Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 48 страница




Размывание жестко-традиционных для древнерусского искусства художественных форм сказалось и в возникновении нового жанра — портрета-парсуны. Первые портретисты (Симон Ушаков, Иван Безмин, Григорий Одольский и др.) постепенно осваивали приемы западноевропейской живописи, пытались передавать индивидуальные особенности модели.

В XVII в. процессы «обмирщения» были заметны и в зодчестве. Строились новые города, разрастались старые. Число каменных административных, хозяйственных зданий (Гостиный двор в Архангельске архитектора Д. М. Старцева), жилых построек (дома Поганкиных в Пскове, Коробовых в Калуге, Аверкия Кириллова в Москве). Для церковного зодчества были типичны 5-главые церкви с пышным «узорочным» убранством фасадов — прихотливыми наличниками, фигурной рельефной кладкой, изразцовыми вставками и т. п. (церковь Троицы в Никитниках в Москве). Большой декоративной выразительностью отличались церкви, завершенные не традиционным 5-главием, а комбинацией шатров (3-шатровая «Дивная» Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, 5-шатровая церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве). Как «неканонические» шатровые завершения храмов были запрещены в ходе церковной реформы патриарха Никона. Традиционную монументальность сохраняли храмы Ярославля (церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоанна Предтечи в Толчкове и др.) и северных городов (церкви Владимирская и Рождества Богородицы в Каргополе, Иверский монастырь на Валдае). Идею превосходства духовной власти над светской воплощал построенный в 1670 — 1683 гг. ростовский Кремль.

В конце XVII — начале XVIII в. достаточно широкое распространение получили постройки в стиле т. н. «нарышкинского барокко» (более точный термин — «московское барокко»), отличительными особенностями которого были симметричность композиции, пышный белокаменный декор. В «нарышкинском» стиле сооружались не только храмы и монастыри (московские церкви Покрова в Филях, Троицы в Троицком-Лыкове, трапезная палата, колокольня, надвратные Преображенская и Покровская церкви Новодевичьего монастыря в Москве), но и светские постройки — Сухарева башня в Москве (архитектор М. И. Чоглоков), построенная для стрельцов Сухарева полка.

В декоративно-прикладном творчествееще были сильны идеи защитников «старины», отстаивавших исконные традиции. Впрочем, передовые представители нового направления, такие как боярин А. Л. Ордин-Нащокин, остерегали от слепого подражания западным образцам, иноземной моде и быту. Главными заказчиками на декоративные изделия были дворяне и купцы. Декоративно-прикладное искусство все шире входило в быт, тяга к материальности уживались в искусстве с нарядностью и роскошью. Яркая красочность, богатство «русского узорочья» достигли в XVII в. особой пышности.

II

1262 — архиепископу Кириллу болгарский князь Яков-Святослав подарил Кормчую книгу: сборник церковных и светских законов.

1273 — общерусский съезд иерархов Русской православной церкви.

1220 — 1280 — экстремальные природные явления, изменение климата, которые негативно отразились на сельском хозяйстве.

1325 — митрополит Петр, первый святой покровитель Москвы, заложил первую каменную московскую церковь Успения пресвятой Богородицы.

1373 — основание Сергием Радонежским Троице-Сергиевого монастыря.

1392 — по заказу боярина Федора Кошки создан серебряный оклад Евангелия.

1442 — серб Пахомий Лагофет на основе южнославянских и древнерусских сочинений создал «Хронограф».

1475 — 1479 — строительство Успенского собора в Московском Кремле.

1490 — церковный собор, осудивший новгородско-псковских еретиков.

1484 — 1489 — строительство Благовещенского собора в Московском Кремле.

1492 — митрополит Зосима (Брадатый) составил «Изложение пасхалии», где провозгласил Москву Новым Константинополем, а московского князя Ивана III — государем и самодержцем всея Руси.

1505 — 1509 — строительство Архангельского собора в Московском Кремле.

1523 — сочинение «Послание на звездочетцев» инока Псковского Елеазарова монастыря Филофея: дальнейшее развитие теории «Москва — третий Рим».

1530 — 1532 — строительство церкви Вознесения в Коломенском в честь рождения Ивана IV (Грозного).

1551 — «Стоглавый» собор Русской православной церкви.

1555 — 1561 — строительство Покровского собора «что на Рву» (Василия Блаженного) в Москве.

1564 — на Печатном дворе Московского Кремля дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую книгу «Часослов».

