Женские статуэтки на поселениях находят чаще всего разбитыми около очагов или в специальных углублениях. На этом основании возникло мнение, что они служили для выполнения обрядовых коллективных действий. Другие ученые считают, что отдельные статуэтки являлись символами реальных или мифических женщин-прародительниц. Было также высказано мнение, что они изображают реальных палеолитических женщин. Некоторые исследователи полагают, что палеолитические женские статуэтки представляют собой обобщенный эстетический идеал эпохи палеолита или являются отражением культа плодородия, изображениями жриц и образов предков. При всем разнообразии мнении наличие этих статуэток свидетельствует о существовании культа женского божества. В них заложены как реалистические, так и мифологические представления о женщине — матери, хозяйке домашнего очага, прародительнице рода, символа объединения данного общества, о женщине, или, вернее, женском божестве плодородия, носительнице духа, «хозяйки» промысловых животных. Статуэтки благодаря своему смысловому содержанию служили, видимо, для выполнения определенных коллективных действий, связанных с охотничьей магией и культом предков.
Срубная
Считается, что процесс формирования срубной культуры завершился в середине II тысячелетия до н. э. В результате на огромном пространстве от Днепра на западе и до Урала на востоке, от берегов Черного моря на юге и до левобережья Камы на севере сложилась срубная культурно-историческая общность. Название ее условно, оно связано с особенностями устройства могил. Могильные ямы, расположенные под насыпью курганов, укреплялись деревянным срубом, а сверху закрывались бревнами. В некоторых курганах делались довольно сложные сооружения: бревнами обкладывалась насыпь кургана, иногда над центральной могильной ямой сооружалась двускатная крыша. Курганы, очевидно, принадлежали большим патриархальным семьям, а группы таких курганов были родовыми кладбищами. Умерших хоронили в скорченном положении, рядом с погребенными ставили глиняную посуду, несколько реже клали бронзовые и каменные изделия.
Были распространены плоскодонные сосуды и сосуды баночной формы. Горшки украшали оттисками шнура, палочки или гребенки, с помощью которых на сырые стенки наносились различные геометрические фигуры — ромбы, треугольники, перекрещивающиеся линии.
Принципиальным отличием этой культуры является значительное развитие земледелия и скотоводства, которые почти совсем вытеснили охоту, а также широкое развитие бронзолитейного производства и строительной деятельности.
Высокого развития достигает металлургия бронзы, из которой делали большое количество предметов. Прежде всего выделяются бронзовые земледельческие орудия труда: массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (массивные, тяжелые, с немного кривым лезвием ножи) с отверстием на ручке, служившие для рубки кустарника, и кельты разных типов. Кельты представляют собой полый внутри металлический клин с заостренным лезвием. Разнообразнее стало бронзовое оружие: выделяются большие втульчатые двухлопастные наконечники стрел и кинжалы с овальным, похожим на лист лезвием. Широкое освоение бронзы было большим культурно-техническим достижением населения срубной культуры. Основу хозяйства составляли скотоводство и мотыжное земледелие. Значительное развитие получило скотоводство. (овец, свиней, лошадей.) Кости диких животных представлены в ничтожно малом количестве. На поселениях срубной культуры часто встречаются орудия обработки кожи и шкур: лощила, специальные скребки, шилья и проколки для сшивания кожи и шкуры.
Обращает на себя внимание появление в конце срубной культуры крупных курганов, в которых были погребены племенные вожди.
Катакомбная
Степи Евразии в эпоху бронзы стали особой зоной, оказавшей значительное влияние на развитие производящих форм хозяйства специфически степного типа, основы которого были заложены с началом перехода к энеолиту. Тогда был накоплен первый опыт хозяйственного освоения степей, и сложились основы степного скотоводства в его специфических формах: преимущественное разведение наиболее приспособленного к степным ландшафтам мелкого рогатого скота при значительной роли и даже господстве охоты. Определенное значение имел природно-климатический фактор: аридность степной зоны в начале палеометаллической эпохи и вызванный этим кризис присваивающего хозяйства.
