Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 33 страница




Скопин-Шуйский Михаил Васильевич — племянник царя Василия Шуйского. Получал должности при Борисе Годунове и Лжедмитрии I. При царе Василии Шуйском стал воеводой. Подавлял антиправительственное движение Болотникова. В 1608 г. договаривался в Новгороде со шведами о помощи в борьбе с Лжедмитрием II. С шведскими войсками выступил из Новгорода в мае 1609 г. Освободил поволжские города и снял осаду с Москвы. Был популярен в среде аристократии и народа. Внезапно умер 23 марта 1610 г. Ходили слухи о его отравлении дочерью Малюты Скуратова Екатериной.

Телятевский Андрей Андреевич — князь, верный сторонник Бориса Годунова, после смерти последнего оказался в заключении. Отрекшись от Василия Шуйского, стал на сторону Лжедмитрия II. Являлся хозяином холопа Болотникова, на которого имел большое влияние и часто предводительствовал его войсками. После поражения на р. Восме 21 мая 1607 г. был осажден в Туле. Судьба его после захвата Тулы неизвестна. Умер в 1612 г. в чине боярина.

Трубецкой Дмитрий Тимофеевич — один изорганизаторов и руководителей Первого ополчения. Являясь противником царя Василия Шуйского, стал служить Лжедмитрию II и получил от него чин боярина. После устранения Лжедмитрия II и начала интервенции стал организатором и руководителем Первого ополчения. После фактического развала ополчения остался с казаками осаждать Москву. Позже не пожелал подчиниться руководителям Второго ополчения. После освобождения Москвы являлся одним из претендентов на царский престол, но остался лишь воеводой и не играл большой политической роли.

Урусов Петр (Орак) — сын последнего ногайского хана, потомок Едигея. Застрелил, а потом отсек голову Лжедмитрия II за то, что тот убил касимовского хана Ураз-Мухаммеда, после чего ушел на службу к крымскому хану.

Федор Иванович — последний царь (1584—1598) из династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного. Отличался болезненностью, слабостью и умственной неполноценностью. Реальной властью в годы его правления обладал боярин Борис Годунов, сестра которого Ирина была царской женой.

Хлопко (Хлопок) — предводитель выступления холопов 1603. Летом 1603 г. его отряд подошел к Москве, в сентябре потерпел поражение в сражении со стрельцами И.Б. Басманова, был тяжело ранен, попал в плен и казнен.

Ходкевич Ян — великий гетман литовский с 1605 г. Участвовал в осаде Смоленска, совершил поход к Москве на выручку осажденного Ст. Жолкевского. Погиб в 1621 г. в походе на турок.

Шаховской Григорий Петрович — князь, активный сторонник Лжедмитрия I. После гибели самозванца был сослан на воеводство в Путивль, где организовал антиправительственную борьбу, привлекая к себе Молчанова, Болотникова, Лжепетра. В сражении на реке Ворсме 2 декабря 1606 г. был разбит, осажден в Туле, попал в плен и отправлен в пустынь на Кубенском озере. После появления Лжедмитрия II перебрался в Тушинский лагерь. Командовал российской частью войска Зборовского, был разбит, находился с самозванцем в Калуге, а позже появился в ополчении князя Дмитрия Пожарского.

Шеин Михаил Борисович — руководитель обороны Смоленска. Отличился в сражении с Лжедмитрием I под Добрыничами 20 января 1605 г. В 1607 г. получил чин боярина и был поставлен воеводой в Смоленск, осажденный войсками Сигизмунда III. После долгой осады город был захвачен, а Шеин до 1619 г. находился в плену вместе с патриархом Филаретом. После освобождения являлся одним из доверенных лиц патриарха, возглавлял приказы, выполнял дипломатические поручения. В войне с Речью Посполитой с 1632 г. возглавлял российскую армию, снова взявшую Смоленск. Но за сдачу города врагу был обвинен в предательстве и казнен.

