Организация библиотечно-библиографического и информационного обслуживания в стационарной и внестационарной формах. К стационарному обслуживанию относят: абонемент, читальный зал, межбиблиотечный и международный абонементы. К внестационарному обслуживанию относят: заочный абонемент, библиотечные пункты, библиобусы и другие виды передвижных библиотек(суда, поезда, самолеты и вертолеты),книгоношество, «книгоразвоз»,бригадный абонемент.
Виды абонементов: индивидуальный и коллективный; общий; групповой; функциональный(между библиотекарями по отдельным операциям: запись читателя и прием книг, консультирование при выборе книг в фонде, оформление выдачи книг);отраслевой(по отраслям знаний);специализированный(по видам документов, категориям читателей, пользователей библиотек, типам информационных потребностей, особенностям включения в другие инфраструктуры).
На общем абонементе могут реализовываться элементы группового(выделение часов или дней для работы с отдельными группами читателей),отраслевого или специализированного абонементов.
Виды читальных залов: общие и специализированные.Общие читальные залы предназначены для удовлетворения разнообразных жизнедеятельностных потребностей пользователей библиотек. Специализированные читальные залы организовываются для более полного удовлетворения профессиональных, а также специальных потребностей.
Читальные залы дифференцируются: по отраслям знаний и комплексам наук,по характеру и виду изданий и других документов, по образовательному цензу читателей. Во всех организационных формах важно учитывать индивидуальный подход и основное назначение этих форм, а именно: приближение информации к пользователю и принцип социальной справедливости, а также внедрение новых информационных технологий.
Медиотека определяется как библиотека, специализирующаяся на некнижных носителях. Медиатека должна быть общедоступной вне зависимости от социальных, национальных, политических, демографических, физических и других различий. Медиотека- институт непрерывного образования, развития личности на протяжении всей жизни и удовлетворения ее потребностей, связанных с общим самообразованием и учебой. Одной из сосавляющих медиатеки является артотека – собрание репродукций картин. Артотека как средство обслуживания способствует решению задач духовного и эстетического развития человека.Наряду с артотекой существуют и и диатеки,которые включают слайды, диапозитивы, диафильмы. Кроме диатек имеются и видеотеки.
5. Канцэпцыі бібліятэчнага абслугоўвання. Основные концепции библиотечного обслуживания – 1. Идеологическая 2. Педагогическая (воспитательная) 3. Просветительная 4. Социализирующая 5. Информационная. Содержание понятия «БО» эволюционировало по мере того как изменялись представления о роли б-ки на разных стадиях развития общества. В основе той или иной концепции БО лежит отношение к читателю то есть- та или иная концепция читателя. Исследование проведенное показывает, что на протяжении всего времени развития Росси как читающего государства существовало 4 концепции читателя: 1. консервативная, 2. либеральная, 3. ревалюционно-радикальная, 4. коммерческая. Каждая из этих концепций прошла свой путь развития. Консервативная концепция читателя берет сое начало со времен Древней Руси. Суть этой концепции читателя: отношение к читателю как к объекту воспитания: деление книг на полезные и вредные, противопоставление знания и веры, нравственности: отношения к читателю как подконтрольной деятельности. Т. о. эта концепция была направлена на сохранение народного сознания в духе православных ценностей, на предотвращение народного неистования. Эта концепция легла в основу теории руководства чтением, которая определяла библиотечное обслуживание в Росси в течении всего 20 века. Либеральная концепция читателя зародилась в России в 16 веке. В основе либеральной концепции читателя лежит философия либерализма и основные либеральные ценности, пришедшие в Россию с Запада: свобода личности, ее право на индивидуальное и суверенное развитие, гуманистические взгляды на воспитание: как то представление о знании как о величайшей ценности. Суть либеральной концепции читателя заключается в осознании права читателя на свободу доступа к знаниям, признания разнообразия потребностей, понимание чтения как средства развития личности. Революционно- радикальная концепция. Сформировалась в 2 социальных средах: дворянской (декабристской) и разночинской возникла она в период формирования дворянской культуры (18-19 века). Однако некоторые черты этой концепции можно заметить уже в период Петровских реформ. Концепция читателя требовала от него серьезности, реалистичности: чтение рассматривалось как ресурс социального переустройства, как важнейшее средство радикальных преобразований. КЧ была резко оппозиционной в отношении к консервативным взглядам и полемична по отношению к либеральным. КЧ относится только к так называемому «народному» читателю. Именно низовой, народный читатель был «социальной базой» данной концепции. Дальнейшее развитие революционно-радикальных идей, в том числе и революционно-радикальной концепции читателя, связана с развитием марксизма в России. Коммерческая концепция стала складывается уже в после Петровское время. Уже в 18 веке зародился коммерческий подход к читателю, сутью которого была ориентация на читательский интерес и спрос как на источник коммерческой выгоды издателя. Суть КК в представлении о нем как о потребителе специфического товара- книги, ценность которого определяется суммой производственных затрат и важностью содержания. Основой данной К был доход от любой книги, востребованной читателем, поэтому ни о каком «руководстве чтением» речь не шла. В современном российском обществе присутствуют «явно или латентно» все 4 концепции. Наиболее отчетливо сегодня проявляется либеральная и коммерческая К. Сегодня, опираясь на знание КЧ можно выделить основные КБО: идеологическую, педагогическую (воспитательную), просветительскую, информационную. В основе идеологической КБО лежит, в основном, консервативная, и ее модификация сложившаяся в 20 веке в период «2-го большевизма». Суть ИКБО – в понимании б-ки как идеологического учреждения, помогающего строительству коммунизма. Идеологическая функция была законодательно закреплена постановлением ЦК КПСС 1974. Все другие функции были вторичны. ИКБО была характерна только для советской б-ки. Воспитательная КБО ставила целью формирование всесторонне развитой личности, ИКБО предполагала формирование «идеологически выдержанной личности».Просветительская КБО суть ее в осознании права читатель на свободу доступа к знанию, добытого всем человечеством, признания разнообразия потребностей, понимание чтения как средство развития личности. Читатель как субъект БО и в этом ее главное отличие. Б-ка как социокуль. Институт, основная функция которого является мемориальная и просветительная. Цель БО возвышение ЧП и максимально полное их удовлетворение. Социализирующая КБО основывается на теории социализации личности сформулированной в 20 веке, как альтернатива теории воспитания. Суть теории в понимании того, что формирование личности идет не только в педагогически организуемом пространстве, но и широкой слабо контролируемой соц. среде.