В последние годы успешно разрабатывается дендрохронологический метод. Изучив влияние погодных условий на прирост годичных колец на древесине, биологи выяснили, что чередование колец низкого и высокого прироста дает неповторимую картину. Составив усредненную кривую приростов древесины для каждого района, можно с точностью до года датировать любой кусок древесины. Таким образом, например, наши археологи точно датируют возраст древесины, использовавшейся на строительство древнего Новгорода.
Стратиграфический
Фиксируя некоторую последовательность комплексов, она дает наиболее точные данные для относительной хронологии. Именно поэтому многослойные поселения для археологии так важны.
Темп нарастания слоя на разных памятниках может быть различным. Поэтому определение даты вещи только по ее месту в слое относительно материка и современной поверхности абсолютно невозможно. Определенные трудности могут возникать при сопоставлении различных памятников, когда вместо одной стратиграфической колонки имеется две или несколько. В таких ситуациях следует отталкиваться от того, что наиболее сходные по сочетанию признаков слои можно считать наиболее близкими по дате. Однако, если установлено, допустим, что слой А одного поселения соответствует слою Д второго, это еще не приводит к отождествлению по дате остальных слоев этих поселений, поскольку длительность их отложений может быть разной, а некоторые слои могут отсутствовать на одном из поселений по какой-либо исторической причине. Поэтому такая же процедура должна быть выполнена и со всеми остальными слоями.
Сопоставление дат может быть уточнено, если учесть не только набор типов, но и процентное соотношение количества вещей этих типов в каждом слое. Ошибки при датировании по процентному соотношению возникают из-за того, что оно может зависеть не только от даты, но и от других исторических причин.
Задача, стоящая перед археологом (датировка и синхронизация) значительно осложняется, когда объектом исследования становятся однослойные поселения или комплексы, не связанные со стратиграфией. Очевидно, что полное сходство, тождество сколько-нибудь крупных комплексов невозможно, поскольку археологический материал чрезвычайно разнообразен. Степень сходства или различия между ними может быть зафиксирована, но истолкование отмеченных различий может быть по крайней мере двояким: различия как результат хронологических изменений или же как результат локальных особенностей.
Важнейшей частью стратиграфии является фиксация всех находок, необходимая для того, чтобы в дальнейшем можно было восстановить их последовательность.
№ 3,(5вопрос -метод стратиграфии) Археологическая культура
Культу́ра археологи́ческая — совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.
Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, воронковидных кубков культура), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т. д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепро-донецкая культура).
Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определенном образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Если речь идет об однотипных орудиях труда или иных артефактах, используется также термин «индустрия». Термин «археологическая культура» является основным при описании доисторической эпохи, о которой нет письменных источников. Механизмы распространения археологической культуры могут быть разными. Теория диффузионизма рассматривает, например, такие варианты, как расселение носителей культуры или передача технологии при торговле. Иногда при раскопках в одном и том же месте находят признаки, характерные для разных культур, что может означать столкновение или сосуществование их носителей, а может — эволюцию одной культуры в другую.
Понятие ввел в конце 1920-х г. австралийский филолог и археолог Вир Гордон Чайлд,
Материальная культура
Термин «материальная культура» подразумевает, во-первых, значимость всех физических объектов среды для народа определенной культуры, а во-вторых, — комплекс артефактов (технокомплекс), типичных для данной социокультуры и являющихся существенной частью её культурной идентичности. Люди в массе своей относятся к материальным объектам так, как принято в их культуре, и исследователи материальной культуры изучают связь между найденными объектами и их значением для носителей данной культуры. В этом смысле материальная культура сравнима с языком, то есть вербальной культурой; и то, и другое — культурные феномены. Археологи пытаются воссоздать общую культуру древних сообществ, делая выводы о менее постоянных культурных особенностях на основании изучения остатков материальной культуры.
Эволюция понятия
В западной археологической литературе, начиная со 2-й половины XX века, происходит значительный сдвиг в толковании термина «археологическая культура», от него отпочковываются несколько новых терминов. Многие прежние археологические культуры переосмыслены:
либо как археологические традиции (технологии), например, технология Леваллуа, традиция колоколовидных кубков, традиция шахтовых могил, хоупвеллская традиция. Археологическая традиция — надкультурное явление, когда некоторая чётко выраженная технология в определённый исторический (доисторический) период охватывает несколько культур региона. Как современный аналог археологической традиции можно упомянуть, например, распространение готической архитектуры в Западной Европе в 8-18 веках.
