Восточная Европа издревле населялась славянскими племенами. О восточных славянах в первые века новой эры писали античные авторы, называвшие их венетами, антами, склавенами. Эти племена жили на значительной территории нынешних Украины и России. Их основным занятием было земледелие. Следовательно, они были не кочевым, а оседлым народом. Славяне занимались также скотоводством, различными видами ремесел. Большое количество римских монет II-IV вв. новой эры, найденных археологами в местах расселения славян, свидетельствует о том, что восточные славяне поддерживали устойчивые торговые связи с соседними народами и государствами. Развитой у них была и внутренняя торговля Накануне образования Древнерусского государства и в начальный период его существования источники обычно именуют наших предков по названиям племен или племенных союзов, в которые они объединялись, - поляне, древляне, кривичи, вятичи и пр. Но в это же время в источниках появляется, хотя и в разных транскрипциях, слово «рос» («рус» и т.п.). Несколько позже, в договорах киевского князя Олега с Византией (911 г.), о Руси говорится как о договаривающейся стороне. Здесь же можно встретить упоминание о «законе русском», под которым, видимо, следует понимать совокупность правовых обычаев, которыми восточные славяне руководствовались в своей жизни. Император Византии Константин Багрянородный, правивший в Х в., в известном сочинении «Об управлении империей» неоднократно говорит о росах как народе и даже о «России» как стране.
Современные исследователи в большинстве своем ведут происхождение термина «русь» от названия речки Рось, притока Днепра, протекавшей по земле полян. По названию этой небольшой реки сначала сами поляне, а затем и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, сходные названия имели еще несколько рек, в том числе и Волга, которую также в те времена называли Росью. Был на Руси и город Росия в устье Дона. Напрашивается вывод: вся эта топонимика произошла от имени народа русь, которое является самоназванием.
Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. (т.е. до образования Древнерусского государства) скудны и отрывочны. Тем не менее из них следует, что у славян уже в VI в. были сильные вожди, властью своей напоминающие монархов. Выделению родоплеменной знати, имущественному расслоению внутри славянских племен способствовали развитие производства, крупные военные экспедиции против Византии и других соседей. Племенные вожди-князья окружали себя приближенными воинами -дружиной, все более явственно возвышаясь над массой своих соплеменников. Под влиянием завоевательных походов различные славянские племена нередко объединялись в племенные военно-политические союзы, причем это объединение происходило уже по территориальному (а не родовому, как прежде) признаку Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. - М., 2002. С. 93..
Немало сведений по политической истории (и предыстории) Древнерусского государства содержит древнейший летописный свод «Повесть временных лет», автором которого был монах Киевско-Печерского монастыря летописец Нестор. По свидетельству летописного свода, в среднем течении Днепра в VI в., сложилось княжество полян, ставшее важным этапом в процессе возникновения Древнерусского государства. Во время, непосредственно предшествовавшее его образованию, существовали княжества полянское, древлянское, дреговичское, полоцкое, словенское. Применительно к VIII в. источники говорят о трех восточнославянских объединениях - Куявии, Славии, Артании. Первое располагалось на Киевской земле, второе - в районе озера Ильмень, местоположение третьего не выяснено. Некоторые историка отождествляют Артанию с Тмутараканью, располагавшейся на Таманском полуострове; другие исследователи помещают ее на Волге. Разумеется государственность у восточных славян в ту эпоху была примитивной, имела зачаточные формы, но она создала фундамент для возникновения Древнерусского государства (Киевской Руси) - одного из крупнейших государств в истории европейского средневековья.
Народы, населявшие Восточную Европу, создали свою государственность, минуя рабовладельческий строй и перейдя сразу к феодализму. У них возникновение классового общества привело непосредственно к созданию феодального государства и права. Переход к феодализму совершился эволюционно, охватив длительный период. Это переходное время характеризовалось своеобразным общественным строем, при котором одновременно существовали три уклада: первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный. При этом первый неуклонно разлагался, второй, появившись, не получил дальнейшего развития, и только третий обрел историческую перспективу. Носителями борщевской культуры были вятичи, роменской — северянский союз племен.
Генетически связана с волынцевской и лука-райковецкой культурами. В X веке культура угасает под воздействием разорительных набегов печенегов.
Урарту
История Урарту известна по ассирийским клиновидным надписям. Сер. 8 века – время наибольшего подъема Урарту, борьба с децентрализацией, сажание наместников на окраинах государства и строительство ограждений.. Город раскопали на холме Арин-берд в Ереване. Город расположен на высоком холме. Открыта цитадель, укрепленная мощными стенами из сырцового кирпича, вход в цитадель с юга. Найдено 22 клиновидных надписи. Во дворце и двух храмах найдены росписи в ассирийском стиле. Найдены черепки, печати, лощеные чаши и кувшины, сосуды (изгот. на гончарном круге), более 100 стрел скифского типа, есть и железные стрелы разных типов.
Наиболее исследован г.Тейшебаини, находящийся также в черте Еревана. Из сырцового кирпича имелся лишь один дом (150 комнат до 7 м. высотой). Многие помещения второго этажа выстроены из базальта. Кладовые, вмещали до 750 тонн зерна. Урарту было земледельческим гос-вом; сеяли пшеницу, ячмень, кунжут. Найдены остатки муки и обгорелого хлеба в виде крупных лепешек. Сохранились длинные сосуды. В садах выращивали алычу, яблоки, айву, гранаты, вишню, орехи, персики, арбузы, виноград. Открыто несколько металлообрабат. мастерских, где были бронзовые и железные предметы. Скотоводство достигло большого развития. Есть скифские, египетские, ассирийские изделия. Город был разбит скифами.