Лекции.Орг


Поиск:




Адарсала –идеалы. Смотри также асала 11 страница




Вивекананда, Свами – монашеское имя Нарендранатха Даты (1869 – 1902гг.); великий философ и общественный деятель Индии, ученик Рамакришны Парамахамсы, великий святой, проповедник Веданты, основатель «Миссии Рамакришны». «Однажды недоброжелатели спросили Вивекананду, почему он носит оранжевые одежды и тем самым как бы выставляет напоказ свое отречение от мира. (В Индии оранжевое одеяние носят люди, отрекшиеся от мира – прим. переводчика). Тот ответил: «Это вовсе не демонстрация отречения, а просто самозащита. Я ношу охряные одежды, потому что, видя их, никто не просит у меня милостыню. Таким образом, я избавлен от необходимости произносить слово «нет». Увидев мои одежды, ко мне подходят только те, кто ищут вечного блаженства и хотят спасти свою душу, а вот с ними у меня есть чем поделиться. Я всегда расстраиваюсь, когда ко мне подходят нищие, потому что у меня самого нет денег. А это платье помогает мне избежать таких тягостных ситуаций». Вы должны жить так, чтобы эти два слова никогда не слетали с ваших уст» Сатья Саи Баба

вигна – препятствие

Вигна Винашака – Тот, кто устраняет препятствия, имя-эпитет Ганеши-Винаяки. «Винаяка – Тот, кто гонит прочь все беды, трудности и несчастья. Он враг и устранитель всех препятствий. Он не позволяет ни одному препятствию встать на пути. Он – разрушитель преград. Он приносит счастье и мир своим преданным. Он управляет двумя силами: силой буддхи, разума или интеллекта и силой осуществления, сиддхи. Что такое сиддхи? Когда ваш ум становится чистым, вы достигаете покоя, который и есть сиддхи. Из этого следует, что Винаяка – Владыка ума и самореализации и что каждый человек должен обрести контроль над умом» Сатья Саи Баба

Вигнавинаяка, Вигна Винашака – «Устранитель препятствий» – смотри Ганеша

Вигнешвара – Владыка препятствий; одно из имен Ганеши-Винаяки. Он устраняет препятствия, когда дела благие, хорошие, и создает их, если выполняются плохие дела.Изображается с бивнем, символизирующим твердость и сосредоточение, силу и желание пройти препятствия. «Вигнешвара – Господин интеллекта и мудрости, он и есть Ганапати. Отсюда следует: то, что мы называем ганами, – неотъемлемые части человеческого тела. Вьякти, индивидуум, – часть сришти, творения, значит Божественное, проекцией которого является космос, присуще человеку. «Вигато наяка Винаяках» (над Винаякой никто не властен). Это означает, что Винаяка – полностью автономное и независимое Божество. Над ним нет господина. В мире любой человек, рядовой или облеченный властью, имеет над собой кого-то, кто выше его. Над Винаякой не стоит никто. В Бхарате поклонение Винаяке уходит в незапамятные времена. В Ригведе, в Нараянопанишаде и в Тайтирийопанишаде есть места, посвященные Винаяке. Он запечатлен также в Гаятри-мантре, посвященной специально ему: «Татпурушайя видмахе, Вакратундайя дхимахи, Танно данти прачодайят». В этой мантре прославляется Божественность Винаяки. Следовательно, Ганапати означает всепроникающую Божественную силу» Сатья Саи Баба

виграха – форма воплощения Божественного. «Тело – это виграха. У вашей матери есть форма. У наставника есть форма. Все вокруг обладают формами. Понятие виграха также означает «идол», то есть изображение, являющееся предметом поклонения. Эти виграхи имеют вполне определенную ценность. Именно они помогают нам постичь Божественное. В этом мире невозможно представить себе какой-либо тип поклонения, не связанный с формой. Так называемое поклонение Бесформенному – это нечто неправильно толкуемое. Те, кто выступает против поклонения идолам, заблуждаются» Сатья Саи Баба

Виграхаван дхармах – воплощение праведности, одно из имен Рамы. «Существует разница между царством Дхармы, управляемой Божеством, и господством адхармы в царстве земных правителей. Поистине Божество – это форма Дхармы, Праведности. Поэтому Рама известен как Виграхаван дхармах (воплощение праведности)» Сатья Саи Баба

видвамсака – разрушительный аспект деятельности, предшествующий созиданию, видхаяке

