Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Адарсала –идеалы. Смотри также асала 9 страница




Бхулока – Земля, материальный мир

Бхума, Бхуман – Великий, Огромный, Безграничный, – эпитет Бога

Бхумаа эва сукхам – «Только в расширении счастье», – изречение Упанишад. «Расширение – это жизнь, а узость – смерть» Сатья Саи Баба

Бхумата – мать Земля

бхуми – земля, страна

Бхур – материальный, физический мир, низший план Сознания. Смотри также: Бху, Суваха

Бхур лока – Земля; план земли. В теле человека бху-лока находится в ступнях. «Перевоплощение никогда не может иметь место в других областях Вселенной. Перевоплощение всегда происходит на Земле…. Выражение жизни на Земле идет снизу вверх, через человеческое – к Божественному. Через человеческое рождение достижима следующая ступень – полная реализация Божественного. Человеческая жизнь священна и должна рассматриваться как имеющая наивысшую ценность…. Это (освобождение от рождения и смерти) может иметь место только на Земле. Ни на какой другой планете или в какой бы то ни было области пространства этой безграничной Вселенной не существует больше такой возможности. Она уникальна и ограничена только Землей» Сатья Саи Баба

Бхута, бхута – 1)все сущее (от бху – быть); 2) злой дух – из свиты Рудры-Шивы: пишачи, ракшасы, махабхуты-элементали; 3) составной элемент мира и название любого из пяти элементов природы: земля (притхви), вода (джала), огонь (а гни), воздух (вайю), эфир (акаша). «Вопрос: Откуда происходят эти элементы? Саи: Каждый последующий элемент происходит из предыдущего. Какова причина первого и, следовательно, всех пяти элементов? Брахман – Неизменный, Постоянный, Основа. Каково отношение между человеческим телом и пятью элементами? От Брахмана произошли ятхна и махат (устремление–усилие и космос). Из них – акаша; из акаши – вайю, из вайю – агни, из агни – джалам, из джалам – притхви. Человеческое тело – результат соединения этих пяти элементов» Сатья Саи Баба

бхутабали – жертвенный огонь. «Уничтожение зла в жертвенном огне называется бхутабали. Значение этого слова было впоследствии искажено, и распространилось мнение, что оно означает «принесение в жертву животных», что привело к возникновению недопустимых кровавых ритуалов. Это неверное понимание жертвы. Бали означает «налог», «пошлина». Сегодня мы все платим налоги с нашего имущества, недвижимости и доходов. Однако взимание налогов и пошлин в стародавние времена носило иной характер и имело другую цель, нежели теперь. От нас постоянно требуют уплаты налогов, но они незаконно присваиваются власть имущими. В древности собранные налоги использовались для повышения благосостояния общества. На полученные средства строились водопроводы или прокладывались новые дороги. Жертвуя Богу свои недобрые побуждения, мы получаем в награду то, что вне пределов человеческих возможностей и в чем человек испытывает первейшую и острейшую нужду. Мы жертвуем Богу множество вещей, потому что сам процесс пожертвования доставляет нам удовольствие. Мы приносим ему цветы – не потому, что в Божественном саду недостаточно цветов, а потому, что мы счастливы одарить Его прекрасными цветами» Сатья Саи Баба

бхутадайя – «Бхутадайя, доброта ко всему живому, – одна из наиболее важных добродетелей человека. Вы должны развивать в себе различение, чтобы учиться доброте и умению применять ее в своей повседневной жизни. Это забота о людях и других живых существах, находящихся в беде, и оказание им помощи. Вы должны сделать все необходимое, чтобы уменьшить их боль, их печаль, их беды. Нет смысла просто бесконечно повторять слово «доброта», «доброта», «доброта»; надо применять ее на практике, сделав ее частью своей жизни. Вы должны верить, что доброта – это та же Божественность. Вы должны верить, что сердце, в котором живет доброта, – это храм Бога» Сатья Саи Баба

Бхутакаша, бхутаакаша - плотный физический аспект Вселенной; плотная часть Вишвасварупы, космической формы Господа. Проявленный мир, ассоциируемый с чувственными органами. «Этот плотный аспект Вселенной – Бхутакаша, столь необъятный, – всего лишь мельчайшая частица тонкого или ментального аспекта Вселенной – Читтакаши. В тонкой Вселенной известная нам физическая Вселенная подобна лишь атому» Сатья Саи Баба

