Вишванара – «Всечеловек»; Тот, кто поддерживает всех людей
Вишванатх – «Владыка, Господь всего», «Владыка Вселенной», эпитет Шивы и название Его великого храма в Бенаресе
Вишварупа – «Обладающий всеми формами, Принимающий все формы». Вселенская Божественная форма; Универсальная форма, Все-форма в Его вселенской славе
вишвасам – вера
Вишвасварупа – «Космическая форма Господа, идентична Бхутакаше, плотному физическому аспекту Вселенной. На ментальном уровне ему соответствует тонкая форма Господа, то есть Читтакаша – тонкий аспект Вселенной. Эти два аспекта, Бхутакаша и Читтакаша, связаны с чувствами и разумом. Чидаакаша превосходит как чувства, так и разум» Сатья Саи Баба
Вишватеджосварупа – «Воплощение всего лучезарного света», – эпитет Бога, Сатьи Саи Бабы
вишвуду (телугу) – физическое тело (как производное Вишвы)
Вишвы, Вишвадевы – «Все-Боги», особый класс ведийских Богов, которых насчитывалось десять
вишеша – особенность, «одиночное», первосубстанция, часть
Вишишта Адвайта, Висишта-Адвайта – «отличная от двойственности»; модифицированная монистическая Веданта, признающая существование как реальности, так и иллюзии, но постулирующая их единую природу; также: души живых существ – это Единый Дух. «Вишишта-Адвайта-упасана. Известный монист Рамануджа задавался вопросом: следует ли Бога, которому человек хочет служить и которого хочет воспринимать как реального, считать отделенным от человека или же Его следует считать находящимся в человеке. Его ответ таков: Жизнь – душа тела, Бог – душа жизни. Бог – сила, поддержка, составляющая. Ищите Его в духе. Высший Сокровенный Пуруша, в котором содержатся все элементы, который является обитателем и внутренней причиной всего Творения, может быть понят только обретением милости через Его окружение. Осознавайте Его трансцендентность и постоянство, осознавайте недостатки человека, присущие эго, – чтобы исполниться Его славой. Ментальной установкой искателя истины должно стать: «Твам эва сарвам, мама дева дева» – «Ты один есть всё, о мой Бог Богов» – «Ты – стремление, Ты – путь, Ты – цель». Духовные стремления должны быть ориентированы на одно, должны быть неподвластны устали» Сатья Саи Баба
Вишну – «Вездесущий», «Проникающий Собой»; «Тот, кто наполняет Собой все сущее», Бог-Хранитель, Защитник, Бог-Вседержитель, один из Богов индусской Триады (Тримурти), наряду с Брамой и Шивой, воплощение космической силы сохранения. Вездесущий, Всепроникающий и Всенаполняющий Бог, заботящийся о состоянии мира и сохранении вселенной. Вишну – сын Адити и Кашьяпы. Пребывает в своем мире Вайкунтхе, на горе Меру. Его супруга – Богиня благосостояния Лакшми. Его ездовое животное – Гаруда, священная птица.Изображается полулежащим на змее Шешес четырьмя руками, держащими раковину(санкха), диск (чакра), булаву (гадха)и лотос (падма). Цвет Его кожи – синий или темно-синий, цвет одежды – желтый. Один из мифов Пуран повествует, как Вишну обрел миры, Веды и Вач в результате трех шагов. В Махабхарате упоминается, что различным югам соответствует различный цвет кожи Вишну. Всякий раз, когда силы зла грозят миру уничтожением, Вишну в оплощается из эпохи в эпоху для восстановления Дхармы (высшей Праведности), поднятия духовности и защиты праведных, молящихся Ему. В индийской мифологии описывается девять Аватар Вишну (смотри также: Аватар; Дашаватара: Матсья - Аватар – Рыба; Курма-Аватар – Черепаха, Вараха-Аватар – Вепрь; Нарасинха – Человек-лев; Вамана - «Карлик»;Парашурама – «Рама с топором», Рама, Кришна,Будда). Имена-эпитеты Вишну: Васуки, Виттала, Говинда, Дашаватара, Джаганнатха, Джанардана, Кешава, Нараяна, Парамеша, Прашанавадана, Пурушоттама, Пхулабджакша, Ритадхаман, Хари, Хришикеша. «Одна из форм Бога – Его вездесущность (Вишну) изображается держащим раковину (символ первоначального слова или звука), колесо (символ времени) и жезл (символ силы и могущества)» Сатья Саи Баба
Вишнупада – «Стопы Вишну»; металлическая пластинка с изображением стоп Вишну