В эпоху бронзы сложились уже не эпизодические, а устойчивые контакты по всей территории степей. Определенную положительную роль в развитии степной культуры сыграли несколько факторов. Во-первых, широкое распространение колесного транспорта и верховой езды; во-вторых, начавшееся экстенсивное развитие скотоводства как формы хозяйства с наиболее быстрым воспроизводством; в-третьих, успехи в развитии горного дела, металлургии и металлообработки. В эпоху бронзы действовали все известные горно-металлургические центры и области: Кавказ, Урал, Казахстан, Саяны. В-четвертых, в степях сложился принципиально новый, по сравнению с энеолитическим, тип неполивного земледелия. Для земледелия стали использоваться приречные долины степных рек и неорошаемые поля. Это было важным новшеством, впервые земледелие, как и скотоводство, вырвалось за рамки ограниченности, характерной для поливного земледелия. В-пятых, появились новые орудия: бронзовый кельт как универсальное орудие (топор, наконечник мотыги или заступ, в зависимости от того, как он надевался на ручку), бронзовый серп, кинжал и втульчатый наконечник копья листовидной формы, бронзовые удила.
Многие новации в животноводстве, транспорте, освоении степныхи горно-долинных ландшафтов Евразии в эпоху бронзы принадлежат индоиранцам степной зоны. В ту эпоху они в степях были носителями передовых идей в хозяйстве, мировоззрении и являлись лидирующим этносом.
Для эпохи бронзы характерна определенная нивелировка в наборе артефактов и в конструкции археологических объектов. Характерным для степных культур становится курган, сооруженный из земли и камней. Много общего в устройстве погребальной камеры, обряде погребения. Для этой зоны характерны так называемые скорченные погребения эпохи бронзы.
В эпоху бронзы в степях евразийской части России развивались две большие культурно-исторические общности: катакомбная и андронов-ская. Во II тысячелетии до н. э. памятники катакомбной культуры занимали значительную территорию от Днепра до Средней Волги. Наиболее южные известны в степях Крыма, а самые северные — около Курска и Ельца. Среди памятников больше всего могильников. Они-то и дали, благодаря своим особенностям, название культуре. Умерших хоронили не просто в грунтовых ямах, а в особых нишах — катакомбах, устраивавшихся в стенках могильных ям. Вход в катакомбу из ямы заваливали, дно покрывалось охрой, известью или выстилалось камышом. Скелеты в катакомбах обычно лежали скорченно.
Катакомбные поселения известны на Дону (около Ростова), Киби-кинское близ Луганска, Терновское около Камышина на Волге и в других местах. Исследование этих поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый образ жизни. В южных районах люди строили жилища, сделанные в виде плетенных из камыша и обмазанных снаружи глиной построек, возведенных на глинобитном основании. В более северных и восточных районах был известен другой тип жилища — небольшие землянки с деревянной крышей.
Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры являются предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами, шилья и бронзовые украшения. Однако большинство орудий труда все еще делали из камня и кости. Это тщательно отретушированные треугольные наконечники стрел, дротиков и копий, довольно архаичные ножи, сделанные из кремневых ножевидных пластин, и скребки. Особенно выделяются по количеству и изяществу изготовления каменные шлифованные топоры с просверленными проушинами. Они, так же как и некоторые бронзовые изделия, и особенно костяные булавки и каменные курильницы, очень близки к предметам северокавказской культуры. Влияние высокой культуры Северного Кавказа особенно сказалось в южных предкавказских районах распространения катакомбной культуры.
Катакомбная глиняная посуда разнообразна и принципиально отличается от примитивной и однообразной по форме посуды предшествующей древнеямной культуры. Известны плоскодонные горшкис выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых богато украшена орнаментом, нанесенным оттисками крученой веревки, зубчиками гребенки или просто острым предметом. Мотивы орнамента различны: треугольники, зигзаги, но чаще всего встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледельцев о солнечном божестве и таинственных растительных началах, превращающих зерна в стебли, которые в свою очередь рождают множество таких же зерен.
Входившие в катакомбную общность племена занимались земледелием и скотоводством. Об этом свидетельствуют их прочная оседлость, земледельческая идеология, находки обуглившихся зерен проса в курганах, каменные мотыги, служившие для обработки земли. Вместес тем быстро развивалось и скотоводство, которое достигло качественно новой ступени. Скотоводство было оседлым, пастушеским. Скот пасли поблизости от поселений. В катакомбах вместе с погребенным встречаются кости овцы, козы, коровы и лошади. Причем в южных районах чаще всего встречаются кости овцы, а в более северных преобладали кости коровы и свиньи. Вместе с тем на всех поселениях встречаются кости рыб и диких животных.
Территория распространения катакомбной общности огромна, поэтому на отдельных ее участках наблюдаются различия в керамике и другом хозяйственном инвентаре, т. е. выделяются отдельные территориальные варианты, которые позволяют говорить не о единой катакомбной культуре, а о катакомбной культурной общности эпохи бронзы, включавшей несколько территориально различных археологических культур.