Бхутанатх – Владыка пяти элементов. «Господь будет проявляться в каждой эмоции, которую человек связывает с Ним. Если Он воспринимается как Монстр, или Бхута, Он будет наводить ужас как Монстр. Если Его представляют себе и верят в Него как в Бхутанатху (Владыку пяти элементов), то Он будет проявлять Себя соответствующим образом» Сатья Саи Баба

Бхутатма – душа или «я» всех сущностей (джива); Бхутатма всех бхутатм – Вселенская Душа

бхута яджня – жертвоприношение, посвященное всем живым существам

бхуты – существа, составляющие свиту Шивы-Бхутешвары, Владыки бхутов. Пураны приписывают им двойственные функции – хранителей дома, деревни или местности, где они поселились, и демонические, враждебные людям – способность превращаться в различных животных, оборотней, сущностей, обитающих на кладбищах

бхушана – украшение;похвала. «Многие верующие жертвуют храмам всевозможные драгоценности для украшения статуй Божеств. Единственное украшение, нужное Богу, – это любовь преданного. Никакое другое украшение не будет по-настоящему достойным Бога. Поэтому вместо того, чтобы приносить драгоценности, лучше пожертвуйте денег в пользу Нараяны – в форме нуждающихся человеческих существ. Неправильно ждать всех благ от государства. Людям нужно объединяться и пытаться удовлетворить свои требования совместными усилиями. Только тогда они превратятся в единую человеческую семью. Все они и в самом деле – братья и сестры и в таком духе должны трудиться сообща. Каким образом, вы думаете, государство может выполнить все ваши пожелания? Собирая деньги у народа, то есть у вас. Не лучше ли самим людям более разумно и с большей пользой использовать свои деньги? Такой способ жизни, основанный на дружелюбии и взаимной поддержке, был воспет еще в Ведах. Ими уже было провозглашено, что жертвенность – единственный путь к бессмертию. Необходимо изобрести способы, гарантирующие использование фондов ашрамов и церквей исключительно на общественные нужды. Встает вопрос о поддержании нормальной работы системы водоснабжения. Если, к примеру, в каком-то месте выйдет из строя труба, вовсе не обязательно сидеть и ждать, пока приедет аварийная служба. Местные жители должны проявить инициативу и починить трубу сами. Почему бы сельским жителям ни проявлять такую согласованность и единство? Отсутствие общности – причина всех бед. Процветание не возможно, пока нет единства. Пусть же это единство крепнет. Пусть те, кто обеспечен, поймут, что их богатство нажито трудомбольшинства» Сатья Саи Баба

В

ваакшуддхи – чистые слова. «Даже если вы не способны или не расположены служить другим, воздержитесь, по крайней мере, от причинения вреда, это уже будет достойным похвалы служением на деле! Например, возьмем произносимые вами слова, вашу речь, «ваак». Я неизменно повторяю, что чистые слова (Ваакшуддхи) ведут к чистому разуму (Маношуддхи). Вот почему Я настоятельно рекомендую говорить спокойно, говорить мягко и говорить мало, то есть, говорить саттвически. Без гнева, возбуждения и ненависти. Такой разговор не вызовет ссоры, повышения кровяного давления и разногласий. Он будет способствовать взаимоуважению и любви» Сатья Саи Баба

Ваасудева, Васудева, Васудэва – «сын Васудевы», имя Кришны

Ваджапеяведийский жертвенный ритуал обновления царской власти. Предусматривал гонки на колесницах с обязательной победой в них царя. Затем следовал ритуал с поднятием на возвышение – жертвенный столб юпа с касанием рукой навершия столба в форме колеса и провозглашением «Мы достигли неба!», «Мы стали бессмертными». Вкушение жертвенной пищи над навершием юпы являлось символом приобщения к неиссякаемому Божественному источнику и обретение благоденствия для державы до окончания года, когда совершался новый ритуал

Ваджра – «громовая стрела», мифическое оружие царя Богов громовержца Индры в его сражениях с демонами, образец твердости и мощи

Ваджрастра – Божественное оружие, преданное Вишвамитрой Раме

Вайвасвата – «Сын Вивасвана» (Солнца), имя Бога смерти Ямы а также первочеловека Ману. Первый из умерших (Яма) и первый из живущих (Ману) происходят, таким образом, от общего отца – Солнца

