Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Истоки современного российского




КРИЗИСА

Конфликты и конфликтные ситуации - непосредственная ре-

альность наших дней. За последние годы отброшены идеологичес-

кие шоры, с помощью которых общество воспринималось в каче-

стве рационально организованного целого: оно обладало <сознани-

ем>, знало о самом себе, каково оно и куда оно должно идти.

Оказалось, что официальная идеология выдавала желаемое за

действительное. Сам понятийный аппарат, с помощью которого

формулировались важнейшие характеристики общественных от-

ношений, был важным средством социального контроля и инстру-

ментом стабилизации установившегося режима политической влас-

ти. Действительность была гораздо сложнее. Она не исчерпывает-

ся ни фразами о реальном и развитом социализме, ни штампами

тоталитарного режима. За фасадом целостности, который рисо-

вался разными красками - в одном случае розовой, в другом -

черной, были скрыты сложнейшие противоречия и конфликты.

Груз милитаризации советской экономики - мощное разви-

тие военно-промышленного комплекса (ВПК) - оказался непо-

сильным для СССР. Он непосилен и для всего мира, включая

США. Политика поддержания военно-стратегического паритета

все в большей мере проявляла себя в качестве тупиковой. Наибо-

лее дальновидные политики в разных странах ощущали беспер-

спективность дальнейшего движения в этом направлении. Дело

не только в беспрецедентном расходовании ресурсов, не дающим

никакой отдачи с точки зрения интересов благосостояния наро-

дов. С каждым годом увеличивалась вероятность всеобщей гибе-

ли от ядерной войны. Необходимо было найти новые формы со-

вместной жизни прежде всего тем странам, которые сами были

инициаторами и участниками гонки вооружений. Результатом

этого поворота в политике стало падение Берлинской стены, крах

<системы социализма> и распад СССР. Не видеть связи между

процессами демилитаризации - а в этом состоит потребность

выживания человечества как рода и как земной цивилизации, -

демократизацией и переходом от социализма к рыночной эконо-

мике в бывшем СССР и Восточной Европе невозможно.

Вместе с тем большинство тех, кто пишет о процессах демо-

кратизации в Советском Союзе, а теперь и о реформах в России,

совершенно упускают из виду эту связь. Дело представляется та-

ким образом, будто произошедшие изменения - либо результат

заговора внешних сил, либо результат кризиса административно-

командной системы. При этом замалчивается или забывается тот

простой факт, что сама эта система была своего рода надстрой-

кой над интересами военно-промышленного комплекса, что этот

комплекс не мог создаваться и развиваться на основе методов

демократии и рыночных отношений. Даже более богатые страны,

чем Россия, создавали свои ВПК при мощной поддержке госу-

дарственных капиталовложений и под государственным контро-

лем, который диктовался существовавшими в годы холодной вой-

ны представлениями о государственных и национальных интере-

сах и о государственной безопасности (13).

Действительная роль ВПК заключалась не только в обеспече-

нии оборонных нужд государства, как они понимались в то вре-

мя, но и в цементировании целостности всей политической сис-

темы. Он представлял собой ведущее звено, стержень того, что

называлось единым народно-хозяйственным комплексом Совет-

ского Союза. Этим во многом объясняется то обстоятельство, что,

как только ослабла политическая роль ВПК, СССР потерял эко-

номическое основание своего собственного существования и рас-

пался, оставив тяжелое наследие всем странам и государствам, в

него входившим.

Другой внутренний конфликт, заложенный в системе, состоял

в том, что ее декларативно-идеологическое обрамление не соот-

ветствовало реальным экономическим интересам и потребнос-

тям, сложившимся в обществе. Уже в 70-е годы многие стали

отмечать роль <теневой экономики>, которая базировалась на

отношениях, не фиксируемых ни статистикой, ни официальным

общественным сознанием. Ее как бы не существовало, но вмес-

те с тем она все в большей мере пронизывала сложившиеся об-

щественно-политические и властные структуры. Так называемое

Узбекское дело приоткрыло часть могущественных сил, действо-

вавших на основе теневой экономики. Дело, конечно, состояло

не в приписках о сдаче миллионов тонн хлопка, а в способах

реализации продукта, ускользавших от контроля вездесущих го-

сударственных органов. По сути дела, все распределительные и

перераспределительные механизмы действовали на основе сло-

жившихся неформальных связей. Работники торговли имели иной

статус в системе общественных связей, нежели все иные группы,

не имевшие прямого доступа к распределению произведенного

продукта, и были заинтересованы в создании дефицита даже там,

где с точки зрения произведенного объема продовольствия или

иной продукций дефицит был невозможен. А дефицит означал

доступ к контролю за распределением благ и возможности лич-

ного обогащения и обеспечения привилегий. Контроль за рас-

пределением означал и возможность создания отношений между

определенной частью торгового сословия и партийно-государст-

венным аппаратом. Материальные ценности обменивались на

полномочия принятия решений. Во многих регионах страны эта

система накладывалась и на клановые отношения, далеко еще

не размытые процессами индустриализации. Власть и система

принятия решений разрывались под воздействием противоречи-

вых и в какой-то мере взаимоисключающих сил. С одной сторо-

ны, необходимо было решать собственные материальные про-

блемы, а с другой - сохранять определенный идеологический

камуфляж. Тайная власть, которой был прекрасно известен ме-

ханизм этого обмена, следила лишь за тем, чтобы баланс обмена

не выходил за определенные рамки, которые признавались как

допустимые. Вышестоящие звенья бюрократической иерархии по-

крывали отклонения и коррупцию нижестоящих ее звеньев, так

как они дорожили рекомендованным и утвержденным кадровым

составом: между верхами и низами складывались отношения вза-

имозависимости, взаимного обмана и принятия этого обмана в

рамках установившихся правил идеологического камуфляжа.

Эта система взаимозависимости складывалась достаточно долго.

