Острожский Александр — князь, младший сын В.-К. Острожского. Противник церковной унии.
Острожский Василий-Константин — выдающийся политический и культурный деятель ВКЛ и Речи Посполитой, крупнейший магнат, меценат, князь. Сын гетмана ВКЛ Константина Ивановича Острожского. После смерти старшего брата Ильи (1539) Василий присоединил к своему имени имя отца. Был претендентом на польский трон после смерти Сигизмунда II Августа (1572) и российский престол после смерти Федора Ивановича (1598). Выступал против распространения католицизма в Беларуси и на Украине, поддерживал православные братства. Основал Славяно-греко-латинскую коллегию в Остроге, школы в Киеве, Турове, Слуцке, Владимире-Волынском. Поддерживал связи с казаками, хотя принимал участие в борьбе с восстанием К. Косинского и не поддержал С. Наливайко.
Острожский Януш (1554—1620) — князь, сын В.-К. Острожского, староста белоцерковский, воевода волынский. Принял католичество. С его смертью род Острожских прервался. Огромные владения перешли к князьям Заславским.
Острянин (Остряница) Яков — полковник реестровых казаков, с 1638 г. — гетман. Руководил казацко-крестьянским восстанием 1638 года, но потерпев поражение от польского гетмана Н. Потоцкого, с частью казаков ушел в пределы России. Был вскоре убит казаками.
Подкова Иван — один из руководителей борьбы молдавского народа против Турции. Современники считали его братом молдавского господаря Ивоны, убитого турками в 1574 г. С отрядом запорожских казаков захватил Яссы и в 1577 г. провозгласил себя молдавским господарем. В 1578 г. под натиском турок оставил Молдову и был арестован польскими властями. Казнен во Львове. По преданию, погребен казаками в Каневском монастыре.
Потей Ипатий (Адам) — церковный деятель, проповедник. Происходил из южнобелорусской шляхты. После окончания Краковского университета пребывал при дворе князя Николая Радзивилла Черного и короля Сигизмунда II. С 1593 г. владимирский и брестский епископ. Один из инициаторов и организаторов Брестской церковной унии. Униатский митрополит (1599—1613). Автор полемических произведений, направленных против православных и протестантов.
Потоцкие — польский шляхетский род. Крупные землевладельцы Польши и Украины.
Потоцкий Николай — польский государственный и военный деятель, магнат. С 1637 г. польный, в 1646—1648 и 1650—1651 гг. великий коронный гетман.
Потоцкий Станислав Ревера — польский государственный и военный деятель, магнат. Староста галицкий (1627), каштелян каменецкий (1628), воевода брацлавский (1631) и подольский (1636). Принимал участие в Цецорской (1620) и Хотинской (1621) битвах. В 1637—1638 гг. командовал польскими войсковыми подразделениями при подавлении казацких восстаний под предводительством П. Павлюка, Д. Гуни и Я. Острянина.
Рагоза Михаил — православный, затем униатский церковный деятель Речи Посполитой, архимандрит Минского Вознесенского (с 1579), затем Слуцкого Троицкого (с 1582) монастырей. Один из организаторов церковной унии 1596 г. Киевский митрополит в 1588—1599 гг.
Ружинский Богдан («Богданко») — князь, казацкий предводитель. Организатор походов на татар и турок. Погиб в 1576 г. во время осады крепости Аслам-Кермен на Таванской переправе в низовье Днепра.
Рутской Иосиф — униатский митрополит (1613—1637).
Сагайдачный (Конашевич-Сагайдачный) Петр — гетман реестрового казачества (предположительно с 1610 г.). Родился недалеко от Самбора в шляхетской семье. Учился в Острожской школе. Возглавлял ряд удачных походов на Турцию и Крым. В отношениях с Короной руководствовался прагматизмом, трезвым расчетом и шел на компромиссы. Известен как противник унии. Содействовал восстановлению православной иерархии на Украине (1620). Умер в 1622 г. от ран, полученных в 1621 г. в битве под Хотином. Похоронен на территории Киевского Братского монастыря.