Вишну-Пурана – священные писания, посвященные Вишну
Вишнусмаранам – неустанное памятование Божьего Имени; памятование Бога (Вишну);постоянное удержание в памяти Его силы и милосердия
вишуддха-чакра – «чистый», «безупречный».Пятая, шестнадцати лепестковая чакра, лотос, название горлового центра. Местоположение: каротидное сплетение, горло. Биджа-мантра – ХАМ. Биджа- звуки на лепестках: АМ, АМ, ИМ, ИМ, УМ, УМ, РИМ, РИМ, ЛИМ, ЛИМ, ЭМ, АЙМ, ОМ, АУМ, АМ, АХАМ. Элемент (таттва): эфир, пространство (акаша). Проявляется в теле как знание, «внутренние чувства»: субъект познания (джнатха), ум (манас), интеллект (буддхи), осознание себя как индивидуальности (аханкара), и панчака. Лока (План существования) джана-лока (план человеческого существования). Раскрытие вишуддха-чакры сопровождается развитием сил очищения, устанавливается контроль над возрастом и причинно-следственной цепью. Приносит уверенность в себе, понимание природы и окружающих обстоятельств, осознание звучания
врата – закон; ритуальное божественное действие, принятая норма поведения. Также обет и соблюдение обета; обряд, ритуал; привычка, работа, образ жизни
Вриндавана (Бриндаван) – «лес женских хоров», роща возле деревни Кришны в округе Матхура. Смотри также Бриндаван
вритти – видоизменения разума; образ мыслей и поведение; побуждения; волнение, возникающее в уме
Вриша – «Бык», имя Карны, сына Кунти от Бога Солнца до брака с Панду. Герой эпоса Махабхарата. Смотри Карна, Кунти
Вришаба – бык
Вришавахана – Тот, чья вахана – бык, или Дхарма; эпитет Параматмана
Вришни – «мужественные», племя Ядава, из которого вышел Кришна
Вриша-Ратха – «Всевышний также известен как Вриша-Ратха, Тот, в чью колесницу запряжен Бык, символ Дхармы (Праведности)» Сатья Саи Баба
вьюха – ипостась
вьявахара – практическое соотношение, связь; эмпирическая истина вещей; практическая жизнь
вьявахара – перемены
вьявахарика – эмпирическое знание (полученное опытным путем)и физическое тело, подверженное колебаниям мирской активности. «Атма, связанный с грубым телом, находящимся в состоянии бодрствования, называется вишва (имеющий отношение к материальному миру), так как он наделен джняниндриями и карминдриями, органами восприятия и действия. Поскольку это тело вовлечено в разнообразную внешнюю деятельность, оно также называется вьявахарика (подверженным колебаниям мирской активности). Таким образом, в Ведах даются различные названия этой грубой телесной оболочке (стхула шарире)» Сатья Саи Баба
вьявахарика дхарма – дхарма, праведное поведение, которому люди следуют в повседневной жизни
вьякта – проявленный
вьякти – индивидуум; проявленное; тот, кто проявляет скрытую в нем Божественную силу
вьякши – личность, «Тот, кто делает более явной (вьякса) силу (Шакти) или Божественную энергию, находящуюся в нем и управляющую им» Сатья Саи Баба
вьямоха – заблуждение
вьяна – одна из пяти панча-пран, пронизывает все тело; локализуется в сердце. Она обеспечивает кровообращение, регулирует и контролирует все движения тела, а также координирует деятельность других панча-пран, – распределяет по всему телу витальную (жизненную) энергию. Вьяна приводит в действие и согласовывает работу конечностей и связанных с ними мышц, суставов, нервов и сухожилий. Она также отвечает за осанку
Вьяса (Кришна Двайпаяна Вьяса, Веда-вьяса) – буквально «Разделитель»; космическое Существо, рождающееся в каждой эпохе, чтобы возвещать Веды и для распространения священных писаний. Вьясаданной эпохи – сын Сатьявати и риши Парашары, был тайно рожден и оставлен дочерью царя рыбаков Сатьявати на острове посреди Ямуны (Двайпаяна – «Островной», рожденный на острове), дед Кауравов и Пандавов, легендарный святой мудрец, поэт, риши, первый Гуру. Почитается как автор Махабхараты, всех Пуран (мифологических текстов), Шримад Бхагаватам, а также Брахма-сутр. День, в который он начал писать Брахма-сутры празднуется как Гуру Пурнима. «Разделил» – систематизировал и отредактировал некогда единые священные знания – Ведына