вайдиккарма духовная, полученная из наставлений Вед или священных писаний. «Карма, которая просто поддерживает жизнь, материальна. Вайдик, которая поднимает человека к Божественному, основана на Ведах или поздних текстах, таких, как Шастры или Самрита». «Предписанная в писаниях Карма исполнена опытом многих поколений искателей истины. Духовная Карма посвящена очищению сердца, чтобы в нем мог поселиться Бог. Карма – поток, несется вперед и безостановочно вращает колесо жизни» Сатья Саи Баба

вайдхьялайя – больница

Вайдьо Нараяно Харих – «Господь – высший врач», – изречение Бхагавад Гиты

Вайкунта, Вайкунтха – «то, в чем отсутствует притупленность», «небесная обитель»; имя Вишну и небо Вишну, небесная обитель Богов, находящаяся на вершине горы Меру. «Слово Вайкунтха переводится как «без печали и страдания». Это место, где царит совершенный духовный мир и отсутствует тревога и страх» Сатья Саи Баба

Вайкунтхава – «острый, лучистый», – эпитет Вишну

Вайкунтхадхама – Обитатель небесных чертогов – Вайкунтхи

вайкхари – «вторичное», изменчивое, трансформируемое. «Все движущееся и недвижущееся в мироздании можно разделить на четыре категории, обозначаемые как пара (наивысшее, далекое – в пространстве и времени), пашьянти (то, что доступно в и дению), мадхьятма (то, что видно в «середине») и вайкхари («вторичное», изменчивое, трансформируемое). Если мы детально и тщательно рассмотрим эти категории, мы обнаружим, что первые три из них не проявлены и существуют в скрытой форме. Четвертый аспект, который относится к рождению, смерти и изменчивым сторонам как жизни, так и живый существ, составляет только четверть всего содержимого мироздания. Другие три аспекта связаны с бессмертием. И не смотря на то, что три четверти мироздания обладают качествами, соотносимыми с бессмертием, намного большую ценность мы мы предаем преходящему – тому, что имеет непосредственное отношение к нашей повседневной жизни. Именно в этой связи наши древние мудрецы, риши, оставили нам следующее изречение: «Вишвам Вишнуху», означающее, что все творение есть лишь проявление Вишну» Сатья Саи Баба

вайраги, вайрагин – йогин, достигший полного бесстрастия и непривязанности; не имеющий эмоций «привязанности» и «неприязни»

вайрагья – «непривязанность»; «отвращение (ума от объектов чувственного восприятия)»; «отрешенность», отречение от мира, земных страстей, воспринимаемых как преходящее, временное, иллюзорное; «беспристрастность»; бесстрастие, полное отсутствие привязанностей и мирских желаний. «Вайрагья – это не отказ от домашнего очага и уединение в лесу. Она означает развитие Божественных мыслей и уменьшение земных чувств. Именно путем такого гармоничного развития человек достигает пракрита шакти (контроль над силами природы). Когда эти силы получены, в человеке увеличивается и сила ума». «Отрешенность, или вайрагья. Если человек удовлетворен всем в своей жизни, он естественным образом обретает вайрагью Но не путайте отрешенность, или непривязанность, с положением человека, у которого и на самом деле ничего нет. Человек может жить в полном довольстве и комфорте, но если он полностью осознает их преходящую природу и отрекается от материального стяжательства, то его называют отрешенным, вайраги. Будет ошибкой полагать, что для этого необходимо бросить дом, семью и уйти отшельником в лес. Истинная отрешенность – это умение обуздать свои потребности, ограничить их до необходимого минимума и полностью этим довольствоваться. К примеру, у вас дома хранится мешок риса, и вы рассчитываете питаться этим рисов целый месяц. А вы уверены, что доживете до конца этого месяца? У вас родился ребенок, и вы начинаете беспокоиться и откладывать деньги на то, чтобы лет эдак через двадцать он получил образование в каком-нибудь престижном заведении Америки. Каков в этом смысл? Откуда вам знать, что может произойти с вами в следующий момент? Живите «здесь и сейчас», – довольствуйтесь тем, чем владеете в данный момент. Не желайте и не устремляйтесь вослед новых и все более заманчивых предметов. Можно оставаться в семье, но не иметь семьи внутри себя. Рамакришна Парамахамса так сказал по этому поводу: «Вы можете спустить лодку на воду, но не позволяйте воде проникать в лодку». Живите в миру, но не делайте запасов на будущее и ни о чем не беспокойтесь. Исполняя свой долг, предельно сосредоточивайтесь на выполнении своей текущей задачи – это и будет истинной отрешенностью. Именно это имел в виду поэт Вамана, когда сказал: «Обсуждайте то, что происходит на данный момент, но не говорите о будущем и не тревожьте окружающих». Если мы будем развивать в себе такие качества, мы сумеем развить в себе истинную вайрагью. Нельзя делить мир на то, что принадлежит вам, и на то, что принадлежит Богу. В действительности все принадлежит Богу, вам же следует развивать в себе подобное осознание» Сатья Саи Баба