Сапега Лев — государственный деятель ВКЛ. Канцлер (1589—1623), гетман великий с 1625 г. Возглавлял комиссию по составлению Статута Великого княжества Литовского 1588 г. и финансировал его издание.
Сигизмунд II Август — великий князь литовский (1544—1572), польский король (1548—1572). Одно время увлекался протестантизмом и даже переписывался с отцами Реформации Лютером и Кальвином. При нем Польша прославилась во всей Европе как страна религиозной толерантности.
Сигизмунд III Ваза — король Речи Посполитой (1587—1632), король Швеции (1592—1599). Активный проводник контрреформации.
Скарга (Павеньский) Петр — польский церковно-политический деятель, теолог-иезуит, проповедник, писатель-полемист. Идеолог контрреформации. Один из инициаторов и пропагандистов Брестской унии 1596 г. Первый ректор иезуитской коллегии в Вильно.
Скидан Карп — полковник запорожских казаков, один из руководителей восстаний 1637—1638 гг. Ранен в бою под Жовнином, попал в плен, где, вероятно, был казнен.
Смотрицкий Герасим — писатель-полемист, первый ректор Острожской академии. Участвовал в научном редактировании перевода древнегреческих текстов библейских книг на церковнославянский язык, в том числе знаменитой Острожской библии, изданной Иваном Федоровым в 1581 г.
Смотрицкий Мелетий — белорусский и украинский церковный и общественный деятель, ученый. Образование получил в иезуитской коллегии и западноевропейских университетах. Автор ряда антиуниатских полемических произведений, в том числе одного из наиболее ярких в потоке полемической литературы — «Тренос». Умер в сане архимандрита Дерманского монастыря на Волыни, приняв в конце жизни униатство.
Суликовский Ян Дмитрий — львовский католический архиепископ. Всячески преследовал «русинов» и православных армян Львова. По его распоряжению была прервана православная рождественская литургия 1583 г., а львовские церкви опечатаны.
Сулима Иван — один из предводителей запорожского казачества. Принимал участие в морских казацких походах 1621, 1628, 1633 гг. В 1635 г. возглавил поход на Азов, возвращаясь из которого разрушил крепость Кодак. Был предательски выдан полякам и четвертован в Варшаве.
Терлецкий Кирилл — туровский и пинский (с 1572), затем луцкий и острожский (с 1585) епископ. С 1589 г. экзарх константинопольского патриарха. Один из инициаторов и организаторов церковной унии 1596 г. По происхождению — галицкий шляхтич. Скандально прославился вооруженными стычками с соседними феодалами, многочисленными судебными тяжбами и аморальным образом жизни.
Федорович Тарас (Трясило) — руководитель казацко-крестьянского восстания 1630 г. После заключения договора с Короной, подписанного по настоянию казацкой старшины, ушел на Запорожье. Последний раз упоминается в 1636 г., когда приезжал в Москву с прошением о разрешении перехода части запорожцев на службу Российскому государству.
Феофан — иерусалимский патриарх. В 1620 г. с ведома константинопольского патриарха восстановил высшую православную иерархию на Украине.
Филалет Христофор — автор антиуниатского полемического произведения «Апокрисис», изданного в конце 1597 — начале 1598 г. в острожской типографии.
Ходкевич Ян Кароль — военный и государственный деятель Речи Посполитой. В период подготовки Люблинской унии отстаивал самостоятельность ВКЛ. Великий гетман литовский (1605—1621). Участвовал в подавлении восстания С. Наливайко. Командовал польским войском в Хотинской войне с турками и крымскими татарами (1620—1621). Умер под Хотином.
Чарторыйский Александр — магнат, волынский воевода.
Черный Григорий (Грицко) — гетман реестрового казачества (1628—1630). В начале восстания под предводительством Т. Федоровича (1630) казнен казаками по подозрению в измене.
IV
Анафема — в христианстве церковное проклятье, отлучение от церкви.
Арендатор — лицо, взявшее что-либо в аренду.
