Впервые наличие подобных обрядов обнаруживается у Homo sapiens neandertalis (Человек разумный неандертальский), именно к нему археологические данные позволяют отнести первые известные нам проявления религиозных чувств. Как же способствовали возникновению религии те природные и социальные условия, в которых существовал неандерталец?
Итак, свидетельствами существования зачатков религии уже в эпоху неандертальцев являются:
1) наличие определенного похоронного обряда. первобытный человек заботился о покойнике. сохранившиеся следы позволяют утверждать, что умершего хоронили в определенной позе (как правило, лицом на восток – навстречу поднимающемуся Солнцу), а место погребения посыпали красной охрой. Особое отношение к мертвым проявлялось в том, что первобытный человек верил в сохранение некой формы жизни после смерти, боялся вреда со стороны умерших членов племени и стремился этого не допустить с помощью проведения обрядов;
2) ритуальные наскальные изображения.. Непосредственно перед охотой мужчины первобытного племени «разыгрывали» свои последующие действия, поражая нарисованных животных и тем самым обеспечивая себе удачу в настоящей охоте. Очевидно, в тех же пещерах происходили и примитивные обряды инициации (посвящения), которые должны были приобщить юношей к взрослой жизни. Только после совершения такого обряда эти юноши могли считаться взрослыми людьми, их биологический возраст имел к возрасту социальному лишь опосредованное отношение.
В наиболее кратком, но полном виде специфика первобытной мифологии представлена у американского исследователя первобытной религии и мифологии Самуэля Хука. Он выделяет следующие типы мифов:
1) обрядовый миф Первоначально ритуал сопровождался песнопениями и заклинаниями, которые позволяли усилить влияние выполняемых действий, имея призывающий или повелевающий характер. 2) культовый миф. Он является разновидностью мифа обрядового, но связан с более развитой формой религиозного мышления, при котором рассказывание мифа не сопровождает ритуал, а служит способом пробуждения религиозных чувств в момент отмечания какого-либо праздника, имеющего сакральное значение.
3) этиологический миф (миф происхождения) –старинного обычая, согласно которому египетские фараоны брали в жены своих сестер;
4) эсхатологический миф (миф о конце света). Зарождение этого типа мифов обыкновенно связывается с иудаизмом, но содержатся религиозные взгляды о конце света уже в вавилонских мифах.
5) миф престижа..
№7
Своё название Олдувайская эпоха (хронологические рамки: 3 млн. — 800 тыс. лет назад) получила благодаря археологическим памятникам, найденным в ущелье Олдувай (территория в Кении в Восточной Африке). Данной ущелье было открыто и исследовано археологами Мери и Луисом Лики в 60-х гг. XX в. Памятники раннего этапа этой эпохи, относящиеся к эоплейстоцену, пока малочисленны и открыты преимущественно в Африке. В Европе найден лишь один такой памятник — это грот Валлоне во Франции, однако его раннеплейстоценовый возраст не бесспорен. На Кавказе, в Южной Грузии, исследуется стоянка Дманиси, имеющая возраст 1,6 млн. лет. На этом памятнике кроме серии каменных изделий была найдена челюсть Homo erectus. Памятники, относящиеся к позднему олдуваю, распространены более широко — они известны в Южной и Юго-Восточной Азии, в Европе. В Венгрии открыта стоянка Вертешселлеш, где вместе с олдувайскими орудиями были найдены и костные остатки архантропа. В Западной Украине расположена многослойная стоянка Королево, нижние слои которой могут быть отнесены к олдувайскому времени.
№ 6
История первобытного общества не может быть хронизирована абсолютно, хронология - абсолютно-относительная (в пределах миллионов, тысячелетий, сотен лет, иногда точность до нескольких лет). Относительная хронология устанавливает последовательность событий на основе данных археологии, палеонтологии, геологии.Но существуют методики для определения абсолютной хронологии.
* Радиоуглеродный метод. Анализу подвергаются органические остатки. В результате воздействия космических лучей на атомы азота в земной атмосфере непрерывно образуется изотоп углерода – карбон, поглощаемый из атмосферы растениями, а через них и животными. После гибели растения или животного карбон начинает распадаться, а поскольку скорость его распада постоянна, то, определив степень полураспада, можно проводить датировку.
* Калий-аргоновый метод. Применим для археологических и антропологических памятников. Суть метода заключается в анализе соотношения калия и аргона, поскольку калий, распадаясь, превращается в аргон. Однако этот метод пригоден только для минералов и пород, содержащих калий.
* Археомагнитный метод предполагает датировку изделий из обожженной глины с точностью до плюс-минус 25 лет.
№5