Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 9. Основные темы и мотивы лирики Б. Л. Пастернака




Имя Б. Л. Пастернака стоит в ряду величайших художников слова 20 столетия. Его перу принадлежат как многие стихотворные шедевры, так и великолепные произведения в прозе. За свой роман «Доктор Живаго» Пастернак получил Нобелевскую премию.

Но судьба этого писателя была трагична, как судьба любого талантливого человека в тоталитарном государстве. Произведения Пастернака были объявлены антинародными и антикоммунистическими. Этого писателя обвиняли в формализме и отсталости мировоззрения. Его отказывались печатать, просто игнорировали. В 1958 голу этому писателю присудили Нобелевскую премию, но советские чиновники буквально вынудили его отказаться от этой, очень высокой, награды. В стихотворении «Нобелевская премия» Пастернак пишет:
Что же сделал я за пакость, Я, убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Казалось бы, это стихотворение - обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:
Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен. В этом стихотворении поэт разграничивает два мира – мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.

В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех…» - написал поэт в одноименном стихотворении. Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он – без человека, он самобытен. Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит. Также природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования. Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятеньи…
Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.
Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества – самоотдача…» Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».
Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака – это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия…

10.Концепция истории и революции в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».
На волне эмоционального подъёма, связанного с героической самоотверженностью народа во время Великой Отечественной войны Пастернак пишет главный труд своей жизни – роман «Доктор Живаго». Автор поставил перед собой грандиозную задачу – осмыслить исторический опыт России в первой половине ХХ столетия Это означало, что писателю необходимо было рассказать о тревожном начале века, о Первой мировой войне, революциях, Гражданской войне.Писатель долго подбирал название для произведения: первоначальное – «Мальчики и девочки» в процессе заменялось другими: «Рыньва»,«Свеча горела», «Опыт русского Фауста». Смысл названия неоднозначен: во-первых, автор называет не только фамилию главного героя (Живаго – тот, кто воплощает и несёт живой дух), но и указывает на его профессию (доктор), во-вторых, Пастернак подчёркивает политический нейтралитет героя по отношению к войнам (не разрушитель, а создатель, не убийца, а спаситель жизни и духовный лекарь).произведение охватывает события, происходившие в России на протяжении полувека (начиная с 1902 года, когда герой хоронит свою мать, передаёт первое пятилетие века, революцию 1905 года, последующие трагические события в стране, голод и нэп, катастрофический 1929 год). Заканчивается книга рассказом о Великой отечественной войне и послевоенном времени, когда друзья Юрия читают его стихи и живут ожиданием «победы разнообразия» в духовной жизни России. обширен и пространственный обхват в романе: действие его разворачивается от границы с Венгрией до Дальнего Востока, включая Москву и уральский город Юрятин.Все эти многообразные события полувека и различные пространственные зоны книги цементируются общим сюжетом (сложным и разветвлённым) и единым героем, чьё имя вынесено в заголовок произведения. для автора приоритетным явился показ духовных поисков и эволюции в мироощущении не только российской интеллигенции, но и представителей различных социальных слоёв в переломные моменты российской истории. Центральной проблемой романа становится незащищённость свободолюбивой, ответственной творческой личности, утверждающей, а не разрушающей жизнь.к «Доктору Живаго» нельзя относиться только как к роману в прямом смысле этого слова, а скорее это развёрнутая авторская исповедь-монолог, генетически связанная с эпосом, и с драмой. Главный герой романа Юрий Живаго был воспринят советской критикой как противник революционной эпохи. Юрий Живаго (как и сам Борис Пастернак) уклоняется от прямого социального выбора, предпочитая строить свою жизнь как жизнь частного лица. Живаго, как и сам автор, не политический герой революции, а свидетель времени, воспринявший революцию как художник. Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции.Главный герой романа, с одной стороны, человек не гуманитарной профессии (врач), а с другой стороны – личность гуманистических убеждений и гуманного поведения. С этим связано определённое понимание героем своего долга, оказывающегося сильнее личных симпатий: доктор с одинаковой заботой выхаживает раненых партизан и добровольца колчаковской армии, видя в них, прежде всего, страдающих людей.Жизнь и поведение Юрия Живаго построены на соблюдении христианской морали, но основной парадокс заключается в том, что мир живёт по иным законам, по законам революции и социалистического строительства. Трагедия главного героя заключается в том, что он не в состоянии изменить ход истории. Поэтому основной задачей доктора Живаго становится стремление вернуть в мир жизнепонимание, основанное на христианских ценностях, даже жертвуя собственной жизнью.Его профессия заствила его отправиться на фронт, лечить в лазаретах, что дает возможность встречаться и общаться с разными дюдьми. Будучи доктором, Живаго должен попытаться лечить людей не только физически, но и духовно. Проблематика романа: носит философский характер: торжество жизни над смертью, роль личности в истории, цель и смысл человеч.жизни, тема революции, осуждение войны. Стихи Живаго составляют целостный смысл и образуют 17 часть романа.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6354 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2318 - | 2046 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.