Архимандрит — старший монашествующий сан 2-й степени священства. Титул настоятеля крупного мужского монастыря, ректора духовной семинарии.
Братчики — члены братства.
Булава — жезл с каменным или металлическим шаром наверху (яблоком). В древности служила оружием. В дальнейшем в Турции, Польше и на Украине стала символом власти военачальника.
Булла — 1) акты папской, императорской и королевской власти; 2) круглая металлическая печать, скрепляющая эти акты.
унчук —символ (знак) власти у турецких и татарских военачальников, днепровских атаманов и гетманов. Представлял собой высокое древко с перекладиной сверху, к которой был прикреплен конский хвост или хвостяка.
Великий Луг — историческое название плавней в низовьях Днепра, ниже порогов. Общая площадь Великого Луга составляла свыше 400 квадратных километров. В XVI—XVII вв. с этой территорией нередко отождествляли все Запорожье. В XX в. она была затоплена водами Каховского водохранилища.
Вольности Войска Запорожского Низового — земли, освоенные запорожскими казаками и считавшиеся ими своими. Границы «вольностей» не были постоянными. Название часто употребляется как синоним «Запорожья».
Выписчики — казаки, исключенные из реестра.
Гетман (нем. Hauptmann, чешск. hejtman) — обозначение военачальника во многих европейских языках. В Польше и ВКЛ упоминается с XV в. в значении предводителя наемных отрядов. В XVI—XVIII вв. так называли главнокомандующих польской (гетман коронный) и великокняжеской (гетман высочайший, с XVII в. — гетман великий) армиями и их заместителей (гетманы польные). Титулование гетманами всех казацких предводителей уже с XVI в. редко и имело полуофициальный характер. Так, в официальной правительственной терминологии даже в отношении командиров реестрового казачества чаще употреблялось понятие «старший Войска Запорожского». Начало последовательного титулования гетманами верховных казацких руководителей относится только к середине XVII в. и связано с именем Богдана Хмельницкого.
Греко-католики — употребляемое в литературе обозначение униатского духовенства и верующих. В официальный оборот термин впервые введен австрийской эрцгерцогиней Марией-Терезией с середины XVIII в.
Григорианский календарь (новый стиль) — система счисления промежутков времени, заменившая юлианский календарь. В странах, где господствующей религией был католицизм, введен буллой папы Григория XIII в 1582 г. Другие страны признали его через десятки и сотни лет.
Загон — (укр.) отряд, в контексте событий XVII в. — казацкий отряд.
Запорожье — название владений Запорожской Сечи. Территория современных Днепропетровской, Запорожской и части Кировоградской, Донецкой и Херсонской областей.
Иезуиты — члены католического монашеского ордена (лат. «Societas Iesu» — «Общество Иисуса»), основанного в Париже в 1534 г. испанцем И. Лойолой. В 1540 г. утвержден Ватиканом как новая форма монашества в католицизме. Орден стал главным орудием Контрреформации.
Кальвинизм — течение протестантизма. Основано французом Ж. Кальвином в эпоху Реформации.
Квартяное войско — название военных отрядов, впервые созданных Короной в правление Сигизмунда II Августа в 1562 г. Содержалось за счет так называемой кварты — четвертой части доходов королевских имений.
Клейноды — атрибуты власти казацкой старшины. Высшим символом власти была булава, которая носилась гетманом или кошевым атаманом.
Кодак — крепость на правом берегу Днепра напротив Кодакского порога. Построена польским правительством в июле 1635 г., чтобы изолировать Запорожье. Гарнизон состоял из 200 наемников. Разрушена в августе 1635 г. запорожцами во главе с И. Сулимой. Была восстановлена в 1639 г., а ее гарнизон увеличен до 600 наемников. Осенью 1648 г. захвачена казацким отрядом и превращена в опорный пункт освободительной армии Б. Хмельницкого. Руины Кодака сохранились до наших дней в селе Старые Кодаки недалеко от аэропорта г. Днепропетровска.