Довольно сложным остается вопрос о происхождении катакомбной общности. Несомненно, многое в ней унаследовано от древнеямной культуры, однако возникла она в результате распространения на территории восточноевропейских степей значительных групп нового населения, пришедшего, возможно, с Северного Кавказа. Естественно, что энеолитическое население древнеямной культурно-исторической общности не могло быть уничтожено или полностью ассимилировано катакомбными племенами. Основная тенденция сложения катакомбной общности заключалась, видимо, в сосуществовании на протяжении нескольких веков древнеямных племен с различными катакомбными и другими группами древнего населения и их взаимной ассимиляции и объединении на новой культурной основе.
Нельзя считать окончательно решенным и вопрос о характере катакомбной общности, о том, что она собой представляла как культурное и историко-социальное образование. Большинство исследователей склонны видеть в ней отдельные археологические культуры. Определенный материал по происхождению культур катакомбного круга дает донецкая культура, которую можно рассматривать как древнейшую в ряду катакомбных культур Восточной Европы. При этом надо учитывать основные характеристики культуры: катакомбное погребальное устройство, курильницы и орнамент в виде шнурового штампа, плоскодонные кубки и скорченное трупоположение на боку. Положение погребенных имеет определенную связь с предшествующей культурой, хотя так называемые скорченные погребения в эпоху бронзы были весьма широко распространены как в Европе, так и в Азии. Керамический инвентарь указывает на воздействие культур шаровидных амфор и шнуровой керамики Центральной и Восточной Европы. В бронзовом инвентаре катакомбной культуры прослеживаются северокавказские традиции. В самих катакомбах усматривается влияние средиземноморского мира, где они были широко распространены. Таким образом, трудно признать решенным вопрос о происхождениикатакомб (Кавказ или эгейский мир) и самих катакомбных культур. В них действительно много привнесенных элементов, характерных для значительной территории Европы. Однако в ряде мест влияние предшествующей древнеямной культуры было все же значительным.
К востоку от катакомбной общности на обширной территории от Южного Зауралья и Западного Казахстана и до Енисея на востоке во II тысячелетии до н. э. сложилась андроновская культурно-историческая общность. На севере она включала лесостепную и подтаежную зону, где возникли своеобразные культуры так называемого андронов-ского облика развитой бронзы, а на юге андроновская керамика встречается даже в пустынных районах Средней Азии. Характерными для этой общности являются прежде всего сосуды — горшки правильных форм с красивым профилем шейки и тулова, отогнутым венчиком и подчеркнутым дном. Поверхность их покрыта сложнейшими геометрическими узорами из треугольников, ломаных линий и элементов свастики. Вторым общим элементом являются немногочисленные бронзовые предметы: серпы, листовидные кинжалы, листовидные втульчатые наконечники стрел и копий. В остальном же наблюдаются как территориальные, так и хронологические различия.
№ 31
В северной и средней части Восточной Европы в бронзовом веке жили различные племена, оставившие несколько археологических культур. Среди них, пожалуй, основными были две — фатьяновская и абашевская. В этом регионе как и в южнорусских степях, получило распространение скотоводство, земледелие, а в ряде мест—бронзо-литейное производство. Развитие его в лесной зоне было связано в основном с влиянием племен, живших на Урале и Кавказе. Однако эти изменения затронули не всю территорию. На протяжении всей эпохи бронзы и даже вплоть до I тысячелетия до н. э. у жителей Крайнего Севера — побережья Белого моря, бассейна Северной Двины и Печоры — сохранялся старый неолитический уклад жизни и традиционное, сложившееся еще в неолите хозяйство — охота на морского зверя и рыболовство.
В результате вторжения с юго-запада нового населения в начале II тысячелетия до н. э. на Оке и Верхней Волге складывается фатья-новская культура. Близкие этой культуре памятники известны в Белоруссии и Прибалтике. Это могильники, получившие название фатьяновских по открытому в конце XIX в. могильнику у села Фать-яново близ Ярославля. Фатьянове кие племена занимали почти всю центральную часть европейской территории России, на западе граница их территории доходила до Псковского озера, на востоке —до Камы и Вятки, на юго-западе —до Десны и верховьев Оки, а на юго-востоке проходила по Суре и Средней Волге. Установлено существование нескольких районов культуры: ярославско-калининский, московско-ярославский, чувашский и днепро-деснинский. Каждый из этих районов имеет свои характерные особенности. Основными памятниками являются грунтовые могильники. В конце фатьяновской культуры на Средней Волге появляются курганные погребения. Наиболее хорошо изучены Фатьяновский, Волосово-Даниловский, Воронковский, Про-таговский, Вацловский, Никульцинский и другие могильники. Могилы овальные, некоторые укреплены срубом. Покойников хоронили на спине или на боку в скорченном положении, с сильно согнутыми в коленях ногами.