Шуйский Василий Иванович — князь, боярин, с 1606 по 1610 г. — царь. В 1591 г. стоял во главе «розыска» (следствия) по делу о гибели царевича Димитрия, засвидетельствовав самоубийство царевича и невиновность Бориса Годунова. После смерти Годунова обвинил его в убийстве царевича, признал самозванца Лжедмитрия и содействовал свержению Годуновых. После восшествия на престол Лжедмитрия I обвинял его в самозванстве и едва не попал на плаху, но был помилован. Служа Лжедмитрию, подготовил и осуществил против него заговор. 19 мая 1606 г. был «выкликнут» в цари. Занимая царский престол, был обязан согласно крестоцеловальной записи все дела согласовывать с боярами. Вынужден был бороться против антиправительственного движения Ивана Болотникова и нового самозванца Лжедмитрия II. С этой целью заключил соглашение с шведским королем Карлом IX, за военную помощь отдав ему Корелу (Кексгольм) с уездом. Правительству Василия Шуйского удалось справиться с болотниковцами и ликвидировать угрозу тушинцев. Однако неудачи в борьбе с интервентами, общее недовольство политикой Василия Шуйского вызвали дворянский мятеж, в результате которого царь был свернут с престола. Насильно постриженный в монахи, Василий Шуйский был увезен в Варшаву, где и умер в 1612 г.

Шуйский Дмитрий Иванович — боярин с 1591 г. Один из главных организаторов заговора 1594 г. против Б.Я. Бельского. В 1604 г. был разбит войсками Лжедмитрия I, а затем, после воцарения последнего — отправлен вместе с братьями в заточение. Вскоре был помилован. Участвовал в заговоре против самозванца. При брате царе Василии Шуйском был главным воеводой, но постоянно терпел поражения от польско-литовских войск. Внезапная смерть более удачливого полководца М.В. Скопина Шуйского была приписана народом Дмитрию Ивановичу. После поражения при Клушине был взят в плен и умер в Варшаве в 1613 г.

Шуйский Иван Петрович — член опекунского совета при царе Федоре Ивановиче, полководец, руководитель героической обороны Пскова от войск короля Речи Посполитой Стефана Батория. В 1586 г. пытался совершить переворот и устранить от власти Бориса Годунова. В итоге был сослан, а через несколько лет умерщвлен.

Эрик XIV —шведский король в 1560—1568 гг. Сын Густава Вазы — основателя династии и создателя шведского национального государства. Был свергнут с престола своим сводным братом Юханом, который был коронован как Юхан III. Умер в 1577 г.

Юрьев Никита Романович — член опекунского совета при царе Федоре Ивановиче, дядя царя Федора Ивановича по матери. Умер в 1586 г.

IV

«Заповедные лета» — в конце XVI в. запрет перехода крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Этап закрепощения крестьян.

«Поминки» («упоминки») — ежегодные выплаты, подношения Крымскому ханству Российским государством («поминки») и Речью Посполитой («упоминки»). Та часть выплат, которая шла придворным крымского хана и его родственникам называлась «жалованье». Россия прекратила выплачивать «поминки» в 1685 г.

«Тушинский вор» — прозвище Лжедмитрия II, появившиеся после того, как войско самозванца расположилось станом в подмосковном селе Тушино.

«Урочные лета» — 5—10-летние сроки, в течение которых землевладельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-е гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.

Ариане (антитринитарии) — более радикальные, чем кальвинисты, сторонники учения Жана Кальвина. Отрицали догмат Святой Троицы. В социальном плане ставили требование освободить крестьян и уничтожить холопство. Антитринитарии, как и лютеране, использовали в религиозных изданиях и церковной службе национальный язык. В начале XVII в., когда стала доминировать социальная доктрина Социна, антитринитарное движение стало называться социанством.

Боярская дума — высший совет знати при великом князе(с 1547 г. — царе). С законосовещательными функциями. Думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки) обсуждали вопросы внешней политики, внутреннего устройства государства, религии.