Корчма — постоялый двор, трактир. С XVI в. их размещение и порядок работы регламентировался Статутами ВКЛ, великокняжескими и королевскими привилеями.
Кош — 1) собирательное название для обозначения всего войскового товарищества запорожских казаков; 2) главный орган управления Запорожской Сечи, который избирался ежегодно на сечевой раде; 3) казацкий военный лагерь, в котором находилась войсковая старшина во главе с кошевым атаманом.
Курень — 1) отдельное подразделение Войска Запорожского низового, а также жилое помещение в Сечи; 2) обычный сельский жилой дом в некоторых районах Украины и на Дону.
Лютеранство — течение протестантизма. Основано в XVI в. деятелем Реформации в Германии М. Лютером.
Миряне — в христианстве все лица, не принадлежащие к духовенству.
Ординация (польск. ordynacja от лат. ordino — управляю, приказываю) — 1) собрание наиболее важных правовых предписаний в средневековой Польше, которыми руководствовались различные учреждения, организации и суды; 2) правовые нормы, регулировавшие наследование недвижимой собственности определенного магнатского рода в Речи Посполитой; 3) постановление польского сейма (1638) об ограничении казацких привилегий после поражения восстания П. Бута.
Надворная хоругвь — военно-служилый отряд при дворе магната.
Низ — обозначение территории, освоенной запорожскими казаками в XVI—XVIII вв.
Посполитое рушение — всеобщее шляхетское ополчение.
Протестантизм (от лат. protestans — публично доказывающий) одно из основных направлений в христианстве, отколовшееся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм и т. д.).
Реестры — специальные списки, в которые заносились привлеченные на службу Короне казаки.
Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — широкое антикатолическое движение в Западной Европе первой половины XVI в. На Украине реформационное движение получило распространение во второй половине XVI— начале XVII в.
Рокош — легальное вооруженное выступление шляхты против короля в чрезвычайных ситуациях, когда считалось, что правовые основы государства опасно нарушены.
Сечевая Рада — общевойсковое собрание, верховный орган в Запорожской Сечи.
Слободы — название поселений, жители которых временно освобождались от повинностей.
Социанство — течение протестантизма. Названо по имени деятеля Реформации в Польше Фауста Социна, итальянца по происхождению.
Ставропигия — право подчинения непосредственно патриарху, а не местным иерархам.
Старшина — категория должностных лиц казацкого войска XVI—XVIII вв., отличавшаяся от рядовой массы казаков своим властным статусом, а со временем и все большим материальным благосостоянием.
Схизма — термин, обозначающий раскол в христианской церкви.
«Тарасова ночь» — легендарное ночное нападение небольшого отряда казаков Т. Федоровича на охрану штаба С. Конецпольского («золотую роту») и ее полное уничтожение в мае 1630 г. Описание этого эпизода помещено в анонимной «Истории Русов» (начало XIX в.), откуда перешло и в одноименное стихотворение Т. Шевченко. Источники не подтверждают этой легенды.
Универсалы — государственные документы XV—XVIII вв., имевшие характер манифеста или распорядительно-административного акта. Издавались первоначально королями, а поздней гетманами и представителями генеральной старшины.
Чайка — боевой казацкий челн. Подробное описание чайки оставил французский военный инженер Боплан. Казацкий челн сооружался из стволов липы или вербы (позднее из досок), имел 10—15 пар весел. Длина его составляла около 15 метров, ширина — до 4 метров. Каждая чайка размещала от 50 до 70 казаков и 4—6 легких пушек (фальконетов). В конце XVI — начале XVII в. казаки выходили в морские походы на 20—50 чайках.
Чамбул — отряд татарской конницы.
Шинок — корчма, небольшое питейное заведение. Право свободного изготовления и продажи (шинкования) спиртных напитков землевладельцы Короны получили еще по привилею 1496 г. короля Яна-Ольбрехта. Но поскольку торговля для шляхты считалась делом недостойным, то она передавала шинки в аренду. Традиционно шинкарями выступали евреи.