Вайшампаяна – потомок Вишампы, «защитник народа», ученик Вьясы, дядя Яджнавалкьи. В Махабхарате повествование ведется от имени Вайшампаяны

вайшамья – отсутствие равновесия

Вайшва – Вишва – Вселенная

Вайшванара – «Вездесущий», «Вселенский», «Всенародный»,«Тот, кто поддерживает всех людей», «Присущий всем, относящийся ко всем людям»; внешнее сознание; всеобщее в человеческих существах, в частности, огонь пищеварения; погребальный огонь. «Одно из имен Агни – Вайшванара – биологический огонь, отвечающий за метаболизм, огонь пищеварения во всех людях» Сатья Саи Баба

Вайшешика-даршана – «школа индивидуальных свойств», одна из шести даршан (философских систем Индии), основанная в первых веках нашей эры мудрецом Канадой

Вайшнава Шастры – Священные Писания вишнуитов

Вайшравана – «широко известный», «знаменитый», «прославленный», «сын Вишраваса», Бога богатства Куберы

вайшьи – одно из четырех сословий древнеиндийского общества, – третьей касты, – земледельцев, позже – купцов, занимавшихся в основном торговлей, также крупные землевладельцы. Низшая каста свободных, или «дваждырожденных». «Они должны пытаться сделать течение торговли ровным и быстрым, развивать каналы коммуникации, чтобы связать нации в одно сообщество и умножить богатство в мире. Это их задача. Они должны делать все необходимое, чтобы не уменьшались и не нарушались гармония и согласие между народами. Они должны стремиться к Яшасча (славе великих дел и благородных достижений) и Варчасча (благородство воказании помощи по развитию образования и здравоохранения путем создания школ, больниц и тому подобное). Они должны направить свое богатство на развитие всех полезных начинаний. С помощью этого укрепится добродетель и праведность» Сатья Саи Баба

вайшья – представитель касты торговцев

Вайю, Ваю – элемент воздух, ветер и Бог ветра Павана (одно из имен которого – «Анила» – ветер). Второй из пяти первоэлементов природы – воздух, – движущий принцип расширения и сжатия, представленный нашим чувствам газообразным состоянием. Жизненная сила, существующая в теле в форме праны. Ассоциируется с Сарасвати, то есть с речью «на языке», осуществляемой с помощью дыхания (ветра). Все упа - и панча-праны в организме человека управляются посредством вайю. Каждая вайю связана с одной праной и имеет то же название, что и соответствующая ей прана. В Аюрведе – доша Вата в действии. «Вопрос: Каковы 5 форм следующего элемента, вайю? Саи: Самана, вьяна, удана, прана, апана. Вопрос: Как они называются в теле? Саи: Панчапрана, 5 витальных, жизненных энергий». «В Ведах слово Бхарата применяется как эпитет Вайю (ветра; стихии воздуха) и Индры (Царя Богов, олицетворяющего небо). На земле существует Агни (аспект Иды), в воздухе – Вайю (Сарасвати), в пространстве (небе) – солнечные лучи (Бхарати). Эти три аспекта Богини – огонь, ветер и солнце – Веда связывает с различными состояниями Бхараты и утверждает, что Богиня пронизывает собой Бхарату и весь мир. Мы должны воспринимать Иду, Сарасвати и Бхарати как три состояния одного и того же Божественного Начала. Они не существуют в отдельности, и каждую фазу нужно рассматривать в связи с другими двумя. Этому учит Веда. Только с точки зрения обыкновенной житейской практики мы можем сказать, что это – ветер, а это – солнечные лучи, но это простой и поверхностный взгляд. Нетрудно заметить: отсутствие хотя бы одного из трех аспектов приводит к тому, что остальные становятся неуловимы. Если нет солнца, нет воздуха и огня. Если нет воздуха, мы не способны постичь сущность огня и солнечных лучей. Если нет огня, то становятся недоступными воздух и солнце. Таким образом, огонь, воздух и солнце – неразделимые и существующие в единстве аспекты Бхараты» Сатья Саи Баба