Она создала собственные механизмы воспроизводства, основан-

ные на распределении кадровых ресурсов. При этом особую роль в

этой системе играла подготовка кадров специалистов с высшим

образованием. В ряде регионов страны в специализированных ву-

зах готовились не специалисты-профессионалы, а лица, предна-

значенные для того, чтобы занимать руководящие позиции в реги-

онах. Властные и контрольные должности продавались по установ-

ленной таксе, равно как и места в высших учебных заведениях.

Реальные отношения, следовательно, весьма существенно рас-

ходились с декларируемыми. Разумеется, между теми и другими

видами отношений существовала напряженность, в результате чего

шла постоянная внутренняя борьба, подрывавшая официально

декларируемые ценности. Результат этой борьбы заключался в

разрушении стимулов трудовой деятельности. Наличие постоян-

ных двойственных оценок приводило к потере ориентации, к тому,

что складывалась психология угодничества, подхалимажа тем, кто

контролировал реальную власть в соответствующем регионе или

сфере деятельности.

Кризис 70-х годов, обозначенных как годы застоя, был прежде

всего кризисом трудовой мотивации, следствием конфликта меж-

ду явной и теневой системой оценок. На словах провозглашался,

например, принцип материальной заинтересованности, а на деле

лучше в материальном и социальном смысле жил тот, кто имел

больший доступ к распределению благ. Этот слой был носителем

реальной власти в обществе, и он включал в себя не только пред-

ставителей официальных властных структур, но и хозяйственные

кадры. Снабженцы, работники складов, те, кто занимался транс-

портировкой продукции, жили не хуже, чем средний слой бюро-

кратии, не говоря уже о непосредственных создателях материаль-

ных и духовных ценностей, которые постоянно находились в по-

ложении зависимости от начальства в решении всех своих быто-

вых и производственных вопросов. Те, кто ориентировался на

профессиональный труд и творчество, были, по сути дела, объек-

тами эксплуатации со стороны <социалистической мафии>, кото-

рая для поддержки своего статуса и уничтожения конкурентов об-

ращалась к официальной идеологии.

Соединение обозначенных выше двух факторов и стало глав-

ной причиной кризиса той системы, которая называлась на офи-

циальном языке и была признана международным сообществом в

качестве социалистической. Она не могла обеспечить поддержа-

ния на должном уровне творческой и профессиональной мотива-

ции в самых разных сферах трудовой деятельности, с одной сторо-

ны, а с другой, - не могла выдержать огромную нагрузку, связан-

ную с затратами на военно-промышленное производство.

Оба эти конфликта обнаружились со всей остротой в середи-

не 70-х годов. Более того, они еще более обострились в связи с

тем, что сложившийся в стране аппарат управления оказался не-

способным к усвоению новых идей даже под угрозой собствен-

ной гибели. Умирающая партийно-политическая власть не хоте-

ла видеть ни кризиса, ни его причин. И даже когда этот кризис

был признан - а это произошло лишь в 1989 г. на Первом съезде

народных депутатов СССР, - она трактовала его причины как

угодно, но только не в соответствии с реальным положением дел.

Перестройка обнаружила и выявила конфликт между военно-

промышленным комплексом, милитаризацией экономики и по-

литики, с одной стороны, и потребностями сохранения челове-

ческого рода - с другой. Однако она не смогла разрешить этого

конфликта отчасти потому, что он не был осознан в полной мере,

отчасти в силу сложности переориентации экономики на удовле-

творение потребностей населения.

Для России она открыла новые перспективы экономического

и политического развития, которые после длительной борьбы оп-

ределились как перспективы развития демократии и рыночной

экономики именно в российском варианте. Переход от одной груп-

пы иелеполагающих критериев (защита социализма, поддержание

военно-стратегического паритета) к другим системным парамет-

рам (свобода предпринимательства, основанная на частной собст-

венности, рыночная экономика, восстановление российской госу-

дарственности, вхождение России в мировое цивилизационное и

экономическое пространство) не могло пройти без глубоких по-

трясений, которые и проявились в новой фазе кризиса, охваты-

вающего буквально все сферы общественной жизни и вовлекаю-

щего в свой водоворот все население страны.

Нынешняя ситуация характеризуется конфронтацией не только

по поводу перспектив развития общества и способов соединения

рыночных механизмов с государственными способами защиты

населения, но и по поводу конкретных программ выхода из кри-

зиса, разрешения тех проблем, которые возникли на путях ста-

новления рынка и демократии в стране, долгое время не знавшей

этих институтов. Важным обстоятельством, проясняющим ситуа-

цию, является тот факт, что именно в ходе реформ обнаружилось

с такой ясностью и определенностью: в центре конфронтации и

дискуссии, полемики и политической борьбы оказывается вопрос

о власти: в чьих руках будет находиться власть, тот и будет в

настоящее время определять, в чем же состоят интересы России

и российской государственности. Именно в этом и заключается

главная причина, стимулирующая конфликты разного рода в пре-

делах бывшего советского политического и географического про-

странства. Подавляющее большинство конфликтов стимулирует-

ся борьбой за власть, за переделы сфер влияния, за допуск к при-

нятию политических решений новых элит, сформировавшихся в

прежних общественно-политических условиях. Ряд исследовате-

лей, в том числе Д. Лейн и К. Росс (Великобритания), считают,

что в советском обществе сформировались не просто группы ин-

теллигенции, претендовавшие на участие во власти, но новый

<приобретательский класс>, который был заинтересован в аде-

кватной оценке своей профессиональной деятельности и квали-

фицированного труда. Этот класс и стал главным фактором дви-

жения общества в целом в сторону рыночных отношений, кото-

рые стали формироваться стихийно и подспудно в доперсстроеч-

ный период. Этим и объясняется ожесточенность конфликтов и

их широкая распространенность.