Юлианский календарь (старый стиль) — система счисления промежутков времени, применявшаяся во всем христианском мире до появления григорианского календаря.
V
Боплан Гiйом ле Вассер де. Опис Украïни. К., 1990.
Статут Вялiкага княства Лiтоўскага 1588: Тэксты. Даведнiк. Каментарыi. Мн., 1989.
Украïна перед визвольною вiйною 1648—1654 рр.: Зб. документiв (1639—1648). К., 1946.
Уния в документах. Мн., 1997.
Алекберли М. А. Борьба украинского народа против турецко-татарской агрессии в период от Люблинской унии 1569 до 30-х гг. 17 в. Махачкала, 1966.
Баранович А. И. Украина накануне освободительной войны середины XVII в. (социально-экономические предпосылки войны). М., 1959.
Бойко I. Д. Селянство Украïни в другiй половинi XVI — першiй половинi XVII ст. К., 1963.
Борисенко В. Й., Заремба С. З. Украïна козацька. К., 1993.
Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине в конце XVI — первой половине XVII в.: Ч. 2. Брестская уния 1596 г. Ист. последствия события. М., 1999.
Голобуцкий В. А. Запорожское казачество. К., 1957.
Дзюба Е. Н. Просвещение на Украине и его роль в укреплении связей украинского народа с русским и белорусским. Вторая половина XVI — пер. пол. XVII в. К., 1987.
Iсаевич Я. Д. Братства та ïх роль в розвитку украïнськоï культури XVI—XVII ст. К., 1966.
Історический контекст укладення Берестейськоі уніі і перше поунійне покоління. Львів, 1995.
Костомаров Н. И. Южная Русь в конце XVI века. Исторические произведения. Автобиография. К., 1989.
Леп'явко С. Козацькi вiйни кiнця XVI ст. в Украïнi. Чернiгiв, 1996.
Леп'явко С. Великий кордон Европи як фактор становлення украінського козацтва (XVI ст.). Запоріжжя, 2001.
Марочкiн В. Антифеодальний визвольний рух на Украïнi в першiй чверти XVII ст. К., 1989.
Михайлина П. В. Визвольна боротьба трудового населення мiст Украïни (1569—1654). К., 1975.
Мицько I. А. Острозька слов'яно-греко-латинська академiя (1576—1636). К., 1990.
Нiчик В. М., Литвинов В. Д., Стратiй Я. М. Гуманiстичнi i реформацiйнi iдеï на Украïнi (XVI— початок XVII ст.). К., 1990.
Пичета В. И. Основные моменты исторического развития Западной Украины и Западной Белоруссии. М., 1940.
Плохий С. Н. Папство и Украина: Политика римской курии на украинских землях в XVI — XVII вв. К., 1989.
Сергiйчук В. I. Iменем Вiйська Запорозького. К., 1991.
Феодалiзм на Украïнi. К., 1990.
Щербак В. О. Антифеодальнi рухи на Украïни напередоднi визвольноï вiйни 1648—1654 рр. К., 1989.
Щербак В. О. Формування козацького стану (XVI — перша половина XVII ст.). К., 2000.
Глава 13. Освободительная война
украинского народа
под предводительством Б. Хмельницкого. Включение Левобережной Украины
в состав России
В середине XVII в. среди предводителей борьбы с польской шляхтой выдвинулась знаковая в истории Украины личность — Богдан (Зиновий) Хмельницкий. Восстание под его предводительством, которое началось в январе 1648 г., довольно быстро охватило большую часть территории и населения Украины и переросло в Освободительную войну.