видван – ученый, мудрец, сведущий

видванмахасабха – «Большое ученое собрание духовно сведущих»

Видеха – «бестелесный»; название страны на востоке Индо-Гангской равнины и народа царя Джанаки, эпитет Джанаки, отца Ситы. Столицей Видехи была Митхила. Современный Тирхут

видехамукти – освобождение, достигаемое в момент смерти физического тела. Смотри также мокша

Видехастхити – «без тела»; преодоление телесных нужд; отсутствие зависимости от тела

Виджайя, Виджая – Победа; Победоносный, Непобедимый, – одно из имен Арджуны; также – название волшебного лука Карны

Виджаядасами – день Победы добра над злом, десятый, последний день праздника Наваратри. Согласно Пуранам, именно в этот благоприятный день в разные эпохи сила добра победила зло. Богиня Чамундешвари (Дурга) убила демона Махиша. Пара-шакти, воплотившись в ужасном образе Кали уничтожила всех ракшасов – демонов. Царь Балидостиг освобождения. Кришна посвятил Арджуну в учение Гиты перед битвой на поле Курукшетра. Пандавы после четырнадцатилетнего изгнания вновь обрели воинское оружие и Арджуна вернул свой лук Гандиву. Рама расправился с Раваной. В этот день проводятся кумкумовые пуджи и церемонии абхишекам в храмах Индии. «Десятый день праздника отмечается как День Победы, Виджайядасами. Праздник уходит корнями в глубь истории Индии. В Двапара-юге, когда Пандавам пришлось провести год инкогнито, они спрятали все свое оружие (астры) по совету Кришны в дерево джанми, которое имеет густую листву и ветви которого полны скрытого огня. Виджайядасамистал днем, когда они достали свое оружие из дерева и использовали его для того, чтобы одержать победу над Кауравами. В Трета-юге, коронация Шри Рамы после его победоносного возвращения в Айодхью с Ланки, проводилась в день Виджайядасами». «Во время Наваратри люди проводят различные ритуалы. Мы должны надеяться и молиться о том, чтобы каждый день нашей жизни стал таким же священным как эти девять дней» Сатья Саи Баба

виджняна – высшая мудрость, идущая из сердца, основанная на способности различения между Дхармой и адхармой; Джняна (духовная мудрость), воплощенная в жизнь; знание, постигаемое посредством духовного разума, буддхи, иногда синоним буддхи. Сознание, разум, знание, способность познать, всеохватывающее сознание, способность в и дения предмета знания в его сущности и всеобщности. Знание свойств эмпирического, проявленного мира, то есть знание о многом, о разном с различением знающего и знаемого. Иногда противопоставляется Джняне (абсолютному знанию) и обозначает знание, основанное на Шастрах; в настоящее время используется для обозначения науки, светского образования, знаний о внешнем мире

виджнянамайя-коша – оболочка мудрости, целостного осознания, чистого разума; тонкое тело интеллекта, отвечающее за логическое мышление

виджнани, джнани – мудрец, самореализованная личность. «Человек, который способен повысить собственные возможности и возможности своих чувств, считается сейчас «ученым». Но в прошлом сам этот термин (Виджнани) применялся только к развившим духовную силу и нашедшим формулу для погружения в Божественное, исполнившимся верой и преданностью, кто мог произвольно демонстрировать эту силу в повседневной жизни. С другой стороны, современные «ученые» знают лишь немного отсюда и немного оттуда, они превозносят то, что изучили и похваляются этим. Они полны гордости и само возвеличивания. Они поднимаются высоко в небо на клубах похвальбы. Такие поступки прямо противоположны истинному поведению ученого. Он покорен и смиренен. Он сознает, что, как бы много он ни знал, существуют обширные области, которые следует изучить» Сатья Саи Баба

Видура – «Ведун», «мудрец», «далеко ушедший». Сын Кришны Двайпаяны Вьясы от шудрянки Амбики, младший брат Дхритараштры и Панду, дядя Пандавов. Его второе имя «Кшаттри» – «подрывающий», прозвище, даваемое рожденному от отца высшей касты и матери шудры. Мудрый советник слепого царя Дхритараштры, воплощение справедливости и законности – Бога Дхармы, – известный своими усилиями предотвратить кровавое столкновение Пандавов и Кауравов. Согласно легенде, великий мудрец Майтрейя Муни рассказал Видуре «Шримад Бхагаватам». Видура был преданным Кришны. Однажды, вэкстазе преданной любви, находясь в присутствии Кришны, он решил предложить Ему бананы. Но, по рассеянности, выбросил фрукты и протянул кожуру от бананов Кришне, которую Кришна съел с удовольствием, так как она была предложена с любовью.