Теперь открытые конфликты пронизывают все структуры об-

щественной жизни, более того, они оказываются ее основной

тканью. Своеобразие ситуации заключается в том, что ни один

общественно-значимый факт, ни одно событие прошлой истории

не рассматриваются с какой-то единой или общепризнанной, об-

щеприемлемой точки зрения. По каждому вопросу имеются по край-

ней мере две точки зрения и, как правило, они несовместимы, так

как базируются на разных способах мышления или, как говорят в

научной литературе, на разных, а порою и противоположных мето-

дологических предпосылках. Расхождения можно обнаружить как

в политическом лексиконе общего порядка, так и в использовании

данных, характеризующих конкретные события. Например, коли-

чество жертв в российском Белом Доме 4 октября 1993 г., масшта-

бы и эффект ваучеризации, количество капитала, вывезенного за

границу, показатели имущественного обогащения новых русских

и т.д. Отсутствие точных сведений по наиболее важным вопро-

сам создает ситуацию неопределенности и для научного анализа

проблем, претендующего на объективность. Единственный спо-

соб остаться в рамках научного рассмотрения проблем состоит в

том, чтобы принимать во внимание наиболее важные точки зре-

ния представителей различных социальных групп, партий при

оценке ситуации, рассматривая эти оценки в качестве части са-

мой ситуации. Может быть, это предложение покажется слиш-

ком сложным и трудно реализуемым на практике. Но если его не

принять, то односторонность оценок и выводов неизбежна.

Социология конфликта исходит из постулата: есть и другая

точка зрения или <выслушай и другую сторону>. И тогда вполне

возможно если и не примирение сторон, то обогащение своей

собственной точки зрения.

Приведем здесь одну из весьма характерных позиций, иллюстри-

рующих алармистский вариант оценки положения дел в России:

<Бывший Союз и Россия попали в полосу распада, глубочай-

шего экономического и политического кризиса, всеохватывающей

депрессии...

За какие грехи страдает Россия? 10-15 млн. не живут, а суще-

ствуют за биологической (физиологической) чертой. Недоедание,

голод, дикие жилищные условия.

И опять парадоксы, идиотизм - в России больше всего празд-

ников, академий, бирж, посреднических кооперативов, псевдоком-

ЗГ

мерсантов, спекулянтов, проституток, <плохих дорог и дураков>,

политиков. 34 тыс. преступных групп, 1,5 млн. единиц оружия на

руках у населения, в 1992-1993 гг. невероятный разгул преступ-

ности. Пока в России меньше всего порядка, умных руководите-

лей, заработок (в среднем за 1 час труда - 10-15 центов, а это в 5-

10 раз меньше, чем в Польше, в 150-200 раз, чем в Японии).

В 1992 г. родилось на 30% меньше детей, чем в 1987 г. Зареги-

стрировано 332 тыс. беженцев, из них 55 тыс. детей. До 1/5 детей

младшего возраста больны хроническими заболеваниями. Практи-

чески здоровыми в школу приходят лишь 10-14% ребят. Более 3 млн.

неполных семей, ежегодно без одного из родителей остается 500 тыс.

детей, около 100 тыс. воспитываются в детских домах и домах ре-

бенка. Преступность среди несовершеннолетних увеличилась за

последние 2-3 года в полтора-два раза. В специальных школах-

интернатах учится 259 тыс. детей с различными отклонениями...

На милицейском учете состоят 32-35 тыс. девочек-школьниц

и учащихся ПТУ. Малолетняя проституция стала прибыльным и

потому широко распространенным делом. В 1992 г. до 7-10 тыс. -

почти в два раза больше, чем в 1985 г. - возросло число детей-

наркоманов. Детское пьянство, алкоголизм, венерические заболе-

вания приобрели характер эпидемии...

Россия на втором месте в мире (после Индии) по количеству

нищих, бомжей, отверженных обществом. Почти половина насе-

ления живет за официально установленной чертой бедности или

близко к ней...

В то же время почти 5% населения - сверхбогатые и богатые,

сделавшие в основном крупные капиталы спекулятивным и кри-

минальным путем, имеют все или почти все, даже по меркам раз-

витых стран. Поляризация доходов и условий жизни, какую дру-

гие страны проходили за 10-15 лет, в России произошла за 1992-

1993 гг.> (14).

Другой подход строится на опросах, регулярно проводимых

среди населения Санкт-Петербурга. Данные одной из групп пе-

тербургских социологов дают следующую картину отношения к

происходящим реформам: <25% населения - это люди, которые

после начала реформ (после декабря 1991 г.) сумели не только

сохранить, но и улучшить свое материальное положение. То есть

реформы уже дали им какой-то позитивный результат. Они явля-

ются естественными сторонниками преобразований. Вернуть их

в прошлое можно только насилием. Эти люди всеми способами

будут реформы поддерживать. И они уже не беспомощны. У них

есть какие-то связи, какие-то деньги для того, чтобы выстоять в

довольно активной борьбе, которая с ними ведется.

Эти люди поняли, что надо самим позаботиться о себе и на-

чали заботиться кто как может. Кто работает на трех работах, кто

на своей, старой службе начал делать то, что ему нравится делать.

А если нравится, то хорошо получается. А раз хорошо получается,

глядишь - к нему очередь с денежкой...

Еще примерно четверть жителей Петербурга сумели сохра-

нить уровень своего дореформенного благосостояния... Таким

образом, если сложить эти <четверти>, окажется примерно поло-

вина и даже чуть больше петербуржцев от преобразований в стране

что-то получили и их не надо агитировать за экономические ре-

формы. <Идеологическое> обеспечение реформы - это просто

прилавки магазинов, а не измышления журналистов, абсолютно

неадекватно пишущих о ситуации в стране.

Но есть другая половина. Примерно 20% - ощутившие пос-

ле начала реформ некоторое понижение уровня своего благопо-

лучия и около 30% - люди, которым реформа принесла сплош-

ные огорчения. Прежде всего это одинокие пенсионеры. Безот-

ветные старики и старушки с минимальной пенсией, которой с

трудом хватает на хлеб. А дают им столь жалкие гроши потому,

что сплошь и рядом гораздо лучше защищенные пенсионеры -

ветераны войны, в частности - получают по сто тысяч...

