Уголовные дела частного обвинения.
На сегодняшний день есть три состава. Эти дела возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и прекращаются за примирением сторон. По этой категории дел, примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату. Эти три состава: умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, клевета. Исключение составляют ситуации, предусмотренные ч.4 ст.20 УПК. Дела частного обвинения - это дела, которые относятся к подсудности мирового судьи. И по этой категории дел заявитель обращается непосредственно к мировому судье с заявлением без досудебного производства по уголовному делу, за исключением отдельных ситуаций.
Дела частно-публичного обвинения.
Возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но могут быть прекращены только в случаях, предусмотренных ст.25 УПК за примирением сторон. Т.е. сам по себе отказ от уголовного преследования не влечет прекращение производства по делу. По общему правилу это дела, которые возбуждаются, инициируются потерпевшим, но форма окончания этих производств зависит от усмотрения правоприменительных органов.
Что это за дела? Это ч.1 ст.131 УК РФ - изнасилование, нарушение неприкосновенности частной жизни и т.д. Кроме того, к категории данных дел относится мошенничество, мошенничество с использованием платежных карт, в сфере кредитования, в сфере страхования, компьютерной информации и т.д. Т.е. целый ряд уголовных дел.
Кроме того, когда мы говорим о делах частно-публичного обвинения, то здесь тоже распространяется общее правило – дело не может быть возбуждено без заявления потерпевшего лица и любого заинтересованного лица (есть исключения).
Когда мы говорим о делах частного и частно-публичного обвинения, то ч.4 ст.20 устанавливает исключение из общего правила в порядке возбуждения производства.
Уголовные дела частного обвинения могут быть возбуждены дознавателями или следователем, если лицо, совершившее общественно-опасное деяние, является специальным субъектом. Перечень специальных субъектов установлены в ст.447 УПК РФ – судьи, депутаты, сенаторы, адвокаты, следователи и т.д.
Кроме того, дела о преступлениях, которые относятся к категории дел частного обвинения, могут быть возбуждены в том случае, если потерпевший в силу состояния здоровья, служебной или иной зависимости не обращается в правоохранительные органы за защитой своих прав.
Например, если это отношения власти-подчинения, зависимости служебной, родственной, дело может быть возбуждено с согласия дознавателя, с согласия прокурора, либо руководителем следственного органа, с согласия следователя.
Кроме того, по делам частно-публичного обвинения – по общему правилу необходимо заявление потерпевшего. Но в том случае, если потерпевший находится в зависимом или ином состояния, в силу состояния здоровья не может защищать свои права и законные интересы, то возможно возбуждение уголовного дела без согласия потерпевшего.
Обратить внимание, что ст.20 УПК действует в новой редакции – 2 ноября 2013 года были внесены последние изменения!
По общему правилу уголовное преследование от имени государства осуществляется прокурором, следователем и дознавателем. Это категории субъектов – сторона обвинения. В каждом случае обнаружения признаком преступления, эти субъекты принимают все меры по установлению событий, и здесь возникает вопрос о необходимости изобличения лица и принятия решения, что дальше по этому поводу необходимо делать.
В данном конкретном случае требования, поручения всех участников со стороны обвинения, которые являются государственными должностными служащими, являются обязательными для исполнением всеми лицами и гражданами, а также ЮЛ любой природы на территории РФ. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение УПП-закона и влечет за собой неблагоприятные последствия.
Но обвинение могут выдвигать и другие субъекты. В частности, потерпевший, его законный представитель, представитель, гражданский истец и его представитель. В данном случае возможность участия этих субъектов при поддержании обвинения определяется УПК. Но особое положение потерпевшего можно выделить в рамках дел частного обвинения. Именно по категории дел частного обвинения потерпевший пользуется определенным статусом – фактически он инициирует уголовное преследование лица, он поддерживает обвинение, от его усмотрения зависит исход данного конкретного дела. Потерпевший по категории дел частного обвинения именуется частный обвинителем. Поэтому если мы встретим понятие частный обвинитель – это тот же потерпевший. Но мы сразу поймем, что это клевета, побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью. Но к подсудности мировых судей относится большое количество уголовных дел, если мы посмотрим ст.30, там дел частного обвинения достаточно, по которым досудебная подготовка проходит в форме дознания.
Здесь следует вспомнить о еще одной категории дел. Дела, которые возбуждается не иначе как по заявлению коммерческой или иной организации. Ст.23 УПК действует в редакции 2 ноября 2013 года.
Почему мы говорим об особом порядке привлечения к уголовной ответственности?
По общему правилу ст.23 УПК говорит о возможности привлечения к уголовной ответственности по заявлению коммерческой или иной организации. Здесь ограниченный круг составов, по которым можно привлечь к уголовной ответственности по заявлению или с согласия. Только в отношении этих составов, которые установлены главой 23 УК РФ (именно УК РФ) применяется особый порядок возбуждения уголовного дела.
При каких условиях можно применить этот особый порядок возбуждения уголовного дела?
Деяния предусмотрено главой 23 УК РФ. В качестве потерпевшего, выступает: исключительно коммерческая или иная организация, которая не является государственным или муниципальным предприятием, либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования. Если вред причинен интересам исключительно узкого круга субъектов – только данной конкретной организации. В этом случае уголовное дело может быть возбуждено, только если есть заявление руководителя организации потерпевшей, либо если руководитель данной организации дал согласие.
Почему мы говорим - дал согласие? Дело в том, что признаки состава преступления могут быть обнаружены правоприменительными органами, и нет заявления руководителя организации, и могут к нему прийти и спросить – «Не хотите ли вы, чтобы мы защитили ваши интересы от имени государства? Если вы не хотите, мы не будем возбуждать уголовное дело».
Кроме физических и ЮЛ этот ущерб не может быть причинен иным государственным или муниципальным образованиям. Статья существенно увеличилась в объеме, благодаря этим поправкам 2011 года. А есть такие уголовные дела, когда затронуты исключительно интересы коммерческой организации или организации, которая не имеет никакого отношения к государственным и муниципальным образованиям?
Да есть, но это не из категории тех лиц, когда среди учредителей возникает проблемы и кто первый добежит до ОБЭПа. Это несколько иные ситуации. Это возможно, когда одна организация в рамках совей незаконной деятельности причинила ущерб интересам другой организации, либо какой-то нехороший человек, зашел на территорию такой организации и похитил материальные ценности, взорвал, когда уменьшилось имущество данной коммерческой организации.
Эта статья появилась с 2002 года, исходя из общих проблем, которые возникли при рассмотрении и расследовании дел этой категории, а именно статьи дела о преступлениях, против установленного порядка службы, были внесены изменения.
Если проанализировать действия принципа публичности, то он действует на всех стадиях уголовного процесса. Начиная со стадии возбуждения уголовного дела, о том, кому можно инициировать уголовное преследование, заканчивая стадиями, где принимается окончательное решение по конкретному уголовному делу.
Возникает вопрос, а нужен ли принцип публичности?
Да, безусловно. В силу принципа публичности или официальности государство берет на себя те обязательства, в рамках которых существует зашита прав и законных интересов, не только государства в целом, но и конкретных физических и ЮЛ. И здесь возникает общая проблема в противодействии преступности, которая является исключительной сферой деятельности государства. Ни один субъект не устанавливает на своей территории дополнительный состав преступления, до тех пор, пока государство не принимает соответствующее изменение.