Воронковидный кубок
В рамках гипотезы М. Гимбутас рассматривалась как староевропейская; согласно другой точке зрения, представляла собой гибрид первой волны индоевропейских завоевателей с носителями предыдущей культуры Эртебёлле.
Представители данной культуры могли быть носителями гаплогруппы
Поселения
Мегалит культуры воронковидных кубков
Культуру воронковидных кубков (КВК) характеризуют укрепленные поселения до 25 га. В основном они локализованы на побережье близ селений ранее существовавших культур Эртебёлле и Нёствет-Лихульт. Состоят из домов, построенных из глинобетона, размером примерно 12×6 м, рассчитанных на одну семью.
Сооружения возводили вокруг монументального погребения, находящегося в центре поселения. Погребения разнообразны: в простых земляных могилах, дольменах (рёсе), коридорообразных гробницах, в курганах, но ингумация преобладала. Самые древние могилы представляли собой камеру из дерева внутри длинного могильного холма, которую сверху закрывали кучей земли, а вход заваливали камнем. По сравнению со сходными мегалитическими сооружениями Ирландии, Франции и Португалии погребения TRB возникли поздно и, по-видимому, представляют собой традицию, привнесенную откуда-то с запада. Предполагают, что они не были предназначены для всех носителей культуры, и в них помещали только тела элиты общества. В могилы также помещали керамику, вероятно, с пищей, и изделия из камня. Такие же изделия находят в реках и озёрах близ поселений TRB, и практически все 10 тыс. топоров этой культуры, найденных в Швеции, были утоплены в водоемах.
Кроме могил возводили большие культовые центры, окруженные палисадом, рвами и валами. Самый большой из них, территория которого занимала 85 000 м², найден на острове Фюн. Считают, что на его сооружение было потрачено 8000 человекодней. Площадь другого, расположенного близ города Лунд, — 30 000 м².
Артефакты
Культура получила название из-за характерной формы керамики: стаканов и амфор с верхушкой в виде воронки, по-видимому, предназначенных для питья. На одной из них имеется древнейшее изображение колесной повозки (четыре колеса на двух осях), возраст которого — ок. 6 тыс. лет. Каменные боевые топоры по форме напоминают распространенные в то время в Центральной Европе топоры из меди. Известен плуг.
Артефакты культуры КВК (TRB)
Боевой топор, найденный в провинции Даларна, Швеция.
Боевой топор, найденный в провинции Сконе, Швеция.
Кремнёвый топор, найденный в провинции Нерке, Швеция.
Кремнёвый топор, найденный в провинции Сконе, Швеция.
Воронковидный кубок, найденный в провинции Сконе, Швеция.
Хозяйство
Европа в первой половине IV тысячелетия до н. э.
Разводили овец, коз, свиней, крупный рогатый скот, но не пренебрегали также охотой и рыболовством. На небольших полях высевали пшеницу и ячмень. Из-за истощения почвы часто переселялись с места на место, но на небольшие расстояния, оставаясь в одном и том же регионе. В районе Мальмё занимались горным делом, добывая в шахтах кремень и обменивая его на продукты других культур Швеции. Импортировали изделия из меди, особенно ножи и топоры, из Центральной Европы.
География и генетические связи
Ареал КВК на юге достигал Чехии, на западе — Нидерландов, на севере шведского города Уппсала, на востоке — устья Вислы.В центре этого региона предшественницей КВК была субнеолитическая культура Эртебёлле, которую она полностью заместила. Происхождение КВК остается предметом дискуссий. Неясно, является ли КВК результатом окончательной неолитизации местной культуры, или она возникла в результате иммиграции какого-то пришлого населения. Современное население южной Скандинавии наряду с генетическими маркерами автохтонного населения имеет гены иммигрантов с юга и востока. В частности, вместе с культурой TRB у местного населения появились гены, позволяющие взрослым переваривать лактозу.
В начале III тысячелетия до н. э. КВК в течение всего двух поколений была замещена культурой боевых топоров. Быстрота перемен и предварительное наличие смешанных погребений предполагают внутренние подготовительные изменения КВК, возможно, связанные с проникновением индоевропейского населения из степей юго-востока Европы.