четыре сборника: священных песнопений; гимнов; ритуальных правил; знаний о поддержании здоровья, сохранения благополучия и безопасности страны и нации. «Вальмики и Вьяса были великими учеными духовного знания, их все почитали. Они написали Священные писания, такие как Рамаяна и Махабхарата. Но они также были сведущи и в светских науках, иначе как бы они написали такую великую классику?». «Вьяса «сгруппировал» все Веды в четыре части, назвав их Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Ригведа – это мантра сварупа (состоящая из мантр). В Яджурведе содержится описание ритуалов, а Самаведа – это сборник гимнов и песнопений. В Атхарваведе заключены знания о поддержании здоровья и о сохранении благополучия и безопасности страны и нации. Мудрец Вьяса, который привел в систему Веды и написал 18 Пуран, в завершение своих трудов составил одну единственную строфу, выразившую суть всех Пуран. «Помогать другим – заслуга, вредить – грех». На санскрите это звучит так: «Парапакарах пуньяйя, паапайя парапиданам». Каждому надо ясно понять смысл этого изречения Вьясы» Сатья Саи Баба
вьяшти – индивидуум. «Вьяшти (индивидуум) означает человечность, а самашти (общество) символизирует Божественность. Поэтому Божественности можно достичь только служа обществу». «Когда вьяшти (человек) отждествляет себя с самашти (обществом), он способен осознать Парамешти (Бога). Очень трудно понять Парамешти, который находится за пределами вьяшти и самашти. Когда человек воспитает в себе спокойствие и уравновешенность, воцарится гармония между вьяшти и самашти». «Вьяшти (индивидуумы) составляют самашти (общество), а самашти это коллективная форма вьяшти. В конце концов, самашти является расширением вьяшти. Человек, который понимает отношения между вьяшти, самашти и Парамешти, может познать Истину. И это то, что в конце концов понял Гокак. Каждый человек должен прилагать усилия для того, чтобы осознать эту Истину. Мы проводим жизнь в развлечениях и веселье, но это не есть реальность. Мы можем понять реальность только тогда, когда превзойдем мирскую жизнь. Полная трансформация не может наступить в один миг. Гокак очень хорошо понял эту истину. Поэтому он твердо придерживался принципа фундаментальной Истины. В конце концов, он вообще забыл обо всем другом» Сатья Саи Баба
вьяшти таттва –принцип индивидуального я
Г
Га – вездесущность
Гагана – воздушное пространство, небо. «Скопление облаков тоже иногда называют небом. Однако небо не имеет самостоятельного существования. Это не конкретная форма, составленная из пяти элементов. У неба только одно качество, а именно, шабда, звук. И этот звук распространяется повсюду. Однако было бы неправильным отождествлять шабду только с небом. Небо известно под различными именами, такими как акаша, гагана, шунья, или ничто, и т.д. Словом «небо» названо состояние, которое можно определить как «ничто». На небе ничего нет. Имея в виду свое сердце, мы иногда говорим: «Это хридайяакаша» – потому что Хридайя, или сердце, на духовном уровне не обладает определенной формой. Наша «акаша» должна быть полностью очищена от всех устремлений и инстинктов, то есть от всех санкальп и викальп» Сатья Саи Баба
Гагана садришам – необъятный и вездесущий, подобно небу, – эпитет Бога
Гаджавадана – «С лицом слона», – имя-эпитет Ганеши-Винаяки
Гаджакарна – «ухо слона»; учение одного из разделов Атхарва Веды, четвертой Веды, Веды заклинаний, составленной Атхарваном
Гаджендра – имя царя слонов; в Пуранах описана легенда о длительной схватке между слоном Гаджендрой и крокодилом. Когда были исчерпаны все силы и потеряна надежда на освобождение, слон в отчаянии воззвал к милости Бога: «Аньятха шаранам настхи» – кроме Тебя ни в ком другом не стану искать прибежища. Эта мольба о полном предании себя Богу была услышана Господом Вишну и слон обрел свободу. Иносказательно в притче крокодил символизирует самсару, круговорот рождений и смертей, освобождение от которой возможно при полной отдаче себя Господу.