Боярство (бояре) — высшее сословие в Российском государстве XV—XVII вв. После великого князя (с 1547 г. — царя) занимали ведущее место в управлении страной, административном аппарате, судопроизводстве, военном деле. Звание боярина давало право участвовать в Боярской думе.

Брачин — местечко на Волыни, владение православного магната Речи Посполитой Адама Вишневецкого.

Гоща — местечко на Волыни, в первой половине XVII в. — один из крупнейших центров социнианства.

Дети боярские — один из разрядов служилых землевладельцев в Российском государстве. Составляли наследственное сословие землевладельцев и могли дослужиться до думного дворянина и даже боярина.

Думные дворяне — особый разряд членов Боярской думы, управляли приказами и выполняли различные поручения государя. Могли дослужиться до боярского чина.

Думные дьяки — низший думный чин. Выполняли секретарские функции в Боярской думе, ведали делопроизводством приказов, часто возглавляя их.

Думные чины — должностные лица, которые имели право участвовать в заседаниях Боярской думы и участвовать в работе ее комиссий. К ним относились: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки.

Ефимки — отчеканенные в Чехии и завезенные в Россию серебряные монеты иоахимсталеры. На них ставился особый «признак», состоявший из государственного герба и года, после чего монеты выпускались в обращение.

Земский собор — один из высших органов власти в России наряду с Боярской думой. Сословно-представительное учреждение, имевшее совещательное и осведомительное значение. Состоял из трех частей: Освященный собор (духовенство), члены Боярской думы, выборные представители сословий. Сфера деятельности была широка и включала выборы царя (в чрезвычайных обстоятельствах), внешние сношения, установление налогов и податей, поддержание порядка внутри государства и даже военные распоряжения в случае неприятельского вторжения. Играл существенную роль в разработке и систематизации законодательства.

Кабала — форма личной зависимости, связанная с долговыми обязательствами по денежным займам.

Крепостная зависимость — личная, поземельная и административная зависимость крестьян от феодалов. Юридически оформлена в конце XV—XVII в. крепостным правом.

Крепостное право (крепостничество) — форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти землевладельцев. В общегосударственном масштабе оформлялось Судебником 1497 г., указами о «заповедных летах» и «урочных летах», и окончательно — Соборным уложением 1649 г. Было отменено крестьянской реформой 1861 г.

Крестоцеловальная запись — род письменной присяги подданных, закрепленной целованием креста.

Окольничий — придворный и думский чин. Первоначальная функция — организация поездок государя и приема иностранных послов. С конца XV в. второй по значению (после боярина) чин в Боярской думе.

Патриарх (от греческого «отец, управляю») — высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христианской церкви. В России учрежден в 1589 г.

Писцовые книги — сводные документы описаний земельных и иных владений в городах и уездах конца XV—XVII в. Служили основанием для посошного налогообложения и явились одним из механизмов прикрепления крестьян к земле.

Помещик — первоначально временный владелец земельного участка, предоставлявшегося от государства за обязательство военной службы. Впоследствии за помещиками было утверждено наследственное владение поместьями и они были освобождены от обязательной службы.

Самбор — город в Прикарпатье (Украина), в 75 км. от Львова. Находился в составе Польского королевства с 1349 по 1772 г. В конце XVI — начале XVII в. королевским старостой в Самборе был польский магнат Юрий Мнишек.

Самодержавие — монархическая форма правления в России, характеризующаяся верховными правами великого князя (царя) во всех сферах власти и управления государством. В XVI—XVII вв. самодержавная власть была ограничена Боярской думой и Земским собором.

Самозванцы — лица, с определенными авантюристическими целями присваивавшие себе чужие звания, имена и фамилии. Находили поддержку в народной среде и часто использовались политическими силами в своекорыстных целях.

