Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема конфликта в контексте




РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Рассмотрев вкратце европейские и американские подходы к

конфликту, остановимся и на российской традиции или на рос-

сийских традициях и подходах к решению конфликтных ситуа-

ций. Исходный момент здесь заключается в том, что российское

общество XIX в. было расколотым обществом. Крестьянская и

дворянская культура, крестьянский и дворянский образ жизни

соприкасались и порою весьма тесно, но почти не перекрещива-

лись между собою. Это достаточно обстоятельно зафиксировано

в художественной литературе, в классических ее образцах. На этой

основе в России развертывается и нарастает политический кон-

фликт, первым знаком которого было восстание декабристов 1825 г.

Поражение восстания оказалось обусловленным не только мо-

щью самодержавия, но и в не меньшей степени расколом самой

революционной группы на сторонников умеренных преобразо-

ваний и радикалов.

Крупный шаг в разрешении фундаментального национального

конфликта был предпринят в ходе реформ 60-х годов. Речь идет об

отмене крепостного права в 1861 г. (время гражданской войны в

США и жесткого очерчивания интересов национальных государств

в Европе в качестве определенного протеста на доминирование

российских интересов после 1815 г.). Однако и в этот процесс вме-

шивается российский радикализм и максимализм. После собы-

тий 1 марта 1881 г. начинается эпоха реакции и контрреформ,

характерная для всего царствования Александра III. Эта же ли-

ния боязни реформирования общества прослеживается в качест-

ве доминирующей и в царствование Николая II. Русская общест-

венная мысль в этих условиях раскалывается. Одна линия связа-

на с воспеванием революции, другая - с ее проклятиями. Между

ними нет промежуточных вариантов и точек соприкосновения.

Главный конфликт конца Х1Х-начала XX в. носит не классовый

характер, как в это время в Западной Европе, а общедемократи-

ческий, гражданский характер. Это конфликт между деспотизмом

и произволом самодержавной монархии, с одной стороны, и об-

щегражданскими правами пробуждающегося к самостоятельной

жизни населения страны - с другой. В идеологическом плане по-

люса политической жизни закрепляются, с одной стороны, в кон-

цепциях религиозно-мессианского характера и предназначения

России к неким великим свершениям и, с другой стороны, в про-

западнических революционных теориях, берущих на свое воору-

жение идеи насильственных революционных преобразований.

В разных вариантах российского мировоззрения проблема кон-

фликта занимала различное место.

Христианская религиозная философия обращалась к идее со-

борности, которая, по сути дела, не оставляла места для понима-

ния каких-либо конфликтных отношений. Личность здесь раство-

рялась в целостности народа, церкви, религии и государства. Кон-

фликт мог рассматриваться с этой точки зрения лишь как ересь,

отклонение от русской православной идеи и, естественно, должен

был преследоваться и наказываться.

Революционные доктрины рассматривали конфликт прежде

всего в терминах эксплуатации, личной зависимости и, несколько

позже, в терминах классовой борьбы с указанием на классовую

природу государства, о чем говорилось выше. На российской поч-

ве была развита теория трех форм классовой борьбы - экономи-

ческой, политической и идеологической, - сыгравшая огромную

мобилизующую роль в ходе революционных преобразований.

Либеральные теории и доктрины не получили особого распро-

странения на российской почве. Кадетская партия, хотя и облада-

ла известной политической устойчивостью, не имела особого вли-

яния на принятие политических решений ни в годы распутинщи-

ны, ни тем более в постреволюционный период, когда она оказа-

лась одной из первых запрещенных политических организаций.

Крайняя идеологизация конфликта, использование таких фор-

мул, как <если враг не сдается, его уничтожают> или <кто не с

нами, тот против нас>, стали, по сути дела, трагической особен-

ностью российской истории, содействовавшей превращению ре-

волюции в гражданскую войну, а впоследствии - установлению

тоталитарного политического режима. В российском националь-

ном самосознании было очень мало места для терпимости, для

понимания точки зрения противоположной стороны, для посред-

нической деятельности в любых ее вариантах. Великие цели тре-

бовали великих жертвоприношений. Никто не хотел уступать, и

свою правоту каждый был готов отстаивать ценой собственной

жизни, не говоря уже об имуществе, собственности и прочих

3-690

меркантильных интересах, которые отчуждались любыми вари-

антами русского национального самосознания. Идеал <духовнос-

ти>, к которому теперь столь часто обращаются, отнюдь не спо-

собствовал началу смирения и кротости. Наоборот, он требовал

самопожертвования.

В этом плане чрезвычайно поучительна и роль толстовства

как примиренческой идеологии, как попытки отстоять принцип

непротивления злу насилием. Прежде всего не следует забывать,

что великий русский правдолюбец был предан анафеме ортодок-

сальной православной церковью, что для него было большим ис-

пытанием. Но и преклонение перед Толстым, стремление обрес-

ти в нем учителя жизни, характерное для интеллектуальных кру-

гов второй половины первого десятилетия, т.е. для эпохи после-

революционной (после первой русской революции 1905 г.), не ока-

залось источником действия. Примиренческий потенциал, заложен-

ный в толстовстве, оказался невостребованным. Слишком велики

оказались людская злоба и ненависть, аккумулировавшие в себе

целые века взаимного отчуждения, господства и подчинения, при-

нуждения и насилия, борьбы против этого насилия, выразившей-

ся в истории российских бунтов или крестьянских войн, не при-

водивших страну к победе новых религиозных канонов. Более

того, они оказались сконцентрированными на очень узком поле

политического пространства, где почти каждое действие усугуб-

ляло это чувство взаимной неприязни и ненависти.

Что касается послереволюционного периода (после 1917 г.),

то, во-первых, в этот период утвердились концепции классовой

борьбы; во-вторых, масса ненависти после гражданской войны

оказалась неисчерпанной; в-третьих, образ или стереотип <врага

народа> стал одним из господствующих политических стереоти-

пов в массовом сознании. Официальная доктрина догматизиро-

ванного марксизма, а с 1929 г. <марксизма-ленинизма> играла ог-

ромную роль в мобилизации психологической энергии масс на

преобразования такого масштаба, которые нельзя сравнивать с

петровскими преобразованиями. Человек, личность был лишь ма-

териалом истории, ничтожной частью всемирных деяний, направ-

ленных на торжество <справедливости> во всемирно-историчес-

ком масштабе, с точки зрения которого <личная справедливость>

и личная судьба были лишь помехой. Классовая битва шла в исто-

рическом масштабе, конфликты на более низких уровнях не мог-

ли иметь самостоятельного значения.

Такой подход к действительности, точнее говоря, такой спо-

соб видения и конструирования социальной реальности объяс-

няет тот факт, что хотя в советской обществоведческой литера-

туре обсуждалась проблема противоречий в разных ракурсах, но

это обсуждение никогда не опускалось до дискуссии о конфлик-

те, который имел вполне конкретный и осязаемый характер. На-

оборот, долгое время в качестве установочной точки зрения по

отношению к литературе и искусству господствовал принцип бес-

конфликтности, согласно которому конфликты могли иметь место

лишь в качестве пережитков прошлого или быть свойством чуж-

дой классовой среды. Считалось, что в советском обществе до-

стигнуто единство и даже сами противоречия играют в нем все

боле,; относительную роль.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 383 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2361 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.