Гадха – жезл; атрибут Бога Вишну, символизирующий силу
гана – «толпа», «группа», «множество», совокупность, община и т.д. В древнеиндийской мифологии свита Шивы, состоящая из низших Богов и полубогов, возглавляется Ганешей, «Повелителем ганы», сыном Шивы и Парвати. Смотри также: Ганапати, Ганадхипати. Также – пение
Ганадипа – Властитель ган, множества духовных сущностей, одно из имен Ганеши-Ганапати
Гананатха – Господин ганов, Божественных воинов Шивы
Ганапати (Ганеша) – «Ответственный за ганов, духовных сущностей». Божество духовного знания, мудрости и силы, устраняющий препятствия при помощи знания; первый сын Шивы и Парвати, изображается с головой слона. «Что обозначает слово Ганапати? «Га» означает буддхи, интеллект. «На»означает виджняна, мудрость. Ганапати означает Господина интеллекта и мудрости. Он – также Господин ганов, духовных сущностей. Ганы также символизируют чувства. Ганапати, таким образом, еще и Владыка чувств. «Вигато Наяка Итхи Винаяка» (Винаяка – тот, над кем нет начальника)». «В имени Ганапати «Га» символизирует гуну (добродетель), а «На» – виджняну (мудрость). Когда «Га» и «На»объединяются, получается сочетание виджняны (земной мудрости) и праджняны (духовной мудрости). Из комбинации виджняны и праджняны возникает суджняна (высшее знание). Суджняна – отличительный признак настоящего человека. Аджняна – признак невежества. Ганапати – господин виджняны и праджняны (земного знания и духовной мудрости). Следовательно, когда преданный молится Ганеше, он просит даровать ему виджняну, праджняну и суджняну» Сатья Саи Баба (смотри также Винаяка)
Ганадхипати – «Вигнешвара иначе зовется Ганадхипати, ибо он – высший повелитель ган. Ганы являются олицетворением джнянендрий, органов восприятия, и кармендрий, органов действия. Ум является хозяином этих десяти органов. Божество, управляющее умом – Индра, поскольку он властвует над чувствами (индрийями). Ум контролируется интеллектом (буддхи). Что означает имя Ганапати? «Га» – это буддхи, интеллект, «На» – виджняна, мудрость, и поскольку Вигнешвара – Господин интеллекта и мудрости, он и есть Ганапати. Отсюда следует: то, что мы называем ганами, – неотъемлемые части человеческого тела. Вьякти, индивидуум, – часть сришти, творения, значит Божественное, проекцией которого является космос, присуще человеку. «Вигато наяка Винаяках» (над Винаякой никто не властен). Это означает, что Винаяка – полностью автономное и независимое Божество. Над ним нет господина. В мире любой человек, рядовой или облеченный властью, имеет над собой кого-то, кто выше его. Над Винаякой не стоит никто. В Бхарате поклонение Винаяке уходит в незапамятные времена. В Ригведе, в Нараянопанишаде и в Тайтирийопанишаде есть места, посвященные Винаяке. Он запечатлен также в Гаятри-мантре, посвященной специально ему: «Татпурушайя видмахе, Вакратундайя дхимахи, Танно данти прачодайят». В этой мантре прославляется Божественность Винаяки. Следовательно, Ганапати означает всепроникающую Божественную силу. Ганапати обычно называют сыном Парвати. Парвати – олицетворение Пракрити, природы. Человек – дитя природы, поэтому – каждое человеческое существо – Винаяка. Он отблеск Божественного союза Шивы – Шакти, Бога и Природы. Все в мире является эманацией природы. Все вещи есть аспекты природы. Святые праздники как раз и призваны открыть эту священную истину» Сатья Саи Баба
Ганам мадурам – «голос Твой сладок» – поэтическое обращение к Господу