видхаяка – созидательный аспект деятельности, см. видвамсака

Видхи – закономерность, нравственный закон; одно из 30 особых свойств

видьартхи – студент; искатель знания; тот, кто стремится к знанию

Видьютлекха – «Молния», – эпитет Атмана

видья – знание духовного единства, духовное знание, непосредственное в и дение Истинного; «йя» – то, «вид» – что просветляет. Существуют четыре видьи: анвикшаки, тхрае, вартха, данданитхи. «Знание высшего принципа известно как видья, (знание, мудрость, осознание)». «Каково значение слова видья? Оно означает джняну (знание). Какое это знание – мирское или духовное? Это внутренний или внешний опыт? Смысл знания меняется в зависимости от того, относится оно к внешнему или к внутреннему миру. Студенты должны вникать в обе реальности. После такого исследования следует оба вида знания согласовывать на практике» Сатья Саи Баба

видья викирна – наделенный всеми добродетелями, - одно из 16 качеств преданного, бхакта

видья вихара – «воспитание радостью», – школы-интернаты, созданные Сатья Саи Бабой, где детей учат начальным понятиям духовной дисциплины, йоги, социального служения, хорового пения и медитации а также общепринятым знаниям и наукам

Видья лока – план духовного знания

видья-майя – иллюзия, основанная на Знании (с ее помощью по воле Бога создается проявленный мир)

видья пит – бесплатная школа, обеспечивающая детям воспитание и образование в духе Сатья Саи, Его учения

викальпа – заблуждение, сомнение; различие; выбор, право выбора

викара – эволюция, изменение, приспособление

викари – искривленный, изменяющееся существо

викарма – действие, которое считается нежелательным, запрещенным

Викарна – «измененный», «обезображенный» – имя одного из ста сыновей Дхритараштры, персонажи Махабхараты

викаса - рост

Викрам, Викрамадитья – букв. «солнце силы», великий царь, герой индийских преданий и легенд, с именем которого связывают календарь викрам самват и почитают его основателем. Правление Викрама распространялось на северную и центральную Индию и стало символом правителя, готового пожертвовать собой ради блага своего народа. Он прославился своим великодушием, добротой, служением другим, мужеством, отсутствием высокомерия. Его славу национального героя и положительного идеала правителя хранят бесчисленные легенды, описывающие его как мудрого правителя, изгнавшего иноземных захватчиков шаков (саков) из Индии и стремившегося достичь единства в большом многонациональном государстве. Однако в этих легендах мало говорится о его удачливости в воинских искусствах или завоеваниях. Он прославился как покровитель искусств, литературы и собрал выдающихся писателей, музыкантов, художников, которых называли «девятью жемчужинами» его двора. Его имя стало символом и своеобразным титулом последующих правителей, что затрудняет с точки зрения истории определить точное время его правления. Предположительно его правление начинается с 58 г до н.э. Смотри также: месяц лунного индуистского календаря

викрам самват – календарь, используемый на большей части территории Индии, основан на солнечном годичном исчислении, но месяцы в нем – лунные. В апреле 1944 по этому календарю(летоисчисление начинается около 57 года до н. э.)истекло 2000 лет и началось новое тысячелетие

викрити – болезнь: отклонение от природы

Викшара – «Неизменный», одно из имен Бога. «Время – основа всего. Самватсара (год) называется также Викшара (неизменный). Все объекты этого мира проходят через процессы сотворения, развития и распада. Но Божественному, которое не знает рождения, становления и гибели, дан эпитет Каласварупа (воплощение времени). И потому Божество называют Викшарой (неизменным). Поскольку год связан с Викшарой, Бог – это Самватсара Сварупа (воплощение времени и его периодов)» Сатья Саи Баба