Семибоярщина — боярское правительство, пришедшее к власти в июле 1610 г. после устранения с политической арены царя Василия Шуйского. В состав Семибоярщины входили: Ф. И. Мстиславский, И. М. Воротынский, А. В. Трубецкой, А. В. Голицын, Б. М. Лыков, И. Н. Романов, Ф. И. Шереметев. 21 сентября 1610 г. по инициативе Семибоярщины в Москву был введен отряд А. Гонсевского, после чего боярское правительство фактически лишилось реальной власти. Номинально существовала до конца октября 1612 г.

Смутное время (Смута) — принятое современниками и историками обозначение периода конца XVI — начала XVII в., когда произошли коренные изменения в жизни российского общества, проявлениями которых были династический, экономический, политический кризисы, гражданская война, интервенция, полное разрушение системы управления государством, потери человеком жизненных ориентиров, веры в будущее, нравственной опоры. Закончилось после утверждения новой царской династии (1613 г.) и заключения перемирий со странами-интервентами (1617, 1618 гг.), хотя его последствия давали себя знать до середины XVII в.

Социнианство — протестантское течение, основанное в конце XVI в. в Польше Фаустом Социном. Отличалось крайним радикализмом. Социниане отрицали догмат о Троице, божественность Христа, первородный грех и искупление. Священное писание признавалось единственным источником вероучения, но только тогда, когда оно не противоречит разуму.

Тарханы (с татарск. « вольный человек, свободный от платежа, повинностей ») — царскиеграмоты боярам и монастырям, предоставлявшие финансовые и судебные льготы в виде освобождения (частичного или полного) от налогов или пошлин.

Тушинские перелеты — так называли московских бояр и дворян, переходивших от Василия Шуйского к Ледмитрию II и фактически служившим двум государям сразу.

Тявзино — село около г. Нарва, где в 1595 г. был заключен мир между Россией и Швецией.

Холопы — категория зависимых людей, близкая по своему положению к рабам. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на робе (женский род от холопа). Занимались различной деятельностью, обслуживая своего владельца, юридически были бесправны.

Юрьев день осенний — церковный праздник в честь христианского святого Георгия (Егорий, Юрий) Победоносца. Отмечался 26 ноября по старому стилю. До конца XVI в. крестьяне имели право при уплате задолженностей переходить от одного владельца к другому за неделю до и неделю после этого дня. Посредством «заповедных лет» правительство вело постепенное наступление на осуществление крестьянского перехода в Юрьев день. Окончательная отмена перехода в Юрьев день осенний считается началом крепостной эпохи в России.

V

Авраамий (Палицын) Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955.

Буссов К. Московская хроника. М.; Л., 1961.

Восстание И. Болотникова. М., 1959.

Дневник Марины Мнишек. СПб., 1995.

Накануне смуты. М., 1990.

Проезжая по Московии: (Россия XVI—XVII вв. глазами дипломатов. М., 1991.

Абрамович Г. В. Князья Шуйские и российский трон. Л., 1991.

Зимин А. А. В канун грозных потрясений: предпосылки первой Крестьянской войны в России. М., 1986.

Кобрин В. Б. Смута // Родина. 1991. № 3.

Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. М., 1994.

Морозова Л. Е. Смутное время в России. (Конец XVI — начало XVII вв.). М., 1990.

Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584—1605). СПб., 1992.

Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве. XVI—XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. М., 1994.

Полосин И.И. Социально-политическая история России. XVI — начало XVII в. М., 1963.

Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1992.

Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский: Хроника Смутного времени. М., 1981.

Скрынников Р. Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1988.

Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1985.

Скрынников Р. Г. Смута в Московском государстве: Россия в начале XVII столетия глазами современников. М., 1989.

Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. Л., 1988.

Скрынников Р. Г. Царь Борис и Дмитрий Самозванец. Смоленск, 1997.

Смирнов И. И. Восстание Болотникова 1606—1607 гг. М., 1951.

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: казачество на переломе истории. М., 1990.

Флоря Б. Н. Русско-польские отношения и политическое развитие Восточной Европы во второй половине XVI — начале XVII в. М., 1978.

Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI — начале XVII веков. М., 1978.

Шишов А. В. Минин и Пожарский. М., 1990.


Глава 12. Украина в составе Речи Посполитой
(вторая половина XVI — первая половина XVII в.)

На протяжении XVI в. великодержавные амбиции польской шляхты распространялись и на украинские земли, формируясь как идеологический вызов России. Утверждалось, что Киев должен принадлежать Короне, поскольку он является «дозорной вежей извечно польских земель» — Волыни и Подолья.

Превращение династической связи, заложенной Кревским актом 1385 г., в реальную федерацию имело огромное значение для судеб польского, литовского, белорусского и украинского народов. Считается, что с заключением Люблинской унии 1569 г. закончилась литовско-русская эпоха в истории Украины. Образование полиэтнической Речи Посполитой и включение украинских земель непосредственно в состав Короны, а также Брестская церковная уния 1596 г., в конечном счете, привели к усилению социального, национального и религиозного гнета на Украине, менее чем через столетие спровоцировали взрыв национально-освободительной войны, ставшей рубежной во взаимоотношениях украинцев и поляков.

В первой половине XVII в. большинство украинских земель входило в состав Польского королевства. В различных сферах жизни общества вызревали острые противоречия, связанные с установленными в Польше социально-политическим строем и системой социально-экономических отношений, с политикой Короны в украинском вопросе.

Уже казацко-крестьянские восстания 20—30-х гг. XVII в. продемонстрировали стремление украинского народа к социальному освобождению и независимому существованию. Хотя эти выступления и сменились десятилетним затишьем, они подготовили почву и кадры для развертывания в середине столетия подлинной национально-освободительной войны.

I

Люблинская уния 1569 г. и Украина. Польша, переживавшая благодаря выгодной внешнеторговой коньюктуре экономический подъем, стремилась к скорейшему заключению реальной унии с ВКЛ, надеясь колонизировать новые земли, пригодные для сельскохозяйственного производства. Этим планам идеально отвечала Центральная Украина.

Домогательства польских феодалов становились все более реальными по мере углубления внутреннего кризиса в Литовско-Русском государстве. Литовские, белорусские и украинские шляхтичи с завистью смотрели на превращение Польши в шляхетскую республику с выборным королем, мечтали об избавлении от «наездов» магнатов, распространении подобного «шляхетского равенства» на себя и поэтому были потенциальными сторонниками реальной унии двух государств. Если шляхта ВКЛ должна была платить подати на содержание войска и отбывать военную службу в общешляхетском ополчении («посполитом рушении»), то в Польше преобладало наемное («квартяное») войско, содержание которого оплачивал король за счет четверти («кварты») доходов от королевских имений. Позиции сторонников объединения с Польшей усилились в результате ряда неудач в Ливонской войне (1558—1583), которая поставила ВКЛ на грань военной катастрофы и государственного существования.

В оппозиции к унии находились литовско-русские магнаты, которые не желали ограничения своих прав, привилегий и земельных владений. Однако их оппозиционность оказалась не настолько мощной, чтобы не допустить осуществления унии.

Ряд совместных польско-литовских сеймов 60-х гг. XVI в., созванных для обсуждения формы новой унии, закончился безрезультатно. Наконец, в январе 1569 г. открылся сейм в Люблине. Магнаты ВКЛ, несогласные с позицией польских послов, стали саботировать переговоры, а вскоре и вообще тайно покинули Люблин в надежде собрать шляхетское ополчение для борьбы со сторонниками унии. Однако литовско-русская шляхта не поддержала своих князей.