Вайюдева – Бог ветра

Вак – речь или звук; «Вак – это Гаятри, и все объекты, или Бхута, – это Вак, они обозначаются с помощью Вак и относятся к Вак. Вак – это речь или звук. Именно Вак описывает их, именно Вак провозглашает их, именно Вак обозначает их». См. Сатья Саи Баба «Дхарма-Вахини», гл.7, с48. «Даже используя слово вак (речь), следует быть очень осторожным, так как оно относится только к словам ведического происхождения» Сатья Саи Баба

вакпарушья – грубость в речи, один из пороков

Вакпати – Владыка слова, тождественно и равнозначно: Вачаспати или Брихаспати (Владыка речи, Владыка голоса)

Вакрупини – воплощение речи

Вали – старший брат царя обезьян Сугривы, сын обезьяны и Бога Индры, герой Рамаяны

валлабха – возлюбленный

Валлабхачарья – (1478–1530), выдающийся мыслитель и проповедник кришнаитского бхакти, сторонник шуддха-адвайты (чистого монизма), автор комментариев к Бхагавата-пуране

Валмики, Вальмики – «Муравей, Муравейный»; Божественныймудрец- риши, первый поэт (адикави), автор первого настоящего литературного произведения (адикавья) – эпоса «Рамаяна» на хинди и эпического стихотворного размера (шлоки). Сам Брахма вдохновил его на создание поэмы об истории Рамы, заверив, что ни одного слова лжи не сойдет с его уст. «Твердость и решимость можно использовать как для добра, так и для зла. Как вы будете использовать эти качества, зависит от вас. В раннем возрасте, когда великий мудрец Вальмики был Ратнакарой, презренным вором, он использовал все свое мужество, отвагу, твердость и т.д. для зла. Благодаря своему знакомству с семью мудрецами, риши, слушая их учение, призывающее его постоянно повторять имя Бога, он смог преобразить свою жизнь и использовать непреклонную решимость и силу на благо человечества. Имя Рамы не сходило с его уст. Вот как он стал автором Рамаяны – великой эпической поэмы, рассказывающей о жизни Рамы. Следовательно, не следует использовать постоянство и твердость для плохих дел или даже для обычных мирских дел. Вместо этого используйте смелость и решительность, чтобы достигнуть Благодати Бога». «Необходимо добиваться полного отсутствия сознания тела. Именно так, предав забвению тело и воспевая имя Рамы, разбойник Ратнакара стал поэтом Вальмики, который дал миру Рамаяну. Он настолько погрузился в произнесение имени, что над ним вырос муравейник» Сатья Саи Баба

Вама – «красивый», «благородный», – эпитет Шивы; в ж.р. – эпитет Дурги

Вамадева – имя святого мудреца, риши, сына Божественного мудреца Васиштхи

Вамана - «Карлик»; пятое воплощение Бога Вишну (описано в Ригведе и Вишну-пуране). По просьбе Ваманы демонический царь Бали, захвативший власть над тремя мирами, пожертвовал Ему землю длиной в три шага, и эти шаги охватили три мира. Смотри также: Бали

Вамсимохан – «Великий чародей»; Тот, кто зачаровывает Своей флейтой, – один из эпитетов Кришны

