- Либеральная- свобода информации и свобода доступа к информации. В России арактерна для 90-х годов 20 вв, после Перестройки, когда появилось возможность доступа и использования практически любой информации, которая прежде скрывалась и находжилась под запретом в связи с политическим строем.
- Консервативная- деление книг на полезные и вредные.Первоначальноцерковь решала,какую литературу можно читать,а какую не следует. Затем власть определяла «неугодную» литературу (цензура). Главный приоритет-педпгогический аспект,воспитательный.
- Коммерческая – книга, информация является товаром, соответственно библиотека может предоставлять платные услуги, обеспечивая информацией различные группы пользователей. Сейчас появляются бизнес-библиотеки, обслуживание контингента пользователей которых осуществляется на платной основе.
- Революционно-радикальная- возникает на волне политических переустройств в государстве. Любое политическое волнение сопровождается агитационными изданиями, подпольной печатью. Например,в период Великой Французской буржуазной революции – листовки; в период СССР (60-70е– Самиздат (подпольная печать, рукописная перепись произведений литературы), Тамиздат (печатали неугодную правительству литературу за границей).
Исследование проведенное показывает, что на протяжении всего времени развития Росси как читающего государства существовало 4 концепции читателя: 1. консервативная, 2. либеральна я, 3. ревалюционно-радикальная, 4. коммерческая. Каждая из этих концепций прошла свой путь развития. Консервативная концепция читателя берет сое начало со времен Древней Руси. Суть этой концепции читателя: отношение к читателю как к объекту воспитания: деление книг на полезные и вредные, противопоставление знания и веры, нравственности: отношения к читателю как подконтрольной деятельности. Т. о. эта концепция была направлена на сохранение народного сознания в духе православных ценностей, на предотвращение народного неистования. Эта концепция легла в основу теории руководства чтением, которая определяла библиотечное обслуживание в Росси в течении всего 20 века. Либеральная концепция читателя зародилась в России в 16 веке. В основе либеральной концепции читателя лежит философия либерализма и основные либеральные ценности, пришедшие в Россию с Запада: свобода личности, ее право на индивидуальное и суверенное развитие, гуманистические взгляды на воспитание: как то представление о знании как о величайшей ценности. Суть либеральной концепции читателя заключается в осознании права читателя на свободу доступа к знаниям, признания разнообразия потребностей, понимание чтения как средства развития личности. Революционно- радикальная концепция. Сформировалась в 2 социальных средах: дворянской (декабристской) и разночинской возникла она в период формирования дворянской культуры (18-19 века). Однако некоторые черты этой концепции можно заметить уже в период Петровских реформ. Концепция читателя требовала от него серьезности, реалистичности: чтение рассматривалось как ресурс социального переустройства, как важнейшее средство радикальных преобразований. КЧ была резко оппозиционной в отношении к консервативным взглядам и полемична по отношению к либеральным. КЧ относится только к так называемому «народному» читателю. Именно низовой, народный читатель был «социальной базой» данной концепции. Дальнейшее развитие революционно-радикальных идей, в том числе и революционно-радикальной концепции читателя, связана с развитием марксизма в России. Коммерческая концепция стала складывается уже в после Петровское время. Уже в 18 веке зародился коммерческий подход к читателю, сутью которого была ориентация на читательский интерес и спрос как на источник коммерческой выгоды издателя. Суть КК в представлении о нем как о потребителе специфического товара- книги, ценность которого определяется суммой производственных затрат и важностью содержания. Основой данной К был доход от любой книги, востребованной читателем, поэтому ни о каком «руководстве чтением» речь не шла. В современном российском обществе присутствуют «явно или латентно» все 4 концепции. Наиболее отчетливо сегодня проявляется либеральная и коммерческая К. Сегодня, опираясь на знание КЧ можно выделить основные КБО: идеологическую, педагогическую (воспитательную), просветительскую, информационную. В основе идеологической КБО лежит, в основном, консервативная, и ее модификация сложившаяся в 20 веке в период «2-го большевизма». Суть ИКБО – в понимании б-ки как идеологического учреждения, помогающего строительству коммунизма. Идеологическая функция была законодательно закреплена постановлением ЦК КПСС 1974. Все другие функции были вторичны. ИКБО была характерна только для советской б-ки.