Ганг, Ганга – великая священная река в северной Индии; Богиня, дочь царя Гималаев Химавата и сестра Парвати, сошедшая на землю; жена Шантану и мать Бхишмы. Река Ганга стекает с небес на мифическую гору Меру, обитель Богов, а затем – на землю. В индуизме глубоко почитается под различными именами: Небесная Ганга – Млечный путь; Кшираганга – молочная река; Нилаганга – голубая, Гритаганга – Ганга темных вод; Канчанаганга – залотистая. Считается, что священные воды Ганги очищают от грехов, избавляют от болезней и даруют небесное блаженство избравшим ее своим местом погребения. «Ганга символизирует духовный поиск… Ганга никогда не пересыхает, она чиста, полноводна и способна уничтожить болезнетворные бактерии. Индийская культура будет существовать и процветать до тех пор, пока несет свои воды никогда не пересыхающая Ганга. Она утоляет жажду всех людей и дарует бессмертие тем, кто к нему стремится». «Тело – святилище, в центре которого течет Ганга мудрости (джняны). В нее вливаются две реки – Ямуна (бхакти) и Сарасвати (шраддха), – преданность и убежденность. Место слияния этих рек и есть Прайяг» Сатья Саи Баба. Смотри также Бхагиратхи
Гангаджатадхара – «несущий Гангу в волосах» – эпитет Шивы, изображается с Гангой, изливающей воды на Его спутанные волосы
Гангадхара – «опора Ганги» – эпитет Шивы
Гангея – «сын Богини реки Ганги», – Бхишма, один из героев эпоса Махабхарата
Ганди, Гандиджи махатма – выдающийся духовный и политический деятель, «великая душа» Индии (1869–1948), идеолог национального освобождения с помощь ахимсы, ненасилия. Возглавлял освободительную борьбу за независимость Индии. Прославился своей святой жизнью
Ганди, Индира – дочь махатмы Ганди, премьер-министр Индии. «Индира Ганди мужественно и с замечательным мастерством управляла правительством. Она готова была на любые жертвы ради интересов страны. Она возглавляла правительство более двенадцати лет. У многих других премьер-министров мужчин срок пребывания в должности был совсем коротким» Сатья Саи Баба
Гандива – лук Арджуны, сделанный из дерева ганди, знаменит своими свойствами поражать; оружие Богов (называют Шиву, Агни, Варуну, Индру); Арджунаполучил этот волшебный лук из рук своего отца Индры
гандха – обоняние; запах, соответствует первоэлементу Притхви, земле
гандхарвы – небесные певцы и музыканты, полубоги. Ригведа называет только одного гандхарва, отца Ямы и Ями, который охраняет Сому и передает ее Богам, и покровительствует бракам. Пост-ведические гандхарвы имеют похожие качества и являются супругами небесных нимф (апсарас), которые танцуют при дворе Индры, услаждая Богов
Гандхари – принцесса страны Гандхара, жена Дхритараштры, мать ста сыновей Кауравов
Ганеша (Ганапати, Винаяка, Вигнавинаяка) – «Господь ганов, духовных сущностей, имеющих имя и форму», слоноголовое Божество, первый сын Шивы и Парвати (брат Субраманьи), Бог мудрости, устраняющий препятствия и покровительствующий всем благим начинаниям. Ганеша изображается приземистым человеком с большим животом, четырьмя руками и головой слона с одним бивнем. В трех руках он удерживает анкуш (топор), пашу (аркан) и раковину. Четвертая рука может изображаться в жесте «наделение дарами» или держащей ладду – сладкий шарик из гороховой муки. Его небольшие глаза сияют, как драгоценные камни. Он восседает на крысе, своей вахане, или она его сопровождает, – как символ обузданной суетности и дерзости, эгоистичности и гордыни. Его супруг зовут риддхи и сиддхи (физические и умственные способности). «Что обозначает слово Ганапати? «Га» означает буддхи, интеллект. «На»означает виджняна, мудрость. Ганапати означает Господина интеллекта и мудрости. Он – также Господин ганов, духовных сущностей. Ганы также символизируют чувства. Ганапати, таким образом, еще и Владыка чувств. «Вигато Наяка Итхи Винаяка» – Винаяка – Тот, над кем нет начальника» Сатья Саи Баба