Баальбергская культура на территории Германии рассматривается либо как локальный вариант КВК, либо (среди сторонников неиндоевропейского происхождения КВК) как связанная с индоевропейскими вторженцами.
№25
Трипольская культура — энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы ямной культуры.Содержание
История открытия
Культура носила название «Кукутень» по названию села (англ.)русск. в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и теракотовые фигурки неподалёку села Кукутень.
Археолог Викентий Хвойка открыл первое трипольское поселение на территории Российской Империи в 1893—94 гг. в Киеве.
Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии.
Трипольская культура была генетически связана с энеолитическими культурами Балкано-Дунайского региона.
«Трипольская культура возникла благодаря смешению населения неолитических земледельческих культур балкано-карпатского региона: Криш, Линейно-ленточной, Боян, Хаманджия, Петрешть»
Основные отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство.
По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:
Ранний этап (Триполье A) — средина V — вторая половина IV тысячелетия до н. э.
Средний этап (Триполье B — Триполье C1) — средина IV тысячелетия до н. э. — 3200/3150 гг. до н. э.
Поздний этап (Триполье C2) — 3150 — 2650 до н. э.
Хозяйство
Начало и большая часть времени существования трипольской культуры совпадает по времени в климатическом отношении с мягким, теплыми влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надежный семенной фонд.
Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.
Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных), свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры.
Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собиранием. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские поселки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причем отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров.
Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.
Поселения
Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён.
Культура и духовная жизнь
Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини, священным животным была собака, важным предметом культа были глиняные монокли, бинокли и тринокли.
У представителей трипольской культуры антропологи отмечают средиземноморский и динарский тип.
№34
Латенская культура — кельтская археологическая культура железного века (V—I вв. до н. э.), распространённая по всей Центральной и Западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, Малой Азии, Британии и Ирландии. Названа по селению Ла-Тен (La Tène) в Швейцарии.
Латенская культура — прежде всего, культура многочисленных кельтских племён: галлов, бриттов и многих других. Однако в ряду её создателей также иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы; к примеру, котёл из Гундеструпа сочетает в себе кельтские изобразительные элементы с типичной фракийской технологией изготовления.
Латенская культура является наследником гальштатской культуры в западных регионах распространения последней. Плавный переход к ней происходит в V веке до н. э. К I веку н. э. латенская культура в основном подавляется римской провинциальной.
Памятники латенской культуры — поселения и погребения. Поселения в ранний период представляют собой крепости, посёлки и зачатки городов, а к концу эпохи многие из них превращаются в крупные центры торговли и ремесла, например города Бибракте (площадь 135 га) и Алезия (площадь 97 га) во Франции. Укрепления этой эпохи — прежде всего «галльская стена», описанная ещё Юлием Цезарем: деревянные клети, заполненные землёй и камнем и с внешней стороны обложенные камнем или сырцовым кирпичом. Такое устройство делало стену гибкой (устойчивой к таранным ударам), но в то же время огнеупорной (из-за каменной обкладки). Жилища латенской культуры — первоначально небольшие прямоугольные наземные дома со стенами из прутьев, обмазанных глиной, на цоколе из камня и с соломенными крышами, или округлые землянки с такими же крышей и стенами. Позднее появились жилища с двойными утеплёнными стенами.
В латенской культуре преобладают (в отличие от гальштатской) бескурганные захоронения; более того, со временем курганов становилось всё меньше и меньше. Практиковались как трупоположение, так и кремация. В раннем и среднем латене встречаются погребения на колесницах. Для латенских погребений характерно то, что вещи, положенные в могилы, часто преднамеренно портили — гнули, ломали. Видимо, таким образом их «убивали», чтобы они последовали за своим владельцем.