1589 — установление патриаршества и избрание первого русского патриарха Русской православной церкви.

1621 — в Посольском приказе для царя и его окружения начала составляться первая газета «Куранты».

1628 — 1653 — строительство московской церкви Троицы в Никитниках.

1648 — царь Алексей Михайлович послал по городам указ, запрещающий выступления скоморохов: разгонять «позорища» (зрелища), а «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» (музыкальные инструменты) ломать и жечь.

1654 — церковные реформы патриарха Никона, начало религиозного раскола.

1672 — начал действовать придворный театр — «Комедийная храмина».

1685 — патриарх Иоаким благословил основание Славяно-греко-латинской академии.

III

Аввакум Петров — глава старообрядчества и идеологического раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646 — 1647 гг. — член «Кружка ревнителей благочестия». Выступил против реформ Никона. Сослан с семьей в 1653 г. в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 г. возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 г. сослан в Медень. В 1666 — 1667 гг. осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». По царскому указу сожжен.

Башкин Матвей Семенович — вольнодумец середины XVI в., дьяк. Выступал против официальной церкви, иконопочитания и холопства. Осужден церковным собором 1553 г. как еретик, заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Вассиан Косой (Василий Иванович Патрикеев) — князь, боярин, писатель, с 1508 г. — глава нестяжателей. Пострижен в монахи. Обвинен в ереси на церковном соборе 1531 г. и сослан в Волоколамский монастырь.

Гизель Иннокентий — деятель украинской культуры, историк. Ректор Киево-Могилянской коллегии, с 1656 г. — архимандрит Киево-Печерской лавры. Автор «Синопсиса».

Даниил Черный — живописец, расписывал совместно с Андреем Рублевым Успенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде.

Дионисий — живописец, автор иконы «Спас в силах» и фресок Ферапонтова монастыря (совместно с сыновьями).

Епифаний Премудрый — монах, писатель, автор житий Стефана Пермского и Сергия Радонежского.

Иосиф Волоцкий (Иван Санин) — основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско-московской ересью и нестяжателями. Автор сочинения «Просветитель». Канонизирован Русской православной церковью.

Истомин Карион — поэт, переводчик, один из первых московских просветителей, автор силлабических стихов, стихотворных сочинений, «Книги вразумления», «Малого букваря» и «Большого букваря», энциклопедии «Полис».

Карпов Федор Иванович — дипломат, публицист. В 1508 — 1539 гг. руководил восточной внешней политикой России; с 1538 г. — окольничий. Написал ряд публицистических посланий Максиму Греку и митрополиту Даниилу.

Крижанич Юрий — по происхождению хорват, ученый-энциклопедист, писатель, сторонник идеи славянского единства, в котором главную роль отводил Московскому государству. Автор статей и трактатов, в т. ч. «Политики».

Курицын Федор Васильевич — дьяк, писатель, дипломат, приближенный Ивана III. Глава московского кружка реформаторов церкви.

Лихуды (Иоанникий и Софроний) — братья-греки, учились в Падуанском университете в Италии. С 1685 г. — в России, преподавали в Славяно-греко-латинской академии, были ее фактическими руководителями.

Магницкий Леонтий Филиппович — автор первого русского печатного учебника «Арифметика», который использовали в России в школьном образовании с конца XVII в.

Макарий — митрополит, писатель; глава иосифлян и кружка книжников, члены которого распространяли церковную литературу. Лидер борьбы против секуляризации церковных земель. Составил сборник «Великие Четьи Минеи», редактировал «Степенную книгу».

Максим Грек (Михаил Триволис) — публицист, богослов, переводчик. В 1518 г. приехал из Ватопедского монастыря на Афоне в древнерусское государство, сблизился с церковной оппозицией, был осужден на церковных соборах. В 1988 г. канонизирован Русской православной церковью.

Медведев Симеон (Сильвестр) — писатель, деятель русского просвещения. Автор записок о восстании 1682 г., богословских сочинений, силлабических стихов, составитель первого русского богословского труда «Оглавление книг, кто их сложил». В 1689 г. казнен за поддержку царевны Софьи.

Никон (Минов Никита) — с 1652 г. патриарх Русской православной церкви. Инициатор религиозных реформ, вызвавших раскол церкви. В 1658 г. оставил патриаршество, сослан в 1667 г. в Сибирь. Последние годы жизни провел в скиту.

Нил Сорский (Майков Николай) — основатель и глава нестяжателей. Развивал идеи нравственного самосовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов.

