Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности развития конфликтов




В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США

Осмысление природы конфликтов в общественной жизни не

могло остановиться на рассуждениях Аристотеля и Томаса Гоббса.

Развитие различных регионов мира, становление капитализма,

войны и революции, происходившие в Европе в XVII-XIX вв.,

давали богатый материал для размышлений и для теоретических

выводов мыслителям самых разных направлений.

Во второй половине XIX в. большое распространение в Евро-

пе, а вслед за нею и в России получила марксистская интерпрета-

ция исторического процесса. В основу этой концепции была по-

ложена теория классовой борьбы как главной и доминирующей

формы конфликта, пронизывающего всю историю человечества

и принимающего своеобразные формы на разных этапах этой ис-

тории. Для капиталистической общественно-экономической фор-

мации главным стержнем являлась борьба между трудом и капи-

талом, или между рабочим классом и классом буржуазии. С точ-

ки зрения тех позиций, которые разрабатывались основополож-

никами и последователями марксистской теории, государство, как

и другие политические институты, не являлось ни представите-

лем интересов всего общества, ни арбитром в споре между кон-

фликтующими группировками. Всякое государство - лишь ко-

">7

митет, управляющий делами господствующего класса. Оно - по

определению - носит классовый характер. Сам конфликт между

классами принимает развитые формы лишь тогда, когда эксплуа-

тируемая масса осознает действительную роль политических ин-

ститутов, когда острие борьбы оказывается направленным имен-

но против политического устройства общества, против государ-

ства. В ниспровержении старых форм государственности и в ус-

тановлении новых ее форм европейские и российские марксисты

видели суть пролетарской, социалистической революции.

Наиболее известные современные историки общественной мыс-

ли, как, например, Ральф Дарендорф (Германия) или Антони Гид-

денс (Великобритания), рассматривают марксизм в качестве весь-

ма влиятельного направления, которое оказывает значительное воз-

действие на формирование сложившихся ныне способов понима-

ния действительности. Они подчеркивают, что в теории марксизма

был обобщен опыт европейской истории, в особенности таких ее

важнейших событий или процессов, как индустриальная револю-

ция в Англии и Великая Французская буржуазная революция (1789-

1793). Девятнадцатое столетие в Европе действительно прошло под

знаменем острой политической борьбы между рабочим классом и

классом предпринимателей. Рабочие европейских стран добились

восьмичасового рабочего дня, законодательного запрещения исполь-

зования детского труда на фабриках, создания не только системы

рабочего и трудового законодательства, но и парламентских инсти-

тутов, гарантирующих претворение в жизнь соответствующих прав.

В подавляющем большинстве европейских стран классовый кон-

фликт развивался таким образом, что государство должно было

принимать законы под воздействием классовой борьбы, под воз-

действием рабочего класса, сформировавшего свои профессиональ-

ные и политические организации. Политические партии социал-

демократического характера и национальные профсоюзы заняли

важное место в политической жизни всех развитых европейских

стран. Экономически господствующий класс предпочитал уступки

рабочему движению, оформленные с помощью законодательства и

права, тем потрясениям и разрушениям, которые могли бы после-

довать в случае его неуступчивости и пример которых демонстри-

ровал опыт российской политической истории.

Европейское общество вошло благодаря этому в XX в. с боль-

шим опытом разрешения и примирения конфликтов. В ходе ост-

рой политической борьбы вырабатывалась культура компромис-

са - основа основ европейской политической жизни.

Не менее важен и интересен был в этом отношении и опыт

США. XIX в. для этой страны, особенно начало века, - век ин-

дивидуализма, ожесточенной конкурентной борьбы. Это время,

порождающее своеобразный психологический типаж американ-

ца, известный под названием 5е1г-опепгеа регкопаШу, т.е. личнос-

ти, ориентированной на самое себя. Этот человек не мог пола-

гаться на защиту закона и должен был сам отстаивать свое право

на жизнь, нередко это приходилось делать с оружием в руках.

Рассказы Джека Лондона, повести Фолкнера дают достаточно

яркое представление об американское культуре этого времени.

Классовый конфликт в США развивался несколько в иных фор-

мах, чем это было в Европе. В середине прошлого века он перемес-

тился в сторону конфликта между Севером, представлявшим инте-

ресы индустриального развития страны, и Югом - сосредоточени-

ем своеобразной феодальной суверенности штатов, господствующие

круги которых развивались на экономической основе рабского тру-

да чернокожих. Гражданская война между Севером и Югом разре-

шила этот конфликт в пользу капиталистического способа произ-

водства и отмены рабства. Таким образом сложились предпосыл-

ки для формирования современных Соединенных Штатов Аме-

рики. США, следовательно, прошли в своем историческом раз-

витии через известную и разрушительную фазу насилия, которое

послужило уроком для будущих поколений граждан этой страны.

По мере преодоления наследия гражданской войны уходила и

культура <дикого Запада>, основным атрибутом которой был шес-

тизарядный кольт. Становление бизнеса в крупных масштабах

оказалось несовместимо с произволом и неожиданностью соци-

ального поведения личностей, ориентированных на себя. Посте-

пенно крупные формы и монополии перерабатывали огромный

человеческий материал, превращая 5е1т-опеп1еа рег8опа1ку в о1Ь-

ег-опеШеа регеопаИгу, в совершенно иной социально-психологи-

ческий типаж, формирующийся под доминирующим воздействи-

ем бюрократической культуры. Этот процесс переработки чело-

веческого материала зафиксирован не только в художественной,

но и в социологической литературе. Речь идет об исследованиях

Уайта <Человек организации> и о знаменитой книге Дэвида Рис-

мена <Толпа одиноких>.