либо как локальные археологические периоды, например, гасульский период, когда материальные признаки могут быть связаны с культурно-историческим этапом одной или нескольких связанных друг с другом культур, продолжающих существование и после окончания данного этапа.
К культурному материалу относят:
артефакты — объекты, созданные или измененные людьми,
искусственные особенности рельефа — курганы, рвы, ямы,
биофакты и экофакты — одомашненные растения, кости домашних животных или объектов охоты, древесина, использованная в постройках и т. п.,
перемещенные людьми объекты — минералы, раковины и др., оказавшиеся далеко от места своего происхождения.
Некоторые археологические культуры
Типологический
Второй основополагающий метод археологии – типологический.Он основывается на объединении находок в типологические ряды – серии вещей, имеющих один или несколько повторяющихся или прогрессирующих признаков. Для установления даты типа необходимо иметь некоторую серию опорных комплексов, содержащих вещи этого типа. Отрезок времени, ограниченный крайними датами в этой серии, и будет определять дату типа. Очевидно, что надежность и достоверность такой даты прямо зависит от числа использованных опорных комплексов. При достаточном количестве комплексов истинность даты группы может быть проверена по характеру распределения дат комплексов. При статистически достаточном количестве однотипных вещей можно с некоторой вероятностью вычислить интервал, в течение которого данный тип находился в обиходе.
Задачу, аналогичную датировке типов вещей, представляет собой датировка признаков. Разница в том, что вместо датированных комплексов используются даты групп вещей, обладающих этим признаком. Это важно не только для изучения эволюции вещей, но и для датирования отдельных артефактов, не представленных или недостаточно представленных в датированных комплексах. Особую роль это играет при датировании сложных уникальных предметов и случайных находок, которые через комплекс вообще не могут быть датированы. В последнем случае датировка сводится к процедуре датирования признаков, т.к каждая вещь может быть представлена как их совокупность.
№52
Лука́-райкове́цкая культу́ра — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории верховьев Западного Буга и правобережья Днепра в VII—X веках.. Выделена в 1946 году на основе городища в Житомирской области.
Памятники лука-райковецкой культуры имеют следующие признаки:
Доминирующий тип поселений — неукреплённые селища, население которых занималось сельским хозяйством, для IX века характерно появление городищ, имевших ремесленно-торговый и административный характер.
Керамика соответствует пражско-корчакской по составу материала, обжигу, способу формовки и ассортименту форм. От указанной культуры отличается наличием орнаментации — защипов или насечек по краю венчика, ямочным, неровным волнистым или линейным орнаментом. В ходе развития культуры происходит изменение сосудов от слабопрофилированных к имеющим большую профилировку, от высоких сосудов более низким и широким. Изначально керамика носит лепной характер. С IX века появляются сначала лепные сосуды с обточенным на гончарном круге верхом, а затем и сосуды, целиком изготовленные на круге.
Основной тип погребений — грунтовые могильники. С VIII века увеличивается доля курганных погребений, в IX—X веках вытеснивших грунтовые захоронения. Курганы содержат одиночные погребения.
Украшения, характерные для памятников лука-райковецкой культуры, включают в себя проволочные височные кольца, миниатюрные антропоморфные фибулы, подковообразные фибулы, литые трёхрогие подвески-лунницы, серьги-лунницы с гроздевидной подвеской, украшенные псевдозернью и имеющие, как считается, западнославянское происхождение, подвески-бубенчики, пластинчатые, литые браслеты и браслеты, выполненные из гранёной проволоки, перстни, железные пряжки, стеклянные бусы и пронизки.
Наследие культуры
Памятники Корчакской культуры, предшественицы культуры Луки-Райковецкой, идентифицируют с культурой славянского объединения племен дулебов, которые считаются предками летописных волынян, древлян, дреговичей, и возможно частично полян. Носителями Лука-Райковецкой культуры считаются указанные восточнославянские племенные союзы. В X веке вошла в состав древнерусской культуры.
Роменско-борщевская культура ( укр. Роменсько-борщевська культура) — археологическая культура славянского населения лесостепей Левобережья Днепра VIII—X века (Липецкая, Воронежская, Брянская, Курская и Белгородская области). Название идёт от города Ромны (Сумская область Украины) и села Борщево (Воронежская область РФ).
Материальная культура представлена остатками городищ (Новотроицкое городище, Титчиха) и селищ, состоящих из землянок. Керамика представлена высокими лепными горшками-кувшинами и низкими мисками. Могильники представляют собой курганы с элементами трупосожжения. Имелось развитое кузнечное ремесло. Основное занятие населения — земледелие (просо, рожь, пшеница). Культура исследована в середине XX века И. И. Ляпушкиным.