Ордин — Нащокин Афанасий Лаврович — дипломат, боярин, воевода, руководил Посольским приказом, в 1672 г. постригся в монахи.

Палицын Авраамий — келарь Троице-Сергиевого монастыря, писатель, автор сочинения «Сказание» об истории России начала XVII в., в т. ч. о Смутном времени.

Пересветов Иван — писатель-публицист. Служил в Великом Княжестве Литовском, с 1539 г. — в Москве. В своих сочинениях (посланиях Ивану IV Грозному) выступал за укрепление самодержавия, военную реформу, ликвидацию Казанского ханства.

Прохор с Городца — живописец, в 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублевым расписал фресками Благовещенский собор Московского Кремля.

Рублев Андрей — живописец, мастер московской школы иконописи. Создал икону «Троица», участвовал в росписях Благовещенского собора в московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425-1427), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (1420-е).

Ртищев Федор Михайлович — дворецкий, окольничий, глава ряда приказов, член «Кружка ревнителей благочестия». На свои средства открыл ряд больниц, богаделен, школу в Москве при Андреевском монастыре.

Сильвестр — священник московского Благовещенского собора, духовник Ивана IV. Автор особой редакции «Домостроя» и многих посланий. В 1560 г. постригся в монахи.

Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петровский — Ситнианович) — белорусский и русский общественный и церковный деятель, наставник царских детей. Организовал в Московском Кремле типографию, один из основоположников силлабической поэзии и драматургии.

Тимофеев Иван — дьяк ряда приказов в Москве, Новгороде и других городах, автор «Временника» — важнейшего источника по истории России середины XVI — начала XVII в.

Ушаков Симон — живописец, гравер. Создал иконы, парсуны, миниатюры, написал трактат об истории русской живописи.

Феодосий Косой — еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 г. распространял «Новое учение», отвергал официальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал равенство людей. В 1553 г. бежал в Литву.

Феофан Грек — живописец из Византии. Работал в древней Руси во второй половине XIV — начале XV в. Вместе с А. Рублевым и Прохором с Городка в 1405 г. расписал Благовещенский собор в Московском Кремле. Автор фресок церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.

IV

Барокко — (от итал. вагоссо — странный, причудливый) — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и России конца XVI — середины XVIII в. Характерны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности.

Живопись монументальная — произведения большого формата, которые пишутся на поверхности стен или перекрытий здания. Их иногда называют росписями.

Знаменщик — мастер-иконописец, намечавший основной рисунок иконы. Появились, когда написание икон стало групповым в целях ускорения их изготовления.

Иконостас (от греч. geikon и греч. stasis — место стояния) — перегородка с иконами и резной дверью в православном храме, отделяющем алтарную часть от основной части церкви. Тип высокого иконостаса в рядами (чинами) икон сложился на Руси в начале XV в.

Киево-Могилянская духовная академия — первое высшее учебное заведение Украины, организована в 1632 г. при слиянии Киевской братской школы и школы Киево-Печерской лавры.

Отреченные (подметные) книги — книги, привезенные на Русь из Византии и отчасти с Западной Европы («Остролог», «Аристотелевы врата», «Мысленник», «Разумник», «Зелейник», «Метание», «Чаровник» и др.). К ним причислялись тетради и листы, в которых записывались народные заговоры, приметы, суеверия. Официально они были запрещены.

Офорт (от фр. Еan-forte — азотная кислота) — вид гравюры на металле, изобретенной в XVI в. Кислота образует в процарапанных иглой местах углубления, в которые втирается краска. На пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.

Панагия — круглая небольшая икона с изображением Богоматери, нагрудный знак архиереев.

Парсуна (от лат. persona) — портретная живопись, в России XVII в., сохранявшая приемы иконописи. Парсуны создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ушаковым, И. Максимовым, И. Безминым, М. Чоглоковым и др.).

Патриарх (от греч. pater — отец, arche — начало, власть) — высшее звание в церковной иерархии. В христианской церкви сначала принадлежало римскому, константинопольскому, александрийскому, антихийскому, иерусалимскому главам церкви. Избирается церковным собором. В России сан патриарха существовал в 1589 — 1703 гг., восстановлен с 5 (18) ноября 1917 г. В современном православии — высший духовный сан, глава автокефальной церкви.

Потир — в христианской традиции чаша для освящения вина и принятия причастия.