Среди историков нет единого мнения в вопросах о типологии и хронологических рамках этого движения. В современной украинской историографии для его обозначения все чаще употребляется наименование «Украинская национальная революция». Много спорных суждений существует в определении конечной даты Освободительной войны. Принятая советской историографией дата (1654) связывалась с Переяславской радой и началом российско-польской войны. Однако утверждение, что «воссоединение» двух славянских народов было конечной целью восстания, является упрощенным трактованием сложной и многогранной проблемы, не учитывающим позиций различных групп украинского общества. Да и для самого Б. Хмельницкого конечной целью было, прежде всего, объединение всех украинских земель. В этом смысле можно согласиться с мнением, что Освободительная война закончилась в 1657 г. со смертью гетмана. Ряд современных украинских историков (В. Смолий, В. Степанков и др.) связывает завершение «революции» с падением в 1676 г. гетмана П. Доро-шенко, считая, что именно он в период между Андрусовским перемирием (1667) и «Вечным миром» (1686) России с Речью Посполитой боролся и за освобождение и за единство украинского народа.
По-разному оценивается и статус Украины после Переяславской рады 1654 г. Характеризуя Переяславско-Московский договор, одни историки считают его унией (реальной или персональной), другие — военным союзом, третьи говорят о вассалитете, четвертые — о протекторате. Множество точек зрения в конечном итоге сводится к вопросу: предусматривалось ли уже соглашением 1654 г. включение Украины в состав России, или же в это время речь шла только о временном российско-казацком союзе? Понятно, что для многих украинских историков XIX-XXІ вв. оценка Переяславско-Московского договора превратилась, по словам датского историка С. О. Кристенсена, «в вопрос об узаконении требований национального и государственного суверенитета по отношению к российской государственной идеологии».
Следует отметить, что термин «воссоединение», ставший обязательным после празднования в 1954 г. 300-летия Переяславской рады и освящавший таким образом единство народов СССР, не был придуман советской историографией. Одним из первых его ввел в научный оборот еще историк XIX в. М. А. Максимович. П. А. Кулиш, «украинский буржуазный националист» (по определению советской историографии), одну из своих работ, посвященных рассматриваемой проблеме, назвал «История воссоединения Руси». Этот трехтомный труд вышел в Санкт-Петербурге в 1874—1877 гг.
В советской и постсоветской российской историографии для разъяснения положительной и прогрессивной роли России в процессе исторического развития Украины широко используется формула «меньшего зла». Еще в конце 1930-х гг. она была использована для борьбы со школой М. Н. Покровского, рассматривавшей включение Украины в состав Российского государства как «абсолютное зло» для этого формирующегося государственного образования. Выбор сюзерена в лице российского царя, правившего «тюрьмой народов», становился для украинского народа «меньшим злом», чем оставаться под нестерпимым социальным, национальным и религиозным гнетом в составе Речи Посполитой или же попасть под власть Османской империи.
Границы казацкой Украины во время заключения Переяславско-Московского договора 1654 г., по мнению Б. Хмельницкого, простирались далеко на запад от Днепра. Такими гетман и его последователи и желали их видеть в договорах с соседними государствами. Однако Андрусовское перемирие и «Вечный мир» узаконили вхождение в состав России только Левобережной Украины. Эти соглашения Москвы с польской Короной расцениваются в украинской историографии негативно. Достаточно сказать, что современная исследовательница Н. Яковенко для обозначения перемирия 1667 г. употребляет слова «Андрусовское располовинивание».
I
Причины Освободительной войны. К взрыву Освободительной войны на Украине в середине XVII в. привело переплетение острейших противоречий социально-экономического, политического и идеологического характера. Вследствие стремительного развития фольварочно-барщинной системы ведения хозяйства и ее продвижения в центральные, южные и восточные регионы, где крестьяне еще не были закрепощены и пользовались определенными свободами, резко ухудшилось положение крестьянства, мещанства и части мелкой шляхты Кроме того, в южном и юго-восточном районах Украины фольварочно-бащинная система вступала в противоречие с казацким хозяйством, фермерским по своей сути. Пользуясь правом беспошлинного вывоза своих товаров и монополией на производство и переработку различной продукции, феодальная знать успешно конкурировала с жителями городов в торгово-промышленной сфере. К обострению социальных противоречий вела также практика сдачи магнатами и шляхтой в аренду земли, мельниц, винокурен, шинков, перевозов и т. п. Арендаторы, в основном еврейские предприниматели, ставя своей целью в короткий срок вернуть с наибольшей прибылью вложенные ими деньги, нещадно эксплуатировали местное население.