викшепа – заблуждение, блуждание ума; свойство искажения ума, вызванного его нестабильностью при отражении окружающей действительности; невнимательность, неспособность концентрации ума. «Каждый человек должен устранить в себе три следующих недостатка: малу (нечистоту), викшепу (блуждание ума) и аварану (сокрытие). Мала лежит в основе аджнаны, или духовного невежества, являющегося причиной того, что десятый человек, пытаясь пересчитать всю компанию, объявляет, что их не десять, а девять (сосчитав девятерых своих товарищей, он при этом забывает посчитать себя). Эта аджнана, или мала – дурман, под воздействием которого и делают такие утверждения, являющиеся авараной. А викшепа – это результат подобного невежества, заставляющего искать «недостающего» человека на дне реки. Мала – это следствие плохой кармы, приобретенной как в этой жизни, так и в предыдущих воплощениях. Ее можно удалить нишкамакармой (бескорыстной деятельностью). Воздействие авараны же можно преодолеть с помощью саханы (терпимости) и анйонйатхи (чувства родства всех людей). Если бы вышеупомянутые десять человек обладали чувством общности, то никто бы из них не «пропал». Викшепу можно также победить Премой (духовной Любовью). Взаимная Любовь сразу бы помогла этим людям обнаружить ошибку. Именно так и обретают Ананду (Высшее Блаженство). Это путь Любви, преданности и служения». «Ум всегда стремится наружу, и потому необходимы постоянные усилия, чтобы обратить его внутрь. Этого можно достичь с помощью регулярной тренировки интеллекта, занимаясь размышлением и анализируя происходящее. Учитесь отличать Вечное от преходящего, и стремитесь обрести твердое убеждение в том, что все мимолетное, меняющееся и имеющее начало и конец – нереально. То, что кажется человеку приятным или неприятным, является всего лишь следствием контакта чувств с внешними объектами. Избегайте мирских искушений и практикуйте дхьяну, медитацию. Если вы сможете преодолеть викшепу, то во время медитации ваш ум будет предельно сконцентрированным» Сатья Саи Баба

Вималам – Чистый, – имя-эпитет Бога

вимана – аппараты, способные летать; управлялись силой мантр. «Мудрый Бхарадваджа, погружаясь все глубже и глубже в научные изыскания древнейших умов Индии, описал конструкцию вимана – аппаратов, способных совершать пространственные перелеты» Сатья Саи Баба

Вимочана – устраняющий (освобождающий), – имя-эпитет Бога. Паапа Вимочана – уничтожающий человека грех и Тот, кто уничтожает грехи

вина – древний индийский семиструнный музыкальный инструмент, вид лютни. Представляет собой бамбуковый ствол, вдоль которого проходят главная струна и шесть тонких металлических струн, прикрепленных концами к двум пластинкам из слоновой кости; к стволу, в свою очередь, прикреплены по обеим концам две полые тыквы. Богиня мудрости, учености, искусств, священной речи и красноречия Сарасвати часто изображается с виной

Винайака, Винаяка – «Тот, над кем нет начальника», «Предводитель» – эпитет Бога Ганеши, – Владыки чувств и Господина интеллекта и мудрости, помогающего преодолевать препятствия на пути. «Винаяка – господин всех типов знания. Сегодня знание отождествляется с приобретением информации. Но помимо знания физического мира, существует много других типов знаний, относящихся к искусству, этике и т.д. Винаяка – владыка всех типов знания. Познание связано с буддхи, интеллектом, но это не есть простая ученость. Знакомство с книгами не является знанием. Вся жизнь человека представляет собой непрекращающийся процесс познания. Любое исследование связано с обучением. Но на самом деле, всякое исследование должно быть направлено на выяснение того, что временно, а что постоянно. Это и есть истинное знание. Оттого-то студенты сегодня ревностно почитают Винаяку. Но Винаяка – не тот, кто приходит на помощь читающим книжки. Он помогает любому на каждом шагу его жизненного пути. Он всегда готов прийти на помощь. Он рад, когда ему приносят самые простые, не имеющие никакой ценности цветы джиллиди. Говорят, что тот, кто съест такой цветок, становится безумным. А Винаяке приносят эти цветы. Его почитают также, предлагая ему зеленую траву. Какой скрытый смысл подобных подношений? Они говорят о том, что ранее Винаяку почитали даже животные. Ведь у него лицо слона, а ездит он на мыши. Это символы из животного царства, указывающие, что Винаяке поклоняются даже птицы и звери. Выходит, что его почитают все существа, и что он – их господин. Он не принадлежит какой-то одной стране или одной нации или какому-то одному периоду времени. Он связан со всем миром и со всеми временами» Сатья Саи Баба