Провиденциализм — объяснение исторических событий как осуществление замысла Божьего.

Секуляризация культуры (обмирщение) — освобождение культуры из-под власти церкви, автономизация культурного творчества.

Силлабика — система стихосложения, где единство ритма обеспечено одинаковым количеством слогов в каждой строке.

Фортификация (от лат. Fortification — укрепление) — отрасль военно-инженерного искусства, охватывающая теорию и практику строительства оборонительных сооружений.

Эсхатология (от греч. Eschatos — последний, конечный) — религиозное учение о конечных судьбах мира.

V

Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. М., 1960.

Воинские повести Древней Руси. М.; Л., 1949.

Памятники культуры Древней Руси. Вторая половина XV в.: М., 1982.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/Текст подготовили Я. С. Лурье и Ю. Д. Рыков. М., 1981.

Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры: В 2 ч. М., 2002.

Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. М., 1985.

История русского и советского искусства / Под ред. Д. В. Сарабьянова. М., 1989.

Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.

Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. М., 1970.

Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в. М., 1983.

Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X — XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1993.

Очерки русской культуры XIII—XV веков. М., 1969.

Очерки русской культуры XVI века. В 2 ч. М., 1977.

Очерки русской культуры XVII века. В 2 ч. М., 1979.

Сергеев В. Н. Рублев. М., 1991.

Смирнова Э. С. Московская икона XIV — XVII веков. Л., 1986.

Тихомиров М. Н. Русская культура X-XVIII веков. М., 1968.

Успенский А. А. Богословие иконы православной церкви. М., 1989.

Черный В. Д. Искусство Средневековой Руси. М., 1997.


Глава 17. Внутриполитическое положение России
в конце XVII ст.

Реформы первой четверти XVIII ст.

В XVII в. Россия не смогла преодолеть традиционно-патриархальный уклад жизни. Лишь в зачаточном состоянии находилось то новое, что открывало перспективу буржуазного развития. Изменения в политической системе, в экономике были минимальны, хотя что-то новое постепенно вызревало (мануфактуры, связи с Западом, бюрократизация управления как некое подобие ограничения власти царя и др.). Но разрыв с Западной Европой нарастал. Это был, хотя и «бунташный» век, но век парадоксов, когда нарождавшееся в огромных муках новое неминуемо опутывалось негибнувшим старым, становилось составной частью этого старого уклада. Российский феодализм не отступал, но крепчал через углубление и расширение крепостнических порядков, абсолютизацию роли государства и царской власти.

Это и была естественная реакция феодального строя на развитие в его недрах буржуазных элементов. В изменяющихся условиях российская феодальная знать стремилась удержать политическое господство через абсолютизацию власти монарха и бюрократическую централизацию всей государственной надстройки. Значительно повысилась степень сплоченности всех групп феодалов. Этот процесс стимулировался и снизу — к консолидации господствующего сословия подталкивало нарастание социальных конфликтов. Возрастание значения верховной власти было вызвано также внешними обстоятельствами, когда и постановка внешнеполитических задач, и их разрешение возможны были только при наличии сильного политического центра. Столь огромная страна могла иметь перспективу развития и не развалиться при первых же конфликтах лишь имея сильнейшую государственную машину, послушную руке абсолютного в своих властных полномочиях монарха.

Тенденция к абсолютизации царской власти в России нарастала на протяжении всего XVII в. Вышеуказанные объективные причины естественно усиливались и самой природой монархической власти, выступавшей все более и более как самостоятельная политическая сила. Нельзя сбрасывать со счетов и чисто субъективный момент — способность царствующей особы адекватно ситуации реализовывать свою власть, пользоваться ею, укреплять и защищать ее. Нельзя не отметить заслуги на этом поприще и Алексея Михайловича, который одну ногу «занес было за черту» старого уклада жизни (В. 0. Ключевский), и его дочери-царевны Софьи, время регентства которой «по широте задуманных планов и практических опытов... не уступает времени Петра» (М. М. Богословский).

И все же «бунташность» XVII в. выглядит бледно в сравнении с теми деяниями, которые связаны с именем Петра I, заполучившего от современников и потомков целый шлейф прозвищ и титулов: Первый! Великий! Реформатор! Преобразователь! Император!

Преобразования Петра I были осуществлены в условиях, когда «необходимость движения на новый путь была создана, обязанности при этом определились; народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился» (С. М. Соловьев). Им был Петр I.