Таким образом, мы имеем треть горожан, материальное поло-

жение которых с началом реформ резко ухудшилось, людей в ос-

новном пожилых, а следовательно, воспитанных на коммунисти-

ческих идеалах и хранящих верность им. Разумеется, эти люди

реформами недовольны>.

Автор этой публикации признает, что <в январе 1992 г. после

освобождения цен 90% населения Петербурга испытало не просто

резкое ухудшение своего материального положения, а ухудшение

качества питания. То есть первый этап реформ был настоящим

шоком - речь шла об элементарном физическом выживании. Стра-

на ощутила угрозу повторения тридцать первого года. Призрак го-

лода надвигался на Ленинград. Это был настоящий ужас.

Сегодня от этих 90% осталась треть и даже чуть меньше, ибо

голод не грозит даже одиноким старушкам> (15).

<Ход реформ зависит от отношения людей к миру и самим

себе, - заключает автор. - Надо перестать надеяться на кого-то, в

том числе и на реформаторов. Начать рассчитывать только на себя.

Надо научиться делать то, что тебе нравится. И делать так, чтобы

это было нужно другим> (15).

Мы привели эти две оценки в качестве иллюстрации идеоло-

гического конфликта, который пронизывает общественную жизнь

в целом. Дело не в том, чтобы разобраться, какая из оценок наи-

более правильна. Это покажет ближайшее будущее. Вопрос заклю-

чается в том, что стояние на перепутье, на развилке дорог заклю-

чает в себе на самом деле и катастрофическую возможность, и

возможность постепенного выхода из кризиса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 378-379.

2. Там же, с. 379.

3. Гоббс Т Избр. соч. Т 2. М., 1991. С. 93.

4. Там же, с. 94.

5. Там же.

6. См.: Аристотель. Указ. соч. С. 421.

7. Там же, с. 530.

8. Там же, с. 250.

9. Там же, с. 254.

10. Там же, с. 428.

11. ОЬегкслаП А. 5ос!а1 СоШПс! апс1 5ос1а1 Моуетеп15. М.У.: РгепПсе-

На11, 1973. Р. 35-36.

12. Более подробный анализ отношения конфликта в развитых стра-

нах см.: Хондрих К.-О., Каплоу Т. Тенденции возникновения и урегулиро-

вания конфликтов: сравнительный анализ ситуации в США, Франции и

Германии//Проблема конфликта в западной социологии. Профессиональ-

ная социологическая ассоциация и Волго-Вятский кадровый цснтр/Отв.

ред. А.Г. Здравомыслов. Нижний Новгород, 1994.

13. Приведем здесь некоторые экспертные оценки относительно роли

ВПК в экономике Советского Союз>. <На военные нужды в 1970-1989 гг.

в СССР было израсходовано 700 млрд. руб. сверх того, что было необходи-

мо для обеспечения военно-стратегического паритета между СССР и США

и другими странами Запада. В 1990 г. - в завершающем году перестрой-

ки - СССР произвел больше, чем США, обычных вооружений (танков,

бронемашин, орудий) в шесть раз, ракетно-ядерных - в два раза. Вопреки

расхожему мнению, на это и пошли российские нефтедоллары. Их вовсе

не проели, к сожалению. В результате гонки вооружений уже с 70-х годов

в стране стало невозможно даже простое воспроизводство. Не возмещался

износ оборудования, жилого фонда, инфраструктуры, был почти полнос-

тью израсходован золотой запас страны. Даже и сейчас - в 1994 г., утверж-

дает эксперт, пятая часть всех работающих прямо или косвенно занята в

оборонной сфере. 6% мужского населения находятся в армии и других

силовых структурах. Затраты на военные нужды, по данным Центра изуче-

ния безопасности ИМЭМО, составляют порядка 20% валового внутренне-

го продукта (в США он не превышает 6%). А это вдвое превышает бюджет-

ный дефицит>. - Белкин В.Д. Выживание и переход к устойчивому разви-

тию - долговременная стратегия Россни//Куда идет Россия? Альтернативы

общественного развития. Международный симпозиум 15-18 декабря 1994 г./

Общ. ред. Т.И. Заславской. М., 1995. С. 10-11.

14. Орлов А. Пора одуматься//Независимая газета. 1993. 14 дек.

15. Кесельман Л. Страна брошена? Да. В нормальную жизнь//Извес-

тая. 1993. II дек.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Что такое сотрудничество и что такое конфликт? Дайте опре-

деления.

2. В чем состоит основное различие в понимании проблемы

взаимоотношения общества и человека между Аристотелем

и Гоббсом? Приведите соответствующие высказывания из

их произведений.

3. Как эти мыслители понимали роль государства?

4. Сформулируйте исходные положения социологии Маркса по

поводу социального конфликта. В каких работах и когда были

изложены эти взгляды?

5. Чем отличается Европа XIX в. от Европы второй половины

XX в. с точки зрения социологии конфликта?

6. Что дает опыт США для понимания характера социальных

конфликтов и методов их разрешения?

7. Кто такой Элтон Мэйо? В чем заключаются основные поло-

жения теории <человеческих отношений>? Какова практичес-

кая сторона применения этой теории?

8. Охарактеризуйте наиболее типичные конфликты российской

истории. Какие конфликты доминировали в России на про-

тяжении XIX столетия? Какое отношение эти конфликты имели

к революции 1917 г.?

9. Охарактеризуйте основные варианты российского мировоз-

зрения в начале XX в.

10. Каковы основные положения толстовства и российского

марксизма. В чем их расхождения и есть ли между ними что-

либо общее?

11. В чем заключался политический смысл понятия <классового

врага> и теории обострения классовой борьбы после рево-

люции?

12. Охарактеризуйте три главных компонента кризиса советского

общества в 70-80-е годы.

13. Сформулируйте основной постулат социологии конфликта.

Приведите примеры, иллюстрирующие этот постулат.