Характерными для фатьяновской культуры являются выпуклодон-ные бомбовидные сосуды в форме шара, чашки и так называемые реповидные сосуды (в форме репы). Они украшались орнаментом, состоящим из разнообразных геометрических элементов: ромбов, треугольников, косой штриховки.
Наиболее характерными для фатьяновской культуры являются каменные сверленые топоры-молотки, клиновидные кремневые топоры с полированным лезвием, боевые ладьевидные топоры с отверстием для ручки, названные так потому, что в профиль они похожи на ладью, шлифованные долота, прекрасно отретушированные наконечники стрел и копий, особые булавы, терочники, полированные плиты, костяные острия и проколки. Среди находок преобладают изделия из камня. Но наряду с ними встречаются костяные, медные и бронзовые предметы. Известны костяные украшения, шилья, мотыги. Металлические изделия представлены копьями, ножами, топорами, обоюдоострыми шильями и различными украшениями: браслетами, бусами и спиральными кольцами. Большинство исследователей относит существование фатьянов-ской культуры к первой половине —середине II тысячелетия до н. э. (1700—1300 гг. до н. э.). Фатьяновскую культуру оставили племена, основой хозяйства которых было лесное скотоводство. В период сложения культуры наблюдалась некоторая подвижность населения. На памятниках же периода расцвета культуры наблюдается прочная оседлость, развитие свиноводства и огневого земледелия в условиях лесной полосы. Нерешенным пока остается вопрос о происхождении фатья-новской культуры. Ясно, что фатьяновская и очень близкая ей бала-новская культуры были частью обширной историко-культурной области эпохи бронзы, располагавшейся в Восточной Европе. Отличительными особенностями этой общности были боевые топоры и шаровидная керамика со шнуровым орнаментом. Однако данная общность не представляла собой, по-видимому, ни антропологического, ни языкового единства. Была высказана гипотеза, что происхождение фатьяновской культуры, судя по антропологическим данным и части инвентаря, связано с Кавказом. Однако фатьяновская бронза не имеет кавказских традиций. Происхождение культуры следует связывать с южными или юго-западными районами, скорее всего с Восточным или Западным Причерноморьем. Вместе с тем племена фатьяновской культуры создали основу протобалтийского этноса.
На Средней Волге, в Приказанском Поволжье и между Казанью и Нижним Новгородом в III— начале II тысячелетия до н. э. существовала балановская культура, получившая название по балановскому могильнику. Хозяйственной основой этой культуры было земледелие. В наборе инвентаря встречается много предметов фатьяновского типа.Полный гороскоп на 2013 для вашего знака Зодиака!