К середине XVII в. совершенно определенно обозначился курс польских властей на окончательную полонизацию и окатоличивание православного населения, особенно в западных районах Украины. Наступление на православие велось по всем направлениям. Важная роль в этом деле принадлежала униатской церкви, которую активно поддерживала Римская курия. Православным мещанам ставились всяческие препятствия в хозяйственной деятельности и занятии должностей в городском самоуправлении. Один за другим на украинских землях вырастали костелы, кляштари (монастыри), иезуитские коллегии, а одновременно происходило массовое закрытие православных храмов. Национально-религиозное угнетение православных украинцев проявлялось и в дискриминации их родного языка и школы.
Осуществив инкорпорацию украинских земель в состав Короны, правящие верхи Польши способствовали денационализации местной элиты (магнатов и шляхты), которая стала консолидироваться с польской на платформе польской государственной идеи. Одновременно претендентом на роль новой украинской элиты выступило казачество. Этот, по определению украинской историографии, «политический народ» не только добивался уравнения в правах со шляхтой и признания «прав и вольностей русского народа» вообще, но и всей своей деятельностью заложил начало развитию казацкой государственной идеи — первоначально в форме придания автономного статуса казацкому региону.
Если ограничение прав казачества, нарастающее закрепощение крестьянства, ухудшение социального статуса и экономического положения основной массы населения Украины вообще, политика полонизации и окатоличивания подталкивали народные массы к выступлению, то слабость королевской власти, расширение влияния Запорожской Сечи, утрата контроля над ней со стороны Короны, в свою очередь, создавали почву для перерастания локальных восстаний во всенародную войну с угнетателями. Этим и воспользовался чигиринский сотник Б. Хмельницкий.
Богдан Хмельницкий и освобождение Запорожской Сечи. Новый этап борьбы украинского народа против социального, национального и религиозного угнетения связан с именем Богдана Хмельницкого. Выходец из мелкой украинской шляхты, он получил довольно приличное для своего времени образование, знал несколько языков. Обучение во Львовской иезуитской коллегии так и не склонило его к принятию католичества. Уже в молодости Б. Хмельницкий, включенный в состав чигиринского реестрового казачества, получил значительный военный опыт. В 1620 г. он принял участие в походе коронных войск в Молдавию, и в битве под Цецорой попал в турецкий плен, где пробыл около двух лет. Историки считают, что Б. Хмельницкий не мог остаться в стороне от казацко-крестьянских восстаний 1625, 1637-1638 гг. Под 1637 г. источники называют его войсковым писарем, но в результате «Ординации» 1638 г. он стал сотником чигиринского полка. Видимо, уже тогда в его довольно лояльном отношении к польской шляхте произошел надлом. Когда в 1639 г. во время осмотра Кодака гетман С. Конецпольский назвал крепость символом польского господства над Украиной, Хмельницкий заявил: «Все созданное рукою, рукою же может быть разрушено».
В 1646 г. Б. Хмельницкий был среди делегатов от казаков, с которыми Владислав IV обсуждал план войны против Турции. Возможно, именно уважение, которым он пользовался при дворе короля, вызвало ненависть к нему со стороны влиятельных польских магнатов. Открыто враждебную позицию по отношению к казацкому сотнику занял корсунский и чигиринский староста А. Конецпольский, сын коронного гетмана С. Конецпольского. Окончательно жизнь Б. Хмельницкого и ход истории всего края изменил один типичный случай произвола польской шляхты. В 1646 г., когда его не было дома, чигиринский подстароста Д. Чаплинский при поддержке местных магнатов разграбил фамильный хутор Субботов, засек батогами младшего сына и выкрал женщину, на которой овдовевший казацкий сотник собирался жениться. Многочисленные обращения в суд оказались напрасными, не нашел справедливости Б. Хмельницкий и у короля. Мало того, вскоре Б. Хмельницкий был арестован, и только благодаря поддержке чигиринского полковника С. Кричевского ему удалось избежать расправы.