В марте 1569 г. Сигизмунд II Август издал универсал о присоединении непосредственно к Короне Подляшья и Волыни, а в мае — Киевщины и Брацлавщины. Чтобы задобрить шляхту этих земель, ее уравняли в правах и привилегиях с польской шляхтой. Характерно, что в сеймовых дебатах шляхта Волыни поддержала включение в состав Польши не только собственной земли, но и Киевщины — видимо, не желая порывать извечных связей. В этих условиях перепуганные украинские магнаты вынуждены были вернуться на сейм. Киевский воевода князь Василий-Константин Острожский, волынский воевода князь Александр Чарторыйский, винницкий староста Богуш Корецкий присягнули на верность Короне, но в специальном заявлении оговорили лояльность королевской власти сохранением своих прав, земельных владений и защитой православной церкви.

1 июля 1569 г. была подписана Люблинская уния, которая юридически закрепила появление одной из крупнейших европейских держав — Речи Посполитой — с одним выборным правителем, который короновался в Кракове как польский король и великий князь литовский. Едиными для новообразованного государства были сейм и финансы. Предусматривалось, что договоры с другими странами должны заключаться от имени Речи Посполитой. Польская и литовская шляхта получили возможность владеть землями в любой части государства.

После Люблинской унии в составе Короны оказалась большая часть украинских земель. Они образовывали Русское (с центром во Львове), Волынское (с центром в Луцке), Подольское (с центром в Каменце-Подольском), Брацлавское и Киевское воеводства. Кроме того, часть украинских земель входила в состав Белзского воеводства. Вне границ Речи Посполитой оставались: Закарпатская Украина — в составе Венгрии, Северная Буковина — под властью Молдавии, Чернигово-Северщина — в составе России. Последнюю, тем не менее, коронная власть также считала исконно польской (Чернигово-Северская земля перешла к Речи Посполитой в 1618 г.).

Позитивные и негативные итоги Люблинской унии нельзя считать абсолютными: в них объединялись элементы созидания и разрушения. Положительным моментом было воссоединение большей части украинских земель, которые включились в орбиту западноевропейской культуры.

Реализация минимальных узкосословных требований украинской шляхты на Люблинском сейме фактически исчерпала ее политический потенциал. По мере того, как новый польский режим проникал вглубь украинских земель, усиливалось разрушительное наступление католической церкви, происходили ощутимые национальные и религиозные изменения. Высшие слои общества стремительно полонизировались. Одновременно усиливалось социальное, национальное, религиозное и культурное угнетение народных масс.

Изменения в хозяйственной жизни. Миграционные процессы. Присоединение Волынского, Брацлавского и Киевского воеводств к Польше снесло таможенные заставы на всей длинной пограничной линии, которая отделяла до сих пор эти территории. В земледелии утверждалась трехпольная система. На вновь присоединенные земли начала распространяться фольварочно-барщинноя система ведения хозяйства. Одновременно увеличение спроса на товарное сырье приводило к хищнической эксплуатации природных богатств. Еще ранее леса были в значительной степени уничтожены в Галичине и на Волыни. Теперь шляхта добиралась до лесных массивов Приднепровья.

Люблинский акт ликвидировал запрет на получение жителями Коронной Польши земель в Центральной Украине. Это вызвало колонизационную волну активного крестьянского элемента, а также мелкой польской и «заграничной» до этого галицкой шляхты, которая была наделена всей полнотой прав, но имела мало ресурсов для их осуществления.

Плодороднейшие, но малонаселенные земли Киевщины и Брацлавщины, к тому же предоставленные вольному захвату («займанщине»), который совершенно игнорировал государственное тягло, поставили коронную власть перед необходимостью их раздачи магнатам, располагавшим достаточными средствами, чтобы организовать здесь оборону и возродить хозяйство. В Киевском воеводстве обосновывались в первую очередь волынские князья, которые проникали сюда и до унии, — Острожские, Збаражские, Корецкие, Чарторыйские. Так, князья Вишневецкие, например, принудив наследников князей Глинских продать им свои права на земли по р. Суле, выпросили у короля подтверждение на «пустыню», которая тянулась от московской границы до Днепра. В Брацлавское воеводство устремились польские магнаты Потоцкие, Конецпольские и др. С начала XVII в собственниками «пустыни Умань» стали магнаты Калиновские.