№ 33
Гальштатская культура рхеологическая культура племён южной части Средней Европы в период раннего железного века (примерно 900—400 до н. э.). Названа по могильнику, расположенному близ г. Гальштат (Хальштатт, Hallstatt, юго-западная Австрия). Можно выделить две основных области распространения Г. к.: восточную (современная Австрия, Югославия, Албания, отчасти Чехословакия), совпадающую с территорией расселения племён, которые относят к древним иллирийцам (См. Иллирийцы), и западную (южной части ГДР и ФРГ, прирейнские департаменты Франции), где её связывают с племенами кельтов (См. Кельты). Г. к. известна также в восточной части долины р. По в Италии. В бассейне Одера и Вислы к эпохе Г. к. относится культура позднелужицких племён (см. Лужицкая культура). Для каждого из этих локальных типов Г. к. характерны особые формы погребального обряда. Переход от бронзы к железу происходил постепенно, причём на начальной стадии Г. к. (900—700 до н. э.) имело место сосуществование бронзовых и железных орудий при всё более возраставшем преобладании последних. В хозяйстве всё большее значение приобретало земледелие. Распространился плуг. В общественных отношениях происходили распад рода и переход к отношениям классового общества. Жилища Г. к. (пока мало изучены) — деревянные столбовые дома, а также полуземлянки и свайные постройки. Наиболее распространённый тип поселения — слабо укрепленная деревня с правильной планировкой улиц. Хорошо исследованы соляные копи, медные рудники, железоплавильные мастерские и кузницы Г. к. Характерные вещи: бронзовые и железные мечи с рукоятками в виде колокольчика или в виде дуги, обращенной вверх (т. н. антенна), кинжалы, топорики, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые конические шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями, панцири из отдельных бронзовых пластинок, нашивавшихся на кожу, разнообразной формы бронзовые сосуды, особого типа фибулы, сделанная от руки керамика, бусы из непрозрачного стекла, жёлтые с синими глазками. Искусство племён Г. к. было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к живописности, роскоши, изобилию декора; разнообразны украшения из бронзы, золота, стекла, кости, фибулы с привесками и фигурками зверей, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором, керамические сосуды — жёлтые или красные, с полихромным, врезным или штампованным геометрическим орнаментом. Появилось и изобразительное искусство: надгробные стелы, статуэтки из глины и бронзы, украшавшие сосуды или составлявшие композицию (бронзовая колесница из Штретвега в Австрии со сценой жертвоприношения, 800—600 до н. э.); гравированные или тиснёные фризы на глиняных сосудах, бронз, поясах и ведрах (ситулах) изображают пиры, празднества, воинов и земледельцев, шествия людей или зверей, поединки, сцены войны и охоты, религиозные ритуалы. Погребения Г. к. свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати. Г. к. постепенно сменяется в западных районах латенской культурой (См. Латенская культура).
№ 36
В конце II тыс. до н.э. и в первые века I тыс. до н.э., в переходную эпоху от бронзового века к железному, в степной полосе Евразии от Нижнего Придунавья до Монголии идёт процесс постепенного усиления засушливости. Факторами усыхания (аридизации) могли быть как климатические изменения, так и сокращение растительности вследствие антропогенных причин — перенаселённости, нерационального использования степных ландшафтов и т.д. В результате господствовавшая ранее на этих территориях скотоводческо-земледельческая система хозяйствования, предполагавшая сочетание осёдлости с ограниченной мобильностью населения, эволюционирует в качественно новую систему экстенсивного кочевого скотоводства. Этот хозяйственно-культурный тип (определение которого было выработано в этнографической науке) предполагает разведение лошадей, мелкого и крупного рогатого скота, мясную и молочную пищу в качестве основы питания, отсутствие долговременных поселений, жизнь в переносных шатрах или кибитках, возможность масштабных и быстрых перемещений.
На переходной стадии от эпохи бронзы к эпохе железа в европейской части степей, в Северном Причерноморье и на прилегающих территориях в предскифское время (IX — начало VII в. до н.э.) существовала кочевническая скотоводческая культура, представленная погребениями и кладами, которая может с известной долей вероятности отождествляться с киммерийцами. Это предположительно ираноязычный народ, зафиксированный античными и переднеазиатскими письменными источниками. Целый ряд древнегреческих авторов (начиная с Гомера в «Одиссее») локализует прародину киммерийцев в Северном Причерноморье или на близлежащих территориях. Киммерийцы, таким образом, оказываются древнейшим из восточноевропейских народов, чей этноним нам известен. Археологические данные свидетельствуют о том, что северопричерноморская киммерийская культура находилась в тесном контакте с осёдлыми земледельческо-скотоводческими племенами восточноевропейской лесостепи, Крыма, Северного Кавказа и, возможно, лесного Волго-Камья.
Вместе с тем некоторые античные и большинство переднеазиатских (в частности, ассирийских) источников сообщают о киммерийских военных походах в Закавказье и Переднюю Азию в конце VIII-VII в. до н.э. Ряд греческих авторов (в частности, Геродот) утверждают, что эти походы и переселение киммерийцев в Малую Азию были спровоцированы их изгнанием из Северного Причерноморья вторгнувшимися туда скифами. Этим может объясняться фиксируемое археологами исчезновение на территории Северного Причерноморья археологических памятников киммерийско-предскифского типа. В то же время, учитывая наличие в собственно скифских памятниках следов материальной культуры предскифской эпохи, нельзя исключить неполное изгнание киммерийцев и их частичную ассимиляцию скифами.
В последние годы в научной литературе идут активные дискуссии в отношении хронологических и территориальных рамок киммерийской культуры, языковой принадлежности киммерийцев, характера их взаимоотношений со скифами и даже самого факта пребывания киммерийцев в Восточной Европе. Однако при всей спорности этих вопросов не подвергается сомнению наличие особого предскифского периода и соответствующей кочевнической скотоводческой культуры в европейской части степей.