Глава 2

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА

В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

В современной литературе по истории социологии сложив-

шиеся социологические направления подразделяются на две боль-

шие группы в зависимости от того, какое место в теоретических

построениях занимает проблема социального конфликта. Такое

разделение мы находим прежде всего у весьма авторитетного ис-

торика социологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Ве-

бера, Парето, а из ныне живущих - Дарендорфа с этой точки

зрения рассматриваются как те, в которых проблематика кон-

фликта занимает доминирующее место при объяснении социаль-

ных процессов и изменений. Дюркгейм, Парсонс, Смелсер пре-

имущественное внимание в своих теоретических построениях

уделяют проблеме стабильности и устойчивости. Их теории ори-

ентированы не столько на изучение конфликта, сколько на обо-

снование консенсуса.

Это деление направлений социологических теорий можно при-

знать верным лишь с определенной долей условности. Главным

образом оно основывается на противопоставлении функциона-

лизма и социологии конфликта, сформулированном Ральфом Да-

рендорфом.

Дарендорф формулирует две системы постулатов и сопостав-

ляет их между собой.

Тал/со/и/и Парсонс

1. Каждое общество - относительно устойчивая и стабильная

структура.

2. Каждое общество - хорошо интегрированная структура.

3. Каждый элемент общества имеет определенную функцию, т. е.

вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы.

4. Функционирование социальной структуры основывается на

ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем ста-

бильность и интеграцию.

Ральф Дарендорф

1. Каждое общество изменяется в каждой своей точке, соци-

альные изменения - вездесущи.

2. Каждое общество в каждой своей точке пронизано рассо-

гласованием и конфликтом, социальный конфликт - вездесущ.

3. Каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезин-

теграцию и изменение.

4. Каждое общество основано на том, что одни члены обще-

ства принуждают к подчинению других.

Справедливости ради следует отметить, что Дарендорф не ут-

верждает, что одна из обозначенных им позиций является более

верной или истинной в сравнении с другой. Строго говоря, -

считает он, - обе предложенные модели <валидны>, полезны и

необходимы для социологического анализа. Они различаются тем,

что первая делает акцент на сотрудничестве, а вторая - на

конфликте и изменении. Но оба компонента взаимодействия -

сотрудничество и конфликт - постоянно присутствуют в обще-

ственной жизни в тех или иных сочетаниях (1).

Более внимательный подход к теоретическим работам веду-

щих социологов позволяет, однако, утверждать, что представите-

ли социологии конфликта анализировали вопросы консенсуса и

стабильности, равно как и теоретики <консенсуального> направ-

ления отнюдь не игнорировали проблематики, связанной с соци-

альной напряженностью, конфликтами, причинами социальных

взрывов и возмущений. Более того, взгляды ведущих представи-

телей социологии не оставались неизменными. В разные перио-

ды своего творчества они уделяли разное внимание соответству-

ющим аспектам социологической проблематики. Во всяком слу-

чае можно сказать, что сама по себе дихотомия: <конфликт -

консенсус> или <напряженность - стабильность> сохраняется как

важнейшая проблема всех более или менее значительных теоре-

тических построений социологии Х1Х-ХХ вв. Без уяснения взгля-

дов соответствующего теоретика по этому вопросу вряд ли мож-

но себе представить его взгляды с достаточной полнотой. Тем

более, что то или иное решение этой проблемы тесно связано с

пониманием причин и форм социальных изменений.

В данной главе мы проанализируем взгляды по этому вопросу

М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелсера, Р. Дарендор-

фа. Мы отобрали их потому, что эти авторы внесли наиболее су-

щественный вклад в развитие социологической теории вообще и

социологии конфликта или социальной напряженности в частности.

1. ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА

В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА

Проблема конфликта пронизывает все три главные направле-

ния творчества выдающегося немецкого социолога: социологию

политики, социологию религии и социологию экономической

жизни. Наиболее очевидна проблематика конфликта, разумеется,

в социологии политики, прежде всего в связи с анализом трех иде-

ально-типических форм господства - подчинения или форм осу-

ществления власти: традиционной, харизматической и рациональ-

ной. При анализе властных отношений для Вебера преимущест-

венное значение имеют не столько акции насилия, сколько меха-

низмы согласия с властными полномочиями. А это значит, что

страх за жизнь и имущество не являются, по его мнению, единст-

венным основанием принятия власти: в разных реальных поли-

тических структурах и разных исторических преобразованиях про-

являются различные констелляции материальных и идейных ин-

тересов, побуждающих индивидов к согласию с властями или,

наоборот, к протесту против них. Ход цивилизации вырабатывает

все более сложные формы политической мотивации, хотя он и не

делает людей более свободными от давления общественных струк-

тур и политических институтов.

Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны

рациональная система права, согласие с властью, основанное на

законе, наличие конституционных основ правопорядка и развито-

го гражданского самосознания, что не исключает глубокого поли-

тического конфликта между классами и статусными группами,

составляющими данное общество.

Особую роль в современном политическом конфликте играет

бюрократия, превращающаяся в слой с особыми интересами и

имеющая возможность проводить свою волю через систему госу-

дарственных учреждений. Вебер не высказывал морального него-

дования по поводу бюрократического произвола. В полемике со

сторонниками социалистических преобразований и революцион-

ного обновления мира он лишь утверждал, что <диктатура проле-

тариата несомненно переродится в диктатуру бюрократии>. Фор-

мулируя идеально-типические черты бюрократии: законопослуш-

ность, беспристрастное отношение к тем, кто обращается в учреж-

дение, рационализм и т.д., Вебер прекрасно понимал, что эти ка-

чества чиновника могут формулироваться в качестве общих прин-

ципов и требований, но они не являются реальными свойствами

лиц, занимающих соответствующие должности. Конфликт между

нормативными предписаниями и реальной психологией был для

него частью социальной реальности, степень и формы этого кон-

фликта подлежали эмпирическому исследованию.

