Семенова,С.Лукьяненко,В.Рыбаков)

6. «Запретная тема»- социальное дно, эротика, мистика

7.Политическая тематика (А.Проханов «Господин Гексон», И.Стогофф «Камикадзе», 8.Детективная тематика (А.Маринина, Б.Акунин,П.Дашкова,М.Юденич)

9.Женская тематика

Ярким представителем современной русской прозы является Людмила Улицкая,


Литература периода ВОВ. Художественная летопись войны в произведениях В.Гроссмана, К.Симонова, А.Фадеева

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была"голосом героической души народа".. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались порадио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях,звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова породили многочисл. стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читат свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключит особенностью лирики 1941-1945 годов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии.

Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирич и лирико-эпическую (баллады, поэмы).

Проза предст публиц и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонов, А.Толстой, Шолохов. Они воспит своими статьями высокие гражд чувства, учили непримиримо относиться к фашизму

Очень распростр был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова)и др.

Константин Михайлович Симонов (1915-1979) (настоящее имя Кирилл) — русский[en] писатель, общественный деятель, В годы Великой Отечественной войны[en] был на фронте корреспондентом газеты «Красная Звезда»). Одним из первых обратился к теме русского человека на войне (пьеса «Русские люди», 1942, Государственная премия СССР, 1943; повесть «Дни и ночи», 1943 — 44, Государственная премия СССР, 1946, одноименный фильм, 1945). Широкую популярность приобрела в годы войны Симоновская лирика («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня», «Убей его!» и другие, стихи из сборников «С тобой и без тебя», 1942, «Война», 1944, и др.), где мотивы патриотизма, мужества и героики соединены с мотивами фронтовойдружбы, любви, верности.

В годы Великой Отечественной войны Фадеев был фронтовым корреспондентом газеты "Правда". В 1945 г. он опубликовал свое самое известное произведение - роман "Молодая гвардия", удостоенный Сталинской премии. (Любопытно, что два года спустя роман был раскритикован "занедостаточное освещение роли партии" и в 1951 г. переписан автором).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1210 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.