Своим рождением он обязан Алексею Михайловичу и его второй жене Натальи Кирилловне. «Тишайший» в 1671 г., будучи уже 2 года вдовцом, взял в жены 20-летнюю Наталью из рода Нарышкиных, известного с середины XVI в. Она росла и воспитывалась в доме А. С. Матвеева, который и представил ее царю.

30 мая (9 июня) 1672 г. у молодой четы родился первенец. Имя и дело Петра I затмили деяния всех Рюриковичей и не позволили сравниться с ним ни одному из Романовых! Петр I был необычен во всем. Ростом почти в 3 аршина, огромной силы, быстр и резок в движениях и суждениях. И в решениях! Торопился жить и действовать. Где только не был: от Дербента до Англии, от Архангельска до Азова. С 5 утра — на ногах. Любил труд, знал 14 ремесел, но обожал и веселье, мог всех пересидеть в «побоищах с Ивашкой Хмельницким», т. е. в пьянках. Петр мог с одинаковым упоением заниматься препарированием трупов, участвовать в пытках и казнях, а тут же бдеть над российским просвещением, восхищаться талантами, точить поделки.

Какова же природа его абсолютной власти, которая была закреплена во многих законах 1-ой четверти XVIII в. Так, в Воинском уставе 1716 г. в пояснении к ст. 20-й говорилось, что «Его величество есть самовластительный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет, свои государство и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управляет».

Петр I все свои действия оправдывал «всенародными пользой и нуждами». Пытался опереться в утверждении власти не только на силу государственного аппарата, армии, идеологии, но и на философию естественного права, на просвещение. Однако «просвещенный абсолютизм» мог иметь перспективу в развитии лишь при условии постепенного усиления карательного аппарата, абсолютизации полицейской регламентации всего и вся.

Характерная черта этого времени: ссылки, гонения, этапы, казни. Позже кабинет-министр А. П. Волынский назвал его «опасным и суетным». Состав государственных преступлений уточнил и расширил Воинский устав 1716 г., некоторые другие новоуказные статьи, а затем — указ от 10 сентября 1730 г.

За 1715—25 гг. органы политического сыска — Преображенский приказ и Тайная канцелярия, провели 992 дела. Простолюдины обычно попадались по пустякам: слухи, описки в титуле царя, оговоры. Дворяне же больше шли по «особо важным» делам.

Законодательство Петра I абсолютизировало исключительную меру наказания — смертную казнь. Так, из 209 статей Артикула воинского, распространенного на все суды России, смертную казнь предусматривала 101. В них определялись и ее виды, «технология» четвертования, колесования, повешения, отсечения головы. К ним можно добавить и такие виды, определенные тогдашним законодательством, как расстрел, залитие горла расплавленным металлом, сожжение. Характерно, что суд мог установить форму наказания и по своему усмотрению. Была бы богатой фантазия у «неумытных» судей!

Однако не столь уж щадящими были и другие меры наказания. Вряд ли присужденные к членовредительству чувствовали себя комфортно, избежав смерти. Отсечение рук, ушей, пальцев, вырывание ноздрей (обязательно — до корня!), клеймение приносили не только страшные физические страдания, но и делали истязаемых изгоями общества на всю их оставшуюся жизнь.

Эпоха реформ и переустройств потребовала значительного притока дешевой, а то и дармовой рабочей силы на «государевы работы». В условиях торжества крепостничества сыскать ее было и царю проблематично. Но раскручивание маховика репрессивной машины позволило довольно успешно решать и эту задачу: каторжные работы, посылка осужденных на строительство заводов, крепостей, гаваней — эти виды наказаний занимали достойное место в арсенале российского законодательства первой четверти XVIII в. Не следует преуменьшать «воспитующее» воздействие батогов, кнута, «кошек», шпицрутенов, как и ссылку в места не столь отдаленные.

Петр I смог создать особый контингент бюрократии, обслуживавшей функции особых же органов, призванных блюсти законы во имя эфемерных «общего блага» и «государственной пользы». В их ряду можно назвать и полицейскую службу, которая «есть душа гражданства», и институты фискалов и прокуроров, прочно связанные между собой, и даже Рекетмейстерскую контору, в которую стекались челобитные с жалобами на чиновников разных рангов, и др. Для чиновников, как и для всех прочих граждан, со слов Петра I, «презрение указов ничем не рознится с изменой». Изменой же могла быть и заурядная взятка. Борьба с ней и с лицами, к ней причастными, пронизывала все время петровских реформ. И неизвестно, что имело большую тенденцию к росту — взяточничество или борьба с ним.