Ганеша-чатуртхи – день рождения Ганеши. Праздник приходится на четвертый день лунного месяца бхадрапад (август-сентябрь). «Все индийские праздники полны трансцендентного смысла и не связаны с земными явлениями. Первое, что делают люди в этот день, – украшают гирляндами листьев вход в дом. Гирлянда листьев – благоприятный знак. Вешая гирлянду, хозяин дома показывает, что он ищет благоприятных событий. В этом есть смысл и с научной точки зрения. Зеленые листья в гирлянде поглощают углекислый газ, выдыхаемый людьми, и выделяют кислород. Поэтому и с научной точки зрения зеленые листья служат для жизненно важных целей. Рано утром в день праздника каждый человек совершает омовение маслом. Личная гигиена благотворно влияет на здоровье. Более того, поскольку Бог обитает как внутри, так и снаружи тела, внешняя чистота также важна. Чтобы достичь внутренней чистоты, следует избавиться от всех дурных качеств и воспитывать хорошие качества. Смысл того, что на праздник надевают новую одежду в том, что также следует заменить грязные тряпки в уме на хорошие мысли. Сердце называют вастрой, словом, используемым и для обозначения одежды. Следовательно, внутренняя чистота должна достигаться очищением сердца. Одевание новой одежды должно служить предзнаменованием очищения сердца внутри. Таким образом, помимо внешних проявлений различные праздничные ритуалы имеют и внутреннее значение. В связи с праздником Ганеши проводится раздача пищи, прасадам, посвященная Божеству в формах Кудумулу и Ундраллу. Какую пищу следует предлагать Божеству? Блюда не должны быть приготовлены с использованием огня или масла. Они должны быть приготовлены на пару. Из рисовой муки, некоторых бобовых и тила (кунжута) готовится особое блюдо для Ганеши. Для приготовления этого блюда также не используется огонь и масло. Смысл в этом подношении такой: в месяце бхадрапада крестьяне собирают урожай кунжута. Его семена обладают лечебными свойствами и полезны для легких и глаз. Когда они вместе с бобовыми готовятся на пару, блюдо становится легко усвояемым. Предложение такой пищи Божеству служит двум целям: она оказывается и вкусной, и здоровой, она доставляет удовольствие и поддерживает здоровье. Таковы были причины проведения различных праздников нашими предками. Только когда человек чист, его интеллигентность расцветает. Только с расцветом интеллигентности может быть достигнута сиддхи (духовная цель). Винаяка управляет и буддхи, и сиддхи (интеллектом и духовной реализацией). Сиддхи означает достижение мудрости. Писания говорят, что Сиддхи и Буддхи – супруги Винаяки, а Кшема (здоровье) и Ананда (блаженство) – два его сына. Сиддхи и буддхи символизируют притягательность Ганапати. Праздник Ганапати – удобный случай очистить свой ум. Люди обычно склонны видеть в других те недостатки, которые имеют сами. Таким путем они пытаются скрыть свои собственные недостатки, приписывая эти самые недостатки другим. Это дурное качество. Человек может совершенствоваться только признавая свои ошибки, а не высматривая эти же ошибки у других. Вы должны видеть хорошее в других и смотреть на собственные дефекты. Только такие люди могут совершенствоваться. Человек совершает насилие над своей природой, не замечая своих недостатков и преувеличивая недостатки других» Сатья Саи Баба
Ганешая намах; Ом Ганешая намах – мантра Ганеши, которой сопровождают любые начинания
Ганешьяма – темно-синий, как дождливые облака, имя Бога Ганеши,эпитет Бога Кришны
ганы – смотри Гана
Гарбхагриха – «внутреннее помещение», «место Зародыша – Хираньягарбхи, то есть Начала и Основы Вселенной», – Святая Святых индийских храмов, – маленькое квадратное помещение без окон и с одним входом