Предметы, относящиеся к латенской культуре
Римско-кельтское бронзовое зеркало из Десборо, Британия
Оружие — практически всё делалось из железа. Латенские мечи длиннее гальштатских; со временем они из колющих становятся режущими. Клинок делался в основном из мягкого железа, о чём свидетельствуют находки в погребениях свёрнутых в восьмёрку и даже в спираль (!) мечей. Также известны кинжалы, копья с наконечниками длиной до 0,5 м, боевые топоры — как проушные, так и топоры-кельты. Стоит отметить латенские шлемы, вначале представлявшие собой подражание греческим и римским, но впоследствии приобретшие знаменитую полушарную форму с полыми рогами. Конское снаряжение — кельты, как и гальштатцы, использовали и повозки, и верховую езду, а значит, псалии и упряжь. Кроме того, они использовали железные подковы.
Из кельтских украшений следует выделить гривны, или торквесы — бронзовые или золотые, полые, витые или ложновитые незамкнутые ожерелья с утолщениями на концах. Часто встречаются также браслеты, бусы и застёжки-фибулы.
Керамика латенской культуры сделана в основном на гончарном круге. Это как серебристые (с добавками графита в глину), так и красного цвета сосуды с орнаментом или изображениями животных, людей. Также встречаются бронзовые сосуды, в том числе известные ещё в гальштатской культуре ситулы и цисты.
Основой латенской экономики было плужное земледелие, в связи с чем мы находим много металлических частей плугов и других земледельческих орудий труда.
Кроме того, кельты переняли у греков и римлян практику изготовления монет. Вначале это грубые подражания, однако потом на монетах стали появляться собственно кельтские изображения, а также имена вождей, записанные латиницей.
Для искусства латенской культуры характерен орнамент с растительными, животными и геометрическими мотивами.
Религиозные представления создателей ЛК известны нам из римских источников и по находкам святилищ. Судя по всему, у кельтов выделялся культ мёртвой головы, а также множество божеств — Цернуннос (бог изобилия), Таранис (бог, аналогичный Юпитеру), Эпона (богиня лошадей). Кроме того, судя по деталям орнамента, присутствует солярный культ.
№26
Бро́нзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.Содержание
Общая периодизация
Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8—10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40—43 млн км². На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.
Ранний бронзовый век
Майкопская культура на Северном Кавказе — вероятное место изобретения бронзы.
Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина 4 тыс.) и формирование ок. 35/33 вв. Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов. К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.
Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тысячелетия до н. э. Но есть свидетельства и более раннего появления бронзы в Таиланде в 5 тысячелетии д.н. э.[источник?] Содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились в Анатолии и по обе стороны Кавказа в раннем 3 тысячелетии до н. э. А некоторые бронзовые изделия майкопской культуры датируются ещё серединой 4 тысячелетия до н. э. Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине 3 тысячелетия до н. э.
С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии. Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай — Памир и Тянь-шань — Кавказ — Карпаты — Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства. Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.
Средний бронзовый век
В среднем бронзовом веке (26/25—20/19 вв. до н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами. Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.
Поздний бронзовый век
Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тысячелетий и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.
Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн км²), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции. К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция. От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции. Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах. С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.
В 13—12 вв. до н. э. происходит катастрофа бронзового века: распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий — до 10—8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку. Дольше всего рецидивы бронзового века сохранялись на кельтской территории (Атлантическая Европа).
№11
Поздний Палеолит (40 тыс. - 13 тыс. лет до н. э.)
Кроманьонец - человек современного типа.
Найден на стоянке Кро-Маньон, Франция.
Около 40 тыс. лет назад на Земле появился человек более совершенный, чем неандерталец - это был кроманьонец. В сущности, кроманьонцы были очень похожи на современных людей.. Новые люди уже не напоминали зверей: их лоб стал более высоким, появился подбородочный выступ, руки не имели столь мощной мускулатуры, зато стали более гибкими, ловкими, умелыми. Этими руками кроманьонец мог не только изготовить искусное орудие, но и отшлифовать его.
Инвентарь кроманьонца
Впрочем, шлифование, как и пиление, возникло лишь в этот период. В среднем палеолите свидетельства подобных умений встречаются редко - лишь в виде следов пиления и кремниевых пилок. Пилками разделяли на части мягкие поделочные камни, из которых затем изготавливались украшения. Шлифовка твердых пород была более трудоемким делом по сравнению с оббивкой и потому требовала большей выдержки и терпения.
