Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема истины в познании.




Следующая важнейшая проблема в познании – это проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий? (Суть проблемы хорошо показал Беркли. «Одна рука холодная, другая горячая, опускаем их в нормальную воду. Одна рука чувствует тепло, другая – холод. Какая же вода на самом деле?»).

В истории философии были разные ответы на эти вопросы.

В древности крайние точки зрения следующие:

а) материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени;

б) объективные идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон);

в) софисты считали, что объективной истины нет: «Человек – мера всех вещей».

г) Затем на понимание истины наложила отпечаток диалектика, и истину стали понимать как изменяющееся знание.

1. Истина есть процесс совпадения субъективных знаний с развивающимся объективным миром (диалектический материализм). Здесь истина и абсолютна, и относительна одновременно, и единственным ее критерием является практика.

2. Истина – это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей (объективный идеализм Гегеля).

3. Субъективный идеализм истиной считает знания, не противоречащие ощущениям, а критерием истины – логическую непротиворечивость.

4. Иррационализм либо отрицает существование истины вообще, либо понимает ее как субъективное Переживание, как интуицию.

5. Неопозитивизм считает, что истина – это согласованность предложений науки с чувственным опытом.

6. Конвенциализм считает, что истина носит условный характер, она есть результат соглашения ученых.

7. Прагматизм критерием истины считает успех. То есть истина – это знания, приводящие к успеху.

Спорным является вопрос о наличии абсолютных истин. Некоторые считают, что это – истины факта (вечные истины), все остальное – относительные истины.

Если истина существует и наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения. Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание – заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся, такой подход называется релятивизмом.

Таким образом, вопрос об истине является самым сложным в познании.

Разные философские учения подчеркивают лишь одну из сторон истины, но преувеличивают ее.

Истина и объективна, и субъективна, она должна приводить к успеху, ее формирование происходит на основе опыта и интуиции, она логически непротиворечива и в какой-то мере и условна, так как носит относительный и субъективный характер.

Темы окладов и рефератов.

1. Концепция медитативного познания мира в философии и культуре Востока.

2. Роль чувственного созерцания в постановке диагноза.

3. Абстрактное мышление и медицинская диагностика.

4. Основные философские концепции истины.

5. Истина и заблуждение в истории медицины.

6. Практика – критерий истины.

 

Основная литература.

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия - М., 2001.

2. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.

3. Калашников В. Л. Философия. М.: ВЛАДОС, 2007.

4. Спиркин А. Г. Основы философии. – М., 2001.

5. Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.

6. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

7. Хрусталев Ю. М. Философия. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005.

Дополнительная литература.

1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психологической деятельности в средневековом Китае. // Новосибирск, 1983.

2. Аверьянов А. Н. Системное познание мира. - М., 1985.

3. Аронов Р. А., Баксанский О. Е. Происхождение знания: истоки и основы.//Вопросы философии, 2008, №4.

4. Дилитаяну Г. А. Методология диагноза. - М., 1970.

5. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. - М., 1974.

6. Интегральная йога Шри Ауробинде. - М., 1992.

7. Канке В. А. Философия - М., 1996.

8. Лекторский В. А. Конструктивизм и реализм в эпистемологии.//Философские науки, 2008, №3.

9. Розов М. А. Познание и инженерное проектирование.//Философские науки, 2008, №3.

10. Селиванов Ф. А. Истина и заблуждение. - М., 1972.

11. Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие?//Вопросы философии, 2008, №2.

12. Степанянц М. Т. Знание и вера: многообразие культурных подходов.//Вопросы философии, 2007, №12.

13. Труфанова Е. О. Конструктивистский подход к Я.//Философия науки, 2008, №3.

14. Фарман И. П. Конструктивизм как направление. Формирование метода и перспективы.//Философские науки, 2008, №3.

15. Хрестоматия по философии: Уч. пособие / Сост. Алексеев П. В., Панин А. В. – М., 1996. (раздел 2: философия познания).

16. Хуторской А. В., Король А. Д. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект).//Вопросы философии, 2008, №4.

17. Черткова Е. Л. Метаморфозы конструктивизма.//Философские науки, 2008, №3.

18. Чудинов Э. М. Природа научной истины. - М., 1977.

19. Швырев В. С. От классического к современному конструктивизму.//Философские науки, 2008, №3.

20. Ярошевский Т. Размышления о практике. - М., 1976.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 586 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2532 - | 2232 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.