Ван – Тот, Кто имеет могущество, эпитет Бога

вандана – благоговейное отношение к природе и всему живому

ванамала – гирлянда Кришны

Ванамаладхари – Тот, кто украшен гирляндой ванамалой, – Кришна

ванапрастха – отшельник;третьястадия жизни человека в индуизме, соответствующая уединению, жизни в лесу, размышлениям о Божественности, отказу от всех желаний, от привязанности к миру. «На стадии ванапрастха человек чувствует, что вся двойственность лишена основания и ложна. Он отказывается от всех желаний, от следов привязанности к миру; ему не нравится жить в людных местах; он не жаждет достичь победы, воспевая мантру, и таким образом ведет аскетическую жизнь, питаясь только сырой пищей, главным образом фруктами и листьями в умеренном количестве. Живет в обществе мудрецов и махариши, слушает их наставления и решительно становится на путь осознания Бога. Ванапрастха должен получить согласие своей жены, когда он уходит в уединение, чтобы посвятить жизнь садхане (духовной практике), а также обязан должным образом позаботиться о детях. Если жена хочет сопровождать его, он должен взять ее в духовное странствие. Однако впредь они должны жить не как муж и жена, а как брат и сестра. Чтобы достичь этих новых взаимоотношений, жизнь в доме можно заменить жизнью ванапрастхи. Но с другой стороны, если прежняя жизнь продолжается, это не соответствует ванапрастхе. Ванапрастха не должен жить там, где живут семейные люди. Он должен соблюдать обеты, предписанные для каждого времени года. Он должен смело встречать дождь, солнце и холод в любое время года. Он должен быть бдителен, чтобы непостоянный ум не увлек его к чувственным наслаждениям. Он должен искать и находить наслаждение только в размышлении о Боге и в распространении Его славы» Сатья Саи Баба

ванара -обезьяна

Вангмайи – Тот, кто есть воплощение речи, – одно из имен Бога

вандана – почтение; приветствие, восхваление, почитание Божества молитвой

ванданам – молитвенное простирание, приветственное преклонение перед Господом или Его изображением; смиренный отказ себя (от эго); благодарность за обретенное благословение; предание Богу в виде жертвы пяти органов чувств и пяти органов действия. Символически это выражается приветственным жестом намаскарам, где сложенные вместе ладони означают «многое в Одном»

вандита – поклоняться; почтенно приветствую

вани – голос

вапрагайя, вапрагая – беспристрастность, одно из шести качеств Бхагавана

вара – «заботящийся»; муж, супруг. Божественный дар. Гаури вара – супруг Гаури

Варанаси – «слоновый» или Хастинапура (город хоботорукого – Ганеши), современный Бенарес, в древности назывался Каша, Каши; древнейший город в штате Уттар Прадеш, религиозная столица индусов. По другой версии город носит название по месту расположения – он построен на месте впадения в Ганг двух рек – Варна (Барна) и Аси

Вараха – вепрь; дикий кабан, одно из десяти воплощений Вишну. В образе свирепого вепря Бог сразился с демоном Хираньякшей, непримиримым врагом Богов, утопившим землю в океане. Поединок, продолжавшийся тысячу лет, закончился победой Варахи, затем поднявшим землю на Своих клыках из первобытных вод, создав тем самым мир