винайя, виная – «воспитание, поведение»; смирение, скромность, деликатность и дисциплина

Винащака – разрушитель, устранитель, – эпитет Бога

виная висрантха движимый гуманностью, одно из 16 качеств преданного, бхакта

Винаяка – «Предводитель», – имя Ганеши. Смотри Винайяка

винаса - упадок

вира – героизм

вира-Саивопасана – духовная практика. «Вира-Саивопасана считает служение Шиве, Господу, или Ишваре одним единственным из существующих везде и всегда. Растворение личности в величии Линги или Ишвары – высшая точка всей садханы, достижение Освобождения» Сатья Саи Баба

Вирабхадра – «герой, несущий счастье, удачу»; «благодарный героям», сын Шивы, или Его инкарнация, огненная и громадная

Вирадж – «правящий вдали», перворожденный сын Брахмы, первичный творец

виракти – непривязанность, отрешенность, исчезновение желаний, – одно из шести ценнейших свойств бхакти, истинной преданности Богу

Вират – «сияющий во все стороны»; Творение как эманация Единого Сияющего Бога

Вират-Пуруша – Космический Дух; Дух всей Вселенной

Вират-рупа -Всеобъемлющий

виродха – недобрый, враждебный

Вирочана – «Светящийся», демон, сын Прахлады и отец Бали

вирудха – преодоление препятствий, того, что задерживает

вирудхашакти – «негативная» сила чувств; обладает магнетической силой

висваса, вишваса – вера

висишта-Адвайта – смотри: Вишиштадвайта

Виттала, Витхала, Витхаль, Витхоба – эпитет Вишну-Кришны; пастушеское Божество дравидского происхождения

вихара – общение человека; ассимиляция;площадка, место для игр и развлечений

вихари – плавное движение, незаметно плывущий, житель

вихараятра – путь удовольствия

вихитха - свободный от привязанности к органам чувств, - одно из 16 качеств преданного, бхакта

вичакшана – способность к размышлению; проницательность и умение принимать правильные решения; аналитическое знание

вичара, вичарана – «исследование»; анализ; проницательное рассуждение; адвайтическая духовная практика самопознания;внутреннего исследования, вопрошания: «Кто Я», с целью постижения своей Истинной Природы, «Истинного Я». «Исследование, вичара. Его предназначение, согласно Бхагавад Гите, – отличать хорошее от дурного, аспект Атмана (истинного «Я») от анатмы (ложного «Я»)». «Тело само по себе не обладает мудростью, всей мудростью обладает Бог, обитающий в теле и руководящий всеми его действиями. Человек, который осознает, что Бог и то, что пребывает в его теле, или Атман, – одно и то же, получает доступ в Божью обитель. Как только вы научитесь контролировать свои органы чувств, на вас снизойдет мудрость, и эта мудрость позволит вам распознать природу Атмана и отличить его от анатмана, не- Атмана. После этого препятствий на пути к Богу у вас уже не останется. Когда обретенная вами сила различения, произрастающая из этой мудрости, позволит вам осознать Божественность Атмана, вы автоматически обретете глубокую самоудовлетворенность и вступите в обитель Бога» Сатья Саи Баба

вичарам – беспокойство. «Человек воображает, что он использует свои органы чувств. Вовсе нет. На самом деле чувства играют человеком. Человек не осознает этого факта. Если человек на самом деле овладел своими чувствами и имеет над ними полную власть, он не должен быть подвержен вичарам (беспокойству). На самом деле чувства держат в узде человека. Они используют человека для своего удовольствия. В результате человек стал слабовольным. Он – жертва беспокойства. Он подвержен многим неприятностям. Как же поставить чувства под контроль? Следует осознавать, что чувства – всего лишь инструменты. Их называют каранами, то есть инструментами. Вы должны пользоваться этими инструментами. Вы не должны становиться их игрушкой. К несчастью, сегодня это не так. Человек стал инструментом в руках чувств. В результате он бессилен действовать надлежащим образом. Но это еще не все. Он к тому же использует чувства неправильно. Итак, необходимо поставить чувства под контроль. Тогда они не смогут причинить никакого вреда человеку» Сатья Саи Баба