Гарги, Гарги Вачакнави – дочь Вачакну, женщина-мудрец, жена мудреца Гарги, святая подвижница; в Брихадараньяка Упанишаде выступает одним из оппонентов мудреца Яджнавалкьи во время брахмодьи, состязания брахманов на право вести жертвоприношение
Гаруда (Супарна) – «Пожиратель»; «Пожиратель змей», огромный золотокрылый орел, сын мудреца Кашьяпы от жены Винаты; царь птиц, враг демонов-змей нагов, вахана (ездовое животное, колесница) Вишну. В Ведах о тождествляется с огнем и солнцем. Только родясь, он сиянием своих лучей приводит в трепет Богов. Гаруди – птица женского рода. Гаруды – огромные птицы, вечные враги нагов. Благодаря мантре они находят их всегда и везде. Гаруды изображаются в виде птиц с человеческим туловищем, орлиной головой и когтями. Считается что Гаруды могут принимать человеческий облик
Гарудавахана Нараяна – Господь, сидящий на Гаруде, эпитет Вишну
Гарутман – «Крылатый» – ведийское имя Гаруды
Гауранга – буквально «обладающий золотистым, светящимся телом», имя, данное Чайтанье при рождении, великий бхакта, преданный Шри Кришны
Гаури – «светлая», «белоснежная», «золотая», «сияющая»; одно из имен Парвати, супруги Шивы
Гаури Шанкара – Всеблагой владыка гор, – эпитет Шивы
Гаутама Будда – смотри Будда
Гаутама Махариши – святой отшельник, муж Ахальи, превращенной в камень и освобожденной Аватаром Шри Рамой прикосновением к камню, герои эпоса Рамаяна
Гаханаа кармано гатхих – «Тропа поступков ускользающе тонка, ее трудно обнаружить», – провозглашает Кришна в Бхагавадгите. Последствия могут оказать влияние на человека даже по прошествии нескольких жизней. Бог – вечный Свидетель, Мила, которая присутствует в каждом поступке. Если встать на такую точку зрения, человек понимает, что Бог и Личность взаимно переплетены очень сильно. Если бы не было живых существ, то не было бы и Бога. Если бы не было детей, что бы означало слово «отец»? Можно сказать, что Бог проявил Вселенную, чтобы исполнить живых существ деятельностью и одарить их последствиями такой деятельности. Пять элементов служат той же цели. Они помогают установить физические основы жизни в соответствии количеству и качеству последствий совершенных поступков. Существуют области, называемые Локами, где существа обретают великую благость или страшные мучения, заслуженные ими. Эти области или духовные тела невидимы для нас» Сатья Саи Баба
гая – дживы, т.е. индивидуальные души, имеющие праны и индрии, т.е. пять пран (пять жизненных энергий: прана, апана, самана, удана, вьяна) и пять джнана-индрий (органы познания: ухо, кожа, глаз, язык, нос) плюс пять карма-индрий (органы действия: органы речи, руки, ноги, гениталии и органы выделения)
Гаятри – Ведамата (блаженная Мать Вед), одно из имен Богини Савитри – жена Бога Брахмы и Мать Вед. Также название знаменитой мантры Ригведы (РВ, ΙΙΙ. 62.10), прославляющей единого Бога. Она универсальна и обладает большой силой, считается самой важной из всех мантр. Также – стихотворный восьмисложный размер мантры – чандас. «Слово Гаятри означает господство над чувствами. Второе имя Гаятри – Савитри. Савитри означает господство над жизнью. Третье имя Гаятри – Сарасвати, оно означает господство над речью. В Гаятри-мантре говорится о трех сферах: Бхур, Бхувах, Сваха. Бхур означает тело, Бхувах – жизнь, а Сваха – это Праджня, или Постоянное Всеобъемлющее Сознание. Они соответственно символизируют материализацию, вибрацию и излучение. Три мира: Бхурлока, Бхуварлока и Сварлока заключены в самом человеке. Человек является воплощением этих трех миров, а также – трех ипостасей времени. Человек – воплощение космического Божественного начала». «Сказано: «Гаятри чандасам мата», Гаятри – мать всех Вед (то есть святых текстов, написанных просодией чандас). Если вы повторяете Гаятри мантру, вам не нужно читать какие-то другие мантры» Сатья Саи Баба