варенйам – самый почитаемый, заслуживающий поклонения

варна – «цвет», «окрас»,каста; смотри варны

Варнашрама дхарма – закон периодов жизни; смотри ашрама, варны

варны – буквально «цвета»; отличительные цвета касты, сословных групп общества. Деление относится к физическому аспекту и совсем не влияет на духовный. Они указывают на физическое, социальное строение общества, на которое делилось население древней Индии. В индийской традиции существует четыре основных касты: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Брахманы – священнослужители, духовные учителя, жреческое сословье. Кшатрии – воинское сословье, правители. Вайшьи – торговцы, высшие представители ремесленников и земледельцев. По законам Ману на вайшьев возлагалась обязанность питать членов двух высших каст – брахманов и кшатриев. Шудры – производители и накопители материальных благ; низшие слои населения, – ремесленники, работники, зависимые земледельцы и прочие, призванные служить трем высшим варнам. Есть еще хариджан, неприкасаемые, люди, находящиеся вне каст нижекаст. Еще есть те, кто поднялся выше каст – авадхуты. До сих пор большинство индийских каст возводит свое происхождение к одной из варн. «Слово варна можно понять во всех его значениях, если только задаться глубоким вопросом относительно этого. Наиболее известное и повсеместно употребляюшееся людьми значение слова варны – «цвет». Но многим неизвестно, как это слово получило такое значение. Это необходимо прояснить, чтобы понять истинное значение слова. В слове варна корень «вр» значит «описание», «тщательная разработка» и процесс «счета». Корни «р», «рн», формирующие такие слова, как «рамана», значат «наслаждение, удовольствие». Следовательно, варна обозначает «принятие с наслаждением после тщательного рассмотрения»». «Зачем существуют варны, ашрамы, правила и ограничения, связанные с ними? Саи: Они необходимы, пока ты не стал свободным от привязанностей, рага. Ради этого необходимо выполнять предписания, ограничения и правила с точностью до последней буквы. Лекарство нужно принимать, пока упорствует болезнь. Для каждой болезни есть свое лекарство, которое ее вылечивает, не так ли? А также специальная диета и режим. Когда человек победит болезнь, он может пировать спокойно. Если больной и здоровый участвует в одном пиру, это ведет к тяжелым последствиям. Варны и ашрамы – лекарство, предписанное тем, кто страдает болезнью бхаварога, болезнью привязанности к миру. Рага (привязанность) есть рога (болезнь), и рога исчезнет только тогда, когда строго соблюдается режим. Если ты не усвоишь этого, ты не спасешься. Таково истинное значение Веданты; кто знает это, достигнет мукти, освобождения, к какому бы ашраму он ни принадлежал». «Упомянутые выше четыре касты – это всего лишь четыре члена одного тела. Они взаимосвязаны. Нет основания заявлять, что один – высший, а другой – низший. Каждый выполняет свою функцию – и все тело может быть здоровым и счастливым. Каждый человек может достигнуть высшего состояния сознания, исходя из собственного положения. Древняя организация ведических варн основана на этих высоких идеалах в соответствии с Божественным замыслом. Этот замысел подтверждает истину, что четыре касты были членами одной Божественной Космической личности, или Пуруши. Имеющие чистую саттвическую природу и находящиеся в высшем знании или мудрости, то есть брамины, провозглашаются лицом Космической личности. Сильные физически, смелые, имеющие в своей природе саттвические и раджасические качества, кшатрии – руки Космической личности. Те, у кого раджасическая природа смешана с тамасом, преуспевающие в торговле, коммерции, вайшьи – бедра Космической личности. Бог в Риг Веде описывается поэтому как удивительное и великолепное воплощение этих компонентов. Но эта святая и глубоко значимая организация варны попадает в руки неразумных эгоистичных людей, они истолковывают ее в своих писаниях так, как заблагорассудится. Этим они приносят миру огромный вред. В результате такая система представляется сегодня как способ подавления превосходством ничтожества! Каста – это Сама Космическая личность, выраженная как человеческое общество. Это видимая форма Господа, ощущаемая в каждом Его члене. Очень прискорбно, что эту истину осознают далеко не все. Исключительная судьба этой страны, Бхараты, заключается в том, что Господь как физическое соединение таких «кастовых членов» обеспечивает миром, гармонией, процветанием и благосостоянием все человечество. Не зная этой правды, люди утверждают, что такая система придумана человеком и что на самом деле все люди равны. Они основывают свои заявления на внешних характеристиках и на том, что все люди принадлежат к одному виду. Но из разницы характеров и профессий вытекают различные группы. Это неизбежность развития. Никто не сможет это отрицать. В человеческом мире саттвическая природа присуща не всем. Лишь немногие обладают ею, человек не может заявлять, что все люди являются одинаковыми лишь исходя из своей внешности. Нам следует разграничивать и различать группы, которые обладают саттвическими, раджасическими, тамасическими характеристиками, или те группы, в которых такие характеристики сочетаются. Никто не может опровергнуть это. В общем, люди, у которых доминирует тамасическая природа, считаются шудрами, но разве не может быть среди них тех, кто обладает чистыми саттвическими качествами? А среди тех, кто считается браминами с чистым саттвическим типом, разве нельзя найти людей, у которых доминирует тамас? Следовательно, Ведическая религия Бхараты утвердила, что касту нельзя определять только на основе рождения в определенной семье, ее следует основывать на чертах характера и на занятиях. Четыре варны – это четыре члена Божественного тела, Единого и единственного Господа. Каждый член важен и приобрел свое значение благодаря собственной роли. Цель каждого члена – служить Господу через служение человеку, реализуя его в соответствии с Дхармой, установленными нормами поведения и моральным кодексом. Некоторые люди заявляют, что шудры не имеют права и не обладают способностями заниматься духовной садханой или тапасьей, и что всем этим обладают только брамины. Нам здесь нужно только вспомнить, что такие ограничения свойственны лишь природе шудр, но не людям, рожденным, как шудры. Принимать решение может лишь природа брамина, но не люди, рожденные браминами. Коровы бесполезны для скачек, а лошади не пригодны для дойки, такое утверждение основано на природе и качествах самих животных, но не на вражде и ненависти между ними. У лошадей и коров четыре ноги, но сама их природа решает, кто пригоден для доения, а кто – нет. Касты основаны на внутренней природе, на свойствах человека, на выполняемой им профессии, а не на расе или месте рождения» Сатья Саи Баба Смотри также: касты





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 462 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2052 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.