Орудия остались в основном каменными, но расширился круг материалов, из которых они изготавливались - это были гранит, сланцы, железняк и другие породы. Они служили в качестве отбойников и плит для растирания зерен, камней для очагов и пола в жилищах, а также для других целей. Горная порода выламывалась кольями из крепких деревьев, а куски от нее отбивались отбойником.
Усовершенствовалась и техника обработки камня. Теперь она позволяла получать длинные массивные орудия, похожие на ножи с односторонним лезвием, а также короткие скребки, резцы и другие инструменты. Позже появились и другие орудия: ножи, резцы, пилы, сверла, острые наконечники дротиков. Наибольшее распространение получили инструменты для обработки кости и дерева - небольшие резцы, проколки, скребки, пластины с притупленным краем, лезвия. Именно поэтому данную эпоху называют веком кости. Из кости и рога изготавливали проколки, иглы с ушком, гарпуны, наконечники мотыг и копий, кирки и т. п. Основными способами обработки кости и дерева были строгание и сверление. Стали появляться деревянные утварь и посуда. До того времени человек обходился без посуды: мясо рвал пальцами, воду зачерпывал пригоршней. Но потом он понял, что в скорлупу кокосового ореха или в панцирь черепахи воды помещается гораздо больше, да к тому же ее можно переносить. А чтобы не пачкать кусок мяса о землю, под него нужно подложить листья лопуха. Осознав пользу такой "посуды", человек стал искать ее в окружающей природе, а если не находил, пытался сделать своими руками.
Древняя техника сверления:
1 - одноручное сверление без рукоятки; 2, 5 - сверла с рукоятками; 3 - двуручное сверление; 4 - сверло папуасов Новой Гвинеи. Костяные иглы.
В эпоху палеолита охотники убивали зубров (бизонов). На них охотились с копьями, имевшими костяные наконечники. Охотники до тех пор преследовали животных, пока те, наконец, не падали от полученных ран, усталости и голода.
Позже пришла идея использовать в качестве емкости бурдюк - кожаный мешок для воды. Для этого с убитого животного человек ловко снимал шкуру, надрезая ее только у шеи и завязывая узлом кожу, снятую с ног. Любопытно, что подобные бурдюки используются и в наше время.
В глубокой древности появилась и корзина. Возможно, сначала первобытная женщина стала заплетать в косы свои волосы, чтобы они не мешали, а затем этим способом стала плести корзины из гибких зеленых веточек. Перепробовав различные растения, она обнаружила, что для плетения корзины лучше всего подходят прутья ивы. Кроманьонцы довели искусство плетения до такого совершенства, что носили в плетенках воду и древесный сок, и при этом ни одна капля не просачивалась через стенки! Наскальная живопись.
Пещера Ляско, Франция. Наскальные изображения животных с веревками.
вверху - олень с лассо на шее и рогах; в центре - лошадь с путами на ногах; внизу - лошадь с веревкой на шее.
Человек становился все более искусным охотником. Охотился он тогда в основном на мамонтов, лошадей и северных оленей. Мамонт имел весьма слабое зрение, так что подкрасться к нему в высокой траве и вонзить копье в живот не составляло для человека большого труда. А вот при охоте на диких лошадей первобытные люди внезапно нападали на табун и гнали его либо к обрыву, либо к ограждению, где животные гибли, а оставшихся в живых охотники добивали. Кроме того, для ловли лошадей и оленей использовался аркан.
Рога оленя, заготовки
для зубчатых наконечников
и готовые наконечники
Копья первобытных охотников оснащались деревянными, обоженными на огне, либо костяными острыми наконечниками. Идея обжигать острие копий на огне, то есть закаливать, могла родиться в тот момент, когда охотники помешивали угли горящего костра острием копья. А, быть может, острые концы копий случайно оказались в горячей золе притушенного костра или на едва тлеющих углях. Как бы то ни было, но понадобились наблюдательность и умение сопоставлять факты, чтобы понять, каким же образом концы копий становятся твердыми, как кремень. А когда люди поняли это, то в их руках оказалось грозное оружие.