вишада – отчаяние. «Если у вас столько же вишады (отчаяния), сколько было у Арджуны, тогда у вас будет адикара (право) воспринять Учение, которое удаляет вишаду. Только пациент, страдающий от определенной болезни, имеет право на то конкретное лекарство, которое излечивает ее. Зачем оно нужно другим? Какую пользу они получат от этого? Гита будет действовать на ментальную систему только тогда, когда сильны признаки вишады» Сатья Саи Баба

вишада-йога – йога отчаяния, с нее начинается Бхагавад-Гита

виша – яд; ядовитое

вишайя – объекты чувственных радостей, воспринимаемые в состоянии бодрствования. «Человек, погруженный в пучину без духовных услад, охвачен тоской, поскольку чувственное удовольствие (вишайя) – не что иное, как яд (виша). В безумной жажде плотских наслаждений человек теряет способность к различению и страдает от многих несчастий. Человек воспринимает материальные блага как главную ценность жизни и терпит несказанные муки. Все невзгоды, рожденные подобными представлениями, известны как тхита клеша. Есть люди, которые охвачены желанием обрести богатство и собственность и которые трудятся день и ночь ради ненасытной страсти приобрести все больше и больше. Пренебрегая едой, сном и отдыхом, человек работает в поте лица от зари до зари, чтобы добиться богатства. Он ее способен сдержать свое стремление накапливать материальные блага, и превращает свою жизнь в мучение, хотя прекрасно знает, что богатство и собственность эфемерны и недолговечны. Безрассудное стремление удовлетворять ненасытную жадность – вот что приносит человеку страдание. Угнетенное состояние, рожденное этой страстью, носит название рога клеша» Сатья Саи Баба

вишайяартхи – искатель материальных благ

вишайя-васана – интерес к внешнему миру

вишайя йога – йога, связанная с объективным миром

вишайясукхам – чувственное удовольствие

Вишалакши – «Большеглазая» – ипостась Деви, супруги Шивы

Вишва – «весь», «все»; полный, тотальный; Вселенная, Космос; материальный мир, имеющий отношение к материальному миру; стадия бодрствования (воспринимаются объекты материального мира).Дух внешней Вселенной; Также: Чистое Сознание, отождествляемое с грубым телом, находящимся в состоянии бодрствования, то есть джива, пребывающая в Джаграте

Вишвавасу – «Несущий всем благо», – имя одного из гандхарвов (небесного музыканта)

Вишвавират – Дух всей вселенной, Изначальная единая сущность, из которой рождаются все грубые формы

Вишвавират-сварупа – космическая форма Бога

Вишвагуру – Учитель всего Сущего, – эпитет Бога

Вишва-Ишвара, Вишвешвара – Владыка всей вселенной; Бог

Вишвакарма – «Божественный зодчий»; за одну ночь создал Майясабху (легендарный город-дворец, в котором было много волшебных и иллюзорных вещей) и город Двараку, – согласно эпоса Махабхарата

Вишвакарман – «Вседеятель», «Всесозидатель», первоначальное имя Праджапати, затем Тваштри; Божественный мастер, архитектор, повелитель ремесел и прикладных искусств. Построил для Раваны столицу на Ланке, а для Куберы – летающую колесницу пушпаку. Имел эпитет «вишвакрита» – «делающий все»

Вишвакарта – космический труженик, Всесоздатель, Всесозидатель

Вишвам – космос, проявленный мир. «Проявленный мир, воспринимаемый нами, называется Вишвам (космос). Этот мир есть карьям (действие или следствие). Каждое действие имеет предшествующую ему причину. Эта причина есть Бог. Следовательно, Бог и Вселенная соотносятся как причина и следствие. Эти отношения взаимозависимы и неразделимы. Вишвам означает то, что возникло из Божественного со множеством форм. Виш + вам означает «то, что полностью насыщено». Другое значение ВишвамВайю (воздух). Воздух заполняет собой все. «Вишну Вишвасварупа» (Вселенная есть воплощение Вишну). Вишну также означает «заполняющий все»» Сатья Саи Баба