Не меньшую роль проблематика конфликта играла и в вебе-

ровской социологии религии. Здесь конфликт касался не вопро-

сов распределения и перераспределения властных полномочий, а

прежде всего мировоззренческо-ценностных установок, закрепляв-

шихся в соответствующих типах религиозного мировоззрения. В ис-

следованиях религиозных систем древних Китая, Индии, Израиля

Вебер преимущественное внимание обращает на проблему соот-

ношения религиозных верований и статусных и властных приви-

легий (положительного и отрицательного характера) групп, состав-

ляющих общество. Кроме того, он анализировал деятельность ли-

деров соответствующих религиозных движений, которые сфор-

мулировали идейное ядро соответствующих мировых религий. Вли-

яние этого ядра - степень его приятия и поддержки - не может

быть выведено из условий способа производства. Это влияние

можно объяснить взаимодействием двух обстоятельств: во-пер-

вых, оно есть результат реакции на материальные и идеальные

интересы вполне определенных социальных групп, а во-вторых,

это результат творческого воздействия религиозного вдохнове-

ния и харизматической личности, которые действуют как <неза-

висимые переменные>.

С точки зрения Вебера, мировоззренческие установки миро-

вых религий созданы вполне определенными социальными груп-

пами, занимавшими четко обозначенное социальное положение и

обладавшие соответствующим статусом в обществе. Это - конфу-

цианские ученые, индусские брахманы, еврейские левиты и про-

роки, христианские святые. Каждая из этих групп имела свой <стиль

жизни> и утверждала определенную совокупность религиозных

убеждений. Особое внимание Вебера привлекал вопрос о том, ка-

ким образом взгляды нескольких человек, одаренных харизмати-

ческим вдохновением, превращались вначале в <стиль жизни> не-

которой статусной группы, а затем, в конце концов, в доминирую-

щую ориентацию всей цивилизации. Именно отсюда и проистека-

ли основные вопросы, которые он изучал при сравнении соответ-

ствующих цивилизаций в тот момент их становления, когда воз-

никали соответствующие религиозные убеждения.

Теоретические позиции Вебера при этом имеют явно выра-

женную конфликтную направленность. Выдающийся исследова-

тель творчества Вебера Р. Бендикс утверждает, что исходная пози-

ция Вебера состоит в том, что всякое общество можно понять как

состоящее из позитивно и негативно привилегированных статус-

ных групп, которые озабочены прежде всего тем, чтобы сохранить

в неизменности или упрочить влияние ныне сложившегося <стиля

жизни> путем установления социальной дистанции и исключи-

тельности, с одной стороны, и монополизации экономических

возможностей - с другой. Чтобы разобраться в стабильности и

динамике какого-либо общества, мы должны попытаться понять

усилия этих групп в их соотношении с идеями и ценностями, рас-

пространенными в обществе. Мы можем выбрать и другой путь

исследования: найти для каждой данной идеи или ценности те

статусные группы, материальный и идеальный образ жизни кото-

рых упрочивается благодаря этим ценностям и идеям.

Таким образом, Вебер подходит к изучению религиозных идей

с точки зрения их отношения к коллективным действиям и прежде

всего с точки зрения изучения тех социальных процессов, благо-

даря которым прозрение и вдохновение нескольких становится

убеждением множества людей. Он полагает, что каждая социаль-

ная группа характеризуется склонностью к идеям определенного

направления, соответствующим их образу жизни: крестьяне склон-

ны к поклонению природе и магии, христианское благочестие

представляет собою типичный феномен городской буржуазной

культуры, военная аристократия, как и другие политически доми-

нирующие группы, обладает специфическим чувством чести, ко-

торое несовместимо с идеализацией смирения и т.д.

Обе линии исследовательской деятельности имеют в своем ос-

новании общее допущение, состоящее в том, что общество являет-

ся совокупностью статусных групп, идеи и интересы которых в

как, й-то части расходятся, а в какой-то части совпадают. При этом

расхождение идей и интересов является реакцией на расхождение

статусных ситуаций, а перекрещивание или совпадение их идей и

интересов может быть объяснено при изучении прошлых конфлик-

тов и способов их разрешения, которые воплотились в сложив-

шихся формах господства и согласия.

Понимание общества как некоторого баланса противостоящих

сил дает ключ к пониманию того, почему Вебер отказывается от

попыток рассматривать социальные структуры в качестве чего-то

целого. Социология, с его точки зрения, это изучение сознатель-

ного (ипаегйапааЫе) поведения индивидов в обществе, а такие

коллективные образования, как государство, нация, семья, не

<действуют>, не <поддерживают себя> и не <функционируют>.

Между индивидами существует важная связь, которая может спо-

собствовать стабилизации общества. Действие каждого человека

ориентировано на действия других, и люди придают специфичес-

кую ценность тем коллективным образованиям, в которых они

участвуют. Но это не значит, что эти коллективности существуют

в виде некоторых целостностей высшего порядка.

С точки зрения Вебера, общество - это арена действия борю-

щихся между собою статусных групп, каждая из которых имеет

свои собственные экономические интересы, амбиции, понимание

мира и других людей. Он использует этот подход при анализе зе-

мельной аристократии, поднимающейся буржуазии, бюрократии и

рабочего класса в имперской Германии. Тот же подход использует-

ся и в сравнительных исследованиях религии. Успех каждой из

мировых религий явился результатом длительной борьбы. Каждая

из лидирующих статусных групп встречала сопротивление одной

или нескольких групп, которые преследовали свои материальные и

идеальные интересы во имя сохранения и утверждения исключи-

тельности и привилегированности их собственного <стиля жизни>.

Конфуцианские ученые должны были бороться с магией, мисти-

кой таоизма и с буддистскими монахами; брахманы-хиндуисты с

притязаниями кшатриев, с буддизмом и джайнизмом, равно как

4-690

и с различными неортодоксальными направлениями внутри брах-

манизма; иудейские пророки вели борьбу с огромным числом

царских пророков, оракулов и с различными группами левитов.