В конце VIII — начале VII вв. до н.э., на огромном пространстве евразийского степного пояса от Придунавья до Прибайкалья сформировались новые археологические культуры, которые при всем своём многообразии могут рассматриваться в качестве составных частей единой культурно-исторической области, условно именуемой «скифский мир», или «скифо-сибирский мир». Основным отличительным признаком данной области является наличие у создавшего её населения специфического комплекса вещей (так называемая «скифская триада»), в который входят определённые формы вооружения, конского снаряжения и специфического зооморфного прикладного искусства — скифского (скифо-сибирского) «звериного стиля». В рамках «скифо-сибирского мира» господствовало кочевое скотоводческое ираноязычное население различных европеоидных типов (иногда с элементами монголоидности). Это население практиковало в основном захоронения по обряду трупоположения под курганами.
Вместе с тем в каждом отдельном регионе «скифо-сибирского мира» существовала индивидуальная кочевническая культура со своим вариантом «скифской триады», связанная с конкретными историческими и природными условиями и соответствующая конкретному этносу или группе этносов.
Собственно историческим скифам, т.е. скифам, известным по древнейшим письменным данным, а также близкоязычным народам и иноэтничным, но тесно связанным со скифами племенам, принадлежала лишь крайняя западная часть скифо-сибирского ареала — Северное Причерноморье (степь и лесостепь) и частично Северный Кавказ.
К востоку от Дона, от собственно скифской культуры, располагалась территория «савроматской» археологической культуры. Савроматы — ираноязычный народ, живший, по данным античных письменных источников, в степях между Доном и Волгой, но в археологическом отношении составлявший лишь часть более крупного объединения племен с определёнными формами погребального обряда и материальной культуры, занимавшего степи от Дона до междуречья Урала и Тобола. Среднеазиатские (Приаралье, Семиречье, Памир, Тянь-Шань) и центральноказахстанские памятники скифо-сибирского типа так или иначе связаны с известными по древнеперсидским и древнегреческим источникам саками и массагетами, а также, возможно, с исседонами.
На территории Южной Сибири находились культуры скифо-сибирского типа, этнонимы создателей которых неизвестны. Это пазырыкская культура Горного Алтая; уюкская культура Тувы и близлежащих территорий; тагарская культура Минусинской и Кузнецкой котловин (Обь-Енисейское междуречье) — единственная культура скифо-сибирского типа с оседлым земледельческо-скотоводческим населением.
Хронологические рамки большинства культур скифо-сибирской области — VII-III вв. до н.э., чему и соответствует понятие «скифская эпоха». Вместе с тем существуют гипотезы о более широких рамках существования некоторых археологических культур, входивших в состав данной области.
Скифо-сибирская культурно-историческая область сформировалась на единой генетической подоснове — на базе культур, так или иначе восходящих к срубно-андроновской области эпохи поздней бронзы. Формирование «скифо-сибирского мира» происходило в условиях сходной среды обитания (степь) и одинакового уклада жизни данных культур — кочевого скотоводства (исключение составляет тагарская культура оседлых или полуоседлых племен). Дополнительным фактором распространения сходных форм материальной культуры на гигантских пространствах евразийской степи стала мобильность обитавших здесь кочевых народов, обусловившая быстрое установление межкультурных контактов. Этот процесс усиливался отдельными крупными степными миграциями (в основном направленными с востока на запад). Все эти факторы в совокупности обусловили быстрое распространение по всему поясу степей различных инноваций и прежде всего элементов «скифской триады»: вооружения и конского снаряжения — важнейших компонентов материальной культуры воина-кочевника, — а также изображений в «зверином стиле», преимущественно украшавших вещи именно этих категорий.
№ 37
В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру, представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.
Первая в череде сарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV—II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр.
Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом II в. до н. э. — концом I в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура».
№38
а) Предмет античной археологии
Античная или классическая археология – археология греко-римского мира от Испании до Средней Азии и Индии, от Северной Африки до Скифии и Сарматии. Значение термина «археология» – Платон, Диодор Сицилийский, Страбон. Разработка критериев археологического материала и методика работы с археологическими источниками в области классической археологии. Основные археологические источники – города, сельские поселения на хоре, усадьбы, виллы, некрополи. Памятники однослойные и многослойные.