Вишвамитра – «Друг всех», «Владыка всего»; царь, сын царя Кушики, внук Брахмы. Родился кшатрием и при помощи суровых аскетических подвигов добился от Бога Дхармы дара – признания егостатуса брахмана, став одним из семи Божественных мудрецов- риши, то есть Брахмариши. Наставник Рамы в «Рамаяне». «Именно эта священная мантра (Гаятри-мантра) превратила раджариши, царственного мудреца, каким являлся Вишвамитра, в Брахмариши, (великого Божественного мудреца, одного из семи великих Риши)». «Мудрый Вишвамитра обнаружил мантру, названную Гаятри, которая направлена к энергии Солнца, Сурья. Эта мантра обладает бесконечным потенциалом. Это вибрационная формула, она имеет огромную силу, силу поистине восхитительную, потому что Солнце – ее руководящее Божество. Ученики, изучающие Рамаяну, знают, что тот же самый мудрец Вишвамитра посвятил Раму в тайны солнечного служения через мантру Адитья Хридайям. Гаятри позволила Вишвамитре воспользоваться редким оружием, которое покорялось его воле, когда он с верой повторял мантру. Через полученную таким образом силу Вишвамитра стал великим ученым и создал макет Космоса. Человек, который способен повысить собственные возможности и возможности своих чувств, считается сейчас «ученым». Но в прошлом сам этот термин (Виджнани) применялся только к развившим духовную силу и нашедшим формулу для погружения в Божественное, исполнившимся верой и преданностью, кто мог произвольно демонстрировать эту силу в повседневной жизни. С другой стороны, современные «ученые» знают лишь немного отсюда и немного оттуда, они превозносят то, что изучили и похваляются этим. Они полны гордости и само возвеличивания. Они поднимаются высоко в небо на клубах похвальбы. Такие поступки прямо противоположны истинному поведению ученого. Он покорен и смиренен. Он сознает, что, как бы много он ни знал, существуют обширные области, которые следует изучить. Вишвамитра был ученым, который понял эту истину. Нет ученого более великого, чем он. Но хотя ученый столь высокого положения и со столь широким сердцем жил в Индии, люди этой страны его не помнят. Они прославляют иностранцев, которые находятся в лучах его же славы; они поверили в тех, кто лишь пытается извлечь ценные уроки из Вед. Веда – Мать Бхараты. Но дети больше не чтят свою Мать. Они почитают мачеху! Вот результат англиканизированной образовательной системы». «Гнев – злейший враг. Гнев подобен наркотику. Он подспудно вынуждает нас к ложным действиям. Гнев – источник всех грехов. Это величайший из демонов. Все остальные пороки происходят именно от гнева. Мы знаем, что случилось с Вишвамитрой. Все достоинства, которые он приобрел с помощью тапаса (аскетизма и самоотречения), были обесценены одним-единственным приступом гнева». «Когда Васиштха удостоился высокого звания Брахмариши, Вишвамитре тоже очень захотелось получить титул «Божественного мудреца». Однако ему не удалось добиться этого даже после долгих лет сурового тапаса, аскетизма. Вишвамитра пришел в ярость, так как его брахманское достоинство было признано даже Богами, а Васиштха отказывался считать его великим мудрецом. В ослепленном гневом мозгу Вишвамитры родилась мысль, что если он уничтожит Васиштху, то его титул некому будет оспаривать и весь мир будет величать его Брахмариши. Однажды лунной ночью Васиштха рассказывал своим ученикам о качествах, которыми обладал Вишвамитра. Вишвамитра, который прятался за ближайшим кустом, зажав в руке меч, чтобы заколоть Васиштху, услышал, как Васиштха горячо и искренне описывал ученикам великие достоинства Вишвамитры. Васиштха не подозревал о скрывающемся за кустом Вишвамитре и в своей обычной манере наставлял учеников, призывая их брать пример с Вишвамитры, сравнивая его непревзойденный аскетизм и самоотречение с сияющим лунным светом. Услышанные слова так поразили Вишвамитру, что вызвали в нем внезапный переворот. Им овладело мучительное раскаяние, что он собирался убить великого человека, восхвалявшего его достоинства. Он осознал, как низко пал, когда в его уме зародилась мысль об убийстве. Чтобы искупить свою вину, он покаянно бросился в ноги Васиштхе, моля о прощении. Васиштха спросил Вишвамитру, приветливо улыбаясь ему: «О великий Брахмариши, откуда ты появился здесь?» Вишвамитра, терзавшийся угрызениями совести, был очень удивлен, услышав такое обращение. Васиштха продолжал: «Сегодня ты действительно стал Брахмариши, так как сумел победить свой гнев и свое эго, коснувшись моих ног в порыве искреннего раскаяния»» Сатья Саи Баба





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 473 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

1007 - | 823 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.