Внимание к постоянной борьбе между различными социальны-

ми группами было сердцевиной веберовского мировоззрения. Он

полностью отдавал себе отчет в том, что определенные конфликты,

в основе которых лежит противостояние конечных ценностей, не

могут быть устранены никакой аргументацией или разъяснением

позиций. Его исследования в области социологии религии эмпири-

чески подтверждают эту точку зрения. Конфуцианство, брахманизм

и иудейская религия - совершенно несовместимы друг с другом в

мировоззренческом смысле. Человек не может последовательно

отстаивать сразу две из этих систем верования и действия.

Но, с другой стороны, это отнюдь не означает, что общество

характеризуется постоянной нестабильностью. В своих исследова-

ниях Китая и Индии Вебер показал, что статусные группы в лице

конфуцианских ученых или брахманов становятся <носителями

культуры>. Это означает, что их образ жизни содействует стабиль-

ности общества. Как бы ни были условны соответствующие взгля-

ды, но если они получают поддержку со стороны господствующей

в обществе группы, то они принимаются как само собою разумею-

щаяся позиция, которая санкционирует одобрение и неодобрение

тех или иных действий и высказываний. В исследовании древнего

иудаизма Вебер раскрывает роль религиозного инноваторства.

Именно здесь он выясняет, каким образом вдохновение отдель-

ных людей становится доминирующей ориентацией раввинов после

исхода, еврейского народа в целом и при некотором изменении

формы основанием Западной цивилизации.

2. КОНФЛИКТ И ДЕВИАНГНОЕ ПОВЕДЕНИЕ:

ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ

Если для Вебера в центре внимания находится конфликт мате-

риальных и идеальных интересов различных статусных групп, ха-

рактеризующихся собственными экономическими интересами,

амбициями и определенной системой жизненных ориентации, то

для Дюркгейма в большей мере свойствен иной подход, связан-

ный с проблемой взаимоотношений общества и личности. Для

Вебера проблема существования общества в качестве субъекта дей-

ствия остается открытой. Действует на самом деле индивид, по-

ложение которого связано с определенным социальным стату-

сом. Связь между индивидами опосредована системой значений,

на основании которой каждое действующее лицо оценивает воз-

можную реакцию на свои действия со стороны других.

Дюрктейм исходит из прямо противоположной посылки. Для

него общество есть <реальность аш епеп5>. Оно, несомненно, сто-

ит над человеком, каждый индивид, появляющийся на свет, заста-

ет общество и его институты в готовом виде. Более того, поколения

людей сменяют друг друга, а система общественных институтов -

родственные связи, семья, культы и обряды, государство с его уста-

новлениями, нравственные требования -остается неизменной. Вся

совокупность общественных связей и институтов, считает Дюрк-

гсйм, скрепляется коллективным сознанием, которое и есть лишь

другое название для общества. Коллективное сознание существует

независимо от индивидуального, более того, оно не может быть

сведено и к сумме индивидуальных сознаний и представлений.

Общество, по Дюркгейму, имеет более фундаментальную основу

своего существования, нежели индивид. Индивид черпает свои

представления об окружающем мире благодаря тому, что общество

создает средства восприятия этого мира: основные понятия, фор-

мирующие сознание человека, закреплены в речи, в языке и сами

они представляют собою определенную проекцию общественных

отношений в индивидуальном сознании.

В сознании каждого индивида существует как бы два созна-

ния: <одно, общее нам со всей нашей группой, которое представ-

ляет собой не нас самих, а общество, живущее и действующее в

нас; другое, наоборот, представляет собой то, что в нас есть лич-

ного и отличного, что делает из нас индивида> (2). В этой двойст-

венности индивидуального сознания заключаются решающие

предпосылки личностного конфликта, который постоянно нахо-

дится в поле зрения Дюркгейма.

Важнейшей категорией социологии Дюркгейма является по-

нятие солидарности. Это то, что соединяет индивидов, превращает

их в некоторую целостность. Дюркгейм выделяет два вида солидар-

ности - механическую и органическую. Первая имеет в своей ос-

нове одинаковость отношения индивидов к обществу. Здесь отно-

шения между коллективным и индивидуальным сознанием подоб-

ны отношению человека к вещи, которой он обладает. <Индивиду-

альное сознание, рассматриваемое с этой точки зрения, полностью

подчинено коллективному типу... В обществе, где эта солидарность

очень развита, индивид не принадлежит себе; это буквально вещь,

которой распоряжается общество. Поэтому в таких социальных

типах личные права еще не отличимы от вещных> (3).

Органическая солидарность, напротив, основана на глубоко

эшелонированном разделении труда. Она предполагает не оди-

наковость индивидов, а их различия. Единство организма тем боль-

ше, чем отчетливее дифференциация частей.

Особое место в социологии Дюркгейма занимает проблема нрав-

ственности, которую он в определенной мере противопоставляет

отношениям, основанным на интересе. Если интерес и сближает

людей, то лишь на несколько мгновений, - считает Дюркгейм.

Интерес создает между людьми лишь внешнюю связь. При обмене

различные стороны остаются вне друг друга и, совершив сделку,

каждый оказывается снова один. Сознания индивидов в этом слу-

чае приходят только в поверхностное соприкосновение. <Если по-

смотреть глубже, - пишет Дюркгейм, - то окажется, что во вся-

кой гармонии интересов таится скрытый и только отложенный на

время конфликт. Ибо там, где господствует только интерес, ничто

не сдерживает сталкивающиеся эгоизмы, каждое <я> находится от-

носительно другого <я> на военном положении, и всякое переми-

рие в этом вечном антагонизме не может быть долговечным> (4).