Таким образом, беглые крестьяне, хуторяне, вольные владельцы пасек, рыбных и звериных уходов вдруг оказывались на господской земле. Правда, магнаты, захватывая новые земли, не стремились сразу же начинать наступление на права местного населения. Наоборот, первоначально с целью привлечения в свои владения потенциальной рабочей силы они приступали к организации слобод — поселений, жители которых на десятки лет освобождались от повинностей.

Литовский Статут 1588 г. После Люблинской унии 1569 г. польские феодалы стали добиваться пересмотра Литовского Статута 1556 г., чтобы согласовать его с польским законодательством. Но комиссия во главе со Львом Сапегой подготовила новую редакцию Статута вопреки Люблинской унии. Так, в нее были внесены статьи, обязывавшие великого князя не нарушать территориального единства ВКЛ и снова присоединить к нему отрезанные земли. Поэтому новая редакция Статута не рассматривалась единым польско-литовским сеймом, а была утверждена в 1588 г. королем Сигизмундом III, который таким образом стремился обеспечить себе поддержку феодалов ВКЛ. Статут 1588 г. был опубликован в Вильно в типографии Мамоничей на старобелорусском языке. Этот акт стал действующим правом не только на землях Великого княжества Литовского, но и в украинских провинциях, отошедших к Польше. Он, в частности, гарантировал украинскому народу право судиться по обычному праву в копных судах, требовал, чтобы судьи владели «русским письмом».

Статут юридически оформил феодально-крепостнические отношения на Брацлавщине и в Поднепровье. В течение 10 лет пребывания под властью феодала «похожий» крестьянин вообще не имел права выхода, а через 10 лет это право обставлялось такими условиями, которые практически делали его неосуществимым. Срок сыска беглых крестьян увеличивался с 10 до 20 лет. Лицо, которое оказывало содействие бегству крестьянина, подлежало наказанию, а то, которое принимало беглеца, платило большой штраф. Однако, несмотря на все усилия властей, значительная часть крестьянства Украины, особенно приднепровских и левобережных земель, продолжала сохранять личную свободу и в начале XVII в.

Реформационное движение. Идеи Реформации стали распро-страняться на Украине уже тогда, когда в Западной Европе после решения Тридентского собора в Ватикане 1545—1563 гг. развернулось наступление контрреформации. Лютеранство и кальвинизм проникали в Галицкую Русь из Польши, а на Волынь — в значительной степени и из Беларуси. Поскольку кальвинизм выступал за ликвидацию церковного землевладения, многие украинские магнаты его активно поддерживали. Кальвинистская доктрина об абсолютном предопределении служила обоснованию «богоизбранности» магнатов и шляхты.

В этой связи феодальная знать с удовольствием восприняла протестантские варианты Библии и религиозных проповедей, способствовала их переводу на украинский язык.

Относительно широкое распространение на Украине получило социанство — рационалистическое движение в протестантской богословской науке, отрицавшее догмат о Троице и требовавшее веротерпимости. Социане придавали большое значение делу просвещения. Протестантские школы открывались во многих имениях волынских, киевских и подольских шляхтичей. По свидетельству бежавшего из России князя А. Курбского, отрицанием догмата Троицы заразилась «мало не вся Волынь». Однако социане игнорировали народные массы, употребляли только польский и латинский языки. У крестьянства протестантские идеи в целом отклика не нашли.

По неполным данным, в Русском и Белзском воеводствах действовали 63 реформационные общины, на Волыни — 27 (преимущественно социанские), на Киевщине и Брацлавщине — 7, на Западном Подолье — 6. Их появление и относительно продолжительное существование было в значительной степени связано с общим упадком православия и недовольством шляхты своим духовенством. Но и протестантский этап в жизни представителей известных фамилий закончился переходом большинства из них в лоно католической церкви. К середине XVII в. протестантских общин на Украине практически не осталось.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 296 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.