Реформируя старый государственный аппарат, создавая новый, Петр I сохранял сословные органы, которые были для государства бесплатным звеном, через которое можно было проводить сбор налогов, комплектование армии, осуществлять контроль за общественным спокойствием.

Петр I не без труда сколотил военно-полицейское государство, переняв некоторые европейские образцы и переложив их на российский лад. Опираясь на уже утвердившееся крепостное право и существенно его упрочив, реформатор добавил к нему рекрутчину, подушную подать, паспортную систему, систему соглядатаев-доносителей, мощный чиновничье-бюрократический аппарат, военно-уставное законодательство и т. д. Все они были вмонтированы умелой рукой Преобразователя в здание российской государственности, конечно же, с думой «о благе народа и земском справедливом управлении». Конечно же, только во имя этого «блага» бросались в застенки тысячи государевых поданных, только под жесточайшими пытками могли быть исправлены изъяны их общественного и личного воспитания, только живя в постоянном страхе российский обыватель выказывал свою законопослушность и любовь к Отцу Отечества.

Одним из характерных чиновников петровской эпохи был «инквизитор» Тайной канцелярии Г. Г. Скорняков-Писарев. Он сочетал в себе умение изящно танцевать, вести педагогическую деятельность, писать учебник и столь же профессионально орудовать дыбой, тисками, хомутом, виской и иными пыточными инструментами в казенках Тайной канцелярии. Это в полной мере отражало дух, запросы, требования времени. Такими, в сущности, были и сам Петр I, почти все его «птенцы».

Так сказать облачение императорской, абсолютистской власти Петра I можно в целом представить таким:

— обширный бюрократический государственный аппарат в центре и на местах; довольно сильное идеологическое обеспечение власти в лице послушной, управляемой церкви плюс сплочение и определенное «окультуривание» власти придержащих и господствующего класса в целом (некоторая «просвещенность» власти); сильная армия; растущая сила полицейско-фискальных служб; изощренная система законов; хорошо контролируемое административно-территориальное устройство; продуманная финансовая политика; строго дифференцированная социальная политика с непременной опорой на дворянство.

I

Отмена местничества в 1682 г. означала реформирование государственного управления на пути к установлению абсолютной монархии. В постоянно изменяющихся политических и социальных условиях архаичность местничества ослабляла государственные устои. Крепнущее дворянство не могло более терпеть то, что лишь от чести, т. е. знатности происхождения, зависело получение той или иной государственной должности. Комиссия выборных служилых людей во главе с князем В. В. Голицыным подготовила положения об отмене местничества, и 12 января 1682 г. было утверждено «Соборное деяние об уничтожении местничества» — важнейший юридический акт второй половины XVII в. Им были заложены основы для консолидации господствующих сословий, унификации их правового положения (хотя существенные различия отдельных групп феодалов оставались). Столь серьезное решение царь Федор Алексеевич мог принять только при поддержке широких слоев дворянства и при согласовании с Земским собором.

Борьба придворных группировок за власть активизировалась со смертью в апреле 1682 г. царя Федора Алексеевича. В борьбу вступили группировки, представлявшие семейства двух жен царя Алексея Михайловича. Милославские формально имели преимущество, так как царевич Иван был на 6 лет старше своего сводного брата Петра, которого стремились посадить на престол Нарышкины. Однако Иван был от рождения болезненным и недалекого ума. Окружение царевича Петра сумело организовать что-то вроде Земского собора, когда в Кремль были созваны люди разных чинов. Прямо на площади патриарх Иоаким вместе с высшим духовенством и боярами представили собравшимся для утверждения нового царя. Им был Петр. Большинство одобрило выдвиженца Нарышкиных, хотя один стрелецкий полк отказался присягать царю. Такое «избрание» в условиях нарастания недовольства различных категорий населения, в особенности стрельцов, оставляло Милославским надежду на реванш в борьбе за власть в России.

Стрелецкий бунт 1682 г. отразил как сложную политическую обстановку в России, так и те изменения, которые произошли со стрелецким войском к этому времени. Стрелецкие полки теряли свое значение как боевой силы и все больше превращались в полицейские формирования для подавления антиправительственных движений. Это ставило их в привилегированное положение, что не способствовало укреплению дисциплины и послушанию властям. К тому же усилились и участились служебные и финансовые злоупотребления стрелецких полковников.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2539 - | 2234 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.