Действительная природа органической солидарности, по мне-

нию Дюркгейма, связана, с одной стороны, с развитой системой

права, а с другой, с нравственным самосознанием. При этом нрав-

ственность рассматривается Дюркгеймом в качестве конкретной

совокупности норм, воздействующих на реальное поведение ин-

дивидов через понимание ими своих прав и обязанностей. <Каж-

дый народ вырабатывает свою систему нравственности, опреде-

ляемую условиями, в которых он живет. Поэтому невозможно

навязывать ему другую нравственность, - как бы высока она ни

была, - не дезорганизуя его; а такие потрясения не могут не

ощущаться болезненным образом отдельными людьми>. В то же

время в нравственных требованиях, как и во всякого рода иной

деятельности, важно соблюдать меру. <Нравственность, - под-

черкивает Дюркгейм, - не может повелевать сверх меры про-

мышленными, торговыми и тому подобными функциями, не па-

рализуя их, а они, между тем, имеют жизненное значение. Так,

считать богатство безнравственным - не менее гибельная ошиб-

ка, чем видеть в нем благо по преимуществу> (5).

Фундаментальные понятия социологии Дюркгейма - нормаль-

ное и патологическое состояние общественных отношений. Они

не отождествляются с нравственными оценками: нормальное не

есть хорошее, а патологическое не совпадает с плохим. Для каж-

дого типа социальных отношений имеется своя социально допус-

тимая норма патологии или отклонения. Так, преступления, само-

убийства, психические заболевания или несчастные случаи - по-

жары, дорожные происшествия - все это явления нежелательные.

Но общество пока еще не нашло средств от них избавиться. Они

повторяются с определенной частотой и периодичностью. Если

собрать статистические данные, касающиеся этих фактов, то ока-

жется, что они обладают определенной устойчивостью. Для каж-

дого общества существуют свои нормы социальной патологии -

преступлений, самоубийств, которые фиксируются социальной

статистикой. Метод Дюркгейма состоит в том, чтобы накапливать

социальные факты и анализировать их в качестве своего рода есте-

ственнонаучных данных.

Особое внимание Дюркгейма привлекает феномен самоубий-

ства. В рамках его теории статистика самоубийств должна выявить

степень нравственной солидарности членов общества. В своей

книге, посвященной этой проблеме, он впервые проводит срав-

нительное исследование статистики самоубийств на протяжении

XIX в. в европейских странах. Дюркгейм подразделяет самоубий-

ства на три группы: эгоистические, альтруистические и основан-

ные на аномии, т.е. на потере главных ценностных ориентиров в

жизни, разрушении смысла существования в результате личност-

ного кризиса. Как правило, констатирует Дюркгейм, анемические

самоубийства совершаются в условиях нравственного кризиса,

разрушающего коллективное сознание в обществе. Далеко не все

социальные потрясения, как показывает Дюркгейм, порождают

нравственный кризис в обществе. Война, например, ведет к усиле-

нию патриотических чувств, к усилению солидарности и внутрен-

ней сплоченности общества. Эти периоды характеризуются резким

уменьшением самоубийств и даже психических заболеваний.

Весьма интересны в этой связи рассуждения Дюркгейма о ха-

рактере кризиса нравов, которое переживало европейское общест-

во в начале XX в. Истоки и природу этого болезненного состояния

Дюркгейм видит в том, что <за небольшой промежуток времени в

структуре наших обществ произошли глубокие изменения; они ос-

вободились от сегментарного типа со скоростью и в масштабах,

подобных которым нельзя найти в истории. Поэтому нравствен-

ность, соответствующая этому типу, испытала регресс, но другая

не развилась достаточно быстро, чтобы заполнить пустоту, остав-

ленную прежней нравственностью в нашем сознании. Наша вера

поколеблена; традиции потеряли власть; индивидуальное суждение

освободилось от коллективного. Но, с другой стороны, у функций,

разъединившихся в ходе переворота, еще не было времени для вза-

имного приспособления, новая жизнь, как бы сразу вырвавшаяся

наружу, еще не смогла полностью организоваться... Если это так,

то лекарство от зла состоит не в том, чтобы стараться во что бы то

ни стало воскресить традиции и обычаи, которые, не отвечая более

теперешним социальным условиям, смогут жить лишь искусствен-

ной и кажущейся жизнью. Что необходимо - так это прекратить

аномию, найти средства заставить гармонически сотрудничать

органы, которые еще сталкиваются в беспорядочных движениях,

внести в их отношения больше справедливости, все более ослабляя

источник зла - разного рода внешнее неравенство.

Первейший долг в настоящее время - создать себе нравст-

венность. Такое дело невозможно осуществить посредством имп-

ровизации в тиши кабинета; оно может возникнуть только само-

произвольно, постепенно, под давлением внутренних причин, бла-

годаря которым оно становится необходимым. Рефлексия же

может и должна послужить тому, чтобы наметить цель, которой

надо достигнуть> (6).

Существенный компонент новой нравственности - как ее по-

нимает Дюркгейм, - заключается в регулировании конфликтов.

Народы, пишет он за полтора десятилетия до начала первой миро-

вой войны, взывают к состоянию, когда отношения между обще-

ствами будут регулироваться мирно. Но эти естественные челове-

ческие устремления могут быть удовлетворены лишь тогда, когда все

люди образуют единое общество, подчиненное одним законам. <Точно

так, как частные конфликты могут сдерживаться только регулирую-

щим действием общества, заключающего в себе индивидов, так и

интерсоциальные конфликты могут сдерживаться только регулиру-

ющим действием одного общества, заключающего в себе все дру-

гие. Единственная сила, способная умерять индивидуальный эго-

изм, - это сила группы; единственная сила, способная умерять

эгоизм групп, - это сила другой, охватывающей их группы> (7).

Можно сказать, что социологическая теория Дюркгейма созда-

ла рационалистическую теорию разрешения макроконфликтов.

Поколениям политиков, жившим после него, нужно было сделать

немногое: усвоить его теорию и следовать ей на практике. Но ир-

рациональные стремления оказались сильнее и через некоторое

время слова его стали гласом вопиющего в пустыне...

3. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ В ТЕОРИИ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 455 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2397 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.