В ходе этих преобразований формировалась своеобразная куль-

тура преобразования и разрешения конфликтов. В отличие от Ев-

ропы, в США гораздо меньшее значение имеет при разрешении

конфликтов общефедеральное или общегосударственное законода-

тельство. Гораздо большее значение приобретают фирмы и ком-

пании, с одной стороны, а с другой стороны, - местные власти.

Кризис конца 20-х годов, или экономическая депрессия, как его

называют, сыграл огромную роль в формировании американской

культуры преодоления конфликтов. Именно в это время под ру-

ководством социального психолога Элтона Мэйо была проведена

серия экспериментов по организации производства, в ходе кото-

рых возникла теория человеческих отношений, упорно отвергав-

шаяся догматическим марксизмом. Суть этой теории в выявлении

психологической составляющей как самостоятельного и очень важ-

ного компонента организации производственного процесса. При-

знание значимости работника как человеческого существа опро-

вергало рационалистический тейлоровский подход к организации

производства. Новые подходы исходили из той предпосылки, что

работник - человек и гражданин, а не простая функция производ-

ственного технологического процесса. Открытие Мэйо способст-

вовало изменению психологического климата на производстве и

прежде всего в деятельности больших компаний и предприятий.

Управленческий персонал обязан был получить багаж определен-

ных социологических и психологических сведений и навыков,

применение которых предотвращало производственные конфлик-

ты и обеспечивало стабильность экономической деятельности.

В политическом плане чрезвычайно важным был <новый курс>,

предложенный Ф.Д. Рузвельтом, в основу которого была положе-

на идея гражданственности, ограничения аппетитов монополий

во имя национальных интересов. Можно сказать, что <новый курс>

и концепция человеческих отношений стали общезначимыми цен-

ностями американского образа жизни, сыгравшими огромную роль

в практике предотвращения конфликтов и их регулирования. Те-

перь каждый американец воспитывается на основе усвоения таких

истин: конфликты существуют, они правомерны и избежать их

невозможно, так как каждый человек имеет свои собственные ин-

тересы, которые он вправе отстаивать; однако обострение кон-

фликта способно нанести людям, участвующим в этих конфлик-

тах, гораздо больший ущерб, нежели тот выигрыш, который мож-

но было бы ожидать, настаивая на своих собственных интересах -

ибо другие люди также обладают своими интересами, и они будут

их отстаивать с не меньшим энтузиазмом, если дело дойдет до

угрозы их ущемления; лучший способ добиться реализации своих

интересов - открытый переговорный процесс с теми, от кого за-

висит возможность реализации этих интересов. В конце концов

можно найти такой вариант в ходе переговоров, при котором ни

одна из сторон не будет ущемлена. Примером такой переговорной

практики являются рыночные отношения, отношения договора и

сделки, в ходе которых всегда идет определенная прикидка воз-

можных выгод и потерь от той или иной акции.

Весьма интересно и развитие внутреннего политического кон-

фликта в американском обществе, характеризующемся достаточ-

но высокой степенью стабильности и устойчивости. Механизм

этой устойчивости в значительной мере обусловлен ритмом по-

литической жизни США - четырехлетним сроком президент-

ского мандата в соответствии с Конституцией. Автор книги <Со-

циальный конфликт и социальные движения> Антони Обершелл

- один из наиболее известных представителей социологии кон-

фликта - так характеризует противостояние двух основных по-

литических традиций в рамках американской демократии:

<внутри американской демократической политической тради-

ции, основанной на идеалах политического равенства и принци-

пах народного суверенитета и правления большинства, всегда су-

ществовала и будет существовать - и скорее всего будет существо-

вать всегда - напряженность между элитистской (Гамильтонов-

ской) и популистской (Джефферсоновской) ориентациями. Дей-

ствительно, каким образом предпочтения большинства народа могут

быть превращены в закон? Те, кто не доверяют народной мудрос-

ти, и те, кто, напротив, не доверяют мотивам народных избранни-

ков и хотят минимизировать неравенства, являющиеся результа-

том политической дифференциации граждан, предпочитают раз-

личные формы структурной организации претворения демократи-

ческих принципов в жизнь. Популисты считают, что законодате-

ли - это необходимое зло и они должны быть лишь исполнителя-

ми народной воли. Элитисты рассматривают законодателей в ка-

честве полезного посредника между предрассудками обществен-

ного мнения и формированием общественной политики. Попу-

листы выступают за частые и прямые выборы, имея в виду, что

первичные выборы проверяют влияние партийных боссов, дейст-

вующих группами и объединенно. Они используют референдум

как противовес влиянию законодателей. Элитисты находятся в

оппозиции к этим институтам. Распространение элитизма подры-

вает демократию в пользу олигархии. А распространение популиз-

ма вполне может содействовать установлению диктатуры и подав-

лению прав меньшинств нетерпеливым большинством. Успех де-

мократической традиции в значительной мере основывается на

противоречиях и напряженности, существующей между этими дву-

мя конфликтующими ориентациями, так как это позволяет обес-

печить реформирование и перестройку демократических институ-

тов изнутри в соответствии с новыми обстоятельствами и новыми

политическими силами> (11).

Мы привели это высказывание Обершелла для того, чтобы

проиллюстрировать наличие по меньшей мере двух трактовок са-

мой демократии - популистской и элитистской, - которые ока-

зываются весьма существенными даже при условиях функциони-

рования хорошо отлаженных институтов демократического устрой-

ства общества. Позиция Обершелла лишь иллюстрирует тезис о

весьма высокой сложности демократического общественного уст-

ройства, которая не просматривается при одномерном противопо-

ставлении демократии и тоталитаризма (12).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 413 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.