Копьеметалки
Если костяное или деревянное острие вставить в копье в качестве наконечника, то оно будет обладать высокой пробивной способностью и долговечностью. Каменные же наконечники были более твердыми, острыми и наносили более тяжелые раны, чем деревянные. Кремниевые наконечники имели листовидную форму и зубчатые края, благодаря чему проникали глубоко в тело животного.
Арсенал вооружения человека в эту эпоху дополнился механическим приспособлением - копьеметалкой, что позволило увеличить дальность полета дротика до 70-80 м. Копьеметалка представляет собой дощечку с упором, придававшую копью или дротику скорость вдвое большую, чем это могла сделать рука человека.
Ведь даже самый сильный охотник не бросал копье на расстояние дальше 50 м. Но со временем у человека появилось ощущение, что если бы его рука была длиннее, то копье полетело бы дальше. Тогда он нашел корявый сук, зацепил за его выступ копье, придерживая его для начала другой рукой, и постарался сделать привычное метательное движение. Постепенно охотник научился технике броска, и выпущенное из копьеметалки копье летело уже на расстояние 100 м.
Иногда, правда, копье вонзалось в тело животного неглубоко, выпадало из раны, и раненное животное убегало. Зная, как плохо вытаскиваются из туши перебитые кости животного, как они цепляются острыми зазубренными краями за мясо, и что вытащить их нелегко, человек стал делать зазубрины по острым краям наконечника костяной стрелы. Так была пройдена половина пути к появлению оригинального изобретения - гарпуна. Несколько позже был придуман съемный наконечник, ведь порой копье ломалось, и раненный зверь уносил с собой драгоценный наконечник. Чтобы избежать этого, кроманьонец привязал к наконечнику ремешок, конец которого он держал в руке. Теперь у человека был полноценный гарпун. Наскальная живопись. Лошади, пораженные стрелами и попадающие в ловушки.
Кроманьонцы получили в наследство от своих предшественников огромное количество изобретений и сумели ими прекрасно воспользоваться, а затем и усовершенствовать их. Но и им самим предстояло сделать великое изобретение. Его история началась с того времени, когда стали таять ледники и потеплел климат. Мамонты, а также другие крупные животные уходили на север. Оставшиеся олени, волки и иные, более мелкие звери оказывались настолько проворны, что их трудно было поразить с помощью копьеметалки. Для этого требовалось принципиально новое оружие. Основным жилищем человека по-прежнему оставалась пещера, однако и она совершенствовалась: пол выстилался ветками, мхом, шкурами; там устраивали очаг, ставили заградительные стенки, каменные перегородки. Позже пол начали выкладывать известковыми плитами; из них же вблизи пещер выкладывались мостовые и площадки.
Лошадь с "попоной", изготовленная из бивня мамонта
Но эти усовершенствования пещерного жилища не могли избавить его от главного недостатка - оно привязывало людей к одной местности. Кроме того, годные для жилья пещеры встречались только в горных районах. Поэтому в период палеолита обширные равнинные территории были мало доступны для охотников, еще не научившихся строить себе простейшие жилища. Потребность в освоении равнинных земель заставила людей учиться сооружать искусственные наземные укрытия. Основным жильем каменного века был шалаш. Сначала его делали из жердей, переплетенных гибкими ветками. Потом, когда люди научились выделывать шкуры, они обтягивали ими жилища и утепляли их. Позже шалаш ставили над землянкой и там прятались от сильного ветра. А на юге, в субтропиках, шалаши обмазывали глиной. Но независимо от используемого материала шалаши на протяжении всего каменного века имели конусообразную форму.
В жилище имелся очаг, который освещал и обогревал помещение. К концу позднего палеолита для освещения жилища стали использовать каменные лампы, представляющие собой плошки с выдолбленным в них углублением для жира и фитиля. Во время позднего неолита появились первые лодки. Но сначала человек придумал плот, затем стал плести лодки из гибкого камыша (папируса), и только потом появилась лодка из бревна. В нем либо выдалбливалось, либо выжигалось углубление, иногда комбинировались оба эти способа: сначала выжигали углубление, а затем очищали его каменными топорами. Жерди и лопатки использовали как весла.
Ранние формы религии